Психолого-педагогический раздел
Пояснительная записка
Реформирование системы здравоохранения в РФ, внедрение в практику новых медицинских технологий определяют новые требования к специалистам сестринского дела. Решение многих проблем, стоящих перед современным здравоохранением в значительной степени зависит от квалификации медицинских кадров, их непрерывного образования.
Среди широкого круга обязанностей медицинской сестры – менеджера по обеспечению квалифицированной организации сестринского дела и управлению сестринским и младшим медицинским персоналом в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения важное место занимают:
· Оценка уровня профессиональной подготовки и квалификации сестринского и младшего медицинского персонала учреждения, перспективное и текущее планирование, разработка стратегии и осуществление программ непрерывного профессионального образования и повышения квалификации специалистов в области сестринского дела;
· Организация планомерной работы по повышению уровня профессиональных знаний, умений и навыков сестринского персонала в соответствии со стратегией развития учреждения, его кадровой политикой, направлениями и уровнем развития медицинских технологий, техники и организации управления, освоением новых видов услуг имеющимися ресурсами для достижения и поддержания высокой эффективности труда по оказанию медицинской помощи;
· Организация проведения сестринских конференций, семинаров, смотров-конкурсов профессионального мастерства, выставок; изучение передового опыта в области сестринской практики; обобщение его и содействие внедрению;
· Организация подбора кадров преподавателей, лекторов, наставников и инструкторов из числа высококвалифицированных медицинских сестер, врачей и других специалистов, в соответствии с учебными целями и программами;
· Руководство работой по профессиональной ориентации и социальной адаптации медицинского персонала в учреждении, развитие наставничества;
· Организация производственной практики студентов и учащихся средних медицинских учебных заведений;
· Обеспечение контроля систематичности и качества проводимых занятий с медицинским персоналом, выполнения учебных программ, правильности ведения установленной документации медицинскими сестрами;
· Организация работы по анализу качественных результатов обучения медицинского персонала и его эффективности, разработке предложений по совершенствованию форм и методов обучения и повышению квалификации;
· Организация проведения аттестации сестринского персонала учреждения, ее методическое и информационное обеспечение, участие в анализе результатов аттестации, разработке мероприятий по реализации решений аттестационной комиссии;
· Осуществление социально-психологического регулирования в трудовом коллективе, содействие созданию деловой творческой обстановки и поддержание инициативы сотрудников;
· Организация работы медицинского персонала в структурных подразделениях учреждений, правильное ведение медицинской документации, анализ качества и эффективности работы, выработка экономического мышления у медицинского персонала;
· Использование современных технологий профилактики и формирование медицинской активности населения через санитарное просвещение, используя методы формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний, отравлений, несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи;
· Организация обучения населения приемам оказания неотложной помощи, ухода за больными и нетрудоспособными лицами.
Преддипломная практика является частью учебного процесса и завершающим этапом производственной подготовки студентов. Программа практики преемственно связана с содержанием курсов «Психология», «Педагогика с методикой преподавания», «Общественное здоровье и здравоохранение», «Менеджмент и лидерство», «Маркетинг в здравоохранении», «Экономика здравоохранения», «Правовые основы охраны здоровья» и других, освоенных в период обучения на факультете Высшего сестринского образования, и строится на их основе.
Предполагается, что студенты в период прохождения преддипломной практики будут не только использовать полученные при изучении данных дисциплин знания, но и самостоятельно расширять и углублять их в контексте осваиваемой менеджерской деятельности, выполняя дипломную работу по различным разделам специальности.
Преддипломная производственная практика для студентов специальности 060109 «Сестринское дело» при заочной форме обучения проводится на пятом курсе в 10 семестре и составляет 10 недель (5 недель – психолого-педагогический компонент, 5 недель – административно-управленческий компонент) в роли дублера главной или старшей медицинской сестры, сестры-менеджера. В зависимости от режима работы учреждения студенты могут работать по шести- или пятидневной рабочей неделе. Продолжительность рабочего дня при шестидневной рабочей неделе составляет 6 часов, при пятидневной - 7 часов 12 мин.
