Программа физического воспитания детей с нарушениями зрения.
Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья физическое воспитание направлено на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения. Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья. Трудности зрительно-двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей с нарушением зрения и общее функциональное состояние здоровья.
Поэтому физическое воспитание включает ряд специальных коррекционных задач, определяющих процесс преодоления недостатков физического развития и осуществление взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой:
· Достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств (быстроты, точности, выносливости, равновесия, ориентировки в пространстве, координации движений и др.);
· Коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку;
· Преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства и др.);
· Активизация и упражнение зрительной функции в процессе физического воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой.
Наряду с общепедагогическими задачами и мероприятиями физическое воспитание детей с нарушением зрения предусматривает проведение специальных занятий пропедевтического характера, особенно с теми детьми, которые не могут овладеть программой при фронтальных методах обучения. Значительное внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве, формированию точности и координации движений.
В раздел общеразвивающих упражнений введены специальные занятия на развитие мелкой моторики рук и ног, формирование микроориентировки.
Определение физической нагрузки и нормативов, показаний и противопоказаний к использованию отдельных видов упражнений и движений должно строится на основе рекомендаций врачей.
Содержание спортивных и подвижных игр предусматривает задачи развития зрительно-двигательных навыков в коррекционных условиях и с опорой на полисенсорные взаимосвязи, речь, мышление
Содержание программы первого года обучения
Знакомить детей с разнообразными видами движений и создавать условия для их выполнения. Учить ходить и бегать свободно, естественно, координированными движениями рук и ног, не шаркая ногами не опуская головы; овладевать разными видами ходьбы и бега; энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением; ползать, лазать; сохранять равновесие; уверенно бросать и отталкивать предметы при катании, ловить мяч кистями рук, не прижимая к груди. Учить принимать правильное исходное положение в прыжках, метании предметов, лазании, сохранять правильную осанку в ходьбе, беге, при выполнении упражнений в равновесии.
Приучать ориентироваться в пространстве (соблюдать заданное направление, действовать в соответствии со зрительными и звуковыми ориентирами).
Учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и сходить; учить надевать и снимать лыжи, ставить их на место, ходить на лыжах с помощью взрослого.
Учить выполнять пропедевтические упражнения для овладения ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием, равновесием, ориентировкой в пространстве, координацией движений.
Учить выполнять движения глазами для развития зрительно-двигательной ориентации (прослеживание, сосредоточение).
Развивать координацию движений при выполнении общеразвивающих упражнений.
Приучать действовать совместно в общем для всех темпе. Учить строиться по одному, в шеренгу, круг; находить свое место при построении с использованием ориентиров.
Учить выполнять правила в подвижных играх.
ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Ходьба. Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием коленей, по два (парами), взявшись за руки; ходьба в разных направлениях: по прямой (держась за шнур), по кругу (держась за обруч), врассыпную (за звуковым и зрительным ориентиром).
Упражнения для пропедевтики ходьбы: выполнять ходьбу вперед по дорожкам с размеченными стопами.
Ходьба по одному и друг за другом, держась за опору на уровне пояса ребенка, укрепленную вдоль стены (длина 5-6 м).
Ходьба по размеченному кругу, взявшись за руки, сосредоточив взор на ориентир, находящийся в центре круга на уровне глаз.
Ходьба по извилистой дорожке. Бег. Бег обычный, на носках, подгруппами и всей группой с одной стороны зала на другую, в разных направлениях по прямой дорожке (длина 5-6 м, дорожка окрашена в яркий цвет и расположена на контрастной поверхности), по извилистой дорожке (длина 5-6 м, поверхность дорожки светлая), по размеченному кругу змейкой (между предметами), врассыпную (за звуковым и зрительным ориентиром); бег с заданиями, бег с изменением темпа.
Бег. Упражнения для пропедевтики бега. Пробегать небольшое расстояние по одному в ограниченном пространстве (между цветными шнурами, расстояние 1 м). пробегать по одному по извилистой дорожке (ширина 25-30 см) в пределах 1-2 циклов. Пробегать в индивидуальном темпе по прямой дорожке (длина 5-6 м, ширина 25-30 см). пробегать небольшое расстояние за движущимся ориентиром, расположенным на уровне глаз ребенка, соблюдая интервал, сохраняя и меняя направление. Индивидуально выполнять бег с остановками у ориентира по сигналу.
