Экзаменационный билет № 12 (3) Основные виды медицинских услуг и их особенности

Медицинская услуга - это вид медицинской помощи, оказываемый медицинскими работниками и учреждениями здравоохранения населению. Медицинская услуга начинает выступать как специфический товар, который обладает следующими отличительными свойствами:

- неосязаемость (пациент, пришедший на прием к врачу, не может заранее знать результат посещения);

- неотделимость от источника услуги (пациент, записавшийся к определенному врачу, получит уже не ту услугу, если попадет из-за отсутствия этого врача к другому);

- непостоянство качества (одну и ту же медицинскую услугу врачи разной квалификации оказывают по-разному, и даже один и тот же врач может помочь пациенту по-разному в зависимости от своего состояния).

Виды медицинских услуг

Медицинская услуга может быть детальной и простой.

Под детальной медицинской услугой понимается элементарная, неделимая услуга. Например, для стационара детальными услугами могут считаться заведение истории болезни, проведение конкретного вида бактериологического исследования операционного блока и другие. Если некоторые детальные услуги, оказываемые отдельными подразделениями учреждения (например, приемного отделения, бактериологической лаборатории и других), будут отдельно рассчитываться, то стоимость содержания этих подразделений (заработная плата их работников, потребляемые ими материальные ресурсы) должна быть учтена в накладных расходах учреждения.

Простая услуга может быть представлена как совокупность детальных услуг, отражающих сложившийся в каждом конкретном учреждении технологический процесс оказания медицинской помощи по данной нозологии.

Под простой услугой понимается законченный случай по определенной нозологии: для стационаров - пролеченный больной, для амбулаторно-поликлинических учреждений - законченный случай лечения, за исключением стоматологических поликлиник, где под простой услугой понимается санированный больной, для служб скорой помощи - выезд и проведенное лечение. Перечень простых медицинских услуг может быть определен либо самим учреждением, либо используется перечень, утвержденный администрацией (или органом управления здравоохранения в случае делегирования ему этих прав) данной территории в соответствии с действующими на ней медико-экономическими стандартами. При разработке перечня медицинских услуг может быть учтен возрастной фактор, а также фактор сложности оказания данного вида услуги, обусловленный наличием сопутствующих заболеваний, осложнений и т.п.

Для определения сложившегося стандарта оказания каждого вида простой медицинской услуги из перечня, отражающего его технологический процесс, либо обрабатывается большой массив информации историй болезни или амбулаторно-поликлинических карт, либо при отсутствии этих возможностей используется метод экспертных оценок.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ, ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ЛИЧНЫХ СРЕДСТВ ГРАЖДАН <*>

I. Профилактическая медицинская помощь

1. Профилактические осмотры (за исключением осмотров, включенных в утвержденный в установленном порядке перечень видов амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи и услуг, оказываемых населению Ленинградской области бесплатно).

2. Медицинские осмотры, проводимые для получения водительских прав, выездной визы, осмотры на право владения оружием, при поступлении на работу (предварительные) и периодические осмотры (за исключением контингентов, которым эти осмотры проводятся бесплатно), осмотры по направлению спортивных обществ.

3. Медицинское обеспечение пионерских, оздоровительных, спортивных, трудовых лагерей, лагерей труда и отдыха, спортивных состязаний, массовых культурных и общественных мероприятий (кроме случаев экстренной и неотложной медицинской помощи).

4. Консультации по вопросам здорового образа жизни.

5. Оздоровительные услуги в тренажерных залах, залах лечебной физкультуры, водолечебницах без назначения лечащего врача с целью укрепления здоровья.

II. Лечебно-диагностическая медицинская помощь

1. Все виды медицинского обследования, освидетельствования, консультаций, экспертиз и лечения, проводимые по инициативе граждан (без медицинских показаний) и по направлению медицинских организаций, не входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения, а также лиц, занимающихся частной медицинской практикой.

2. Анонимная диагностика и обследование (за исключением обследования на СПИД).

Диагностические исследования, процедуры, манипуляции, консультации, курсы лечения и уход, проводимые на дому по инициативе больных (кроме лиц, которые по состоянию здоровья и характеру заболевания не могут посетить медицинское учреждение).