Базами практики являются лечебно-профилактические учреждения, учреждения социальной защиты населения, образовательные учреждения, имеющие договор с СГМУ на проведение практики у студентов факультета Высшего сестринского образования. Сроки практики и распределение студентов по базам утверждаются приказом ректора СГМУ. Сокращать сроки практики, изменять базы практики самовольно не разрешается.
Каждый студент должен иметь личную медико-санитарную книжку и по требованию предъявлять ее на базе практики.
Ректор назначает ответственных руководителей факультета по организации и проведению практики. Руководство практикой осуществляют: преподаватели университета и руководители учреждений (в т.ч. главная медицинская сестра, зам. главного врача по сестринскому делу, старшая медицинская сестра с функциями главной м/с).
Цель практики:
Сформировать практические профессиональные умения и навыки, совершенствовать личностные и профессиональные качества в процессе практического обучения специалиста.
Содержание практики
Продолжительность - 30 рабочих дней, 180 часов рабочего времени.
№п/п | Виды работ | Продолжи+тельность |
1. | Ознакомление с системой образовательной работы ЛПУ: - беседы с главной медицинской сестрой, старшими медицинскими сестрами подразделений ЛПУ; - ознакомление с методическим и дидактическим оснащением обучения медицинского персонала; - составление индивидуального плана работы на период практики; - знакомство с работой аттестационной комиссии ЛПУ, участие в ее работе; - посещение сестринских конференций | 12 часов |
2. | Изучение: - планов работы главной медицинской сестры, старших медицинских сестер подразделений ЛПУ по повышению квалификации сестринского персонала; - организационно-методического обеспечения деятельности «школ» для пациентов (школы диабета, астма-школы, артериальной гипертензии, менопаузы и т.п.); - психологических аспектов образовательной деятельности (микроклимат в коллективе, особенности психолого-педагогической активности медицинского персонала) | 22 часа |
3. | Подготовка и проведение организационно-методической работы: - анализ организационно-методического обеспечения повышения квалификации сестринского персонала в одном из подразделений лечебного учреждения или поликлиники (посещение занятий, анализ документации); - составление плана повышения квалификации медицинских сестер одного из отделений; - проведение 3-х учебных занятий с медицинскими сестрами любого отделения ЛПУ; - составление учебно-методической документации к одному учебному занятию; - анализ проведенного учебного занятия; - разработка примерного плана и проведение беседы с пациентом по вопросам сохранения и укрепления здоровья; - разработка и подготовка наглядности, дидактических материалов к проводимым занятиям; - знакомство с работой аттестационной комиссии ЛПУ, участие ее работе; выступления на сестринских конференциях, их тематика. | 96 часов |
4. | Проведение психолого-педагогической работы: - проведение социометрического исследования коллектива и его анализ; - разработка рекомендаций по улучшению психологического микроклимата коллектива; - составление психологической характеристики сотрудника с рекомендациями. | 20 часов |
5. | Выполнение исследовательской работы: - самостоятельная работа с научной и специальной литературой; - написание информационного материала по методам активного обучения. | 24 часа |
6. | Зачет | 6 часов |
Примечание: самостоятельная внеаудиторная работа студентов предполагает работу в библиотеке, подготовку к учебным занятиям с медицинскими сестрами и пациентами, создание учебно-методических пособий, оформление отчетной документации по практике.
Не включать в отчет ксерокопированный материал!
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ.
Продолжительность практики по административно-управленческому направлению - 5 недель.
Работа студентов предполагает самостоятельное выполнение в качестве дублера обязанностей главной и старшей медицинских сестер учреждения – базы практики.
Ежедневно выделяется время для выполнения и оформления выпускной квалификационной работы.
В течении практики студенты делают краткие записи о выполненной работе в тетрадь, на основании которых к концу практики составляют отчет.
Отчет оформляется по образцу (приложение 7), подписывается студентом и руководителями практики.
В отчете отражаются следующие разделы:
1. Выполнение задач практики.
