Смыслы жизни человека в истории общества и философского знания.

Билет 1

Виды миграции

1) Внешняя (международная) и внутренняя (внутригосудар- ственная).

Внешние миграции: межконтинентальные; внутриконтинентальные: миграция между государствами; между макрорегионами.

Внешние миграции: эмиграция (выезд из страны); иммиграция (въезд в страну); реэмиграция (возвращение в страну, из которой эмигрант выехал ранее); репатриация (возвращение на этническую родину, т.е. в страну, с которой человек ассоциирует свое происхождение и откуда он или его предки мигрировали в другую страну).

2) В структурном отношении миграция имеет возрастной, половой, этнический, семейный, генетический (от генезис), образо- вательный, квалификационный и иной срез.

3) По времени пребывания мигранта в новом месте жит-ва или приложения труда: постоянная (безвозвратная); временная (возвратная): краткосрочная миграция (мигрант находится до 1 года за пределами своего обычного места жительства): регулярная (ежедневные маятниковые миграции и приграничные миграции);

Уровни

1. Федеральном, данный уровень представлен прежде всего деятельностью Федеральной миграционной службы России3 , Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ, направленной на координацию усилий государства и общества в решении жизненно- важных проблем мигрантов на уровне государства;

2. Региональном, учитывающем специфику региона с его природ, климат, экон-ми, демографическими и другими показателями. Данный уровень представлен в лице рег-ых министерств и ведомств, а также профильных и неком- мерческих организаций (например, Управление Федеральной ми- грационной службы по Республике Марий Эл, Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, ГБУ РМЭ «Центр для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворе- нию за пределы РФ, и лиц, не имеющих, определенного места жи- тельства», ОО «Объединение армян в Республике Марий Эл»);

3. Муниципальном, отражающем прежде всего специфику разделения сфер управления в реализации целей и задач социальной работы на городском уровне (например, управления социальной защиты и центра социально-психологической помощи населению) и предоставляющим социальные услуги в муниципальных учреждениях;

4 локальный уровень связан с особенностями конкретного микросоциума, его социально-культурного своеобразия. В зависимости от конкретных объектов выделяют следую- щие уровни: с индивидом, семьей, группой, населенным пунктом.

Направлениям социальная работа:

1. Трудовая и профессиональная адаптация. Реализация этого направления предполагает использование трудового и проф-го потенциала мигрантов на новом месте жительства и в новых условиях. Эта деятельность может и должна включать в себя такие элементы, как трудоустройство мигрантов с учетом имеющейся у них квалификации и потребностей рынка труда в месте их нового пребывания, создание новых рабочих мест, развитие системы самозанятости и организация системы профессиональной подготовки и переподготовки мигрантов.

2. Решение проблем материальной компенсации понесенного мигрантами ущерба. Это направление деятельности предполагает работу по предоставлению мигрантам какого-либо жилья, оказание необходимой мед. помощи, установление размеров понесенного ими ущерба, назначение и выплату установленных законом пособий и создание первичных условий для посл. Соц-псих и соц-труд адаптации и реабилитации.

3. Формирование и последующее развитие гармоничной си- стемы взаимоотношений мигрантов с местным населением Это одно из самых сложных и болезненных направлений работы по соц. поддержке мигрантов. Резкий наплыв мигрантов в регион создает для живущих в нем людей серьезные проблемы, связанные с напряжением, которое испытывает инфраструктура, с обострением конкуренции на рынке труда, с возникновением социокультурных конфликтов. Однако если эти проблемы своевременно не решаются, то ситуация в регионе пребывания мигрантов существенно обостряется. Вместе с тем реализация данного направления деятельности предполагает, что значительные усилия по преодолению негативной реакции со стороны местного населения должны предпринимать и сами мигранты, принимая те правила, традиции и образ жизни, которые характерны для него.

4. Формирование и развитие системы правовой защиты мигрантов, пресечение и недопущение всех форм их дискриминации. При этом собственно правовые пути и способы решения этой задачи должны дополняться другими: образ-ми, просвет., инфо-ми, социокультурными и т.п.

