Институционализация практики социальной работы: зарубежные модели социальной помощи, отечественные модели социальной помощи.
а)ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ СОЦ.ПОМОЩИ
1)Модель филантропической помощи (человеколюбие)
Античность. Поддержка и помощь свободным гражданам и развитие гражданских традиций (бесплатная раздача зерна, вина; денежная помощь)
2)Модель общественной благотворительности
Деятельность церкви и развития местного самоуправления в городах. Формирование государственных законов.
Тримитарии (1198-1794) - церковный о рган.
Среди ремесленников организуются цеховые формы поддержки. Монастыри выступают в качестве социальных учреждений.
3) модель социального обеспечения
Разрушается церковно-монастырская система благотворительности, усиливается государственная и общественная поддержка. Проводятся мероприятия по локализации профессионального нищенства ( введение налогов, законы, полиция, система воспитания и образования, система страхования)
4)Модель соц. служб
Характеризуется тем, что организуется сеть профессиональных заведений. Социальная помощь организуется в государственных учреждениях, школах, армиях, церкви. → Участвуют в этом государственные, общественные, благотворительные организации
б) ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ
1)Модель княжеского и церковно-монастырского попечения
Опека характерных слоев населения, которая берется законодательно под княжеский церковный патронаж. Основная задача - “ питание” сохранить образ жизни подопечного. Форма поддержки носила спонтанный характер , Не имела закрепленной финансовой поддержки (н-р, десятина).
Утверждается остаточный принцип, когда поддержка осуществляется из остатка чего-либо.
Помощь носила непостоянный характер, но в тоже время она была адресный
При монастырях открываются богадельни и школы
2)Модель государственного законодательного регламентирования
Начинает формироваться с Петра 1. Происходит формирование государственности. Принцип благочиния и мира и спокойствия. Власть проводит политику на регламентирование деятельности монастырей. Ограничение распространения профессионального нищенства. Первые попытки борьбы с голодом и эпидемиями. Древняя русь ценила личную милостыню Из рук в руки. Человеколюбие=нищелюбие. Секуляризация монастырских хозяйств связана не только с формированием абсолютизма власти,Но и со средневековой урбанизацией.
1692-Приказ П1 об ограничении нищенства
1712- ссылали и карали нищих
1718- применяли меры к подающим милостыню
При П1 в начале 18в расширяется закрытое призрение, появляются новые социальные учреждения ( госпитали), развитие открытых форм призрения (пенсии и т.д.), зарождение пенсионной системы.
1726- указ о призрении солдат
1722- указ о призрении младших офицеров
3)Модель общественного призрения
Общественное призрение- Это совокупность благотворительных учреждений и мероприятий, имеющих целью помочь лицам, которые по болезни, Старости и иным причина лишены возможности давать себе Пропитание.
модель общественного призрения содержит в себе механизмы государственной законодательной регламентации частичных и общественных инициатив.
Общественное призрение в России начинается с указа Ек2 от 7.11.1775г об общественном призрении. По указу в 33 губерниях создавались указы общественного призрения.
Указы общественного призрения- Административно- территориальный орган управления учреждений социальной помощи. Они содержали народные школы, сиротские Дома, богадельне дома для неизлечимых больных , работные дома.
Для данной модели характерна децентрализация в области финансирования социальной помощи; отсутствие единых подходов к социальному обеспечению; периодический характер деятельности
4) модель общественного территориального распределения (рубеж 19-20 вв)
возникает в пореформенный период
1861-Отмена крепостного права, 1864- Земская реформа, 1870- городская реформа
Пореформенный период в связи с миграцией, урбанизацией, развитием капиталистического производства, обнищаниемнаселения и ниществом слоев - возникают несколько форм соц. поддержки →1.государственная (общественная)2. приходская благотворительность3. частная благотворительность
Существовала децентрализация финансирования. Зарождаются тенденции соц. страхования и соц. обеспечения.
Следующее развитие получают благотворительные общества(1794- общ-во воспит-я благородных девиц). 1-1 благотворит-е обществово создала Ек2.
5) Модель соц. обеспечения
Это модель государственного патернализма, где приоритеты в системе социальной политики отдаются трудящемуся населению.
в основе модели лежит Социалистическая перераспределения, на первых порах является классовый подход социального обеспечения.
1956- закон о государственных пенсиях горожанам, 1964- закон о пенсионном фонде и пособиях членам колхозов
борьба частной собственностью на средства производства приводит к тому что основным субъектом поддержки при всех в случаях риска становится государство. Однако переход всеобщему пенсионному обеспечению, развитие различных типов пособие для инвалидов и малообеспеченных Семей вынуждают государство подключать данной деятельности предприятия которые брали на себя обеспечение жильем, охрана здоровья и содержание социальной инфраструктуры.
Система государственного патернализма исключала различные формы благотворительности
Монополизация централизации системы социального обеспечения приводило к медленному реагированию на решении общественных проблем, порождала различные формы социального иждивенчества не характеризовалась крайне низким уровнем обеспечения
6) модель переходного периода (90-е гг)
Осуществляется в системе социальной политике и экономических связей и отношений.
Основной посыл- стабилизация уровня жизни граждан
Приоритетными учреждениями становятся нестационарные формы учереждения и нестационарные формы социального обеспечения - разрабатываются единые принципы и критерии предоставления социальных выплат, - принцип адресности, - учитывается средний душевой семейный доход
Социальная защита - Это деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических норм