2. Общая характеристика учреждения – базы практики (мощность, организационная структура, кадровые, материальные, финансовые ресурсы).
3. Работа в структурных подразделениях учреждения согласно программе – отразить закрепленные умения, особенно по самостоятельной работе.
Отчет может быть проиллюстрирован таблицами, диаграммами, схемами, фотографиями, приложенными документами.
Все выполненные умения отметить в «Зачетной книжке по практической подготовке студента факультета Высшего сестринского образования» и представить вместе с отчетом.
Защита отчета по административно-управленческому разделу практики проводится в последний день практики в учреждении и университете по графику путем собеседования по теоретическим вопросам и практическим умениям.
На защиту студент должен предоставить следующие документы:
1. Отчет по практике.
2. Заполненную «Зачетную книжку по практической подготовке студента факультета Высшего сестринского образования».
3. Характеристику от руководителя практики в учреждении.
4. Полностью оформленную в твердом переплете выпускную квалификационную работу.
5. Доклад по дипломной работе и презентацию в электронном варианте (дискета, диск)
6. Отзыв на дипломную работу научного руководителя дипломной работы.
7. Рецензию на дипломную работу.
8. Заполненное задание на выполнение дипломной работы.
9. Корешок направления на практику.
10. Отчет о проведении профориентационной работы.
Приложение № 1
Образец оформления титульного листа дневника по психолого-педагогическому разделу преддипломной практики
Северный государственный медицинский университет Факультет менеджмента и информатики «Сестринское дело» ДНЕВНИК по преддипломной практике (психолого-педагогический раздел) Студент ___________________________________ 5 курса _____группы Фамилия Имя Отчество Время прохождения практики: с __________ по _____________200__г. Место прохождения практики: __________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Руководитель практики на базе: _________________________________ _____________________________________________________________ Должность Фамилия Имя Отчество полностью, печать учреждения Дата: «_____» ______________200__г. Подпись _________________ Руководитель практики от СГМУ: ________________________________ ______________________________________________________________ Должность Звание Фамилия Имя Отчество Оценка _______________________________________________________ Выставляется руководителем практики от СГМУ Дата: «_____» ______________200__г. Подпись ________________ |
Приложение № 2
Выполнение индивидуального плана работы:
Дата | Вид выполненной работы | Подпись руководителя |
20.03.20… | ||
21.03.20… |
Примечание:
· кратко перечисляется весь объем работы в течение дня по 3 направлениям: работу, которую наблюдал; принимал участие, проделал самостоятельно;
· работа согласно пунктов 1,2 (содержание практики) отражается путем перечисления по дням практики.
Приложение № 3
Форма составления плана повышения квалификации
Приложение № 4
Социометрическая методика.
Социометрическая методика используется для изучения структуры группы (коллектива).
Структура группы описывается через статус входящих в нее индивидов. Статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющих его права, обязанности и привилегии. Наивысшим статусом в группе характеризуется ее лидер и руководитель.
Лидер – наиболее авторитетная в группе личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Выдвижение на лидерскую позицию обусловлено эффективностью вклада члена группы в деятельностную сферу или эмоциональную сферу. Соответственно указанным сферам существует две лидерские роли: роль делового и роль эмоционального лидера.
В качестве фактора организации официальной структуры выступает руководство. Психологическое влияние, оказываемое руководителем на членов группы, выражается в том, что он выступает для них не лидером, а скорее авторитетом. Причем авторитет бывает официальным (авторитет должности) и реальным (фактическое уважение). Должность автоматически не обеспечивает реального авторитета, который нужно завоевывать, подкреплять, отстаивать.
Изучение структуры группы возможно не только через выявление статуса отдельных составляющих ее индивидов, но и через анализ межличностных отношений в группе.
Межличностные отношения – субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.