Катание, бросание, ловля и метание. Катание мяча, шарика (размер соответственно зрительным возможностям детей) по наклонной плоскости, в воротца, бросание и ловля мяча.
Упражнения для пропедевтики катания, бросания, ловли, метания. Прокатывать шарики по наклонной плоскости с бортиками (высота 5-8 см, длина 50-70 см) сверху вниз, снизу вверх, прослеживая взором их действия. Катать мяч вдоль, прослеживая взором его движение. Прослеживать движения фиксированного мяча эластичным шнуром (вправо-влево, вперед-назад), мяч на уровне глаз. Катать мяч по прямой ограниченной плоскости (длина 1-2 м, ширина 30 см). Прокатывать шарики на микроплоскости (60*100 см), прослеживать действия предметов. Бросать мяч вверх и вниз, фиксированный эластичным шнуром, правой и левой рукой. Бросать предметы в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния, доступного для каждого ребенка.
Равновесие. Ходьба по прямой дорожке (шириной 25-30 см, длина 2-2,5 м), по доске, гимнастической скамейке; бревну, с использованием опоры, приставляя пятку одной ноги к носку другой, ходьба по ребристой доске, с перешагиванием через предметы (высота 10-15 см), по рейке лестницы, положенной на пол (5-6 пролетов), ходьба по наклонной доске (высота 20-25 см), с использованием опоры; медленное кружение в обе стороны вокруг опоры.
Упражнения для пропедевтики равновесия. Перешагивать через кирпич, положенный на пол, повторяя один цикл 2-3 раза.
Перешагивание через 2 кирпича, положенных на пол, начиная поочередно с правой и левой ноги.
Медленно кружиться вправо, влево вокруг гимнастической палки, держась за нее правой и левой рукой.
Ползание и лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 5-6 м), между предметами, вокруг них, подлезание под предметы (высота 50 см), пролезание в обруч, перелезание через бревно, лазание по лесенке-стремянке, гимнастической лестнице (высота 1-1,5 м).
Упражнения для пропедевтики ползания, лазанья. Воспроизводить на микроплоскости ползание между предметами, вокруг них, используя объемные и плоскостные изображения предметов, прослеживать действия руки и предметов.
Выполнение ползания на четвереньках по ограниченной прямой дорожке (ширина 60-70 см, на 1-2 циклах).
Выполнять лазанье по наклонной гимнастической лестнице (угол наклона 20-30°).
Выполнять лазание по гимнастической лестнице (на 1-2 циклах) по размеченным меткам для ног и рук на рейках лестницы.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед (по размеченной дорожке: длина 2-3 м, ширина30-40 см), из кружка в кружок (диаметр 80 см, расстояние между кружками индивидуально для каждого ребенка), вокруг предметов, между ними, прыжки с высоты 15-20 см; вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка; через объемный шнур (диаметр8-10 см); через 4-6 объемных жгутов, расположенных параллельно (расстояние 25-30 см, диаметр 5-6 см); прыжки через предметы (высота 5 см); в длину с места на расстояние не менее 30-40 см.
Упражнения для пропедевтики прыжков. Подпрыгивать на двух ногах на месте вверх, держась за опору руками.
Доставать предмет, подвешенный на уровне поднятой руки ребенка.
Перепрыгивать объемный жгут, положенный на пол (диаметр 5-6 см), в направлении вперед.
Упражнения для развития зрительно-пространственного восприятия, ориентировки и точности движений.Определять название знакомых предметов, их изображений, расположенных на возможно далеком расстоянии, постепенно приближаясь до того расстояния, с которого можно четко видеть рассматриваемый объект.
Ходить в разных направлениях с использованием зрительных и звуковых ориентиров; ходить по кругу, держась за обруч, с открытыми и закрытыми глазами.
Находить по заданию, сигналу пространственные направления от себя: справа, слева, впереди, позади, вверх, вниз.
