Основные группы затрат в социальных расходах консолидированного бюджета

Социальные расходы федерального (и консолидированного) бюджета России включают следующие основные группы затрат(соответствующие разделам бюджетной классификации), предназначенные для финансирования:

образования (раздел 7);

культуры, кинематографии, средств массовой информации (раздел 8);

здравоохранения и спорта (раздел 9);

социальной политики (раздел 10).

Еще одна группа социальных расходов финансируется в рамках раздела 11 бюджетной классификации, которые обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в форме трансфертов (финансовой помощи) бюджетам других уровней.

2.)Общественная социальная политика

Социальная политика отражает взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения, составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.

Профессиональный союз (профсоюз) - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными или профессиональными интересами по роду деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Основной задачей профсоюзов является защита прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Для достижения этой цели профсоюзы возникли, для этого они создаются и сейчас.

Назначение политической партии, делающее ее необходимым компонентом политической жизни в любой модификации, заключается:

– в осуществлении функций представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности;

– в активной работе по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений;

– в снятии ее внутренних противоречий. 1 Партии имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают, более или менее разветвленную организационную структуру, накладывают на своих членов определенные I обязанности и формируют нормы поведения. Они поэтому служат I мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни, ее рационализации.

Билет 13

№1 Государственно-общественная социальная политика, собственная социальная политика с учетом норм федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

а) Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

б) В комментируемом Законе определяются такие основы местного самоуправления, как правовые, территориальные, организационные, финансовые и экономические.

Основными нововведениями комментируемого Закона являются:

1) построение двухуровневой модели местного самоуправления, т.е. создание в составе муниципального района городских и сельских поселений

2) установление новых принципов определения границ муниципальных образований);

3) закрепление за каждым типом муниципального образования собственного перечня вопросов местного значения;

4) расширение видов форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления за счет включения таких форм, как голосование по отзыву депутата, публичные слушания, конференция по вопросам местного значения, опрос граждан и т.п.;

5) введение принципа разделения властей на местном уровне;

6) определение численности депутатов представительных органов местного самоуправления на федеральном уровне;

7) введение контрактной системы для главы местной администрации;

8) закрепление за каждым типом муниципального образования перечня муниципального имущества;

9) введение процедуры "банкротства муниципального образования";

10) усиление ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, например, возможное временное исполнение полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов РФ в некоторых случаях.

Данные нововведения, несмотря на их инновационный характер, соответствуют конституционной природе местного самоуправления. Они призваны построить эффективную систему местной власти, которую охраняет государство с помощью системы гарантий местного самоуправления.

№2 О материнском ( семейном ) капитале.

· право на получение материнского (семейного) капитала предоставляется только один раз;

· материнский (семейный) капитал ежегодно индексируется государством. В 2007 году он составлял 250 000 рублей, в 2008 году - 276 250 рублей, в 2009 году - 312 162 рубля, с 1 января 2010 года - 343 378 рублей, с 1 января 2011 года - 365 698 рублей, с 1 января 2012 года – 387 640 рублей, с 1 января 2013 года – 408 906 рублей;

· изменение размера материнского (семейного) капитала не влечет замену сертификата;

· срок обращения в Пенсионный фонд с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал после рождения второго (третьего или последующего ребенка) не ограничен;

· заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. В случае необходимости погашения основного долга и уплаты процентов по кредитам и займам, в том числе ипотечным, на приобретение (строительство) жилья средствами материнского капитала можно воспользоваться, не дожидаясь достижения трехлетнего возраста второго ребенка;

· материнский (семейный) капитал освобождается от налога на доходы физических лиц;

· материнский (семейный) капитал предоставляется не конкретному ребенку, а родителям, семье. Соответственно, потратить эти средства можно с учетом интересов всей семьи;

· сертификат действителен только при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Действие сертификата прекращается в случае смерти владельца, лишения его родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала или совершения им в отношении ребенка (детей) умышленного преступления . В случае утраты сертификата в территориальном органе ПФР можно получить его дубликат;

· обратиться за получением сертификата можно в территориальный орган ПФР по месту жительства, по месту пребывания или фактического проживания;

· заявление о выдаче сертификата и документы в территориальный орган ПФР можно подать через доверенное лицо либо направить их по почте.

Кто имеет право на получение материнского (семейного) капитала?

· женщина, имеющая гражданство Российской Федерации, родившая (усыновившая) второго, третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года;

· мужчина, имеющий гражданство Российской Федерации, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

· отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребенка (детей) умышленного преступления;

· несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок (дети) до достижения им (ими) 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем) в установленных Федеральным законом случаях.

· В подтверждение права на получение средств материнского (семейного) капитала выдается сертификат государственного образца.

Билет 14

№1Основные формы и инструменты государственного бюджетного регулирования развития социальной сферы.