5. Психологическая реабилитация и адаптация мигрантов. В этом случае речь идет о профессиональной деятельности таких специалистов, как психологи и психотерапевты, психиатры и психологи-консультанты. Эта работа должна быть направлена на преодоление негативных психических и психологических последствий причин, побудивших человека оставить прежнее место жительства, создание условий и возможностей для последующей активной и полноценной жизни.

6. Создание условий, необходимых для успешной интеграции мигрантов в новое для них сообщество. Это направление деятельности предполагает принятие мер для достижения реального социального равенства мигрантов и местного населения, создание системы межкультурных коммуникаций, оказание необходимой помощи для включения мигрантов в новую социальную и культурную среду: образовательные услуги, развитие системы социальной защиты, поддержка языка и культуры мигрантов. социальные работники и сотрудники миграционных служб должны учитывать их демографические, этнические, социокультурные характеристики.

Этапов.

1. Предварительный этап. На этом этапе осуществляется операция выявления, оценка проблемы, выяснение факторов, обусловивших ее возникновение.

2. Этап целеполагания. Это этап формулировки первичной целевой установки дея-ти социальных работников, которая позволяет определиться с выбором средств и способов ее достижения. В целевой установке – только замысел и намерения. С получением дополнительной информации она может конкретизироваться, уточняться, возможно, даже изменяться.

3. Этап диагностики. Сбор дополнительной информации, постановка социального диагноза.

4. Планирование деятельности. Социальный диагноз позволяет уточнить или конкретизировать цель, разработать систему оценки эффективности, план или программу действий.

5. Функциональный этап. Предполагает последовательную реализацию намеченных мер социального воздействия.

6. Этап анализа и контроля. Этот этап необходим для того, чтобы совершенствовать как технологию, так и саму деятельность. Вид и форма анализа, контроля зависят от поставленной цели: либо это подведение итогов, либо получение обратной связи, либо оценка факторов, способствовавших позитивному разрешению соц-х проблем, либо, напротив, выявление причин, препятствующих решению задач, и поиск решений для их устранения, либо анализ с точки зрения эффективности, например, организации работы механизма межведомственного взаимодействия и т.д.

Социальная диагностика – это анализ состояния социальных объектов и процессов, выявления проблем их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты. Целью социальной диагностики является получение полной и объективной информации о клиенте, систематизация полученной информации, её оформление для дальнейшего использования. Технология социальной диагностики предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать личностные ресурсы клиента и резервные возможности социального окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение успехов в отношениях с людьми, самореализации в различных 28 сферах (профессиональной, межличностном общении и т.д.) как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных ситуаций.

Социальное консультирование – одно из направлений профессиональной деятельности, в ходе которого специалист по социальной работе помогает клиенту понять суть его труд- ной жизненной ситуации и предлагает различные варианты ее решения. Целью консультирования семьи является оказание помощи члену семьи и семье в осознании заявленной проблемы, поиске альтернативных вариантов ее решения.

Социальная реабилитация – оказание мер социальной поддержки (содействие трудоспособным, активным группам населения, семьям, клиентам, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации), социальной помощи (в моменты непосредственной потребности в ней – медицинская, психологическая, юридическая, материальная); социальное обслуживание (удовлетворение потребности населения в социальных услугах).

Социально-средовая ориентация – это процесс формирова- ния готовности личности к условиям изменяющейся социальной среды. Данный процесс включает в себя умение определить свои жизненные планы и перспективы, осуществить выбор профессии, умение установить межличностные отношения, владение спосо- бами реализации планов, достижения результатов (способами, которые не противоречат устоявшимся социальным нормам).

Социально-бытовая адаптация состоит из следующих элементов: · самообслуживания (организация питания, способность к организации быта, развитость навыков личной гигиены, умение планировать свой режим дня, полноценно сочетать труд и отдых), 34 · самостоятельности передвижения (знание назначения транспортных средств для достижения своих целей при выполнении бытовой, общественной, профессиональной деятельности, знание инфраструктуры своей территории, ориентация на местности), · включения в трудовую деятельность (формирование мотивации к профессиональной деятельности с целью самообеспечения и экономической независимости).

Социальная профилактика – это деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Цель профилактики – предвидеть, предупредить негативные социальные проблемы и патологии в жизни всех людей, особенно входящих в группы повышенного риска.