Прослеживать взором движение предмета от одного объекта к другому на микроплоскости (движение имитируется учителем).
Прослеживать взором движение идущего ребенка в разных направлениях (по прямой, по кругу, между предметами, врассыпную).
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнения для шеи.Наклонять голову вперед, стараясь подбородком коснуться груди, вправо, влево из исходного положения стоя.
Упражнения для рук и плечевого пояса.Поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (поочередно и одновременно). Перекладывать предметы из одной руки в другую перед собой, прослеживая взором, за спиной, над головой. Хлопать перед собой прямыми руками; согнутыми в локтях, момент хлопка прослеживать взором. Вытягивать руки вперед, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами.
Упражнения для ног и ступней.Подниматься на носки, доставая рукой подвешенный предмет. Делать 2-3 приседания с опорой на стул и без нее; приседая вынося руки вперед, приседать обхватывая колени руками и наклоняя голову. Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях. Сидя катать ступнями ног валик (диаметр 5-6 см) вперед и назад; захватывать ступнями мешочки с песком; идти по палке, валику (диаметр 6-8 см) приставным шагом в сторону, вставая серединой ступни, с использованием опоры и без нее.
Упражнения для туловища.Передавать мяч друг другу (вперед и в сторону) из положения сидя и стоя. Из исходного положения сидя: поворачиваться (положить предмет сзади себя, повернуться и взять его), наклоняться, подтягивать ноги к себе, обхватив колени руками. Из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги; двигать ногами имитируя езду на велосипеде. Из исходного положения лежа на животе: поворачиваться на спину и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны.
УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ
Упражнения для рук.Развернуть ладони горизонтально перед собой, соединить их вместе, выставлять поочередно и одновременно ладони внешней и внутренней стороной, прослеживая движения взором; поднимать (поочередно и одновременно) руки вверх на уровне глаз, соединить ладони вместе, большими пальцами касаясь носа, следить глазами за движениями пальцев.
Упражнения для ног.Выставлять ногу на носок вперед, назад, в сторону; отводить ноги в стороны поочередно и одновременно из исходного положения сидя, лежа на спине, животе, не отрывая их от пола.
Упражнения для рук и ног.Выполнять одновременно движения руками и ногами из однонаправленных исходных положений (правую руку и правую ногу выносить одновременно вправо, левую руку и левую ногу – влево и др.).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ
Упражнения для зрительно-двигательной ориентации. Отводить глаза вправо, влево, не поворачивая головы, из различных исходных положений; поднимать глаза вверх, опускать вниз, не поднимая головы.
Упражнения для снятия зрительного утомления.Крепко зажмурить глаза на 3-5'', затем открыть на 3-5''.
Быстро моргать глазами в течении30-60''. Ставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца (предмет, надетый на палец) и смотреть на него 3-5'', опустить руку (предмет). Смотреть на конец пальца вытянутой руки, медленно сгибая, приблизить палец к глазам (смотреть 3-5''). Отводить правую руку в сторону, медленно передвигать палец согнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцами, затем слева направо. Прикладывать палец к носу, смотреть на него, убирать, снова смотреть на кончик носа. Смотреть вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы, глаза закрыть.
СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Катание на санках.Катать на санках друг друга, кататься с невысокой горки.
Скольжение.Скользить по ледяным дорожкам с поддержкой взрослых.
Катание на велосипеде.Садиться на велосипед, сходить с него, кататься на трехколесном велосипеде при поддержке взрослых по прямой, по кругу, с поворотами направо, налево.
Подготовка к плаванию.Приучать входить в воду, играть в воде с игрушками.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
К концу года дети должны уметь:
• Ходить прямо, не опуская головы, на шаркая ногами, сохраняя заданное направление по ориентирам; выполнять задание учителя: находить ориентир, остановиться, присесть, повернуться;
• Бегать сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указанием учителя;
• Сохранять равновесие при беге и ходьбе по ограниченной плоскости, перешагивание через предметы с использованием опор;
• Ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической лестнице произвольным способом; прыгать на двух ногах на месте, в длину с места на 30-40 см; катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч вниз об пол и вверх 2-3 раза подряд и ловить его; метать предметы правой и левой рукой на дальность, на расстояние 2,5-4 м;
• Прослеживать движения глазами, сосредотачивать взгляд на предметах, действиях.
