Статья 98. Ответственность в сфере охраны здоровья
[Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ] [Глава 13] [Статья 98]
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
2. Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
3. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
4. Возмещение вреда, причиненного жизни и (или) здоровью граждан, не освобождает медицинских работников и фармацевтических работников от привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере охраны здоровья), и определяет:
1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;
3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;
4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;
5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
Сравнительная характеристика понятий «охрана здоровья» и «здравоохранение». Место и роль здравоохранения в охране здоровья населения.
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН-это совокупность мер политического, экон., прав., соц., культур., науч, мед, санитарно-гигиен.И противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психическогоздоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи.
Здравоохране́ние -система социально экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повыситьуровень здоровья населения, функционирование которой обеспечивается наличием кадров, материально-технической базы, определенной организационной структуры, соответствующих технологий и развитиеммедицинской науки.
Одной из главных задач экономически развитых стан в области охраны здоровья является в настоящее время развитие общественного здравоохранения. При этом структуры, занимающиеся общественным здравоохранением, в разных странах выглядят по-разному. Так, в США Служба общественного здравоохранения выступает одним из двух основных оперативных подразделений Министерства здравоохранения и социального обеспечения и включает в себя такие важные для управления отраслью подразделения, как Национальный центр исследований служб здравоохранения и оценки медицинских технологий, Управление по ресурсам и службам здравоохранения, Центр по контролю за заболеваемостью, Национальный институт здравоохранения, Национальную медицинскую библиотеку и др
Системы здравоохранения в РФ. Государственная система здравоохранения: принципы, финансирование и организационно-правовая структура. Учреждения: номенклатура, задачи и основные направления деятельности, роль в оказании населению высокотехнологичных видов медицинской помощи;
Основные принципы охраны здоровья населения в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством:
• соблюдение прав человека и гражданина на охрану здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
• приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
• приоритет охраны здоровья детей;
• социальная защищенность граждан при утрате здоровья;
• ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан на охрану здоровья;
• доступность медицинской помощи;
• недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
• приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
В отличие от частных больниц и клиник, государственные структуры полностью или частично (от 30% до 90%) финансируются из государственного бюджета. Их деятельность является некоммерческой, а потому не предусматривает получение прибыли или других доходов от деятельности.
По статистике частный сектор здравоохранения является доступным для людей с доходами выше среднего. Процент обращения бедного населения в подобные организации очень мал - 3,6%. Практика создания частник клиник показывает, что все они ориентируются на средний и богатый класс, что отображается в их ценовой, организационной и географической политике. Основной доход частных заведений составляют взносы за лечение, осуществляемые пациентами.
К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, а также находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные, аптечные, санитарно-профилактические учреждения и некоторые другие предприятия, учреждения, организации.
Номенклатура. В настоящее время действует «Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения», утвержденная приказом МЗиСР РФ № 627 от 7 октября 2005 г.
1. Лечебно-профилактические учреждения. 1.1. Больничные учреждения.
1.1.1. Больницы, в том числе:♦ участковая; ♦ районная; ♦ городская, в том числе детская; ♦ городская скорой медицинской помощи; ♦ центральная (городская, районная); ♦ областная, в том числе детская (краевая, республиканская, окружная).
1.1.2. Специализированные больницы, в том числе: ♦ восстановительного лечения, в том числе детская; ♦ гинекологическая; ♦ гериатрическая; ♦ инфекционная, в том числе детская; ♦ наркологическая; ♦ онкологическая; ♦ офтальмологическая; ♦ психоневрологическая, в том числе детская;♦ психиатрическая, в то м числе детская;
♦ психиатрическая (стационар) специализированного типа; ♦ психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением; ♦ туберкулезная, в том числе детская.
1.1.3. Госпиталь.
1.1.4. Медико-санитарная часть, в том числе центральная.
1.1.5. Дом (больница) сестринского ухода.
1.1.6. Хоспис.
1.1.7. Лепрозорий.
1.2. Диспансеры:♦ врачебно-физкультурный;♦ кардиологический;♦ кожно-венерологический; ♦ маммологический; ♦ наркологический; ♦ онкологический; ♦ офтальмологический; ♦ противотуберкулезный; ♦ психоневрологический; ♦ эндокринологический.