Социометрическая методика позволяет выявить:
- социометрический статус, реальное место субъекта в неофициальных межличностных взаимоотношений группы. Показателем межличностного статуса является количество выборов субъекта товарищами по группе. Статус может анализироваться только в контексте данной группы, данной ситуации взаимодействия и на данный период времени;
- эмоциональную экспансивность личности (отношение личности к группе), показателем которой является число выборов, сделанных этой личностью по направлению к группе;
- структуру межличностных взаимоотношений;
- уровень реального авторитета руководителей группы;
- наличие отдельных группировок;
- сравнить официальную и неофициальную структуру группы.
Примерная анкета
Критерий | Указать номер члена Вашей группы из списка | |
Деятельностная сфера | 1. С кем бы Вы предпочли выполнить сложную работу? | |
2. С кем бы Вы не стали выполнять сложную работу? | ||
Эмоциональная сфера | 3. С кем бы Вы предпочли отдохнуть в выходной? | |
4. С кем бы Вы не хотели отдыхать в выходной? |
Обработка результатов
Список группы Кто выбирает | Кого выбирают | |||||||
1. Светлана С. | н | |||||||
2. Ольга Т. | н | |||||||
3. | н | |||||||
4. | н | |||||||
5. | н | |||||||
6. | н | |||||||
7. | н | |||||||
8. | н | |||||||
Число полученных | ||||||||
Число полученных - | ||||||||
Число взаимовыборов |
Примечание:
1. Число выборов зависит от количественного состава коллектива
2. Самовыбор исключен.
Величины ограничений социометрических выборов:
5-7 человек – 1 выбор
8-11 человек – 2 выбора
12-16 человек – 3 выбора
17-21 человек – 4 выбора
22-26 человек – 5 выборов
Анализ результатов
«Звезды» - лица, получившие 6 выборов и более
«Предпочитаемые» - лица, получившие 4-5 выборов
«Пренебрегаемые» - лица, получившие 1-2-3 выбора
«Отверженные» - 0 выборов (за пределом кругов)
Групповые социометрические индексы:
А) Индекс взаимности
им измеряется сплоченность коллектива, что проявляется в количестве
взаимных выборов
G = количество взаимных связей / Н -1, где Н – численность группы
Б) Психологический климат в группе
«Звезды» + «Предпочитаемые» | = 1 – это средний уровень благополучия в группе |
«Пренебрегаемые» + «Отверженные» |
Соотношение 2,5 – высокий уровень благополучия в группе
Приложение № 5
План составления психолого-педагогической характеристики:
1. Каково положение сотрудника в коллективе, его роль? Каково его собственное отношение к нему?
2. Что можно сказать о функциональном состоянии сотрудника (работоспособности, утомлении)?
3. Что можно сказать о его
- темпераменте,
- интеллектуальном развитии,
- эмоциональной сфере,
- умениях и навыках,
- интересах, мотивации профессиональной деятельности,
- характере,
- способностях.
4. Какие рекомендации можно дать руководителю по построению взаимоотношений с данным сотрудником?
Примечание: При составлении психолого-педагогической характеристики использовать результаты социометрического исследования, наблюдения и психологического тестирования.
