Зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики.

СП в каждой стране имеет свою специфику и свои модели. Она зависит от политич.,фин-эк-их, социальных, демографических и национально-этнических факторов.

Осн напр-ия реал-ии СП в мире: -сакрально-патерналистское;- либеральное.

Сакрально-патерналистская модель реал-ии СП - полная ответст-сть гос структур за все, что происходит в отраслях соц сферы, искл-т участие и ответст-сть гр-ан в выборе напр-ий и осущ-ии принц-ов СП. Власть рассмат-ся в кач-ве всемогущего субъекта СП, а общ-во — в кач-ве её объекта. (народ работает, производит мат блага, а власть опред-ет что нужно для его благос-ия, решает все насущные проб-ы нас-ия, в том числе и определяет приоритеты.)

Европейский союз разработал модификацию СП и выделил 2 модели: -бисмаргская, при которой устанавливается связь м/у уровнем соц.защиты и продолжению профессиональной деят-ти, т.е. соц.права гражданина связаны с объемом перечисленных страховых взносов. Социальная защита не зависит от гос.бюджета, а для малообеспеченного населения используется лишь вспомогательные механизмы(н-р, благотворительность) –бивериджская, при которой каждый чел. независимо от принадлежности к экон-ки активному населению имеет право на минимальную защищенность. В таких странах действует система страхования: по болезни, пенсионное,т.е. минимальные доходы распределяется всем престарелым независимо от отчислений- социальных пенсии. Финансовая система социальной защиты идет через налоги из бюджета. При этом преобладает принципы национальной справедливости и концепции распределения солидарности (Швеция)

Иное напр-ие реал-ии СП либеральное, в наст время подразделяется на 3 основных модели: социал-демократическую, корпоративную и собственно либеральную модели.

СП в странах европейского сообщ-ва реализуется по трем направлениям: - Социал-дем-ая модель.(Скандинавская) Типична для скандинавских стран. Напр-ия и пути реал-ии СП в этих стр-ах опред-ся полит союзом раб-х партий левого крыла и партий, предст-их интересы мелких фермеров и нацеливается на обесп-ие гос-ом широкого диапазона соц услуг всему нас-ию при полной его занятости. Характ-ся тем, что соц услуги опред-ся как гр-кие права, причем все гр-не имеют право на равное, финанс-ое за счет налогов соц обесп-ие. Работ-ее нас-ие получает доп соц льготы. От сист-ы гос соц обесп-ия отделено т страх-ние по безраб-це, основ-ое на пр-пе добров-ти. В целом уровень соц обесп-ия довольно высоки; финанс-ся в основном за счет налогов. Корпоративная модель(Континентальная) (Германия, Австрия, Франция и страны Бенилюкса). Пред-ет разв-ие сис-ы пособий по соц- стра-ию, дифферен-ных по видам труд деят-ти, и, соот-но, интеграцию профсоюзного движения с гос-ом. В её основе соц страх-ие (СС), т.е. соц обес-ие прямо или косвенно (для членов семьи) распрост-ся на раб-ее нас-ие. Услуги СС, фин-ые в осн-ом за счет взносов разл-ся в зав-ти от принадлежности к той или иной проф-ой группе. Либеральная модель (Англосаксонская) (Великобритания и Ирландия).опред-ся как предпол-ая мин-о необходимую гос- поддержку соц низов.. Вкл в себя СС, наход-ся на довольно низком уровне, и соц помощь, играющую решающую роль. Модель в том или ином виде нашла распр-ие и за пределами европ-го континента— в США, Австралии и Новой Зеландии.

В. Ханеш выделяет еще одну модель СП — рудиментарную, представленную в странах Южной Европы. В этих странах лишь в последние десятилетия под влиянием соц-эко-х струк-ых изменений созданы или усовершенствованы системы общего соц-го обеспечения. Они вкл в себя страх-ие на производстве и СС. В целом уровень соц обеспечения в этих странах довольно низок. Здесь все еще исходят из того, что соц защита гр-н во многом осущ-ся через семью и частную благотв-сть. Эта модель интерпр-ся как развивающаяся или переходная.

Для всех стран-членов ЕС общим явл-ся то, что в фин-ии соц обеспия (СП) участвует как гос-во, так и предприятия и част орган-ии. Почти везде госу-во (правительство и местные органы власти) финан-ют соц программы: источ-ми фин-ия яв-ся налог-ые поступления и взносы. Доля государства выше всего в странах, представляющих англосаксонскую и скандинавскую модели. Доля государства в странах с континентальной (корпоративной) моделью сравнительно низка, зато доля частных организаций в этих странах значительна.

Опыт СП в странах СНГ и Балтии: В результате распада СССР образовались 15 государств, в которых впервые возникли проблемы в социальной сфере. Для этих стран переходной экономикой основным формами социальной защиты становится: 1) переход от тотально-государственной социальной системы на страховую систему; 2) создание традиционной для рыночной экономики и структуры социальной защиты в том числе: пенсионное страхование, страхование по болезни, страхование по болезни, мед.страхование, страхование от несчастных случаев на производстве, пособие для семей, пособие малообеспеченным. 3) ускоренное развитие социальных услуг характерных для экономики: - услуги, связанные с активной политикой на рынке труда; - услуги по социальному обслуживанию. Практическая реализация СП в странах СНГ и Балтии осуществляется по-разному. Так в Прибалтике так и в Эстонии за пол года внедрена модель медицинского страхования. Остальные находятся в поисках собственных стратегий, социальных реформ и способов реализации СП.

Основными формами являются: 1) углубление адресности оказания социальной помощи; 2) реформирование системы социального страхования, в том числе социального обслуживания; 3)предотвращение массовой безработицы и обеспечение эффективной занятости, создание безопасных условий труда; 4) реформирование системы здравоохранения и образования; 5)борьба с бедностью, повышение жизненного уровня и покупательной способности малообеспеченных нетрудоспособных граждан.

Наши рекомендации