4. Наблюдение врачами стационара за больными на дому после выписки их из стационара.

5. Диагностические и лечебные услуги (за исключением услуг, включенных в утвержденный в установленном порядке перечень видов амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи, и услуг, оказываемых населению Ленинградской области бесплатно).

6. Кератотомия без медицинских показаний.

7. Коррекция зрения с помощью контактных линз.

8. Лечебно-консультативная помощь при сексуальных расстройствах.

9. Искусственная инсеминация и экстракорпоральное оплодотворение.

10. Лечение логоневрозов у лиц старше 18 лет.

11. Косметологические услуги (за исключением пластических и реконструктивных операций, осуществляемых по медицинским показаниям).

12. Профессиональный массаж, кроме массажа, назначенного врачом по медицинским показаниям.

13. Гипербарическая оксигенация (за исключением ее применения при лечении анаэробной инфекции, столбняка, поражения артерий нижних конечностей, отравления угарным газом).

14. Нетрадиционные методы диагностики и лечения:

14.1. Акупунктура. 14.2. Фитотерапия. 14.3. Апитерапия. 14.4. Гомеопатия. 14.5. Натуротерапия (применение диет и голодания). 14.6. Уринотерапия. 14.7. Иридодиагностика. 14.8. Мануальная терапия. 14.9. Бальнеотерапия. 14.10. Биоэнергетика. 14.11. Аромотерапия. 14.12. Галокамера. 14.13. Гирудотерапия. 15. Медико-психологическая помощь.

16. Судебно-медицинская экспертиза в порядке личной инициативы граждан, а также судебно-химические и другие исследования по направлению предприятий, учреждений и организаций (кроме правоохранительных и медицинских).

17. Химическая защита (плацеботерапия) при хроническом алкоголизме.

18. Оказание наркологической медицинской помощи при хроническом алкоголизме, наркомании, токсикомании в лечебно-профилактических учреждениях Ленинградской области жителям других субъектов Российской Федерации, за исключением случаев экстренной и неотложной помощи по жизненным показаниям.

19. Повторная (в течение трех месяцев) госпитализация пациентов для планового лечения по поводу хронического алкоголизма, наркомании, токсикомании в случае прерванного по вине пациента предшествующего курса лечения в наркологических стационарах (наркологических кабинетах) в связи с грубым нарушением им предписанного режима.

20. Все виды плановой амбулаторной и стационарной медицинской помощи гражданам других стран, не имеющих договоров с Российской Федерацией о взаиморасчетах.

III. Реабилитационные медицинские мероприятия

Курсы оздоровительного лечения в отделениях реабилитации и восстановительного лечения (за исключением курсов оздоровительного лечения, включенных в утвержденный в установленном порядке перечень видов амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи и услуг, оказываемых населению Ленинградской области бесплатно).

IV. Стоматологическая медицинская помощь

1. Зубное протезирование (за исключением лиц, имеющих льготы по действующему законодательству).

2. Стоимость дорогостоящих материалов и технологий при лечении зубов.

3. Ортодонтическое лечение лиц старше 15 лет.

Билет №19

1.Принципы и методы размещения предприятий здравоохранения

1. природно-экономические

-географическое положение

-фактор климатических условий

-фактор потребителя-ключевой фактор

-транспортное обеспечение

-инфраструктура

2.технико-экономические (тяготеют к определенным факторам производства)

-обеспеченность сырьевой базы

-трудовые ресурсы

-обеспеченность капиталом

Приоритетным направлением государственной политики в области охраны здоровья граждан должно стать повышение доступности медицинской помощи населению, а значит равное право на ее получение и максимальное приближение к месту проживания.

Выбор земельного участка для размещения зданий учреждений здравоохранения, утверждении типовых, индивидуальных проектов, реконструкция и переоборудование (перепланировка) зданий и помещений подлежат обязательному согласованию с органами Государственной санитарно-эпидемиологической службы.

