В какую сторону поворачивать

Очень обескураживает, когда в течение длительного времени Вы пытаетесь вскрыть замок и вдруг обнаруживаете, что Вы вращали цилиндр не в ту сторону. Если Вы поворачиваете цилиндр в неправильном направлении, он вращается до того момента, пока либо не застопорится, либо не прокрутится 180 градусов, после чего направляющие штифты входят в ключевой паз (смотри раздел "Направляющий или промежуточный штифт входит в ключевой паз"; в этом разделе также объясняется, как повернуть цилиндр более чем на 180 градусов, если это необходимо для того, чтобы полностью выдвинуть засов). Когда цилиндр поворачивается в правильном направлении, Вы должны почувствовать дополнительное сопротивление, когда цилиндровый кулачок вступает во взаимодействие с пружиной засова.

Выбор правильного направления вращения цилиндра зависит не от замка, а от засовного механизма. и здесь есть несколько общих правил. Дешевые навесные замки открываются, когда цилиндр поворачивается в любом направлении, и поэтому Вы можете выбирать направление, наиболее удобное для рычага. Все навесные замки производства фирмы Master можно открыть, поворачивая их цилиндры в любом направлении. Навесные замки компании Yale открываются только тогда, когда цилиндр вращается по часовой стрелке. Двухцилиндровые замки компании Yale обычно открываются с помощью поворачивания нижней части ключевого паза (т. е. плоской кромки ключа) в направлении, противоположном ближайшему дверному косяку. Это же правило относится и к одноцилиндровым замкам ( Рис. 7.15) . Замки, приделанные к дверной ручке, обычно открываются по часовой стрелке. Замки от письменных столов и картотек также имеют тенденцию открываться по часовой стрелке.

Рис. 7.15 — Направление вращения цилиндра

Когда Вам попадается новый тип замкового механизма, постарайтесь повернуть цилиндр в обоих направлениях. В правильном направлении цилиндр застопорится штифтами, поэтому будет ощущение, что цилиндр стопорится чем-то мягким. В неправильном направлении цилиндр застопорится металлическим ушком, здесь возникнет ощущение стопорения чем-то твердым.

Как далеко поворачивать

Вопрос о том, насколько далеко поворачивать цилиндр, возникает сразу же после вопроса, в каком направлении его поворачивать. Для вскрытия замков от письменных столов и картотек обычно требуется менее четверти (90 градусов) полного оборота. При открытии замка от письменного стола старайтесь не допустить защелкивания цилиндра в открытом положении. Замки, приделанные к дверным ручкам, также имеют тенденцию открываться с менее чем четвертью полного оборота цилиндра. Замки, не приделанные к дверной ручке, обчно требуют пол-оборота цилиндра. Чтобы открыть ригельные механизмы, иногда требуется почти полный оборот цилиндра.

Поворот цилиндра более чем на 180 градусов трудноосуществим, т. к. направляющие входят в нижнюю часть ключевого паза (смотри раздел "Направляющий или промежуточный штифт входит в ключевой паз".

Сила тяготения

Вскрытие замка с пружинами вверху отличается от вскрытия замка с пружинами внизу. И причина этого очевидна. Удобной особенностью замка с пружинами внизу является то, что сила тяжести удерживает ключевые штифты непосредственно после их проталкивания. Когда на протолкнутые штифты можно уже не обращать внимания, гораздо легче найти и обработать остающиеся непротолкнутые штифты. Также легче проверить легкую упругость правильно протолкнутого штифта. Когда пружины расположены вверху, то после того, как направляющие штифты будут протолкнуты за линию вращения, ключевые штифты опустятся благодаря силе тяжести. В этом случае индикатором протолкнутого штифта является ключевой штифт, который легко поднимается и не пружинит. Протолкнутые штифты также торохтят, когда Вы проводите по ним отмычкой, поскольку на них не оказывает давление направляющие штифты.

Штифты не проталкиваются

Если Вы прочесываете замок и штифты не проталкиваются даже при различных величинах вращательного момента, который Вы придаете цилиндру, это значит, что какой-то штифт протолкнут неправильно и не дает протолкнуться остальным штифтам. Возьмем замок, штифты которого проталкиваются, начиная с заднего и кончая передним. Если самый задний штифт протолкнут неправильно — выше или ниже необходимого (Рис. 7.16) , вращение цилиндра недостаточно для того, чтобы другие штифты вошли в соприкосновения со стенками штифтовых отверстий. Распознать неправильно протолкнутый задний штифт трудно, т. к. упругость передних штифтов затрудняет возможность почувствовать, как правильно протолкнутый штифт слегка поддает. Главным признаком такой ситуации является проталкивание остальных штифтов только в том случае, когда Вы придаете цилиндру очень большой вращательный момент.

Если Вы попали в такую ситуацию, ослабьте вращающий момент и начните сначала, сконцентрировав внимание на задних штифтах. Попробуйте небольшое и умеренное давление отмычкой, либо большой вращательный момент и большое давление отмычкой. Постарайтесь почувствовать щелчок, который раздается, когда штифт достигает линии вращения и цилиндр слегка вращается. Если Вы пользуетесь жестким рычагом, щелчок почувствовать легче.

Эластическая деформация

При вскрытии замков процедуры проводятся на расстояниях, измеряемых тысячными долями сантиметра. В пределах таких расстояний металлы ведут себя как пружины. Ничтожного усилия достаточно для сжатия, а при прекращении воздействия силы металл, подобно пружине, возвращается в исходное положение.