Содержание программы второго года обучения
ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Ходьба. Ходьба обычная, на носках, на внешней стороне стоп, ходьба с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, приставным шагом в сторону по размеченным линиям и без них. Ходьба в колонне по одному, парами; ходьба по прямой, по кругу, вдоль границ зала, змейкой между предметами, врассыпную с использованием звуковых и зрительных ориентиров. Ходьба с выполнением задания для рук: на пояс, в сторону, за голову, перед грудью, под подбородком; ходьба в чередовании с бегом, с изменением направления, темпа, со сменой ведущего, по звуковым и зрительным сигналам.
Упражнения для пропедевтики ходьбы. Ходьба с изменением длины шага по дорожкам с размеченными стопами. Выполнять приставные шаги вправо, влево, держась за опору. Выполнять игровые задания в ограниченном пространстве: «Помоги матрешке пройти между пирамидами», « Прокати мяч между кеглями».
Бег. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом. Бег в разных направлениях: по кругу, держась за шнур, змейкой (между расставленными предметами, 6-8 предметов); врассыпную; бег с заданиями: с изменением темпа, со сменой ведущего. Непрерывный бег в медленном темпе в течении 1-1,5'. Бег на 40-60 м со средней скоростью, челночный бег 3 раза по 5 м; бег на скорость: 20 м примерно за 7-6' к концу года.
Упражнения для пропедевтики бега. Выполнять бег на месте, высоко поднимая колени, касаясь опоры.
Пробегать небольшое расстояние за движущимся ориентиром с разной скоростью.
Выполнять игровые задания в ограниченном пространстве: «Пробегая, не натолкнись на предмет», « не задень другого».
Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой дорожке (ширина 25 см, длина 10 м), между предметами (высота 30 см), змейкой по размеченному пути, по горизонтальной и наклонной доске (угол наклона 15-20°), ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь на руках. Ползание на четвереньках опираясь на стопы и ладони; подлезание под веревку, под палку (высота 50 см) правым и левым боком вперед. Пролезание в обруч (высота 60 см), перелезание через бревно (диаметр 40-60 см), гимнастическую скамейку (высота 25-30 см). лазанье по гимнастической лестнице с пролета на пролет вправо и влево.
Упражнения для пропедевтики ползания и лазанья. Ползание на четвереньках в ограниченном пространстве (2*2 м) по прямой, между предметами, змейкой.
Подлезание под веревку (высота индивидуально для каждого) правым или левым боком вперед без опоры на руки, ориентируясь на лучше видящий глаз.
Пролезание с одного пролета на другой (вправо и влево) в объеме 1-2 циклов.
Лазанье по наклонной гимнастической лестнице (угол наклона устанавливается в соответствии с физической подготовленностью детей).
Прыжки. Прыжки на месте на двух ногах (15-20 прыжков 2 раза в чередовании с ходьбой), продвигаясь вперед на расстояние до 3 м (из круга в круг), прыжки с поворотом кругом, поворачиваясь вокруг гимнастической палки, с опорой на нее; на одной ноге, держась за опору, к концу года без нее. Прыжки вверх с места с касанием звучащего предмета, подвешенного выше поднятых рук ребенка на 10-15 см. прыжки через 4-5 параллельных дорожек (ширина 10-15 см). Прыжки через 2-3 предмета высотой 5-10 см. Прыжки с высоты 20-25 см, держась за опору и без нее, в длину с места (не менее 60 см). Прыжки через короткую скакалку (не менее 2-3 раз подряд).
Упражнения для пропедевтики прыжков. Выполнять прыжки на месте на двух ногах, опираясь руками о спинку стула.
Выполнять прыжки вокруг обруча вправо и влево (обруч на уровне пояса ребенка).
Имитировать прыжки со скакалкой. Прослеживать действия вращающейся скакалки. Воспроизводить удар скакалки о пол прыжком вверх на двух ногах. Выполнять прыжки на правой и левой ноге.