Социальная адаптация – приспособление к социальным от- ношениям, требованиям, нормам социального уклада. Социальная адаптация является важным механизмом социализации и представляет собой процесс, который по-разному влияет на личность, побуждает ее к выбору механизмов действия в определенный жизненный период.

Учреждения и социальные службы, осуществляющие помощь мигрантам

К специально созданным институтам помощи и защиты (формализованные институты социальной работы) относят: государственные институты социальной защиты населения, образование, здравоохранение, учреждения культуры, Вооруженные силы и т.д. Негосударственные формализованные институты социальной работы включают в себя: церковь, общественные организации, 39 благотворительные фонды, производственные предприятия. Как неформальные институты помощи рассматриваются семья (родственники), соседство, приятельство, частные благотворители. Они могут действовать как самостоятельно, так и оказывать содействие государственным и негосударственным организациям. Специалисты социальных служб призваны решать различные задачи. Поэтому формы социальной помощи мигрантам могут носить характер как отдельных социальных акций, так и долгосрочных программ.

Система учреждений для мигрантов

Государственные учреждения фед. уровня Социальные учр-я и ведомства, участ-ие в соц. работе с Мигран Профильные социальные учреждения и социальные службы Общественные и благотворительные организации
Федеральная миграционная служба России Пенсионный Фонд РФ Центр адаптации иностранных граждан (социально- психологическая помощь) Благотворительная организация «Красный крест»
Министерство иностранных дел РФ Учреждения сферы образования и здравоохранения Центр временного размещения мигрантов Общественная организация «Центр помощи мигрантам»
Министерство труда и социальной защиты РФ Центр занятости населения Многофункциональный 39 миграционный центр (комплекс услуг, необходимых для выдачи и получения патента) Общероссийская общественная организация «Федерация мигрантов России»
Министерство юстиции РФ Росстат   Региональная общественная организация «Общество содействия защите прав мигрантов»
Министерство внутренних дел РФ Россотрудничество   «Уральский дом» – общественная организация в составе международного общественного движения содействия мигрантам «Форум переселенческих организаций»
  Общественная приемная/ Горячая линия   Центр адаптации и обучения детей беженцев

Билет 2

Билет 3

1.Жизненный мир человека, его структура, факторы влияния и динамика развития в современном обществе. (Жизненный мир человека предмет социальной работы)

Жизненный мир - это не понятие в классическом смысле, так как мы не можем дать ему строгое определение. Определения жизненного мира, как правило, описательны, размыты. Такие слова-понятия относятся к концептам (включают в себя множество разных значений, изменяющихся в зависимости от ситуации, в которой они употребляются). По Гуссерлю, жизненный мир - это мир, в котором мы живём; единственный, конкретный, действительный окружающий мир, почва и горизонт теоретической и внетеоретической практики. Концепт жизненного мира тесно связан с понятиями целостности, интерсубъективности, телесности, опыта другого и телеологии разума.
Жизненный мир целостен. В любом значении и ситуации «мир» фиксирует одну черту - целостность, которая может быть организована по-разному. Если целостность распадается, это означает для человека крайне тяжёлое состояние, когда он воспринимает себя не как единое целое, а как состоящее из нескольких частей. Человек не может адекватно себя вести, в соответствии с ситуацией, - он стремится создать для себя новый мир, в котором пытается восстановить целостность, начинает строить объяснительные схемы. Мир, организуемый нами в некую целостность, обязательно содержит в себе нечто другое (Бог, государство, Они), которое всегда задействуется. Это другое выполняет определённую функцию - на него мы можем переложить ответственность, оно выступает неким стимулом, источником наших преобразований. Данная схема (Мы - не Мы, Наши - не Наши, Свои - Чужие) работает всю жизнь, меняются только компоненты внутри. Если есть Мы, то всегда предполагается не Мы.

