Технология консультирования и посредничества в социальной работе.

Консультирование — технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации, восстановления и оптимизации социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения.

Две основные цели консультирования:

1) повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью;

2) развитие способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности.

Задачи: 1)эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента; 2) расширение осознавания и повышение психологической компетентности клиента; 3) изменение личного отношения к проблеме; 4) повышение стрессовой и кризисной толерантности (терпимости);5) развитие реалистичности и плюралистичности (множественности) мировоззрения;6) повышение ответственности клиента и выработку готовности к творческому освоению мира.

В практике социальной работы встречаются и широко используются несколько типов консультирования:

• общее консультирование клиентов специалистами социальной работы;

• специальное консультирование клиентов по направлению социальных работников специалистами социальных служб или учреждений;

• обучающее консультирование специалистов социальных служб и организации работниками вышестоящих организаций и учреждений. Оно включает в себя работу с персоналом, разъяснение содержания законов, социальной политики, программ, процедур, направленных на улучшение социального обслуживания населения;

• договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам.

Выделяют также следующие виды консультирования:

1. Проблемно-ориентированное. Направлено на анализ сущности и внешних причин проблемы, поиск путей разрешения.

2. Личностно-ориентированное, центр внимания которого – анализ индивидуальных причин проблемы, деструктивных личностных стереотипов, их предупреждение в будущем.

3.Консультирование, ориентированное на выявление ресурсов для решения проблемы.

По объекту воздействия выделяют индивидуальное консультирование,

предполагающее работу с отдельным человеком, и групповое консультирование

Принципы:

· компетентности и профессионализма. Пять элементов профессионализма: 1) социальные знания и методы; 2) соответственно подготовленные опытные кадры; 3) совокупность стандартов для обеспечения выполнения работ на профессиональном уровне; 4) заинтересованность консультанта и клиента в совместной работе; 5) наличие специализированных организаций для выполнения заказов.

· анализа подтекста – наличие у консультанта способности и умения различать в запросе и словах клиента несколько «слоёв», своеобразное умение «читать между строк».

· доверительности. Целью – создание атмосферы сотрудничества и взаимной ответственности для достижения общей цели. Для этого консультанту следует избегать одностороннего влияния и контроля, следует подключить клиента к активному обсуждению и решению проблем.

· конфиденциальности.

· результативности.

· отказ от конкретных рекомендаций

· системности

· уважения личности клиента

Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить.
В посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:

1. определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения;
2. оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;
3. помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.
Для повышения эффективности посреднической деятельности социальный работник использует ряд проверенных практикой приемов.

1. Выписка для клиентов необходимых данных об организации или учреждении. Важно четко и ясно объяснить, что именно клиент может ожидать в этом учреждении. Инициатива установления контакта с учреждением, договоренность и проведение встречи остаются за клиентом.

2. Значительную помощь клиенту и учреждению, в которое он направляется, оказывает сопроводительное письмо работника социальной службы. В этом случае клиент имеет на руках ясное описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение — четкое представление о том, что ожидает от него клиент.

3. Сообщать клиенту имя человека, к которому в этом учреждении ему следует обратиться.

4. Прежде чем направить в учреждение клиента, следует позвонить туда и сообщить необходимые сведения о клиенте.

5. Полезно, если клиента будет сопровождать кто-либо из его родственников или близких, предварительно проинструктированный работником социальной службы.

Эти приемы дают возможность клиенту быстро связаться с необходимыми учреждениями, облегчают поиски необходимого учреждения социальной службы.

Социальный работник в качестве посредника обязан проверить и убедиться, что контакт состоялся и помощь клиенту оказана. Для этого необходимо, чтобы клиент сообщал ему о результатах первого контакта с учреждением, свое отношение и оценку результатов визита. Пока контакты у клиента не станут прочными, социальный работник должен держать ситуацию под контролем.

Наши рекомендации