Линии развития у детей первого года жизни
Линия развития | Показатели | |
0 месяцев | ||
1. | Мышечный тонус (Т) | Утробная поза с гипертонией мышц |
2. | Рефлексы новорожденных (Р) | Хорошо выражены рефлексы новорожденного |
3. | Движения общие (ДО) | Выражена стриопаллидарная моторика |
4. | Анализатор зрительный (A3) | Нистагмоидное слежение за предметом |
5. | Анализатор слуховой (АС) | Вздрагивает при резком звуке |
1 месяц | ||
1. | Анализатор зрительный (A3) | Плавно следит за движущимся предметом |
2. | Анализатор слуховой (АС) | Слуховое сосредоточение - прислушивается |
3. | Эмоции (Э) | Первая улыбка при общении со взрослым |
4. | Движения общие (ДО) | Попытка удержать головку, лежа на животе |
5. | Активная речь (РА) | При общении издает тихие гортанные звуки |
2 месяца | ||
1. | Анализатор зрительный (A3) | Длительно удерживает предмет в поле зрения |
2. | Анализатор слуховой (АС) | Ищет источник звука поворотом головы |
3. | Эмоции (Э) | Быстро отвечает улыбкой при общении |
4. | Движения общие (ДО) | Хорошо держит голову, лежа на животе |
5. | Активная речь (РА) | Гулит |
3 месяца | ||
1. | Анализатор зрительный (A3) | Зрительное сосредоточение на неподвижном предмете |
2. | Эмоции (Э) | Комплекс «оживления» |
3. | Движения руки, действия с предметами (ДР) | Случайно наталкивается рукой на подвешенную игрушку |
4. | Движения общие (ДО) | Опирается на предплечья, лежа на животе |
5. | Движения общие (ДО) | Упирается полусогнутыми ногами в твердую опору |
4 месяца | ||
1. | Эмоции (Э) | Узнает мать, радуется при ее виде |
2. | Эмоции (Э) | Громко смеется при общении со взрослым |
3. | Анализатор зрительный (A3) | Находит глазами источник звука |
4. | Движения руки, действия с предметами (ДР) | Захватывает, ощупывает, рассматривает игрушку |
5. | Навыки (Н) | При кормлении придерживает грудь матери, рожок |
5 месяцев | ||
1. | Социальное поведение (СП) | Различает близких и чужих, строгий и ласковый тон |
2. | Движения руки, действия с предметами (ДР) | Берет игрушку из рук взрослого |
3. | Движения общие (ДО) | Опирается на ладони вытянутых рук, лежа на животе |
4. | Движения общие (ДО) | Ровно стоит при поддержке, поворачивается на живот |
5. | Активная речь (РА) | Подолгу певуче гулит |
6 месяцев | ||
1. | Социальное поведение (СП) | По-разному реагирует на свое и чужое имя |
2. | Движения руки, действия с предметами (ДР) | Перекладывает в руках, долго рассматривает игрушку |
3. | Движения общие (ДО) | Подползает, переворачивается с живота на спину |
4. | Активная речь (РА) | Начало лепета - произносит отдельные слоги |
5. | Навыки (Н) | Хорошо ест с ложки, начинает пить из чашки |
7 месяцев | ||
1. | Движения руки, действия с предметами (ДР) | Стучит, размахивает, перекладывает, бросает игрушку |
2. | Движения общие (ДО) | Хорошо ползает |
3. | Активная речь (РА) | Подолгу лепечет |
4. | Понимание речи (РП) | На вопрос «где?» разыскивает повсюду знакомый предмет |
5. | Навыки (Н) | Хорошо пьет из чашки |
8 месяцев | ||
1. | Движения руки, действия с предметами (ДР) | Простое подражание в игре: вынимает, стучит, катает |
2. | Движения общие (ДО) | Сам садится, ложится, встает, переступает у опоры |
3. | Понимание речи (РП) | По просьбе выполняет «ладушки», «дай ручку» и т.д. |
4. | Активная речь (РА) | Громко и четко произносит различные слоги |
5. | Навыки (Н) | Сам держит сухарик и грызет его |
9 месяцев | ||
1. | Социальное поведение (СП) | Подражает в простейших действиях другому ребенку |
2. | Движения общие (ДО) | Ходит, держась за опору |
3. | Понимание речи (РП) | На вопрос «где?», просьбу «дай» отыскивает предмет повсюду |
4. | Понимание речи (РП) | Знает свое имя, поворачивается на зов |
5. | Навыки (Н) | Спокойно относится к высаживанию на горшок |
10 месяцев | ||
1. | Социальное поведение (СП) | Хорошо играет в компании с другими детьми |
2. | Движения руки, действия с предметами (ДР) | По просьбе выполняет ранее заученные действия |
3. | Движения общие (ДО) | Входит и сходит с невысокой лестницы |
4. | Понимание речи (РП) | По просьбе «дай» находит и дает предмет |
5. | Активная речь (РА) | Повторяет за взрослым новые слоги |
11 месяцев | ||
1. | Социальное поведение (СП) | Избирательно относится к разным детям |
2. | Движения руки, действия с предметами (ДР) | Складывает кубики, пирамидку |
3. | Движения общие (ДО) | Самостоятельно стоит, делает первые шаги |
4. | Понимание речи (РП) | Первые обобщения: куклы, машинки, кубики, мячи |
5. | Активная речь (РА) | Первые упрощенные слова «кис-кис», «ав-ав», «бай» и др. |
12 месяцев | ||
1. | Анализатор зрительный (A3) | Различает предметы по форме: кубики, кирпичики |
2. | Движения руки, действия с предметами (ДР) | Начало сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу |
3. | Движения общие (ДО) | Самостоятельно ходит |
4. | Понимание речи (РП) | Выполняет простые поручения, понимает запрет |
5. | Активная речь (РА) | Произносит 8-10 облегченных слов |
Приложение 3