Жизненный мир структурен: первоначальная сфера и интерсубъектная сфера, выходящая за рамки моего понятийного мира, образуют единый жизненный мир, общий для всех людей. Эти предельные состояния жизненного мира находятся не только в отношении противоречия, но и в отношении взаимодополнительности. Следовательно, жизненный мир можно понимать и как один-единственный, то есть имеющий одну всеобщую структуру, и как совокупность «конкретных жизненных миров». Всегда существует структурированность мира: Ближнее - Дальнее, Очевидное - Неочевидное, Знакомое - Незнакомое, Освоенное - Неосвоенное, Моё - Чужое. Причём элементы, которые мир включает в себя, - разнородные. Таким образом, человек в своём собственном мире может оказаться в состоянии раздвоенности, разлома. Мир станет для него незнакомым, непонятным, чужим. Но человек не способен долго находиться в таком состоянии, он должен найти смысл, который придаёт целостность, организует. Осмыслить что-либо - значит придать смысл, упорядочить, понять. И это понятное будет выступать для человека в качестве жизненного мира, того первичного, исходного, с чего он начинает и через что смотрит на всё другое. Градации миров происходят на фоне (в горизонте) того, что мы называем словом «всё». В онтогенезе - Мы и не Мы (Другие), потом Я и Мир, Мы и Природа, Мы и Космос, Мы и Общество и тому подобные миры, которые структурируются нашим сознанием.

Жизненный мир обладает априорными структурными характеристиками - инвариантами пространство-временности, каузальности, вещности, интерсубъективности и т. д., в которых запечатлён любой конкретно-исторический опыт. Жизненный мир - условие кристаллизации всех научных, религиозных, философских установок. Тем не менее сам жизненный мир не выступает объектом мышления, не становится предметом внимания, не ухватывается, не «тематизируется» ни естественной человеческой исследовательской установкой, ни установкой объективистской науки, вследствие чего наука и упускает из виду человека. Жизненный мир относителен, субъективен, релятивен, изменчив, текуч, динамичен; он переживается в субъективном опыте индивида и дан индивиду в образе и контексте практики - в виде целей; он индивидуален, так как соотносится с эмпирическим опытом конкретного человека. Мир - это мир интенциональных объектов, то, что нас окружает, то, на что мы обратили внимание в данный момент.

Существует уголовный мир, мир тюрьмы, мир человека, приговорённого к пожизненному заключению или к смертной казни, и мир полицейского, надзирателя, охранника. Мы можем погружаться в мир интернета, автомобилей, спорта, студенческий, одноклассников, экономики, права, политики, войны, работы, секса, художественной литературы, живописи, кино, фотографии, истории, математики, физики. Мир может представать перед нами как мир научных фактов, мир физически фиксируемых телесных событий, мир ценностей, идеалов, мир богов, практический мир. Жизненные миры в совокупности представляют собой обширную и неисчерпаемую кладезь тем для художественной литературы. Миры Гобсека или Зверобоя, Дон Жуана или Гамлета, Фауста или Одиссея, Базарова или Безухова - это и знакомые, и незнакомые нам миры. Достоевский и Толстой, Драйзер и Бальзак, Диккенс и Стендаль описывали миры, которые до сих пор живут в нас, неотъемлемо входят в наши жизненные миры. Большое значение Гуссерль придаёт понятию «установка». Установка рассматривается как «привычно устойчивый стиль волевой жизни с заданностью устремлений, интересов, конечных целей и усилий творчества, общий стиль которого тем самым также предопределён. В этом пребывающем стиле как в нормальной форме развёртывается любая определённая жизнь».

2.Качество социальных услуг.

Понятие качества услуги-совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию.

Стандарты качества социального обслуживания населения-Национальные и региональные стандарты качества соц. обслуживания населения.

Стандарт - нормативно-техническая документация, устанавливающая требования к группам однородной продукции, в необходимых случаях требования к конкретной продукции, правила, обеспечивающие её разработку и применения.

Виды услуг:Виды соц. услуг: 1) соц.-трудовые - направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

2) соц.-медиц. - предоставляется клиентам в целях поддержания их здоровья, организация лечебно-оздоровительных мероприятий, предоставления медикаментов и мед. техники, содействие в своевременном получении мед. помощи;

3) соц.-психолог. - направлена на улучшение их психического состояния, восстановление способности к адаптации в среде жизнедеятельности;

4) соц-педаг. - организация досуга, содействие в семейном воспитании детей и др.;

5) соц-бытовая - поддержание и обеспечение жизнедеятельности в быту;

6) соц-правовая - поддержание или изменение правового статуса, оказ. юридич. помощи, защиты законных прав и интересов и др.;

7) срочная соц. услуга - неотложная помощь разового характера гражданам, попавшим в ТЖС;

8) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей соц. услуг - обучение пользованием средствами ухода и техническими средствами реабилитации, обучение навыкам компьютерной грамотности.

