V. Сказкотерапия или психотерапевтические истории для детей

Дети очень любят слушать сказки, и в этом смысле дети, проявля­ющие агрессию, ничем не отличаются от своих сверстников. Поэто­му сказка или предлагаемая ребенку история - это замечательный материал для работы с эмоционально-волевыми нарушениями. Сказ­ка помогает сформировать адекватную Я - концепцию ребенка с про­блемами, систематизировать хаос, который находится внутри ребен­ка. Сказкотерапия может проводиться индивидуально и в группе с использованием разнообразных форм сказкотерапии (песочницы, куклы, волшебные краски, костюмы и пр.).

Для работы с агрессивными детьми можно использовать програм­му «Волшебная страна внутри нас», а также психотерапевтические истории для детей Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя».

Таким образом, психологическая корреляция агрессивных форм поведения у детей дошкольного возраста включает в себя широкий арсенал методов, среди которых ведущее место занимают:

Ø коррекция через игру;

Ø коррекция агрессивного поведения через творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности);

Ø коррекция агрессивного поведения через участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения;

Ø коррекция агрессивности с помощью поведенческих мет

Приложение 1

ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЙ

Фамилия, имя, отчество наблюдателя____________________________________

Фамилия, имя, отчество объекта наблюдения ____________________________

Дата _____________ Время начала _______ Время окончания____________

Ситуация:_________________________________________________________

Фрагмент ситуации Эмоциональные реакции Вербальные реакции Невербальные реакции Поведенческие реакции   Комментарий
           

Заключение ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Примерная схема наблюдения за поведением ребенка

Ф. И. О. ребенка ________ Возраст_____________Дата заполнения______________

Заполнил: родитель, психолог, педагог __________________ __________________

«Подчеркните часто наблюдаемые нарушения поведения у ребенка, добавьте не указанные в перечне».

Характер нарушений поведения В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения
Агрессивность Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; ребенок толкает сверстника, походя ударяет встречных, кусается, плюется.
  Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый.
  Вербальная: ругается; говорит обидные слова; говорит нецензурные слова.
  В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.
  В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки.
  Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.
  Направленная на себя: кусает себя; щиплет себя; просит себя стукнуть еще раз
Вспыльчивость В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть.
  В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово
Негативизм В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру.
  Отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.
  Вербальный: говорит часто слова «не хочу или не буду», «нет»
Демонстративность В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии.
  Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих и т. п.
Обидчивость Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре.
(эмоциональная В мимике: недовольное выражение лица; плачет.
неустойчивость) Реакция на оценку другим: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса
Конфликтность Активная или реактивная: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия других.
  Вследствие эгоцентризма: не учитывает желаний и интересов сверстников.
  Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений.
  Вследствие трудности переключения: не уступает игрушек.


Приложение 3

Правила, помогающие детям справиться с собственным гневом

1. Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «Стоп»!.

Для более эффективного усвоения навыка следует нарисовать с ребенком знак «СТОП»в виде кружка с каймой, внутри которого большими буквами написано «СТОП». Можно сделать данный знак из картона и положить его в кармашек.

Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого-либо или проявить активную вербальную агрессию, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак «СТОП» или просто представить его. Кайму следует раскрасить в спокойные цвета (синий, голубой, зеленый,

золотистый, оранжевый) и подобрать соответствующий цвет к слову «СТОП». Например, к синей кайме подойдет «СТОП» оранжевого или золотого цвета, к голубой — зеленого. Во всяком случае, сочетание цвета должно действовать успокаивающе на ребенка и нравиться ему.

2. Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10.

3. Для особо драчливых детей. Прежде чем перейдешь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно делать до 10 раз.

4. Перевод деструктивных действий с физического на вербальный план. Прежде, чем перейдешь к действию,остановись и подумай, что ты хочешь сделать.

5. Прочие правила.

К данному типу правил относятся индивидуальные правила, составленные для конкретного ребенка, в зависимости от характера проявляемой им агрессии (говорит грубо со старшими, портит вещи, больно бьет и т.д.). Например, такими правилами могут быть: «Говори уважительно со старшими», «Относись бережно к вещам», «Держи руки при себе».

Важно при составлении таких правил отказаться от использования отрицательной частицы «не»: «не дерись», «не ломай», «не груби» и т.д.

Все эти упражнения можно выполнять в ролевой игре как сами по себе, так и в сочетании друг с другом.

Наши рекомендации