Бросание, ловля, метание.Катание мячей, обручей друг другу по ограниченному пространству (по коридору – длина 2 м, ширина 70-50 см), не касаясь барьера. Бросание мяча друг другу снизу; перебрасывание мяча двумя руками через препятствия (высота 1 м, с расстояния 1,5 -2 м). бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (3-4 раза подряд), отбивание мяча о землю правой и левой рукой (3-4 раза подряд). Метание предметов на дальность (не менее 3-6 м) в горизонтальную цель (с расстояния 1,5-2 м) правой и левой рукой; в вертикальную цель (высота центра мишени на уровне глаз детей с расстояния 1-1,5 м), размер мишени подбирается индивидуально для детей соответственно зрительными возможностями.
Упражнения для пропедевтикибросания, ловли, метания. Катание шариков, колец по узкой дорожке (ширина 30 см, длина 1 м), прослеживание движения взором.
Бросание мяча, фиксированного эластичным шнуром, друг другу снизу, из-за головы и ловля его с расстояния 1-1,5 м.
Бросание мяча вверх в обруч (диаметр 1м), о землю в круг (диаметр 60 см) двумя руками несколько раз подряд.
Бросание фиксированного мяча от себя без ловли его руками.
Прослеживание взором за попаданием предметов для метания на микроплоскости в горизонтальную цель с расстояния 50-70 см, в вертикальную цель с расстояния 40-50 см.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
СПОРТИВНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Катание на санках с горки. Подниматься с санками в гору. Тормозить ногой при спуске. Скольжение по ледяным дорожкам.
Ходьба на лыжах.Двигаться переменным шагом, переступать на месте влево и вправо. Взбираться ступающим шагом на горку, убирать лыжи на место, надевать и снимать их. Учить ходить на лыжах.
Катание на велосипеде. На трех – и двухколесном по прямой, делать повороты, тормозить.
Подготовка к плаванию.Сидя на мелком месте, лежа на животе, делать движения ногами вверх-вниз. Погружаться в воду до подбородка, опускать в воду лицо, выдыхать в воду. Плавать с надувными жилетами.
Игры в воде. «Цапли», «Карусель в воде», «Игры с мячом», «Покажи пятки», «Катание на матрасиках, кругах».
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Для рук и плечевого пояса.Поднимать руки вперед, в стороны, вверх и опускать. Сжимать и разжимать кисти, вытягивать пальцы. Руки за голову, распрямлять плечи. Упражнения с палками, обручем.
Для ног. Подниматься на носки и стоять. Выставлять поочередно ноги вперед, на носки, на пятку. Приседать, отводя руки вперед, в стороны. Сгибать ноги в коленях, оттягивать носки, сгибать стопу. Собирать пальцами ног веревку, мелкие камешки. Переступать приставными шагами в сторону.
Для туловища.Поворачиваться в стороны, держа руки на поясе, отводя в стороны. Наклоны вперед, в стороны, назад. Сидя, лежа выполнять движения руками, ногами, головой в разные стороны. Упражнения с мячом лежа, сидя.
Содержание программы третьего года обучения
ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Ходьба.Ходьба обычная на носках (руки за голову, голова прямая), на наружных сторонах стопы, ходьба с высоким подниманием колена, перекатом с пятки на носок, приставным шагом в правую и левую стороны. Ходьба в колонне по одному, по два, по три вдоль границ зала с поворотом, с выполнением различных заданий, ориентировкой на звуковые и зрительные сигналы.
Упражнения для пропедевтики ходьбы. Ходьба приставным шагом в правую и левую стороны по размеченным дорожкам.
Ходьба перекатом с пятки на носок по заранее размеченным стопам.
Ходьба на месте с высоким подниманием бедра, касаясь коленом веревки.
Бег.Бег обычный , на носках, с высоким подниманием колена, мелким и широким шагом, в колонне по одному, по два; змейкой между расставленными в одну линию предметами, врассыпную. Непрерывный бег в медленном темпе в течении 1-1,5'. Бег в среднем темпе на 80-100 м (1-2 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3 раза по 10 м. Бег на скорость: 20 м примерно за 5,5-6 (к концу года).
Упражнения для пропедевтики бега. Бег на месте с высоким подниманием бедра, касаясь коленом веревки.