Приложение № 6
Приложение 7
Образец оформления титульного листа отчета
по административно-управленческому разделу преддипломной практики:
СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет менеджмента и информатики «Сестринское дело» ОТЧЕТ по преддипломной практике (административно-управленческий раздел) Студент ___________________________________________ 5 курса ______ группы Фамилия Имя Отчество полностью Время прохождения практики: с ______________ по _______________ 200 ___ г. Место прохождения практики: ____________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ В отчете _________ страниц ___________ иллюстраций. Отчет составлен ___________________________ «____» ______________200____ г. Подпись студента Руководитель практики от СГМУ: _________________________________________ Должность, звание, Фамилия Имя Отчество, подпись, дата Руководитель практики на базе: ___________________________________________ Должность, Фамилия Имя Отчество, подпись, дата, печать учреждения |
Приложение 8
Образец оформления характеристики:
Производственная характеристика на студента 5 курса факультета менеджмента и информатики СГМУ по специальности «Сестринское дело» ________________________________________________________ _________________________________________________________ Фамилия Имя Отчество За период прохождения преддипломной практики в __________ __________________________________________________________________________________________________________________ Наименование учреждения – базы практики С _____________________ по _______________________ 200 ___ г. Далее дается характеристика по следующим вопросам: 1. Общая оценка по практике. 2. Сколько дней практики пропущено, в т.ч. по уважительной причине. 3. Исполнительность. 4. Активность, самостоятельная работа. 5. Творческий подход, умение творчески мыслить. 6. Оказанная реальная помощь учреждению. 7. Профессиональные перспективы в роли менеджера, руководителя сестринской службы учреждения. ______________________________________________________ ______________________________________________________ С производственной характеристикой ознакомлен ___________________ Подпись студента, дата Ответственный руководитель Ответственный руководитель на базе практики ___________ от СГМУ _________________ __________________________ _________________________ __________________________ __________________ Должность, Фамилия И.О.., подпись Должность, Фамилия И.О., подпись М.П. «___» _________201__г. М.П. «___» ________201__г. |
Приложение 9
Инструкция для базовых лечебно-профилактических учреждений
Утверждено Методическим советом
22 декабря 2011 года
Администрация лечебно-профилактических учреждений:
· организует и проводит практику студентов в соответствии с действующими инструкциями и программой практики;
· предоставляет студентам рабочие места, обеспечивающие наибольшую эффективность прохождения практики;
· создает необходимые условия для получения студентами в период прохождения практики знаний по специальности;
· соблюдает согласованные с вузом календарные сроки прохождения практики;
· проводит обязательные инструктажи по охране труда и технике безопасности, обеспечивают и контролируют соблюдение студентами правил внутреннего трудового распорядка;
· может налагать в случае необходимости приказом руководителя взыскания на студентов-практикантов, нарушающих правила внутреннего трудового распорядка, и сообщает об этом ректору СГМУ;
· несет полную ответственность за несчастные случаи со студентами, проходящими производственную практику в данном учреждении;
· подбирают опытных специалистов в качестве руководителей практики, контролируя их работу;
· совместно с вузовским руководителем организуют и контролируют прохождение практики студентами в соответствии с программой и утвержденными графиками прохождения практики;
· обеспечивают качественное проведение инструктажей по охране труда, технике безопасности, правилам внутреннего распорядка;
· организуют совместно с руководителем практики от вуза чтение лекций и докладов, проведение семинаров;
· контролируют соблюдение практикантами производственной дисциплины;
· оказывают помощь студентам в организации УИРС, чтении лекций, проведении бесед, занятий и др.
Руководитель практики студентов в ЛПУ, осуществляющий непосредственное руководство практикой на базе:
· организует прохождение производственной практики закрепленных за ним студентов в тесном контакте с вузовским руководителем;
· осуществляет постоянный контроль за производственной работой практикантов, помогает им выполнить все задания, предусмотренные программой практики;
· знакомит студентов с организацией работ на конкретном рабочем месте, с технологическим процессом; оборудованием, техническим средствами и их эксплуатацией, экономикой производства, охраной труда и т. д.;
· контролирует ведение дневников, заверяет своей подписью реально выполненную студентом работу и по окончании практики проверяет дневник, составляет на него производственную характеристику, учитывая теоретическую подготовку студента, и оценивает работу студента в целом по пятибалльной системе.
Инструкция для руководителя практики на факультете
Утверждено Методическим советом
22 декабря 2011 года
· взаимодействует с деканом факультета и заведующим отделом практики учебного управления;
· координирует работу ответственных за различные разделы практики;
· ежегодно разрабатывает план мероприятий по подготовке, проведению и подведению итогов производственной практики, контролирует его выполнение;
· проводит распределение преподавателей-руководителей практики по производственным базам и инструктирует их перед началом практики;
· контролирует процесс практики и вносит необходимые коррективы;
· составляет ежегодный отчет по итогам производственной практики, выступает с ним на заседании Методического совета ФМИ и Ученого Совета факультета.