1.3. Амбулаторно-поликлинические учреждения.
1.3.1. Амбулатория.
1.3.2. Поликлиники, в том числе: ♦ городская, в том числе детская; ♦ центральная районная; ♦ стоматологическая, в том числе детская; ♦ консультативно-диагностическая, в том числе для детей; ♦ психотерапевтическая; ♦ физиотерапевтическая.
1.4. Центры, в том числе научно-практические: ♦ восстановительной терапии для воинов-интернационалистов; ♦ восстановительной медицины и реабилитации; ♦ гериатрический; ♦ диабетологический; ♦ наркологический реабилитационный;♦ медицинский, в том числе окружной; ♦ профессиональной патологии; ♦ по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями; ♦ клинико-диагностический; ♦ патологии речи и нейрореабилитации; ♦ реабилитации;♦ медицинской и социальной реабилитации; ♦ общей врачебной (семейной) практики; ♦ консультативно-диагностический, в том числе для детей;♦ реабилитации слуха; ♦ лечебной физкультуры и спортивной медицины; ♦ мануальной терапии; ♦ лечебного и профилактического питания; ♦ специализированных видов медицинской помощи; ♦ психофизиологической диагностики.
1.5. Учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови.
1.5.1. Станция скорой медицинской помощи.
1.5.2. Станция переливания крови.
1.5.3. Центр крови.
1.6. Учреждения охраны материнства и детства.
1.6.1. Перинатальный центр.
1.6.2. Родильный дом.
1.6.3. Женская консультация.
1.6.4. Центр планирования семьи и репродукции.
1.6.5. Центр охраны репродуктивного здоровья подростков.
1.6.6. Дом ребенка, в том числе специализированный.
1.6.7. Молочная кухня.
1.7. Санаторно-курортные учреждения.
1.7.1. Бальнеологическая лечебница.
1.7.2. Грязелечебница.
1.7.3. Курортная поликлиника.
1.7.4. Санаторий, в том числе детский, а также для детей с родителями.
1.7.5. Санаторий-профилакторий.
1.7.6. Санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.
2. Учреждения здравоохранения особого типа.
2.1. Центры: ♦ медицинской профилактики; ♦ медицины катастроф (федеральный, региональный, территориальный); ♦ медицинский мобилизационных резервов «Резерв» (республиканский, краевой, областной, городской); ♦ лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности (республиканский, краевой, областной); ♦ контроля качества и сертификации лекарственных средств; ♦ медицинский информационно-аналитический; ♦ информационно-методический по экспертизе, учету и анализу обращения; ♦ средств медицинского применения.
2.2. Бюро: ♦ медицинской статистики; ♦ патологоанатомическое; ♦ судебно-медицинской экспертизы.
2.3. Контрольно-аналитическая лаборатория.
2.4. Военно-врачебная комиссия, в том числе центральная.
2.5. Бактериологическая лаборатория по диагностике туберкулеза.
3. Учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
3.1. Центры гигиены и эпидемиологии.
3.2. Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
3.3. Противочумный центр (станция).
3.4. Дезинфекционный центр (станция).
3.5. Центр гигиенического образования населения.
4. Аптечные учреждения.
4.1. Аптека.
4.2. Аптечный пункт.
4.3. Аптечный киоск.
4.4. Аптечный магазин.
В соответствии со ст. 12 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан к государственной системе здравоохранения относятся:
1) федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан;
2) находящиеся в государственной собственности и подчиненные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации;
3) медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ведомственные учреждения). При этом к ведомственным учреждениям здравоохранения можно отнести лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерств здравоохранения и социального развития субъектов в составе РФ.
Статус ведомственных учреждений в настоящее время недостаточно регламентирован, и наличие подобных учреждений вызывает до сих пор споры в обществе.[19]
К муниципальной системе здравоохранения, в соответствие со ст. 13 Основ, могут относиться органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.