При выборе земельного участка необходимо помнить, что расположение учреждений здравоохранения не допускается на территориях, которые раньше использовались под свалки, скотомогильники, кладбища, поля ассенизации, т.е. с грунтом, загрязненных веществами органического, химического и другого происхождения. Земельные участки должны быть удалены от железных дорог, аэропортов, автомагистралей и других источников шума и физических факторов. На территории медицинского учреждения не допускается расположение функционально не связанных с ним зданий и сооружений.

Так как частная медицина приравнена сейчас к бизнесу, для нее характерны принципы деловой среды.

Близость к потребителям. Близость к рынку приобрела особое значение из-за возросшей ответственности перед потребителем. Именно эта близость позволяет быстро по­ставлять товары. Кроме того, близкое расположение про­изводства и потребления гарантирует, что интересы по­требителей будут быстрее учтены при создании новых ви­дов товаров. Основой для принятия решений по этому критерию служат данные о характере населения.
Деловой климат.Благоприятный для фирмы деловой климат может включать сопоставимую по масштабу пред­принимательскую деятельность, присутствие компаний, работающих в той же отрасли, а в случае зарубежного размещения — присутствие других иностранных компа­ний. Кроме того, успех определяется наличием надлежащего законодательства в сфере бизнеса, поддержкой предпринимательской деятельности местными органами управления, предоставление субсидий, налоговых льгот и т.д. (врезка "Основа качественного бизнеса в Европе").
Общие издержки. Цель размещения состоит в выборе места с самыми низкими общими издержками. В них включают региональные издержки и внутренние и внеш­ние издержки распределения. Региональные затраты со­стоят из стоимости земли, сооружений, оплаты рабочей силы, налогов и энергетических затрат. К тому же суще­ствуют скрытые издержки, трудно поддающиеся учету. К ним относятся:

·
чрезмерное перемещение материальных ресурсов между различными посредниками до конечного потребителя и

·
ослабление ответной реакции потребителя из-за удаленного местонахождения рынка потребления.

Инфраструктура. Жизненно необходимо наличие раз­ветвленной транспортной системы (автомобильного, же­лезнодорожного, морского и авиационного транспорта), а также обеспечение потребностей в электроэнергии и те­лекоммуникациях. Готовность местного руководства ин­вестировать в современную инфраструктуру также может стимулировать выбор конкретного места расположения производства.

Качество профессиональной подготовки рабочей силы. Образовательный и профессиональный уровни местных работников должны соответствовать требованиям компа­ний, причем даже еще важнее готовность и способность к обучению.
Поставщики. Наличие высокопрофессиональной и конкурентоспособной сети поставщиков — одно из усло­вий размещения. Близость предприятий главных поставщиков также позволяет использовать методы организации производства с неполной загрузкой производственной мощности.

Местонахождение других объектов компании. Расположение других предприятий или центров распределения этой же компании может повлиять на выбор местополо­жения нового отделения компании. В этом контексте ас­сортимент и объем выпускаемой продукции тесно связа­ны с решением о размещении.

Государственные барьеры. В настоящее время во мно­гих странах законодательно сняты барьеры на вход в от­расль и на размещение производств. Но, вместе с тем, при планировании размещения следует учитывать многие неюридические и культурные барьеры.

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ, УЧАСТКУ И ТЕРРИТОРИИ

1. Размещение лечебно - профилактических учреждений и аптек, благоустройство их территорий, строительные и санитарно - гигиенические требования к участку и территории следует принимать в соответствии с Пособием по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89*), СНиП 2.07.01-89*, СНиП Ш10-75, МГСН 1.01-94, СанПиН 5179-90, Временными санитарными правилами 4-96 и требованиями настоящего раздела.

2. Лечебно-профилактические учреждения и аптеки следует размещать в соответствии с утвержденным генеральным планом и проектами детальной планировки с учетом административно-территориального деления.

3. В жилых зданиях, а также в общественных зданиях немедицинского назначения не допускается размещать:

-рентгеновскую и иную лечебную или диагностическую аппаратуру и установки, являющиеся источником ионизирующего излучения;

- отделения (кабинеты) магнито-резонансовой томографии;

- зуботехнические, клинико-диагностические и бактериологические лаборатории;

- стационары, в том числе стационары диспансеров, дневные стационары и стационары частных клиник;

- диспансеры без стационаров всех типов, травмпункты, подстанции скорой медицинской помощи;

- дерматовенерологические, психиатрические, инфекционные и физиотерапевтические кабинеты врачебного приема, в том числе кабинеты врачей, занимающихся частной практикой по этим специальностям.