Приложение 10
График прохождения практики (примерный)
Дата | Вид выполненной работы |
1-я неделя С .. по .. апреля 200… года | Работа в качестве дублера главной медицинской сестры: · знакомство с принципами и методами работы главной медицинской сестры; · проведение анализа оснащения отделений медицинскими инструментами, приборами и оборудованием; · проведение анализа оснащения отделений госпиталя лекарственными препаратами, шприцами, системами для внутривенных инфузий, перевязочными материалами и дез. средствами; · проведение анализа технического состояния зданий используемых для размещения отделений военного госпиталя; · участие и проведение утренних пятиминутных планерок; · участие в производственном совещании по проблеме мотивации среднего медперсонала на постоянное повышение уровня своей квалификации; · проведение учебного занятия со старшими медицинскими сестрами отделений на тему «Мотивация как один из способов управления персоналом»; · выявление неформальных лидеров коллектива и разработка предложений по эффективному использованию их лидерства формальными руководителями; · знакомство с принципами составления и участие в составлении договоров об оплате медицинской помощи, осуществляемой за счет личных средств граждан, за счет средств предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности, за счет средств обязательного медицинского страхования, за счет средств ведомств Федерального подчинения; · проведение анализа уровня квалификации специалистов со средним медицинским образованием, работающих в военном госпитале. |
2-я неделя Со .. по .. мая 200… г. | Работа в качестве дублера старшей медицинской сестры поликлинического отделения: · знакомство с особенностями работы поликлинического отделения; · знакомство с принципами организации работы и документацией старшей медицинской сестры отделения; · составление графика работы медицинского персонала поликлинического отделения военного госпиталя; · составление заявок в аптеку на необходимые лекарственные средства, перевязочные материалы, инструментарий; · заполнение табеля учета рабочего времени медицинского персонала поликлинического отделения; · проводение контроля за санитарно-эпид. режимом в отделении (в том числе составила график проведения текущих и генеральных уборок); · заполнение документации старшей медицинской сестры; · учебные занятия с медицинскими сестрами отделения по неотложной помощи; · проводение анализа деятельности поликлинического отделения; · участие в областной научно-практической сестринской конференции «Расширение профессиональных горизонтов. Медсестра и профилактика» (имею именной сертификат участника). |
3-я неделя С .. по … мая 200… года | Работа в экономическом отделе: · знакомство с принципами работы отдела и используемой в работе документации; · участие в анализе финансовой отчетности учреждения; · знакомство с методикой составления сметы расходов военного госпиталя; · проведение калькуляции расходов на выполнение медицинской услуги; · проведение анализа экономической эффективности деятельности военного госпиталя на основании показателей работы. |
4-я неделя С … по … мая 200… года | Работа в организационно-методическом кабинете: · знакомство с организацией статистического учета в соответствии с приказами, с видами учетно-отчетной документации используемой в работе; · проведение шифровки диагностических записей по данным учетной формы «Талон амбулаторного пациента»; · проведение сбора и анализа показателей деятельности поликлинического отделения по данным годовых статистических отчетов; · использование методов статистической обработки данных: перевод абсолютных величин в относительные и средние, составление динамических и вариационных рядов, составление и заполнение таблиц, графиков, диаграмм и т.д.; · проведение анализа показателей обращаемости прикрепленного контингента в поликлиническое отделение и его заболеваемости; · занесение статистической информации в электронную программу, предусмотренную для отчетов (форма 1 МЕД). |
5-я неделя С .. по … мая 200… года | Работа в гарнизонной аптеке: · знакомство с организацией и принципами работы аптеки; · знакомство с методикой заключения договора на поставку медицинских и фармацевтических товаров; · участие в определении потребности отделений военного госпиталя в лекарственных препаратах, перевязочном материале, инструментарии и т.п.; · участие в проведении приема медицинских и фармацевтических товаров с использованием методов товароведческого анализа; · распределения товаров по местам хранения с учетом предъявляемых к этому требований; · проведение распределения медицинских препаратов по фармакотерапевтическим группам; · проведение анализа обеспеченности военного госпиталя необходимыми медикаментами и инструментарием. Работа в отделе кадров: · знакомство с организацией и методами работы сотрудников отдела кадров; · знакомство с функциональными обязанностями заведующего отделом кадров; · расчет коэффициента укомплектованности военного госпиталя кадрами и коэффициента совместительства; · проведение анализа укомплектованности и совместительства кадров; |
Внеаудиторная работа: · самостоятельная работа с научной и специальной литературой (подготовка к проведению практических занятий) - подведение итогов пройденного административно-управленческого компонента практики (составление отчета). Работа с выпускной квалификационной работой: - внешнее рецензирование; - переплет работы; - разработка доклада и презентационного материала; - сдача зачета по практике. |
Студент _______________________ Главная медсестра ______________
Пояснительная записка
Реформирование системы здравоохранения в РФ, внедрение в практику новых медицинских технологий определяют новые требования к специалистам сестринского дела. Решение многих проблем, стоящих перед современным здравоохранением в значительной степени зависит от квалификации медицинских кадров, их непрерывного образования.