Основными формами и инструментами государственного бюджетного регулирования развития социальной сферы являются:

• государственные приоритеты социальной политики, которые отражаются в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с которыми Президент обращается к Федеральному Собранию Российской Федерации, в бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации, а также в программах Правительства Российской Федерации по социально-экономическому развитию страны на среднесрочную перспективу;

• государственные программы и национальные проекты развития образования, здравоохранения, жилищно-коммунальной сферы, имеющие основополагающее значение для развития человеческого капитала и повышения качества жизни населения ;

• экономические, административные и финансовые механизмы стимулирования развития отраслей социальной сферы с помощью льгот, налоговой и кредитной политики, с одной стороны, и применения системы штрафных санкций за нарушение федеральным Центром и регионами обязательств по реализации социальных гарантий;

• нормативы и стандарты социальной поддержки населения;

• механизмы регулирования межбюджетных отношений между Центром и регионами, позволяющие выравнивать минимальную обеспеченность социальными благами по регионам;

• государственные программы (федеральные и региональные), направленные на решение общественно актуальных (зачастую критических) социальных ситуаций долговременного характера (проблемы радиоактивного заражения регионов, экологические проблемы, проблемы Севера, Нечерноземья, ветеранов и т.д.);

• механизмы бюджетного финансирования организаций бюджетного сектора.

2)Пенсионная система в условиях реформы: основное в персонифицированном учете.

1. Происходящие изменения в экономике страны, требуют реформирования пенсионного страхования. Нагрузка пенсионной системы на экономически активную часть населения с каждым годом возрастает, уровень пенсионного обеспечения падает.

Предотвратить углубление кризиса пенсионной системы страны и одновременно создать предпосылки для быстрого и устойчивого экономического роста можно только через переход пенсионной системы на персонифицированный учет.

Создаваемая информационная система персонифицированного учета должна охватить все работающее население страны. Первым этапом создания этой информационной системы является формирование базы данных всех застрахованных лиц и пенсионеров.

По данным Управления пенсионного обеспечения МТиСР РБ на сегодняшний день персонифицированным учетом охвачен 991 гражданин республики, а к 2003 году предполагается охватить все населения.

2. Суть персонифицированного учета заключается в ведении для каждого работающего на территории страны гражданина, который попадает под действие Закона РФ “О государственных пенсиях в РФ”, лицевого счета, содержащего сведения о стаже и заработке.

В обществе же укрепилось понимание пенсионного страхования, как системы самообеспечения работающего населения в пожилом возрасте, однако, по действующему законодательству назначение пенсии осуществляется независимо от взносов государственного пенсионного страхования. Работающий гражданин России на основе своего предыдущего опыта считает, что уплачиваемые за него взносы в Пенсионный фонд не влияют на размер пенсии, которая в будущем ему будет назначена. В результате этого распространено уклонение работодателей и других плательщиков от этих платежей и, следовательно, имеет место снижение сумм средств, которые могут быть направлены на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

Обеспечить соблюдение действующего законодательства, создать мотивацию к уплате страховых взносов, наладить контроль за правильным начислением пенсии и более полно учитывать трудовой вклад граждан можно применяя механизм персонифицированного (индивидуального) учета тех сведений о застрахованных лицах, которые впоследствии используются при назначении, индексации и выплате пенсий.

Персонификация учета застрахованных лиц позволяет создать механизм саморегулирования при сборе страховых взносов: поскольку при назначении пенсий будут использоваться данные этого учета, работники будут заинтересованы в своевременном перечислении страховых взносов работодателями (плательщиками) и будут сами контролировать этот процесс, чтобы данные о взносах соответствовали заработку и были в Пенсионном фонде РФ. Это должно положительно сказаться на собираемости страховых взносов, привести к увеличению потока денежных средств в Пенсионный фонд, и, следовательно, улучшить обеспечение пенсионеров получающих пенсии в настоящее время и будущих пенсионеров, что и является основной целью данного мероприятия.

В самом общем виде организация работы пенсионной системы в условиях персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах выглядит следующим образом:

а) администрация каждого предприятия, организации, учреждения регистрирует в Пенсионном фонде РФ каждого работника, и работник получает личный страховой номер, который сохраняется за ним в течение всей жизни;

б) каждый работодатель регулярно предоставляет в Пенсионный фонд РФ сведения о стаже, заработке и сумме перечисленных страховых взносов работающих у него граждан;

в) Пенсионный фонд РФ контролирует своевременность предоставляемых документов и достоверность содержащихся в них сведений, сверяет их с уплачиваемыми работодателями страховыми взносами;

г) при обращении в органы социальной защиты населения пенсия назначается на основании сведений о стаже и заработке, накопленных в ходе персонифицированного учета.

Работодатель, предоставляя сведения о стаже и заработке каждого работника, указывает его страховой номер, что позволяет объединить сведения о каждом человеке, поступающие от разных работодателей, расположенных в разных регионах. В случае перемены места работы и жительства при обращении за пенсией человек сообщает этот номер.

Система хранения индивидуальных сведений должна обеспечить возможность их оперативного использования в Пенсионном фонде РФ для анализа и прогнозирования процессов, происходящих в пенсионной системе, для планирования при финансировании выплаты пенсий, для более точного определения тарифа и для решения других проблем государственного пенсионного страхования.

Данные персонифицированного учета позволяют более обоснованно рассчитать и прогнозировать тариф страховых взносов, существенно влияющих на социальные и экономические процессы.

БИЛЕТ 15

Наши рекомендации