4. Допускается размещать в жилых и общественных зданиях, а также в пристройках к ним женские консультации, стоматологические поликлиники, кабинеты врачей общей практики (семейных врачей) и другие кабинеты врачебного приема, в том числе кабинеты частнопрактикующих врачей, при соблюдении требований п.4.3. настоящих Норм, а также раздаточные пункты молочных кухонь и хозрасчетные аптеки общего типа.

Допускается размещение рентгеностоматологических кабинетов стоматологических поликлиник, встроенных в жилые здания, если смежные по вертикали и горизонтали помещения не являются жилыми.

По согласованию с Центром Госсанэпиднадзора допускается размещение рентгеновских отделений (кабинетов) в пристройке к жилому или общественному зданию немедицинского назначения.

5*. Помещения женских консультаций, стоматологических поликлиник, кабинетов врачей общей практики (семейных врачей), раздаточные пункты молочных кухонь и хозрасчетные аптеки общего типа при размещении их в зданиях иного назначения должны быть отделены от остальных помещений глухими противопожарными стенами 1-го типа и иметь самостоятельные выходы наружу.

6. Кабинеты врачей общей практики (семейных врачей) и раздаточные пункты молочных кухонь при размещении их в жилых и общественных зданиях рекомендуется размещать на первом этаже здания.

7. Женские консультации и стоматологические поликлиники при размещении их в жилых и общественных зданиях могут располагаться на первом и втором этажах здания.

8. Хозрасчетные аптеки могут располагаться в отдельностоящих зданиях, на первом этаже жилых и общественных зданий, в пристройках к жилым и общественным зданиям.

9. Размеры земельных участков стационарных учреждений пределах городской черты следует принимать по таблице 2.

Таблица 2

Типы стационарных учреждений Размеры земельных участков, м2 на 1 койку (не менее)
1. Стационарные учреждения для взрослого населения:  
Инфекционные, туберкулезные и онкологические больницы, стационары онкологических и противотуберкулезных диспансеров 70
Больницы восстановительного лечения, стационары врачебно-физкультурных диспансеров 120
Хосписы
Родильные дома
Прочие типы больниц и стационаров диспансеров
2. Стационарные учреждения для детского населения:  
Детские инфекционные и туберкулезные больницы
Детские больницы восстановительного лечения
Прочие типы больниц
Примечания. 1.При строительстве на территории действующих больниц новых лечебных корпусов, приводящих к увеличению модности больницы, допускается уменьшать удельные показатели земельного участка (м2 на 1 койку), но не более 20%. 2. При строительстве новых стационарных учреждений на вновь осваиваемых участках в районах затесненной городской застройки допускается уменьшать удельные показатели земельных участков (м2 на 1 койку) но не более чем на 20-25% с учетом конкретных градостроительных факторов.

10. Размеры земельных участков поликлиник, консультативно-диагностических центров и диспансеров без стационаров следует принимать в зависимости от объемно-композиционного решения и площади застройки здания с учетом подъездных и пешеходных путей из расчета 0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее 0,5 га на 1 объект.

11*. Размеры земельных участков лечебно-профилактических учреждений, в структуре которых есть стационар и поликлиника (поликлиническое отделение диспансера, женская консультация, консультативно-диагностический центр, территориальная поликлиника и т.д.), следует принимать:

при расположении стационара и поликлиники в одном здании - по таблице 2 настоящих Норм;

при расположении поликлиники в отдельно стоящем здании на территории стационарного учреждения - из расчета 0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее 0,3 га на 1 объект.

12. Размеры земельных участков подстанций скорой медицинской помощи и аптек следует принимать в соответствии с документами.

13*. На территории стационарного учреждения расстояние между зданиями следует принимать:

между стенами зданий с окнами палат - 2,5 высоты противостоящего здания, но не менее 24 м;

между радиологическим корпусом и другими зданиями - не менее 25 м;

между зданием вивария и палатными корпусами - не менее 50 м.