Среди широкого круга обязанностей медицинской сестры – менеджера по обеспечению квалифицированной организации сестринского дела и управлению сестринским и младшим медицинским персоналом в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения важное место занимают:
· Оценка уровня профессиональной подготовки и квалификации сестринского и младшего медицинского персонала учреждения, перспективное и текущее планирование, разработка стратегии и осуществление программ непрерывного профессионального образования и повышения квалификации специалистов в области сестринского дела;
· Организация планомерной работы по повышению уровня профессиональных знаний, умений и навыков сестринского персонала в соответствии со стратегией развития учреждения, его кадровой политикой, направлениями и уровнем развития медицинских технологий, техники и организации управления, освоением новых видов услуг имеющимися ресурсами для достижения и поддержания высокой эффективности труда по оказанию медицинской помощи;
· Организация проведения сестринских конференций, семинаров, смотров-конкурсов профессионального мастерства, выставок; изучение передового опыта в области сестринской практики; обобщение его и содействие внедрению;
· Организация подбора кадров преподавателей, лекторов, наставников и инструкторов из числа высококвалифицированных медицинских сестер, врачей и других специалистов, в соответствии с учебными целями и программами;
· Руководство работой по профессиональной ориентации и социальной адаптации медицинского персонала в учреждении, развитие наставничества;
· Организация производственной практики студентов и учащихся средних медицинских учебных заведений;
· Обеспечение контроля систематичности и качества проводимых занятий с медицинским персоналом, выполнения учебных программ, правильности ведения установленной документации медицинскими сестрами;
· Организация работы по анализу качественных результатов обучения медицинского персонала и его эффективности, разработке предложений по совершенствованию форм и методов обучения и повышению квалификации;
· Организация проведения аттестации сестринского персонала учреждения, ее методическое и информационное обеспечение, участие в анализе результатов аттестации, разработке мероприятий по реализации решений аттестационной комиссии;
· Осуществление социально-психологического регулирования в трудовом коллективе, содействие созданию деловой творческой обстановки и поддержание инициативы сотрудников;
· Организация работы медицинского персонала в структурных подразделениях учреждений, правильное ведение медицинской документации, анализ качества и эффективности работы, выработка экономического мышления у медицинского персонала;
· Использование современных технологий профилактики и формирование медицинской активности населения через санитарное просвещение, используя методы формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний, отравлений, несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи;
· Организация обучения населения приемам оказания неотложной помощи, ухода за больными и нетрудоспособными лицами.
Преддипломная практика является частью учебного процесса и завершающим этапом производственной подготовки студентов. Программа практики преемственно связана с содержанием курсов «Психология», «Педагогика с методикой преподавания», «Общественное здоровье и здравоохранение», «Менеджмент и лидерство», «Маркетинг в здравоохранении», «Экономика здравоохранения», «Правовые основы охраны здоровья» и других, освоенных в период обучения на факультете Высшего сестринского образования, и строится на их основе.
Предполагается, что студенты в период прохождения преддипломной практики будут не только использовать полученные при изучении данных дисциплин знания, но и самостоятельно расширять и углублять их в контексте осваиваемой менеджерской деятель