Показатели качества социальной услуги -Содействие населению всех категорий и групп в получении им льгот и преимуществ должно обеспечивать своевременное, полное и квалифицированное оказание помощи в решении вопросов, интересующих клиентов, и удовлетворять их запросы и потребности.

Билет 4

Билет 5

Билет 6

Билет 7

Билет 8

Билет 9

Билет 10

Билет 11

Билет 12

Билет 13

Билет 14

Билет 15

Билет 16

Билет 17

Билет 18

Билет 19

Билет 20

Сахарный диабет

Сахарный диабет – это заболевание, вызванное абсолютными или относительным недостатком гормона инсулина в организме человека, который регулирует, наряду с другими факторами, углеводный обмен и обмен глюкозы в частности. Повышение уровня глюкозы в крови – гипергликемия – является одним из признаков сахарного диабета. Кроме этого у больных отмечается повышенное выделение мочи (полиурия) и жажда, которая требует повышенного приема жидкости (полидипсия). Сахарный диабет требует от больных соблюдения определенного образа жизни, который включает в себя эффективный самоконтроль и регулярные медицинские обследования, понимания медицинской и социальной сути этой патологии, выполнения позитивных психологических установок, касающихся всех аспектов человеческой жизни.

Психические расстройства – это нарушение мышления, эмоций и поведения. Причиной возникновения таких расстройств является сочетание многих соматических, психических, социальных, культурных и наследственных факторов, характер взаимодействия которых весьма сложен. Виды:

Депрессия – это состояние глубокой печали, развивающееся после недавней потери или другого грустного события, а также после тревоги. Депрессии встречаются у 10% всех людей, чаще между 20 и 50 годами, причинами которых могут являться переживаемые утраты, гормональные изменения в организме, заболевания щитовидной железы, болевые синдромы, алкоголизм.

Мания – это чрезмерная, не соответствующая ситуации и жизненным реалиям, веселость, чрезмерная физическая активность и скорость мышления. При маниях могут наблюдаться психотические симптомы: бред исключительного таланта, исключительных физических возможностей, богатства, аристократической родословной, а также слуховые и зрительные галлюцинации.

Шизофрения – это заболевание, протекающее с психотическими симптомами и характеризующееся потерей связи с реальностью, галлюцинациями, бредом, нарушениями мышления и жизнедеятельности человека в профессиональной и социальной сферах.

Бред – это ложные убеждения и высказывания, представляющие собой неверное понимание и переосмысление полученной информации. При шизофреническом бреде происходит переозначивание уже известных предметов и явлений. Это затрудняет анализ получаемой информации и последующее принятие решения.

Большой проблемой являются галлюцинации (вымышленные воздействия извне), которые, по мнению больного, делают его собственные мысли открытыми для посторонних. Псевдогаллюцинации (обманы восприятия) чаще всего выражаются в форме голосов, комментирующих поведение пациента или делающих ему замечание.

Нарушение мышления проявляется его дезорганизацией: от легкой непоследовательности и витиеватости суждений до полной бессмысленности

Болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением.

Гипертоническая болезнь – состояние повышенного артериального давления без видимой причины, сопровождающееся нарушением сосудистого тонуса и, как следствие, кровотока внутренних органов.

Ишемическая болезнь сердца – патологическое состояние вследствие нарушения кровообращения миокарда, которое объединяет в себе несколько патологий, наиболее распространенные из которых стенокардия и инфаркт миокарда. Симптомы данных состояний подобны, разница заключается в том, что при стенокардии изменения обратимы, а при инфаркте – нет.