14*. Минимальное расстояние от зданий лечебно-профилактических учреждений до жилых зданий следует принимать:

для зданий больниц и диспансеров с палатными отделениями, родильных домов, радиологического корпуса, гаража и летней стоянки автомашин подстанций скорой медицинской помощи - 30 м;

для зданий амбулаторно-поликлинических учреждений, диспансеров без стационаров и лечебно-диагностических корпусов - 15 м.

15. Расстояние между зданиями лечебно-профилактических учреждений и красными линиями застройки следует принимать, как правило, не менее 30 м - для зданий больниц и диспансеров с палатными отделениями и родильных домов и не менее 15 м - для зданий амбулаторно-поликлинических учреждений, диспансеров без стационаров и лечебно-диагностических корпусов.

При строительства новых лечебно-профилактических учреждений на вновь осваиваемых участках в районах затесненной городской застройки, а также новых лечебных и лечебно-диагностических корпусов на территории действующих больниц допускается уменьшение этого расстояния, вплоть до красной линии застройки.

16. Расстояние между печью для сжигания отходов до лечебных корпусов с платами или жилых зданий зависит от конструкции и мощности печи, количества вредных выбросов в атмосферу и направления господствующих ветров и согласовывается в каждом конкретном случае, в составе исходно-разрешительной документации, с Центром Госсанэпиднадзора в г. Москве и Москомприродой, в соответствии с требованиями СП 11-101-95 и СНиП 11-01-91.

Необходимость наличия печи для сжигания отходов обосновывается мощностью лечебно-профилактического учреждения и объемом образующихся отходов.

17*. Расстояние от здания бюро судебно-медицинской экспертизы до жилых и общественных зданий должно быть не менее 50 м.

18*. Расстояние от здания вивария до жилых и общественных зданий должно быть не менее 100 м.

19*. На земельном участке больницы следует предусматривать раздельные подъездные пути к лечебным корпусам для и неинфекционных больных, к лечебным корпусам для неинфекционных больных, к подстанции скорой медицинской помощи (при размещении ее на земельном участке больницы), патологоанатомическому корпусу и в хозяйственную зону. Подъездные пути к патологоанатомическому корпусу и в хозяйственную зону могут быть объединены.

Патологоанатомический корпус, проезды к нему и стоянка похоронных машин не должны быть видны из окон палат.

20. На территории садово-парковой зоны детских больниц следует предусматривать игровые площадки, разделенные посадками зеленых насаждений. Количество и площади игровых площадок определяются заданием на проектирование, количеством палатных отделений и набором возрастных групп.

21. На земельных участках лечебно-профилактических учреждений следует размещать только функционально связанные с ними здания и сооружения.

На территории клиник республиканского значения и больниц, кроме инфекционных и туберкулезных, при соответствующем обосновании по заданию на проектирование допускается размещение гостиниц малой вместимости для иногородних граждан, прибывших на консультацию, и родственников госпитализированных больных, а также медицинских училищ и колледжей.

22. Службу приготовления пищи (пищеблоки) следует размещать, как правило, в отдельно стоящем здании.

Пищеблоки больниц медико-социальной помощи (хосписов, домов сестринского ухода) следует проектировать в обособленных отсеках зданий этих больниц с отдельными служебными и хозяйственными входами и технологической связью с палатами.

При строительстве новых больничных учреждений и родильных домов на вновь осваиваемых участках с районах затесненной городской застройки допускается размещать пищеблоки встроенно-пристроенные к лечебным и хозяйственным корпусам при соблюдении необходимых инженерно-технических решений, обеспечивающих комфортные условия пребывания больных и персонала.

23. Хранение рентгеновских и флюорографических пленок следует предусматривать, как правило, в отдельно стоящих зданиях не ниже П степени огнестойкости.

Хранение рентгеновских и флюорографических пленок, выпускаемых на триацетатной основе, допускается предусматривать в здании лечебно-профилактического учреждения при условии отделения помещений архива материалов лучевой диагностики от других помещений здания глухой противопожарной стеной 1 типа.

24. В хозяйственной зоне лечебно-профилактического учреждения следует предусматривать обособленные места для временного складирования бытовых и медицинских отходов (раздельно).