Бег мелким и широким шагом по размеченным линиям.
Ползание и лазанье.Ползание на четвереньках змейкой между предметами, в чередовании с ходьбой, бегом с переползанием через препятствия, ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м), по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени, на животе, подтягиваясь руками. Перелезание через несколько предметов подряд (3-4), пролезание в обруч, лазанье по гимнастической лестнице (высота 2,5 м) перелезание с одного пролета на другой.
Упражнения для пропедевтики. Ползание на четвереньках к неподвижному предмету, сосредоточивая на нем свой взор, ползание за двигающимся предметом, прослеживая его движения взором в ограниченном пространстве (2*2 м) по прямой, между предметами, змейкой.
Лазанье по наклонной гимнастической лестнице (угол наклона 30-60°).
Пролезание между рейками гимнастической лестницы.
Прыжки.Прыжки на двух ногах на месте (20-30 прыжков 2-3 раза) в чередовании с ходьбой разными способами (ноги скрестно, ноги врозь, ноги вместе), продвигаясь вперед на 2-3 м. прыжки на одной ноге на месте и продвигаясь вперед, в высоту с места прямо и боком (в сторону лучше видящего глаза) через 5-6 предметов поочередно через каждый (высота 15-20 см). прыжки на мягкое покрытие (контрастное по цвету с полом).
Прыжки с высоты 25-30 см в заранее обозначенное место, прыжки в длину с места (не менее 70-75 см), в длину с разбега (80-90 см), в высоту с разбега (25-30 см). прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад, через длинную скалку.
Упражнения для пропедевтики. Прыжки на двух ногах по размеченной дорожке (расстояние 2-3 м).
Прыжки на одной ноге на месте и продвигаясь вперед с использованием опоры для рук.
Прыжки через 5-6 предметов (высота 15-20 см) боком, держась при необходимости за опору.
Прослеживание взором за вращением короткой и длинной скакалки.
Бросание, ловля, метание. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (не менее 5-8 раз подряд), одной рукой не менее 3-4 раз, бросание мяча вверх и ловля его двумя руками с хлопками.
Перебрасывание мяча из одной руки в другую, друг другу из различных исходных положений с расстояния не менее 2 м, различными способами (снизу, из-за головы, от груди, отскоком от земли).
Отбивание мяча на месте, продвигаясь вперед шагом (на расстояние 5-6 м), прокатывание набивных мячей по размеченному пути по прямой, между предметами. Метание предметов на дальность (4-8 м) в горизонтальную и вертикальную цели (центр мишени на уровне глаз детей) с расстояния 2-3 м.
Упражнения для пропедевтики. Перекладывание мяча из одной руки в другую с открытыми и закрытыми глазами.
Прокатывание набивного мяча по ограниченному пространству.
Перебрасывание фиксированного эластичным шнуром мяча из одной руки в другую.
Отбивание мяча, фиксированного эластичным шнуром, без касания его земли.
Продвижение с мячом вперед по размеченному пути (3-4 м).
Бросание мяча вверх с забрасыванием его в обруч.
Равновесие.Ходьба по ограниченной поверхности приставным шагом, приставляя пятку одной ноги к носку другой (прямо, по кругу, зигзагообразно). Ходьба по наклонной доске прямо и боком (наклон доски устанавливается в зависимости от физической подготовленности детей). Ходьба по гимнастической скамейке, перешагивая через набивные мячи, приседая на середине, держась рукой за опору. Ходьба по гимнастической скамейке прямо и боком с мешочком песка на голове. Сохранение равновесия, стоя на гимнастической скамейке на носках; сохранение равновесия после бега и прыжков; стоя на одной ноге, другая прижата к колену опорной ноги, руки на поясе. Кружение парами, держась за руки.
Упражнения для пропедевтики. Сохранение равновесия, стоя у стены и отступив на шаг от нее.
Сохранение равновесия, стоя на одной ноге, используя опору для рук (со стороны опорной ноги).
Переступание вправо, влево по узкой рейке гимнастической скамейки с использованием опоры для рук (ширина 10-15 см).
