Понятийно-категориальный аппарат. (есть в лекции, и в тетради она нас засавила выписать, посмотри)

Закономерности и принципы социальной работы. (есть в лекции и в распечатке)

Уровни социальной работы. смотри лекцию()

Ныне преобладает ее профессиональная форма, что не исключает наличия и необходимости, непрофессиональных начал. Не случайно поэтому в практической деятельности социальных служб различают следующие виды работ: доступные всем специалистам; требующие наличия квалификации в области социальной работы; требующие наличия квалификации в различных областях;

- с учетом ее уровней.

Основания для определения уровней социальной работы могут быть различными.

В зависимости от масштабности социальная работа может проводиться на федеральном, региональном, местном и индивидуальном уровнях.

Содержание федерального уровня определяется, прежде всего, законодательной и социальной политикой государства, управлением социальной защитой населения в масштабе страны. Именно на этом уровне социальная работа должна быть представлена в ее широком понимании, что, естественно, накладывает отпечаток и на ее содержание в узком смысле слова.

Региональный уровень социальной работы во многом предопределяется ее федеральным уровнем, является производным от него. Это находит конкретное выражение как в реализации законодательных или нормативных актов федерального значения, так и их адаптации к особенностям тех или иных субъектов страны, что имеет важное значение в России, характеризующейся разнообразием климатических, природных и других условий. На региональном уровне социальная работа приобретает, таким образом, более конкретный, содержательный характер и социальная работа предстает в ее непосредственном узком понимании.

Местный уровень социальной работы определяется конкретной направленностью на конкретные объекты; социальная работа осуществляется главным образом различного рода социальными службами, профессиональными социальными работниками и добровольцами.

Индивидуальный уровень -- это работа с клиентом на основе его запросов, применения техник и методик индивидуальной работы.

В зависимости от конкретных объектов социальная работа может проводиться как с отдельным индивидом, так и семьей, тем или иным слоем (группой), населением в целом.

Как феномен общественной жизни социальная работа должна (особенно в современных условиях) быть рассмотрена не только как практический вид специфической деятельности, но и как наука, и как учебная дисциплина или цикл учебных дисциплин. Следовательно, и здесь мы имеем дело со структурными компонентами социальной работы.

По мнению шведских авторов Г. Бернлера и Л. Юнисона, социальная работа может быть разделена на индивидуальную и семейную (индивидуальную психотерапию); групповую; общественную (работа с сообществом на макроуровне, социальные, администрирование и планирование)

Методы социальной работы.

1. Методы социальной работы.

Методы профессионально СР многообразны. Они классифицируются:

• по направлениям и формам СР (организационные, социально-психологические, соц.-педагогические, соц.-медицинские, соц.-экологические);

• по объектам СР (индивидуальные, групповые, общинные);

• по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, органом управления СР).

Наряду с этим существует и другая их классификация – по объектам СР:

1. индивидуальная работа (соц. работник – клиент);

2. работа с группой (в группе семьей и через семью);

3. работа в общине (в микросоциальной среде).

1. Непосредственная помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни. В процессе индивидуальной работы соц. работник дожжен: установить первичную связь и определить потребности клиента в соц. услугах; изучить и уяснить проблему; мотивировать необходимость соц. помощи; концептуализировать проблему; опр. и исследовать предполагаемое решение; выбрать стратегическое направление; реализовать решение проблемы.

2. Предполагает работу как в целом с группой клиента (семьей), так и в группе – с каждым из ее членов отдельно. К этим методам относятся: анкетный опрос; социометрия (тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе); референтометрия (способ выявления референтности членов группы); коммуникометрия (способ выявления места каждого учестника группы в системе межличностных коммуникаций); групповая дискуссия; деловая игра; модификация социального поведения; соц.-психологический тренинг

3. СР в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. При этом осн. методами работы являются: социальная диагностика; социальное прогнозирование; социальное планирование микросоциальной среды; социально-терапевтическая работа; развитие системы территориального самоуправления; благотворительные акции в микросоциальной среде; практическая работа в общине.

Наши рекомендации