Стенокардия проявляется приступами боли за грудиной, возникающими вследствие нагрузки либо стресса, отдающими в левое плечо. Эти приступы купируются приемом нитроглицерина под язык. Безошибочно отличить начинающийся инфаркт миокарда от приступа стенокардии возможно лишь при помощи ЭКГ.

Сердечные аритмии – патология формирования и проведения электрического импульса структурами сердца. Наиболее часто встречаются:* тахикардия* брадикардия* мерцательная аритмия* пароксизмальная тахикардия

Билет 21

Билет 22

Материальные стимулы

- денежные: 1) Зарплата (за выполненный объем работ; с учетом квалификации; за совмещение должностей, за выполнение объема работ с меньшей численностью работников; за увеличение объема выпуска продукции и др) 2. премирование (за внедрение новых разработок и новой техники; за повышение качества продукции; по итогам работы за год).

-неденежные: 1) путевки на отдых и лечение, условия бытового обслуживания на предприятии, предоставление и покупка жилья, обеспечение детских учреждений. 2) организация труда, санитарно-гигиенические условия труда

Нематериальные стимулы

1) социальные стимулы включают в себя стремление к самоутверждению, повышению компетенции после окончания учебного заведения, продвижение по службе, избрание в руководящие органы управление (технические, экономические, социальные, управленческие)

2) моральные стимулы основаны на требовании уважения человека-работника коллектива, признание коллектива, похвале, благодарности,, грамоты.

3) творческие стимулы заключаются в самореализации, самосовершенствовании, самовыражении

4) социально-психологические стимулы основаны на благоприятном социально-психологическом климате в коллективе, отношениях товарищеского сотрудничества, взаимопомощи, уважении друг к другу.

Мотивация/антимотивация в системе СР

Положительное влияние Негативное влияние
Моральный аспект мотивации
*Ответственность перед собой и людьми *Слова поощрения со стороны начальства *Низкая общественная оценка *Отсутствие перспективы роста
Информационно-познавательные аспекты мотивации
Материальные аспекты мотивации Льготы, доплаты, премии, з/пл
Организационные аспекты мотивации
Организационно-управленческие аспекты мотивации
Социально-психологические аспекты
Хорошая обстановка в коллективе - Непонимание со стороны руководства, хамство руководителей

Билет 23

Билет 24

Билет 25

Билет 26

Билет 27

Гендерология как наука.

Гендер – это социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех областях общественной жизни, включая политику, экономику, право, идеологию, культуру. Понятие «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, связанные с полом и сексуальностью, но возникающие во взаимодействии с другими людьми.

Гендер не сводится только к социальным ролям мужчины и женщины. Роль ситуативна, а гендерная вариация присутствует во всех ролевых репертуарах, является базовой идентичностью. Понятие «гендер» включает в себя 3 группы характеристик: 1) социальный пол; 2) полоролевые стереотипы; 3) «гендерный дисплей», т.е. предписанные обществом нормы мужского и женского действия и взаимодействия во всем многообразии их проявления.

К основным категориям гендерологии, помимо гендера, можно отнести понятия «пол», «мужчина/женщина», «маскулинность/феминность», «гендерная индентичность».

Понятие «пол» соотносится, прежде всего, с природно-биологическими характеристиками человека, и этот аспект изучается в рамках биологии, генетики, психологии. Однако человек – существо социальное, и его природные составляющие определяются жизнью в обществе. Если для общества вопрос физического выживания главный, то наблюдать будем одно отношение к полу; если руководящими окажутся более сложные проблемы духовного развития человека, отношение будет совершенно иным.

Наряду с понятиями «мужчина/ женщина», которые обычно относят человека к одному из биологических полов, в гендерологии появляется другая оппозиция – «маскулинное/феминное», акцентирующая внимание на сложившихся в конкретном обществе представлениях о «типичном мужчине» и «типичной женщине».

Гендерная идентичность представляет осознание себя как представителя данного пола, ощущение своего женского или мужского тела, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте.

Объектом гендерологии являются мужчины и женщины.

Предметом гендерологии являются социальные, политические, экономические, сексуальные и другие проблемы мужчин и женщин, а также существующие в данном обществе представления, стереотипы о различиях между мужчинами и женщинами.

