V. Сказкотерапия или психотерапевтические истории для детей
Дети очень любят слушать сказки, и в этом смысле дети, проявляющие агрессию, ничем не отличаются от своих сверстников. Поэтому сказка или предлагаемая ребенку история - это замечательный материал для работы с эмоционально-волевыми нарушениями. Сказка помогает сформировать адекватную Я - концепцию ребенка с проблемами, систематизировать хаос, который находится внутри ребенка. Сказкотерапия может проводиться индивидуально и в группе с использованием разнообразных форм сказкотерапии (песочницы, куклы, волшебные краски, костюмы и пр.).
Для работы с агрессивными детьми можно использовать программу «Волшебная страна внутри нас», а также психотерапевтические истории для детей Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя».
Таким образом, психологическая корреляция агрессивных форм поведения у детей дошкольного возраста включает в себя широкий арсенал методов, среди которых ведущее место занимают:
Ø коррекция через игру;
Ø коррекция агрессивного поведения через творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности);
Ø коррекция агрессивного поведения через участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения;
Ø коррекция агрессивности с помощью поведенческих мет
Приложение 1
ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЙ
Фамилия, имя, отчество наблюдателя____________________________________
Фамилия, имя, отчество объекта наблюдения ____________________________
Дата _____________ Время начала _______ Время окончания____________
Ситуация:_________________________________________________________
Фрагмент ситуации | Эмоциональные реакции | Вербальные реакции | Невербальные реакции | Поведенческие реакции | Комментарий |
Заключение ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Примерная схема наблюдения за поведением ребенка
Ф. И. О. ребенка ________ Возраст_____________Дата заполнения______________
Заполнил: родитель, психолог, педагог __________________ __________________
«Подчеркните часто наблюдаемые нарушения поведения у ребенка, добавьте не указанные в перечне».
Характер нарушений поведения | В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения |
Агрессивность | Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; ребенок толкает сверстника, походя ударяет встречных, кусается, плюется. |
Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый. | |
Вербальная: ругается; говорит обидные слова; говорит нецензурные слова. | |
В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других. | |
В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки. | |
Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение. | |
Направленная на себя: кусает себя; щиплет себя; просит себя стукнуть еще раз | |
Вспыльчивость | В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть. |
В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово | |
Негативизм | В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру. |
Отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности. | |
Вербальный: говорит часто слова «не хочу или не буду», «нет» | |
Демонстративность | В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии. |
Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих и т. п. | |
Обидчивость | Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре. |
(эмоциональная | В мимике: недовольное выражение лица; плачет. |
неустойчивость) | Реакция на оценку другим: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса |
Конфликтность | Активная или реактивная: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия других. |
Вследствие эгоцентризма: не учитывает желаний и интересов сверстников. | |
Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений. | |
Вследствие трудности переключения: не уступает игрушек. |
Приложение 3
Правила, помогающие детям справиться с собственным гневом
1. Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «Стоп»!.
Для более эффективного усвоения навыка следует нарисовать с ребенком знак «СТОП»в виде кружка с каймой, внутри которого большими буквами написано «СТОП». Можно сделать данный знак из картона и положить его в кармашек.
Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого-либо или проявить активную вербальную агрессию, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак «СТОП» или просто представить его. Кайму следует раскрасить в спокойные цвета (синий, голубой, зеленый,
золотистый, оранжевый) и подобрать соответствующий цвет к слову «СТОП». Например, к синей кайме подойдет «СТОП» оранжевого или золотого цвета, к голубой — зеленого. Во всяком случае, сочетание цвета должно действовать успокаивающе на ребенка и нравиться ему.
2. Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10.
3. Для особо драчливых детей. Прежде чем перейдешь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно делать до 10 раз.
4. Перевод деструктивных действий с физического на вербальный план. Прежде, чем перейдешь к действию,остановись и подумай, что ты хочешь сделать.
5. Прочие правила.
К данному типу правил относятся индивидуальные правила, составленные для конкретного ребенка, в зависимости от характера проявляемой им агрессии (говорит грубо со старшими, портит вещи, больно бьет и т.д.). Например, такими правилами могут быть: «Говори уважительно со старшими», «Относись бережно к вещам», «Держи руки при себе».
Важно при составлении таких правил отказаться от использования отрицательной частицы «не»: «не дерись», «не ломай», «не груби» и т.д.
Все эти упражнения можно выполнять в ролевой игре как сами по себе, так и в сочетании друг с другом.