Складирование бытовых отходов может осуществляться на специально выделенных площадках в стандартных контейнерах. Объем и количество контейнеров определяются расчетом по показателю модности лечебно-профилактического учреждения.

Складирование медицинских отходов до их вывоза или уничтожения следует осуществлять на специально оборудованных площадках, исключающих возможность затопления ливневыми стоками. Складирование медицинских отходов должно осуществляться в герметических контейнерах (баках) раздельно по видам отходов согласно «Разрешению по размещению отходов на территории предприятия», выданному в соответствии с «Временными правилами охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ».

2.Особенности адаптации персонала медицинского учреждения

Одна из проблем работы с персоналом в организации - трудовая адаптация вновь принятых сотрудников. Особенно остро эта проблема стоит в лечебно-профилактических учреждениях бюджетной сферы. В современных условиях, когда все активнее развивается коммерческая медицина, в государственные медицинские учреждения выпускники чаще всего устраиваются, чтобы получить стаж работы по специальности. Что может предложить бюджетное ЛПУ молодым кадрам? Многое, но конкурентоспособная заработная плата в этот перечень, как правило, не входит. "Костяк" персонала обычно составляют люди среднего возраста и старше. Да, конечно, они меньше внимания обращают на уровень зарплаты, но тем более значимы для них условия работы и внутренний психологический климат в коллективе. Можно с уверенностью сказать, что и для специалистов с опытом работы период адаптации является определяющим. Именно от успешности адаптации во многом зависит продолжительность и эффективность деятельности нового сотрудника вне зависимости от его профессионального стажа. Как же управлять процессом адаптации медицинского работника? За счет каких ресурсов? И кто должен заниматься решением проблем, возникающих при адаптации?

Адаптация на новом месте работы - это сложный процесс взаимного приспособления человека и организации. Различают следующие виды адаптации:


- психофизиологическая - привыкание к режиму, условиям труда (освещенность, рабочее место и т.д.);
- психологическая - знакомство и построение взаимоотношений с коллективом и т.д.;
- профессиональная - освоение должностных обязанностей и технологии работы;
- ценностная - освоение и принятие ценностей компании, корпоративной культуры.


Также адаптацию делят на первичную (молодого специалиста без стажа) и вторичную (сотрудника, имеющего за плечами определенный опыт работы).
Надо заметить, что в государственных медицинских учреждениях сложному и многогранному процессу адаптации не уделяется большого внимания. Хотя государственные организации в целом имеют богатейший опыт наставничества как формы работы по адаптации молодых специалистов, но он практически никогда не применяется при вторичной адаптации. Сегодня этот опыт используется крайне редко. Причина - в излишней формализованности деятельности медицинских учреждений. В сложившейся ситуации нет возможности ввести новую форму работы с персоналом принятием административного решения (приказом соответствующего министерства, например). Если эффективность труда определяется количеством и полнотой заполнения отчетных бланков - любое перспективное начинание теряется в ворохе бумаг.
Добавим, что на данный момент в обычных больницах и поликлиниках адаптация вновь пришедших "пущена на самотек", в частности, потому, что в обязанности сотрудников отделов кадров в бюджетном здравоохранении входит только документальное оформление трудовых отношений. Управление персоналом в целом входит в сферу полномочий главного врача и заведующих отделений, а эти руководители сосредоточены непосредственно на лечебной работе. К сожалению, у нас еще не сложилась школа профессиональных администраторов медицинских учреждений, вернее, сейчас идет процесс ее становления.
Таким образом, необходимость организации управления адаптацией медицинских работников нужно в первую очередь обосновать.