Гендерология как новое научное направление находится в стадии становления и основывается, прежде всего, на феминологии – науке о женщине и социальном равенстве полов. Становление и развитие гендерологии и феминологии основывается на общефилософском диалектическом методе, что означает знание и применение законов и категорий общего порядка, а также общесоциологических законов и категорий. Используются и общефилософские принципы научного познания: единство исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному, диалектика общего, особенного и единичного и др. Метод гендерологии и феминологии представляет собой конкретизацию общефилософского метода применительно к конкретным проблемам и явлениям жиз- ни, среди которых есть и такие, как проблема изучения общественных явлений во взаимосвязи с другими, например, определение социального статуса женщины в обществе, определение противоречий в существующих отношениях между полами, которые необходимо преодолеть, и др.

Исследовательские методы гендерологии могут быть заимствованы как из естественнонаучных дисциплин, так и из гуманитарных и социальных наук. Следовательно, можно говорить о применимости методов психодиагностики, количественных (социологический опрос, контент анализ документов, метод интервью, наблюдение и эксперимент) и качественных(фокус группа, исследование случая («кейс стади»), этнографические исследования, неструктурированные интервью) методов социологии, историзма, количественных методов биологических наук

2.Педагогическая система и педагогический процесс.

Педагогика (с греч. детовождение)– наука и практика обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития. Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Педагогическая система — это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.

Педагогический процесс - специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников), направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Принципы функционирования системы:

– оптимальность;

– структурность – выделение частей (компонентов) системы, их упорядочение и классификация;

– функциональность – в качестве компонентов системы выступают функции, регулирующие отношения и связи в системе;

– интегративность – особое внимание уделяется системообразующим элементам, которые объединяют ее компоненты и способствуют сохранению и функционированию целого.

Педагогические системы рассматриваются как динамические системы, отношения между компонентами которых постоянно изменяются.

Каждая педагогическая система состоит из структурных и функциональных компонентов. Структурные:1( субъект (педагог); 2) объект педагогического воздействия (ученик); 3) цели обучения и воспитания; 4) предмет их совместной деятельности; 5) средства педагогической коммуникации.

Развивая взгляды Кузьминой Н.В., Якунин В.А. выделяет такие функциональные компоненты педагогической деятельности: целеопределение; информационный компонент; прогнозирование; принятие решений; организация исполнения; общение и коммуникация; контроль; коррекция.

Педагогические системы можно рассматривать на макро-, мезо– и микроуровнях.

На макроуровне – это государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы образования и т. д.

На мезоуровне – это деятельность учебных заведений, детских организаций и других социальных институтов общества, реализующих педагогические цели.

На микроуровне – это педагогические системы, реализующие специфические задачи; авторские педагогические системы; педагогические системы, сложившиеся в рамках деятельности группы учителей и учащихся.

Компоненты педагогической системы: – деятельность учителей и учащихся;– управленческая деятельность, направленная на создание условий для решения образовательных задач;– педагогические средства (содержание педагогической деятельности, формы и методы педагогической работы).

Закономерностью педагогической системы являются связь между ее компонентами, они представляют собой те существенные связи, от которых зависит оптимальность педагогических задач.

Педагогический процесс - это развивающееся системное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, т.е. преобразованию их качеств и поведения, развитию личности.

Компонентами системы, в которой осуществляется педагогический процесс, являются: педагоги, воспитанники, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуется целью, задачами, содержанием, методами, формами взаимодействия педагогов и воспитанников, а также достигнутыми при этом результатами.

Выделяют основные компоненты педагогического процесса: 1. -целевой(разнообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - формирование всесторонне и гармонично развитой личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементе.),

2. содержательный(отражает сущность того, что реализуется в процессе достижения как общей цели, так и каждого задания частности),

3. деятельностный(предусматривает взаимодействие педагогов и воспитанников, их сотрудничество, организацию и управление процессом, имея в виду итоговый результат В научно-педагогической литературе этот компонент нази ивають еще организационным или организационно-управленческием.),

4. результативный(отражает эффективность его функционирования, характеризует достигнутые достижения в соответствии с определенной целью и задачами).

Между компонентами педагогического процесса выделяют определенные связи - информационные

Наши рекомендации