Значение подвижных игр для слепых и

Слабовидящих детей

Игры привлекают своим познавательным содержанием, эмоциональной окрашенностью, теплотой отношений, справедливостью, неповторимыми пережива­ниями.

Для ребенка самая большая радость в игре – это удов­летворение естественной потребности в общении, эмоцио­нального контакта с другими детьми и взрослыми, воз­можность проявления своих чувств. Обстановка доброже­лательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, сопережива­ние и взаимодействие с партнерами как людьми, близкими по духу, – все это является постоянно действующим сти­мулом и главной ценностью подвижной игры, особенно для детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии. Как правило, эти дети в силу снижения двигательной активнос­ти испытывают дефицит общения, что по-разному сказы­вается на психике ребенка. У детей с патологией зрения и опорно-двигательного аппарата из-за трудностей освоения пространства возникает неуверенность, замкнутость, повы­шенное внимание к себе, робость, стеснительность.

При работе с такими детьми все внимание должно быть направлено на выявление их потенциальных возможностей и формирование таких мотивов деятельности, которые были бы им близки и понятны. Дети-инвалиды независимо от сте­пени и глубины патологических нарушений при грамотной организации занятий подвижными играми могут получать удовольствие от общения и добиваться больших успехов в физическом и психомоторном развитии. Единственное тре­бование к подвижным играм – они должны быть всегда ин­тересны детям и направлены на совместное движение и кон­такт с другими детьми.

Классификация и характеристика подвижных игр

- по степени ответной реакции организма на игровую нагрузку: незначительная, умеренная, тонизирующая, тренирующая;

- по преобладающему виду действий и движений: подвижные игры с ходьбой и бегом; с прыжками; с метанием; с ползанием и перелезанием; с ловлей, подачей и перекатыванием мячей; с различными предметами;

- по преимущественному развитию физических качеств: координационные способности, скоростные качества, скоростные и скоростно-силовые;

- по форме организации и проведения подвижных игр: с водящим; в парах, тройках; командные;

- по виду использования межпредметных связей: речь; представления о частях тела и направлениях движения; с элементами математических представлений; с информацией об окружающем мире.

Подвижные игры для слепых и слабовидящих детей служат для компенсации дефекта и коррекции вторичных нарушений, оказывают влияние на физическое развитие, формирование основных движений и нравственных качеств. Кроме того, игры, способствующие развитию функции двигательного анализатора во взаимосвязи со слуховым, моторным, осязательным, и создаваемая на основе этого рефлекторная система служат для компенсации дефекта и коррекции вторичных нарушений.

Требования к проведению игр

Двигательная активность является врожденной, жизненно важной потребностью человека, степень удовлетворения которой во многом определяет характер физического развития ребенка.

У детей с нарушениями в развитии дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям. Отмечено, что при гипокинезии (малопо­движности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, сужается диапазон возможностей ды­хательной и сердечно-сосудистой систем, ослабляется нерв­но-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии, уменьшению подвижности грудной клетки во всех ее отделах, общему ос­лаблению организма и снижению жизненного тонуса.

Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особен­ность необходимо учитывать при проведении подвижных игр. Независимо от возраста, выделяют три группы детей, характеризующихся большой, средней и малой по­движностью.

Дети с большой подвижностью отличаются высокой реак­тивностью, неуравновешенностью поведения, они чаще дру­гих попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности такие дети не всегда успевают вникнуть в суть игры, в результате чего у них отмечается невысокая степень осознанности своих действий. Как правило, они хорошо вы­полняют простые упражнения, но избегают движений, требу­ющих точности, сосредоточенности, сдержанности поведе­ния. Движения их резки, быстры, часто бесцельны. Повы­шенная интенсивность игры вызывает скорое утомление, что сказывается на общем поведении.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным, спокойным поведением, умеренной подвижностью. Они эмо­циональны, азартны, самостоятельно активны, часто сами ста­новятся инициаторами игр. Движения их обычно уверенные, четкие, целенаправленные.

