Проблема детства. Защита детей в современных условиях.
Детство явл.предметом достаточно многочисле.и разноплановых иссл-ний. Пр-мы детства на протяжении всей Ист. сущ-вания Ч.-ства были в поле зрения психологов, педагогов, социологов, этног-рафов (Выготский, Кон, Корчак, Крупская, Леонтьев,Спенсер, Эльконин). На первое января 2015 года численность детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в России, составила 27 млн. 374 тыс. Детство - соц-биолог. феномен, опр-ый период Ж. ч-ка от рожд.до 18 лет. В этот период нач-ся разв-е и форм-е важн-х ф-ий орг-ма, в пр-се кот-го происходит пр-с соц-ии ребенка, форм-е его как л-ти (акт-е усв-е зн-ий, навыков, умений, норм и цен-ей, соц-го опыта и ролей),поэтому нужд-ся в особой заботе и помощи гос-ва. Проблемы детства: -социальное сиротство; жесткое обращение с детьми; - сексуальное насилие; - дети в семье алкоголиков; - проблема здор-я детей; - проблема защиты прав детей; -алкоголизм и наркомания среди детей и подростков. Задача Соц.защ.Дет. - развитие творч-го, акт-го потенциала, форм-ие у подростка спос-ти и гот-ти к самопомощи в соб-м обесп-ии и к помощи другим.
Прав. база СЗД:
• принятие РФ обяз-ва соблюдать положения и принципы Конв. ООН 1989 г. «О правах ребенка»; приз-е ребенка субъектом права, а его интересов приор-ми среди потр-ей об-ва; закон-ое закр-е прав детей, в соотв-и с Конв., в Конст.и РФ, в Сем-ом кодексе и Труд. кодексе РФ, в других фед-х и рег-х норм-прав-х актах; Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.
• нормативно-правовые акты по вопросам матер-го обесп-я детей, их физического, умственного и психического развития.
• акты, направленные на улуч-е обучения и восп-я подрастающего поколения (Закон РФ «Об образовании»), на противод-е разв-ю крим-х тенд-й в среде несоверш-х (ФЗ «Об основах системы проф-ки безнад-ти и правонар-ий несоверш-х») и др.;
• Опр-е системы компенсаций и пособий семьям с детьми ч/з гос-ые и общ-ые орг-ии (Указ Президента РФ «О соверш-ии системы гос-х соц-х пособий и компен-х выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров» и ФЗ «О гос-х пособиях гр-ам, имеющим детей) (напр. Единовр.пос-е при рожд. реб-15512 р., Мат.капитал продлен до 2018 г. С 1 янв. 2015 года размер материнского (семейного) капитала составляет 453 026 р., ежемес дл. Реб.- 270, по уходу за 1 реб. До 1,5 лет - 2908 )
• Реглам-я порядка и правил устр-ва детей, оставшихся без попечения родителей; реш-е ряда вопр-в усын-я (удочерения), в том числе с иностранным элементом; поддержка инст-ов опеки и попеч-ва, приемной семьи (Постан. Прав. РФ «О приемной семье», ФЗ «О доп-х гар-х по соц.защ. детей-сирот и детей, ост-ся без попеч-я род-й») и др.;
В субъектах РФ активно осущ-ся закон-ая д-ть по направлениям: — охрана семьи, материнства, отцовства и детства; — социальная поддержка детей групп риска; — защита прав детей; — трудоустройство несовершеннолетних. Сущность СЗД - с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов. Уровни: Первый уровень социальной защиты связан прежде всего с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования. Второй уровень — чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами.
Классификация объектов социальной защиты детства:
1) с учетом возр-х этапов развития: млад-во (до 1 года), дошк-е д-во (1 год — 6-7 лет), мл-ий шк-ый возр.(6-7 — 10 лет), ср-ий шк-ый возр. (11-15 лет), старший школьный возраст (16-18 лет); 2) по состоянию зд-я: дети-инв., дети, подв-ые псих. стрессам, склонные к суициду, с псих-ми аном-ми;
3) по приор-ти оказания помощи (с учетом Тр.Жизн.Сит.); 4) с учетом девиантного поведения; 5) по особому положению детей: талантливые дети, а также соц-ым, этнич-им гр-ам, классам, религии.
Основные субъекты СЗ детства.
— Гос-во и различн. гос. стр-ры и органы; — сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, предоставляющих разнообразные услуги детям, семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:. — органы управления предприятий, организаций, учреждений, учебных заведений и т. д., а также трудовые коллективы, профсоюзы. – полит. Партии; - неправит-е орг-ии (общ.объед., благотв.орг. и фонды); - СМИ; - Церковь; - Семья; - Образовательные и учебно-воспитателыще учреждения; - люди, занимающиеся практической социальной защитой профессионально или на общественных началах.
Система государственных и муниципальных органов, защищающих права и свободы детей:
— комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; — органы упр. СЗН; — органы упр. Образ-ем; — органы опеки и попеч-ва; — органы но делам молодежи; — органы упр-я здрав-ем; — органы службы зан-ти; — органы внутр-х дел; — др. органы и учр-я, общ-е объед-я, осущ-ие меры по проф-ке безнад-ти и правон-ий несоверш-х (учр-я к-ры, досуга и т.д.).
Международные стандарты: Всеобщая декларация прав человека (1948), Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
Федеральная целевая программа "Дети России" на 2003 - 2006 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 732)
Перечень подпрограм - "Здоровый ребенок","Одаренные дети,"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершенн"Дети-сироты","Дети-инвалиды"
Цели Программы - улучшение качества жизни и здоровья детей; решение проблем неблагополучия детей, в т.ч. проблемы детской безнадзорности и беспризорности; государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов; формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Билет 34