Философские и социально-гуманитарные практики в Социальной работе. Общие понятия.
Философия выступает методологической основой СР, т. к. определяет общие принципы и подходы к пониманию тех или иных проблем, стоящих перед человеком. Философия как наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир в целом и место в нем человека, она исследует познавательные ценности, соц-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Тем самым она определяет подходы в отношениях к человеку других людей и их объединений и отношение самого человека к ним, к своему существованию, формам жизнедеятельности и защиты. Вся деятельность соц. работника связана с человеком, его взаимоотношениями с окружающим миром, т. е. направлена на совершенствование человеческих отношений. Фундаментальным основанием и духовно-нравственным измерением СР становится гуманизм. В этом – основной философский смысл СР. Большое значение для понимания проблем СР имеет соц философия. Для СР актуальны такие универсальные социокультурные категории: человек, социум, конфликт, соц время и пространство, образ жизни и т. д. Каждая наука, изучая какую-либо область действительности, должна иметь некое представление о ней в целом. Представления по главным онтологическим и мировоззренческим вопросам – что представляет собой окружающий нас мир? Каково место в нём человека? В чём состоят задачи учёного и т.д. – составляют философские основания естественных, технических и гуманитарных наук. Философия присутствует в любом частнонаучном знании на уровне «онтологических предписаний», методологических принципов и мировоззренческих установок. Она предлагает определённую онтологическую интерпретацию как исследуемого объекта, так и всей действительности. В СР это представление об обществе как соц реальности и о человеке как об определённой целостности и ценности. Для соц наук главной реальностью, подлежащей анализу, является человек и общество. Каждая из них выделяет и исследует узкий предмет, пытаясь установить некие закономерности, действующие в его границах. Изучая различные стороны человеческого существования, частные науки не в состоянии ответить на вопрос «Что такое человек?». Ответ на этот вопрос требует синтеза знаний из разных областей социогуманитарного познания и философских обобщений. ТСР, как и другие гуманитарные науки, используют определённые философские представления о человеке и обществе. Любой вид человеческой деятельности, включая науку, имеет одной из предпосылок некую идеологию, или «рабочую философию». В соц науках эту роль выполняют философские «модели» человека. Частные науки схематизируют представления о человеке, акцентируя в нём только те стороны, которые выражают их собственный предмет. В результате возникают неправомерно суженные, редуцированные конструкции, которые подменяют целостные представления о человеке. В ТСР используются различные философские представления о человеке, отражающие многообразие философских направлений. К наиболее широко распространённым относятся философские «модели человека»: 1.религиозно-теологическая модель человека – акцентирует в нём конфликт между божественным и греховным началом. Как следствие, на человека накладываются ряд ограничений его свободы, призванных служить поддержкой в этой борьбе; 2.«человек познающий», – продукт рационалистической философии. Большая часть его действий, поступков, стремлений определяется или тесно связана с деятельностью сознания; 3.«человек реагирующий» – воплощение позитивистских установок в познании человека и общества. Позитивизм настаивает на фиксировании средствами науки только наблюдаемых феноменов и получение на этой основе обобщений, которые в дальнейшем могут быть подвергнуты эмпирической проверке, или верификации. В социальном познании предметом изучения становится человеческое поведение; 4.психоанализ и возникшая на его основе психоаналитическая философия основное внимание уделяют внутренним психическим процессам личности, в частности, происходящим в области бессознательного. Философское понимание человека как наиболее полное, лишённое тенденций к редуцированию человеческой сущности выступает основой различных теоретических моделей социальной работы. Таким образом, философия определяет методологические основы научных исследований в социальной работе, мировоззренческие основы самой деятельности, модели человека и общества, глубинные онтологические смыслы, предоставляет общенаучные и философские категории. Соц философия рассматривает общество как целостную соц систему, единый соц процесс, совокупность взаимопереплетение различных соц институтов и их взаимодействие, место и задачи соц работы как одного из соц институтов.
2.Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания.
Есть два основных способа:
1. прямое финансирование, когда ден. средства направляются целевым назначением на финн-ие соц. работы;
2.косвенное финан-ние в виде уменьшения изъятия денежных средств посредством льготного налогообложения, льготного кредитования, льготного ценообразования на социально значимые виды тов.и ус
На финансирование социальной работы используются бюджетные и внебюджетные средства.
Финансы в социальной работе важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере.
Основные функции финн-я: 1) распределительная, 2) Стимулирующая, 3) контролирующая.
Принципы:1)Принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов означает максимально возможную степень использования основных мероприятий экономической реформы (приватизация, совершенствование налоговой системы, кредитование и др.) в социальных целях. 2) Принцип социального реагирования предполагает пересмотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения и увеличением материальных ресурсов социальной защиты. 3) Принцип дифференцированного подхода при определении размеров ассигнований и социальной помощи в зависимости от специфики региона и местных условий. 4) Критерий экономической эффективности, который в значительной мере определяется объемом социальных расходов и размерами отчислений на их финансирование, соотносящимися со всеми макроэкономическими показателями (валовой внутренний продукт, фонд оплаты труда, доходы населения). 5) Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов и курс на опережающий рост социальных расходов по сравнению с другими видами бюджетных затрат.
Правовой основой социальной работы является закон «Об основах социального обслуживания населения». Финансирование осуществляется из различных источников:
1. Государственный бюджет: федерального бюджета, бюджетовсубъектов федерации,, муниципальных бюджетов;
Из федерального бюджета средства выделяются по направлениям в рамках федеральных и региональных программ «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи» и т.д., на выплаты пенсий военнослужащим, на другие мероприятия по социальной защите населения. Основной объем бюджетных средств на социальную защиту проходит через региональные и местные бюджеты. Они используются на строительство и содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов, на обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами, на их обучение и трудоустройство, на оказание санаторно-курортной помощи, на социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям и др.