Переступание по веревке вправо и влево (диаметр 5-3 см) с использованием опоры для рук.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнения для головы и шеи. Наклоны головы вправо, влево, вперед, назад из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа, из упора на коленях. Повороты головы вправо, влево; вращение головы из исходных положений: стоя, сидя, лежа в упоре на руки.
Упражнения для рук и плечевого пояса.Разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки вниз, руки за голову. Поднимать руки вперед (вверх со сцепленными в «замок» пальцами), кисти повернуты тыльной стороной внутрь; поднимать руки вверх и назад попеременно и одновременно. Поднимать и опускать кисти, сжимать и разжимать пальцы рук одновременно и поочередно.
Упражнения для ног и ступней.Переступать на месте, не отрывая от опоры носки ног. Приседать с каждым разом все ниже и ниже, опираясь руками о спинку стула, поднимая руки вверх, вперед, заложив за спину. Поднимать прямые ноги из положения сидя на полу, на гимнастической скамейке с опорой на руки (к концу года без опоры), лежа (руки свободно, за голову). Захватывать предметы пальцами ног, приподнимать и опускать их; перекладывать предметы с места на место пальцами ног, составлять фигурку; собирать ногами веревку, шнур; катать ступнями ног палку. Переступать приставным шагом, в сторону на носках, опираясь пятками ног о палку, руками держась за опору и без нее.
Упражнения для туловища.Поднимать руки вверх и опускать вниз, стоя у стены (касаясь ее затылком, плечами, спиной, ягодицами, пятками), перед зеркалом, зрительно контролируя движения. Поочередно поднимать согнутые прямые ноги, прижавшись к гимнастической стенке, взявшись руками за рейку на уровне пояса. Наклоняться вперед, стоя лицо к гимнастической стенке и взявшись за рейку на уровне пояса. Поворачиваться, разводя руки в стороны, из положения руки перед грудью, руки за голову. Поочередно отводить ноги в сторону из исходного положения сидя; двигать ногами, скрещивая их из исходного положения лежа на спине. Подтягивать голову и ноги к груди (группироваться).
УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ
Упражнения для рук.Поочередно сгибать пальцы, движения каждого пальца сопровождать глазами. Противопоставлять большой палец всем остальным начиная с мизинца, при участии зрительного контроля и без него; отводить поочередно и одновременно руки в стороны, вперед, ставя ладони в различное исходное положение (горизонтально, вертикально, внешней и внутренней стороной).
Упражнения для ног.Касаться носком одной ноги пятки другой; выставлять поочередно ноги вперед, в сторону, назад.
Упражнения для рук и ног.Выполнять одновременные движения рук и ног из разнонаправленных исходных положений (правая рука вверх, левая нога в сторону; левая рука в сторону, правая нога вперед; правая рука вверх, левая нога назад; левая рука вверх, правая нога в сторону).
Упражнения для зрительно – двигательной ориентации. Совершать глазами движения в различных направлениях из различных исходных положений. Переводить взгляд с одного предмета на другой; фиксировать взглядом движения частей тела – рук (кисти, пальцы), ног (стопа, голень, колено); прослеживать взором перемещение движущихся предметов, расположенных на уровне глаз.
Упражнения для снятия зрительного утомления.Ставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть 3-5'' на конец пальца переводить взгляд на предмет на то же время, повторяя несколько раз. Прикладывать палец к носу, смотреть на него, убирать, снова смотреть на кончик носа 3-5''. Смотреть вдаль 3-5''.
Упражнения для совершенствования центрального и периферического зрения.Для тренировки центрального зрения выключается периферическое зрение: на глаза надеваются очки, изготовленные из бумаги в виде трубочки, вследствие чего ребенок видит только предметы, расположенные в поле центрального зрения, а для совершенствования периферического зрения применяются очки, выключающие центральное зрение (в центр стекол устанавливается наклейка, вследствие чего ребенок видит только предметы, находящиеся вне поля центрального зрения).
Ходьба в ограниченном пространстве. Бег в ограниченном пространстве. Выполнения ОРУ на точность с предметами и без предметов.
СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Катание на санках.Катать друг друга, кататься с горки по двое. Скольжение. Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам.