Малоподвижные дети вялы, пассивны, быстро устают. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого простран­ства. Такие дети не решается вступать в общение со сверс­тниками, поэтому они нуждаются в постоянной помощи взрослых. Этот недостаток в поведении ребенка чаще всего объясняется слабым двигательным опытом, обусловленным патологией и сформировавшейся привычкой к малопо­движному образу жизни.

Нагрузка в подвижных играх

Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр для ребенка с нарушением в развитии. Крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку детский организм. Слабовидящим детям противопоказаны резкие, сотрясающие тело прыжки, силовые упражнения, заставляющие натуживаться, кувырки, висы вниз головой, такие и подобные упражнения могут ослабить остаточное зрение. Поэтому при подборе игр необходимо учитывать ха­рактер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.

Для того чтобы определить величину нагрузки, в практике часто используется простой и достаточно точный показатель – подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС). Известно, что у ребенка, находящегося в состоянии покоя (после сна), она составляет 60–80 ударов в минуту. Любая физическая нагрузка сопровождается усилением сердцебиения таким образом, чем больше нагрузки, тем выше ЧСС. Чтобы не ошибиться в выборе игры, необходимо для каждого ребенка определить доступный режим физической и эмоциональной нагрузок. Существует несколько так называемых зон интенсивности (напряжен­ности) для игр с разной степенью подвижности.

1. ЧСС до 100 уд/мин – зона самой низкой интенсив­ности. Игры проводятся преимущественно лежа или сидя с локальным воздействием на мелкую моторику («пальчико­вые игры»), активизацию дыхания, координацию и точ­ность движений. Амплитуда небольшая, продолжитель­ность игрового занятия 10–15 минут, включая паузы для отдыха. В течение дня эти игры можно предлагать неодно­кратно детям любой группы заболеваний. Редко, когда такая нагрузка является предельно доступной по состоянию функциональных возможностей. По медицинским показа­ниям малоподвижные игры рекомендованы всем детям с ограниченными возможностями, и в первую очередь детям, не способным к самостоятельному передвижению, так как развитие мелкой моторики связано с развитием психических процес­сов, речевой деятельности, интеллекта.

2. ЧСС 100–120 уд/мин – зона умеренной интенсивнос­ти. Эти игры служат не только для развлечения, они развивают внимание, четкость и слаженность движений, быстроту реакции, координацию движений (особенно мелких и средних мышечных групп). Способ организации – малогрупповой, по 4–8 человек. Продолжительность одной игры 3–5 минут. Игра повторяет­ся 3–4 раза, в зависимости от желания играющих. Но лучше включить несколько подвижных игр, рассчитанных на разви­тие разных групп мышц, так как разнообразие движений, ва­риативность сюжета, смена ролей, включение игровых речи­тативов усиливают воздействие игры на организм и личность ребенка. Суммарная продолжительность подвижных игр со­ставляет 15–20 минут. Нагрузка при ЧСС 100–120 уд/мин не вызывает перенапряжения организма и развивает общую вы­носливость.

3. ЧСС 120–140 уд/мин – зона тонизирующей нагрузки. Характерные игры: «Охотники и утки», «Круговая лапта», «Лохматый пес» и др. Двигательная активность в этой зоне является наиболее типичной для многих подвижных игр, час­тота пульса отражает степень физической и психической на­пряженности. Продолжительность одной игры 2–3 минуты, Но повторяются такие игры многократно. Как правило, в од­но игровое занятие включаются 2–3 хорошо освоенные игры и 1–2 новые. Тренирующее воздействие достигается за счет суммарной величины нагрузки. В процессе каждой подвиж­ной игры организм приспосабливается к небольшому утомлению и восстанавливается во время отдыха между играми. По­движные игры и эстафеты включают самые разнообразные движения: бег, прыжки, метание, лазание, упражнения с предметами, имитацию движений животных, упражнения на воде и т. П. Подвижные игры с тонизирующей нагрузкой ока­зывают широкое оздоравливающее действие на все функции организма и в зависимости от их содержания требуют внима­ния, ловкости, быстроты реакции, равновесия, умения ори­ентироваться в пространстве. Форма организации – мало-групповая, от 6 до 10 человек. Многие игры и эстафеты про­водятся в виде соревнований. Общая продолжительность игрового занятия – 30–40 минут. Индивидуальное участие зависит от медицинских показаний, физического состояния, дачного интереса детей.