На муниципальном уровне обеспечение охраны здоровья населения осуществляется муниципальными органами управления здравоохранением, которые несут ответственность в пределах своей компетенции. А именно, они несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль качества оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также лиц, занимающимися частной медицинской практикой.
Особенностью муниципального здравоохранения сегодня стало появление в его системе множества новых видов учреждений или структур: дневные стационары, микрополиклиники, дома сестринского ухода, хосписы, подразделения врачей общей практики и др. Одним из ведущих направлений реформирования муниципального здравоохранения явилось смещение акцента со стационарной на менее затратную амбулаторно-поликлиническую помощь.
Перестройка муниципального здравоохранения связана с необходимостью упорядочения (но не ликвидации) ведомственной медицины; правового регулирования статуса медучреждений (сейчас создается много структур с нечетко определенным статусом); решения проблемы обеспечения населения специализированными видами медицинской помощи (по мере расширения практики семейных врачей необходимость в узких специалистах возрастет).
В России в качестве гарантии права на свободное развитие в сфере охраны здоровья предусмотрен такой конституционный институт, как частная система здравоохранения, формирование которой сдерживается за счет коммерциализации государственных лечебных учреждений, прежде всего специализированных и высокотехнологичных центров.
К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами (ст. 14 Основ).
Целью частной системы здравоохранения является оказание платных медицинских услуг. Поэтому в качестве частной системы здравоохранения можно рассматривать не систему субъектов – организаций, основанных на частной форме собственности, а систему отношений по оказанию платных медицинских услуг, возникающих с целью реализации конституционного права граждан на свободное развитие в сфере охраны здоровья. Субъектами таких отношений могут быть как частные организации здравоохранения, так и те из государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, которым предоставлено право оказывать платные медицинские услуги.
Номенклатура учреждений здравоохраненияутверждается федеральным органом управления здравоохранением. В настоящее время действует Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 ноября 2005 г. № 627, в основу которой заложены юридические и функциональные признаки учреждений здравоохранения. Можно использовать и другие подходы для классификации учреждений здравоохранения:
• по форме собственности: государственные, муниципальные, частные;
• по территориально-административной подчиненности: федеральные, субъектов РФ, муниципальные;
• по ведомственной принадлежности: системы МЗиСР, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Российской академии медицинских наук и др.;
• по месту расположения учреждений: городские и сельские;
• по организационно-функциональной структуре: объединенные и необъединенные;
• по специализации: многопрофильные и специализированные;
• по возрастному признаку: детские, взрослые, гериатрические и др.;
• по степени интенсивности лечения: интенсивного, восстановительного, паллиативного лечения и др.
Реформирование системы здравоохранения: цель, задачи, основные направления, ожидаемые результаты
Любая система здравоохранения имеет цель – оказание населению доступной, качественной медицинской помощи, улучшение состояния здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Создаваемая в России рыночная экономика, поставила систему здравоохранения, основанную на распределительных экономических принципах, в ситуацию, когда ее дальнейшее функционирование чрезвычайно затруднено, а коренная реорганизация требует дополнительных ресурсов, которых нет в условиях переходного периода. Поэтому очевидны и задачи, которые необходимо решить в процессе реформированияздравоохранения:
1. создание новой законодательной базы здравоохранения;
2. выработка механизмов адаптации системы здравоохранения к работе в новых условиях;
3. приведение в соответствие механизмов взаимодействия здравоохранения с экономикой страны;
4. разработка механизмов финансового взаимодействия в здравоохранении;
5. разработка и внедрение организационных принципов функционирования учреждений здравоохранения в новых условиях.
Основные направления и конкретные мероприятия реформы:1. Законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению, которые не конкретизируются в законодательных актах, что существенно ограничивает возможности их реализации. 2. Модернизация системы обязательного медицинского страхования, не обеспечивающей эффективность использования ресурсов здравоохранения. 3. Проведение реструктуризации системы оказания медицинской помощи.
Ожидаемые результаты: Улучшение состояния здоровья населения России, увеличение продолжительности жизни, Повышение доступности и качества медицинской помощи • Раннее предотвращение заболеваний, Формирование у населения культуры здоровья/здорового образа жизни