Для чего необходима адаптация?
Обратимся к целям трудовой адаптации как таковой.
Относительно самого сотрудника это:
- максимально быстрое достижение требуемых результатов;
- привыкание к коллективу, организации;
- освоение основных требований корпоративной культуры и правил поведения;
- снижение тревожности и неуверенности;
- развитие позитивного отношения к обязанностям, удовлетворенности работой, ознакомление с реальными перспективами.
С другой стороны, создание системы адаптации позволяет организации достичь следующих целей:
- уменьшение стартовых издержек предприятия;
- сокращение текучести кадров;
- экономия времени непосредственного руководителя и сослуживцев.
Современное медицинское учреждение, как правило, представляет собою крупный комплекс различных структурных подразделений, имеющих целую систему взаимосвязей. На изучение внутренней жизни больницы или поликлиники уходит драгоценное время. Новичку сложно разобраться в ней самостоятельно. Постигая все на собственном опыте, он "набивает шишки", совершая ошибки. Надо ли говорить о том, как велика может быть цена ошибки в медицине? В результате работу новичка приходится контролировать очень долго, отвлекая на это опытных специалистов.
Особое значение приобретает хорошо продуманная система адаптации персонала медицинского учреждения в связи с тем, что она способна снизить текучесть кадров. Не секрет, что уровень заработной платы в здравоохранении до сих пор недостаточен для квалифицированных специалистов. В таком случае надо использовать любую возможность для их мотивирования на работу именно в Вашей больнице или поликлинике. Молодой специалист, основной целью которого, скорее всего, является получение практического опыта, стажа, во время адаптации должен убедиться в том, что именно здесь он получит возможность для профессионального роста, причем как администрация, так и коллектив в целом готовы ему способствовать и приветствуют его профессиональные амбиции. При вторичной адаптации сотрудник заинтересован в улучшенных условиях работы, стабильности, понятном процессе профессиональных коммуникаций, прозрачной системе материальных поощрений и перспективах карьерного роста. Именно на удовлетворение этих его потребностей и должна быть направлена система вторичной адаптации.
Надо заметить, что в период адаптации новый сотрудник особенно восприимчив к внутренним ценностям, принципам коллектива. И если руководитель медицинского учреждения ставит перед собой амбициозные задачи, то начать нужно именно с работы с персоналом. А эту работу - с формирования системы управления адаптацией. Для бюджетного медицинского учреждения такая система - это возможность начать формирование крепкого коллектива единомышленников, используя внутренние резервы, при минимуме затрат. Возможность снизить текучесть кадров, поднять уровень обслуживания пациентов, сформировать схему трудовых отношений, нацеленную на эффективную работу и профессиональный рост.

Итак, решение о построении системы адаптации принято. Кто же будет заниматься этой работой? Или, скорее, кому добавить хлопот - ведь время руководящего состава и так расписано по минутам. Инициатива должна исходить от главного врача больницы, который должен сформировать у руководителей среднего звена понимание, что формирование системы адаптации (кроме других очевидных плюсов) позволит сэкономить то самое драгоценное время.
Как нам кажется, основная методическая часть работы и контроль эффективности этих мероприятий все-таки должны быть поручены кадровикам. Для сотрудников отдела кадров лечебно-профилактического учреждения деятельность по созданию системы адаптации - замечательная возможность повысить статус своего отдела и уровень значимости в управлении медицинским персоналом. Несомненно, огромную помощь им окажут профессиональные психологи больницы или поликлиники.

Основной объем работы по внедрению системы в любом случае ляжет на плечи руководителей среднего звена - заведующих отделениями и старших медицинских сестер. По нашему мнению, их заинтересованность в этом проекте самая прямая. Ведь основа успеха любого руководителя - сплоченный и мотивированный коллектив. Кроме того, управление адаптацией новых сотрудников позволит планировать, а при необходимости своевременно корректировать профессиональный рост персонала.

Отдельно нужно раскрыть понятие наставничества. Оно вызывает у многих ассоциации с советским периодом, но эффективнее закрепления молодого специалиста за опытным сотрудником ничего не придумаешь. В идеале хорошая работа наставника должна поощряться материально. Но даже если такой возможности нет, как минимум требуется признание его заслуг в масштабах всего учреждения. При вторичной адаптации прикрепленность к наставнику также имеет значение (но в таком случае лучше использовать термин "куратор"). Новому сотруднику комфортнее обратиться со своими вопросам к коллеге, стоящему на одной с ним ступени карьерной лестницы, нежели "дергать по пустякам" руководство. Хотя здесь большую роль играют индивидуальные особенности человека.

Билет №20

1.Структура системы национального здравоохранения в РФ

Минздрав

Наши рекомендации