4. ЧСС 140–160 уд/мин – зона тренирующего воздействия. Характерными для этой зоны являются «Пятнашки», «Космонавты», «Кто быстрей», «12 палочек» и другие подвижные игры, переходные к спортивным: «Мяч капитану», «Челночный бег», «Живая корзина», «Встречная эстафета», также спортивные игры по упрощенным правилам: мини-бол, волейбол в круге, баскетбол, хоккей на полу, бадминтон, настольный теннис.

Подвижные игры в зоне тренирующего воздействия характеризуются тем, что многократные усилия (ускорения в беге, прыжки через скакалку, ведение мяча и т. П.) в течение 10–15 секунд сменяются снижением интенсивности игры или отдыхом, а затем снова и снова повторяются. На такую нагрузку организм отвечает повышенной реактивностью со стороны всех систем и функций. Участие в подобных играх требует предварительной подготовки.

Любые из перечисленных режимов физичес­кой нагрузки могут быть использованы как в одной игре, и в целом комплексе на специально организованном игровом занятии (на спортивной площадке, прогулке в лес, походе на озеро) как для отдельной группы детей со сходными нарушениями в развитии, так и для интегрированных групп, где участниками подвижных игр являются дети с разными дефектами, а также здоровые дети, а возможно, и родители. При этом важна организация подвижной игры, соблюдение правил и ограничений, суть которых сводится к тому, чтобы не навредить здоровью ребенка.

Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.

Игровой метод широко используется в физическом воспитании детей всех возрастных групп. При этом подвижные игры имеют столь широкий диапазон воздействия на организм и личность ребенка, что создаются неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей и подростков. Целена­правленно подобранные подвижные игры развивают у детей-инвалидов мелкую моторику, равновесие, координа­цию и точность движений, улучшают качество внимания, звукопроговаривание, помогают освоению элементарных математических представлений о величине, расстоянии, скорости, весе, объеме, то есть стимулируют развитие фи­зических, психомоторных и интеллектуальных способнос­тей детей.

В группах с разными видами заболеваний содержание игровой деятельности неодинаково (по на­правленности, сложности, продолжительности) и лимитиру­ется моторной мобильностью, двигательным опытом, физи­ческой подготовленностью, возрастом и другими факторами.

По количественному составу участников подвижные иг­ры могут быть индивидуальными, парными и коллективны­ми, В индивидуальных играх Каждый ребенок сам устанав­ливает для себя правила и изменяет их по своему желанию.

Иногда дети дошкольного возраста играют в ролевые игры, выполняя при этом все роли участников. В парных играх участвуют двое, напарником могут быть другие дети, род­ственники, волонтеры, воспитатели. В коллективных иг­рах одновременно могут участвовать и множество детей и всего несколько человек. Коллективные игры проводятся либо одной группой, либо с разделением на две-три ко­манды.

Для того чтобы удачно подобрать подвижную игру, важно учитывать не только интересы детей, но и возрас­тные особенности их физического и психического разви­тия. Так, дети младшего школьного возраста (7–9 лег)от­личаются особой подвижностью, неустойчивостью внима­ния, постоянной потребностью в движении. Однако их организм еще не готов к длительному напряжению, силы таких детей быстро истощаются, но после игры довольно быстро восстанавливаются. Детей этого возраста больше всего привлекают игры имитационные, сюжетные, с про­бежками, увертыванием от водящего, прыжками, ловлей и бросанием разнообразных предметов («День и ночь», «Салки», «Вызов номеров», «Мяч соседу», «Прыжки по по­лоскам» и др.).

Младший школьный возраст – это и период совершен­ствования речевого аппарата. Поэтому включение в подвижные игры речитативов, песен, стихотворений, скороговорок, считалок, загадок, по­тешек, имитации звуков, характерных для насекомых, птиц, зверей и т. П., полезно для коррекции речи.

Наши рекомендации