Рис. 7.16 — Неправильное проталкивание направляющего штифта, вызванное эластической деформацией

Деформацию можно использовать, если Вы хотите сделать так, чтобы сразу несколько штифтов вошли в соприкосновение со стенками штифтовых отверстий. Например, вскрытие замка, штифты которого проталкиваются от переднего к заднему, происходит медленно, так как за один раз проталкивается только один штифт. Это тем более справедливо, если Вы оказываете давление только при извлечении отмычки из замка. При каждом прохождении отмычки проталкивается самый передний штифт, который соприкасается со стенкой отверстия. Требуется много прохождений, чтобы протолкнуть все штифты. Если порядок предпочтения в проталкивании штифтов не слишком строгий (т. е. ось отверстий в цилиндре слегка не совпадает с осевой линией цилиндра), Вы можете, придав цилиндру дополнительный вращательный момент, протолкнуть несколько штифтов за раз. В принципе, вращательный момент оказывает такое воздействие на цилиндр, что его передняя часть деформируется в несколько большей степени, чем его задняя часть. При придании цилиндру незначительного вращательного момента его задняя часть остается в первоначальном положении, но при значительном вращательном моменте передние штифтовые пары деформируются в достаточной степени для того, чтобы задняя часть цилиндра могла вращаться и, таким образом, задние штифты вошли в соприкосновение со стенками штифтовых отверстий. При придании цилиндру дополнительного вращательного момента одного воздействия отмычкой может оказаться достаточно для проталкивания нескольких штифтов, и замок быстро открывается. При излишнем вращательном моменте уже возникают трудности.

При придании цилиндру большого вращательного момента передние штифты и штифтовые отверстия могут деформироваться в такой степени, которая сделает невозможным правильное проталкивание штифтов. В частности, первый штифт обычно проталкивается слишком низко. На Рис. 7.16 показано, как избыточный вращательный момент может деформировать нижнюю часть направляющего штифта, и ключевой штифт не сможет дойти до линии вращения. Если первый штифт не поддается, Вы попали в такую ситуацию. Правильно протолкнутые штифты пружинят, если на них слегка нажать. Неправильно протолкнутые штифты не пружинят. Выход из такой ситуации — сильно нажать на первый штифт. Может быть, понадобится слегка ослабить вращательный момент, но если Вы ослабите его слишком сильно, то во время резкого снижения давления, оказываемого на первый штифт, уже протолкнутые штифты вернутся в исходное положение, и их надо будет проталкивать заново.

Также возможна деформирмация верхней части ключевого штифта. Ключевой штифт зажимается между цилиндром и корпусом и фиксируется. В этом случае говорят, что штифт протолкнут слишком высоко.

Люфт цилиндра

Цилиндр удерживается в корпусе благодаря тому, что спереди он шире отверстия, а сзади находится кулачок, который крупнее отверстия. Если кулачок установлен неправильно, цилиндр может слегка двигаться вдоль своей оси. При воздействии отмычки, направленном наружу, цилиндр смещается вперед, а если при воздействии отмычки Вы оказываете давление внутрь, цилиндр сместится назад.

Проблема люфта цилиндра состоит в том, что направляющие штифты после проталкивания соприкасаются с задней поверхностью стенки штифтового отверстия, а не с боковыми поверхностями. При нажатии на цилиндр вовнутрь направляющие штифты выпадают. Этот дефект можно выгодно использовать, если Вы будете применять давление отмычкой только тогда, когда она будет либо входить, либо выходить из цилиндра. Также для предотвращения движения цилиндра вперед его можно удерживать пальцем или рычагом.

Диаметр штифта

Когда штифты в паре имеют различные диаметры, реакция этой пары на давление отмычки будет необычной.

Верхняя часть Рис. 7.17 показывает штифтовую пару, в которой диаметр направляющего штифта больше, чем ключевого штифта. При поднятии штифтов давлению отмычки противодействуют трение и сила пружины. Как только направляющий проходит линию вращения, цилиндр вращается (пока какой-нибудь другой штифт не войдет в спорикосновение со стенокой штифтового отверстия), и единственным сопротивлением движению является сила пружины. Если ключевой штифт достаточно мал и цилиндр вращается незначительно, ключевой штифт может войти в корпус, не соприкасаясь с какой-либо его частью. Другой штифт соприкасается со стенкой отверстия, и опять единственным сопротивлением движению является сила пружины. Это отношение показано в нижней части рисунка. Обычно со штифтами все нормально сначала, но затем в замке раздается щелчок и штифт начинает пружинить. Узкий ключевой штифт можно протолкнуть полностью в корпус, и он не потеряет своей упругости, но когдя Вы перестанете оказывать давление отмычкой, ключевой штифт упадет в первоначальную позицию, а крупный направляющий штифт удержится на краю отверстия цилиндра.

Рис. 7.17 — Направляющий штифт шире ключевого штифта

Проблема с большим направляющим штифтом заключается в том, что ключевой штифт имеет тенденцию застревать в корпусе, в то время как какой-то другой штифт проталкиается. Представьте себе, что соседний штифт проталкивается, и вращения цилиндра достаточно для того, чтобы узкий ключевой штифт соприкоснулся со стенкой отверстия. Если отмычка нажимала на узкий ключевой штифт одновременно со штифтом, который протолкнулся, тогда узкий ключевой штифт останется в корпусе и застрянет при вращении цилиндра.

Читателю предлагается самому выяснить, что происходит, если диаметр ключевого штифта больше диаметра направляющего,

Наши рекомендации