Ходьба на лыжах.Ходить на лыжах скользящим шагом. Выполнять повороты на месте и в движении. Подниматься в горку «лесенкой» и спускаться с нее. Проходить на лыжах в медленном темпе дистанцию (1-2 км). Участвовать в играх: «Кто первый повернется?», «Догонялки», «Достать флажок».
Катание на велосипеде.Кататься на двухколесном велосипеде с поддержкой взрослого по прямой, выполнять повороты направо и налево. К концу года кататься самостоятельно.
Плавание.Двигать ногами вверх-вниз, сидя в воде на мелком месте и лежа, опираясь руками. Выполнять разнообразные движения руками в воде. Плавать с надувным кругом.
Участвовать в играх в воде: «Фонтан», «Коробочка», «Поймай воду», «Волны на море».
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
К обучению спортивным играм дети допускаются по заключению врача – офтальмолога.
Городки.Бросать биты сбоку, занимая правильное исходное положение. Выбивать городки с полукона (1,5 – 2 м) и с конца (4-5 м).
Элементы баскетбола.Перебрасывать мяч друг другу, двумя руками от груди, вести мяч правой и левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди.
Бадминтон.Отбивать волан ракеткой, направляя его в определенную сторону. Играть только в паре с воспитателем.
Элементы футбола.Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении. Обводить мяч вокруг предметов. Закатывать мяч в лунки, ограничения, ворота. Передавать мяч друг другу в парах, отбивать о стенку несколько раз.
Элементы хоккея.Прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении, закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в парах.
Игры проводятся на снегу.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
К концу года дети должны уметь:
· Ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление, темп;
· Лазать по гимнастической лестнице (высотой 2,5 м) с изменением угла наклона до вертикального;
· Прыгать в обозначенное место с высоты 25-30 см;
· Прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в длину с места не менее (70-75 см), с разбега (не менее 80-90 см) в высоту с разбега (не менее 25-30 см); прыгать через короткую и длинную скакалки;
· Метать предметы правой и левой рукой на расстояние 4-8 м, в вертикальную и горизонтальную цели с расстояния 2-3 м; бросать мяч верх, о землю и ловить его двумя руками, отбивать мяч одной рукой на месте не менее 5-8 раз каждой рукой, в ходьбе на расстояние 5 м;
· Сохранять устойчивое положение тела при выполнении упражнений на ограниченной площади опоры;
· Перестраиваться в колонну по три, четыре, равняться, размыкаться в колонне, шеренге, выполнять повороты направо, налево, кругом;
· Ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние 1-2 км; ухаживать за лыжами;
· Участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей; держаться на воде с кругом.
Содержание программы четвертого года обучения
Ходьба.Ходьба обычная, на носках с разным положением рук, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), широким и мелким шагом, приставным шагом вперед, гимнастическим шагом, ходьба в полуприседе. Ходьба в разных направлениях: по кругу, по прямой с поворотами, змейкой, врассыпную. Ходьба в сочетании с другими видами движений.
Упражнения для пропедевтики. Ходьба на пятках, на наружной стороне стоп с использованием опоры; ходьба в колонне по одному, по два, по три, по четыре по зрительным и звуковым ориентирам; ходьба но кругу, по прямой с поворотами, с использованием звуковых сигналов.
Бег. Бег обычный, на носках, высоко поднимая колено (бедро), мелким и широким шагом. Бег в колонне по одному, по два на разных исходных положений, в разных направлениях (кроме встречного бега), с различными заданиями. Бег со скакалкой, с мячом, по доске и в чередовании с ходьбой, с изменением темпа. Непрерывный бег 2–3 мин. Бег со средней скоростью 80–120 м (1–2 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3–5 раз по 10 м. Бег на скорость 30 м примерно за 8–7 с к концу года.
Упражнения для пропедевтики. Бег в разных направлениях поразмеченным дорожкам. Бег в колонне по одному, по два, ориентируясь на звуковой сигнал. Бег на месте в разном темпе.
Ползание, лазанье.Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке, по бревну, ползание на животе и на спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами. Пролезание в обруч разными способами; подлезание под гимнастическую скамейку, под несколькими гимнастическими палками, высота 40–50 см. Лазанье по гимнастической ле<