Экзаменационный билет № 11 (3) Основные элементы производственного процесса и их взаимосвязи.

Процесс взаимодействия производственных факторов на предприятии, направленный на превращение исходного сырья (материалов) в готовую продукцию, пригодную к потреблению или к дальнейшей обработке, образует производственный процесс или производство.

Основными элементами производственного процесса являются труд (деятельность людей), предметы и средства труда. Во многих производствах используются природные процессы (биологические, химические).

Наиболее крупными частями производственного процесса являются основное, вспомогательное и побочное производства.

К основным относятся те процессы, прямым результатом которых является изготовление продукции, составляющей товарную продукцию данного предприятия, а к вспомогательным - те, в ходе которых создаются полупродукты для основного производства, а также выполняются работы, обеспечивающие нормальное течение основных процессов. Побочное производство охватывает процессы переработки отходов основного производства или их утилизации.

По течению во времени производственные процессы подразделяют на дискретные (прерывные) и беспрерывные, вызванные непрерывностью технологического процесса или потребностями общества.

По степени автоматизации выделяют процессы: ручные, механизированные (выполняются рабочими с помощью машин), автоматизированные (выполняются машинами под наблюдением рабочего) и автоматические (выполняются машинами без участия рабочего по заранее разработанной программе).

Процесс основного, вспомогательного и побочного производства состоит из ряда производственных стадий.

Стадия - это технологически законченная часть производства, характеризующая изменение предмета труда, переходящего из одного качественного состояния в другое.

Производственная стадия делится, в свою очередь, на ряд производственных операций, представляющих собой первичное звено, элементарную, простейшую составную часть процесса труда. Производственная операция выполняется на отдельном рабочем месте, одним или группой рабочих, над одним и тем же предметом труда, с помощью одних и тех же средств труда.

По назначению производственные операции делят на:

- технологические (основные), в результате которых вносятся качественные изменения в предметы труда, его состояние, внешний вид, форму и свойства;

- транспортные, изменяющие положение предмета труда в пространстве и создающие условия для поточного производства;

- обслуживающие, обеспечивающие нормальные условия для работы машин (их чистка, смазка, уборка рабочего места);

- контрольные, способствующие правильному выполнению технологических операций, соблюдению заданных режимов (контроль и регулирование процесса).

Для нормальной организации производственного процесса необходимо соблюдать следующие принципы:

1) принцип специализации - это закрепление за каждым цехом, производственным участком, рабочим местом, технологически однородной группы работ или строго определенной номенклатуры изделий;

2) принцип непрерывности процесса означает обеспечение движения предмета труда с одного рабочего места на другое без задержек и остановок;

3) принцип пропорциональности подразумевает согласованность в продолжительности и производительности всех взаимосвязанных подразделений производства;

4) принцип параллельности предусматривает одновременное выполнение отдельных операций и процессов;

5) принцип прямоточности означает, что предметы труда в процессе обработки должны иметь найкратчайшие маршруты по всем стадиям и операциям производственного процесса;

6) принцип ритмичности состоит в регулярности и устойчивости хода всего процесса, что обеспечивает производство одинакового или равномерно увеличивающегося количества продукции за равные промежутки времени;

7) принцип гибкости требует быстрой адаптации производственного процесса к изменению организационно-технических условий, связанных с переходом на изготовление новой продукции и др.

Экзаменационный билет № 12

Экзаменационный билет № 12 (1) Структура системы национального здравоохранения в РФ и её трансформация.

В соответствии с п. 2 ст. 41 Конституции РФ, ст. 12—14 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, в РФ выделяют три системы здравоохранения:

1) государственную;

2) муниципальную;

3) частную.

К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной вла­сти субъектов РФ в области здравоохранения, Российская академия , Медицинских наук, а также находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, I образовательные, аптечные, санитарно-профилактические учрежде­ния и некоторые другие предприятия, учреждения, организации.

К муниципальной системе здравоохранения относятся органы мест­ного самоуправления, уполномоченные на осуществление управ­ления в сфере здравоохранения, и находящиеся в муниципальной Собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся Частной медицинской практикой и фармацевтической деятельно­стью.

В то же время по сложившейся практике в Российской Федерации действует единая система здравоохранения, которая представля­ет собой совокупность федеральных органов управления здравоох­ранением, органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, органов местного самоуправления и тп.

Министерство здравоохранения и социального развития

Ему подчиняется:

Федер.служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека(Роспотребнадзор)

Федер.служба по надзору в сфере здравоохранения и соц развитя (Росздравнадзор)

Федеральный фонд обязательного мед страхования

Федеральное медико-биалогическое агентство

Органы управления здравоохранения:

Государственные организации

Муниципальные

Частных форм

Экзаменационный билет № 12 (2) Основные задачи и методы анализа основных средств на предприятиях и учреждениях здравоохранения.

Важным условием успешного выполнения бюджетными и научными учреждениями возложенных на них функций является не только их обеспеченность основными средствами, но и максимальная степень использования основных средств в процессе деятельности учреждения. Эффективное использование основных фондов выступает одним из решающих факторов увеличения объема оказываемых учреждением услуг и повышение качества обслуживания. Улучшение использования основных средств также приводит к росту эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

При оценке эффективности использования всех объектов основных средств в качестве обобщающего показателя применяется фондоотдача. В основе методологии расчета этого показателя лежит соотношение конечных результатов деятельности и стоимости основных средств. Вместе с тем методике расчета показателя фондоотдачи в научных и бюджетных учреждениях присущи особенности, которые обусловлены спецификой измерения конечных результатов их деятельности. Так, если бы анализ уровня использования основных фондов осуществлялся на производственном предприятии, то в качестве показателя конечного результата его деятельности был бы взят объем выпущенной продукции. Для учреждений непроизводственной сферы характерно то, что их конечный результат, как правило, не имеет материальной формы и существует в виде оказываемых услуг, работ.

Поэтому показателем уровня эффективности использования основных средств в бюджетных учреждениях является фондоотдача, которая представляет собой отношение объема оказанных услуг к среднегодовой стоимости основных средств

В бюджетных учреждениях объем услуг определяется при помощи различных натуральных и условно-натуральных измерителей. Так, в качестве конечного результативного показателя деятельности учреждений здравоохранения выступает либо количество койко-дней, либо количество врачебных посещений в зависимости от типа учреждения; библиотек — количество книговыдач. Для анализируемого музыкального училища, как и для прочих учреждений образования, таким показателем является количество учащихся.

Таким образом, уровень изменения фондоотдачи свидетельствует об интенсивности потребления основных средств в учреждении. Этот показатель должен анализироваться за относительно длительный промежуток времени, чтобы установить общую тенденцию его изменения.

Наши рекомендации