Кадры социальной работы. Профессиональный стандарт в социальной работе.
Кадры — главная составляющая социальной работы. Различают социальных работников и специалистов по социальной работе. Данная направление учебной деятельности было введено 23 апреля 1991 г. Социальный работник — лицо, закончившее среднее специальное учебное заведение по профилю социальной работы. Специалист по социальной работе — лицо, закончившее высшее учебное заведение по профилю социальной работы. Профессиональный стандарт «Социальный работник» был утвержден приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2013 г. Он определяет трудовые функции специалиста по социальной работе, его основные знания, умения, навыки.
Главная функция социального работника - предоставление следующ.видов соц.услуг клиентам организации соц. обслуживания,:
1. Оказание социально-бытовых услуг клиентам организации социального обслуживания;
Трудовые действия: Выявление лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальном обслуживании. Приобретение за счет средств клиента и доставка на дом продуктов питания, в том числе горячих обедов. Доставка воды (для клиентов, проживающих в помещениях без централизованного водоснабжения). Растопка печи, доставка топлива от места хранения к печи. Сдача за счет средств клиента его вещей в стирку, химчистку, ремонт, получение их и доставка клиенту. Помощь в оплате жилья и коммунальных услуг
Необходимые умения: Готовить основные блюда. Проводить уборку жилых помещений, в том числе с помощью специальных моющих и подручных средств. Организовывать приобретение и доставку товаров первой необходимости (воды, продуктов, топлива и др.). Снимать показания счетчиков электро-, газо- и водоснабжения, заполнять квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг
Необходимые знания: Основы законодательства федерального и регионального уровня, основные положения нормативных правовых актов в сфере социального обслуживания населения, включая административные регламенты, национальные и государственные стандарты социального обслуживания населения. Правила ухода за престарелыми и инвалидами в домашних условиях. Организация и принципы ведения домашнего хозяйства. Основы психологии лиц старшего возраста и инвалидов
2.Оказание социально-медицинских услуг клиентам организации социального обслуживания;
Трудовые действия: Содействие в оказании клиенту медицинской помощи (сопровождение клиента в медицинские организации, взаимодействие с лечащим врачом клиента, доставка анализов и др.). Оказание помощи в оформлении документов для госпитализации клиента, сопровождение клиента в стационарные медицинские учреждения для госпитализации и посещение его в этих учреждениях. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы (сопровождение в бюро медико-социальной экспертизы). Содействие в выполнении медицинских процедур по назначению врача (вызов соответствующего специалиста для выполнения медицинских процедур, накладывание горчичников, компрессов, закапывание капель), наблюдение за своевременным приемом лекарственных препаратов, назначенных врачом
Необходимые умения: Измерять температуру тела, артериальное давление. Оказывать первую помощь до оказания медицинской помощи. Выполнять медицинские процедуры по назначению врача (накладывать компресс и горчичники, закапывать капли).
Необходимые знания:Основные положения нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение медико-социальной экспертизы, обеспечение техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами. Правила ухода за престарелыми и инвалидами в домашних условиях. Правила оказания доврачебной помощи
3.Оказание социально-психологических услуг клиентам организации социального обслуживания;
Трудовые действия: Проведение бесед, направленных на формирование у клиента позитивного психологического состояния, поддержания активного образа жизни. Содействие в получении психологической помощи (выявление необходимости получения такой помощи и организация консультации у специалиста-психолога)
Необходимые умения:Организовывать и поддерживать беседу, формировать у клиента позитивное настроение. Отслеживать внешние проявления патологических психических состояний, депрессии, стрессового расстройства
Необходимые знания: Базовые знания в области психологии лиц старшего возраста и инвалидов. Основы этики в социальной работе
4.Оказание социально-правовых услуг клиентам организации социального обслуживания;
Трудовые действия: Информирование клиента об оказываемых учреждением социального обслуживания социальных услугах, в том числе предоставляемых на платной основе. Содействие в обеспечении безопасности клиента, вызов полиции, разъяснение клиенту основных правил обеспечения безопасности жизнедеятельности. Помощь в оформлении необходимых документов и получении клиентом социальных услуг, пенсии, пособий, компенсаций и других социальных выплат в соответствии с действующим законодательством
Необходимые умения: Использовать интернет-ресурсы для предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг, включая заполнение форм заявлений
Необходимые знания: Основы законодательства, регламентирующего оказание гражданам социальных услуг, пенсионное обеспечение, предоставление пособий и иных социальных выплат. Основные правила обеспечения безопасности жизнедеятельности. Требования к оформлению доверенности для получения пенсий, пособий
5.Оказание социально-экономических услуг клиентам организации социального обслуживания.
Трудовые действия: Содействие в получении услуг по трудоустройству, помощь в подготовке и подаче документов в государственные учреждения службы занятости населения. Содействие в получении образования, помощь в подготовке и подаче документов в образовательные организации
Необходимые умения: Использовать интернет-ресурсы для предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг, включая заполнение форм заявлении
Необходимые знания: Основы законодательства об образовании, основные положения нормативных правовых актов, регламентирующих получение образования, в том числе инвалидами. Основы законодательства о занятости населения, основные положения нормативно-правовых актов, регламентирующих содействие занятости населения, в том числе инвалидов
Директор учреждения социальной службы должен:
1. Иметь соответствующее образование; знать законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты на федеральном, региональном и местном уровнях, регламентирующие деятельность учреждения социального обслуживания; теорию и методику социальной работы; быть в курсе достижений современной психолого-педагогической науки и практики; знать профиль и особенности учреждения; четко представлять организацию социального обслуживания; знать основы экономики, права, трудового, административного и гражданского законодательства; организацию финансово-хозяйственной деятельности учреждения; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной безопасности; владеть теорией и практикой управления персоналом учреждения.2. Осуществлять руководство работой персонала по выявлению и учету проживающих на территории, обслуживаемой учреждением, лиц, нуждающихся в социальной поддержке и предоставлении социальных услуг. 3. Организовывать работу персонала по предоставлению клиентам учреждения - гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и семьям в социально опасном положении всего комплекса социальных услуг.
Билет 26