Воспитание навыков при приеме пищи
Побуждать ребенка к активности при еде (невнимание к активности маленького ребенка при приеме пищи и особенно насильственное его кормление приводят к понижению аппетита и длительному неумению есть самостоятельно).
С 4,5-5 месяцевприучать ребенка есть с ложки, снимая пищу губами, а не ссасывая ее, как это делают дети первых месяцев жизни. Для воспитания этого навыка ложку с пищей только подносят ко рту ребенка, вкладывая ему в рот, что побуждает малыша к соответствующим движениям.
С 6,5-7 месяцевво время кормления давать ребенку в руку кусочек белого хлеба, печенья, приучать его есть самостоятельно.
С 7-8 месяцев приучать ребенка пить из чашки (широкой), которую сначала держит взрослый, а потом сам ребенок (в 12 месяцев ребенок самостоятельно пьет из чашки).
С 8-9 месяцевдетей, умеющих сидеть, следует во время кормления сажать на специальный стульчик с высокой спинкой, подлокотниками и подставкой для ног.
Во время кормления ребенка первого года жизни надо следить, чтобы его лицо и платье были чистыми (приучение к аккуратности и выработке отрицательного отношения к неопрятности во время еды).
С 1 года 2 месяцев во время кормления давать ребенку в руку десертную или чайную ложку, направляя ее ему врот своей рукой (ребенок сначала держит ложку в кулачке).
С 1 года 4-5 месяцев побуждать ребенка есть самостоятельно густую пищу, а затем жидкую, лишь помогая ему регулировать движения. Учить самостоятельно пользоваться салфеткой (в 1 год 6 месяцев ребенок ест ложкой любую пищу, но еще нередко проливает ее, пользуется сам салфеткой при напоминании. К 2 годам ест аккуратно, не обливается, пользуется салфеткой без напоминаний).
В течение 2-3-го года приучать детей с помощью словесных указаний и собственного примера к культурному поведению за столом - держать ложку в правой руке, а хлеб - в левой, не размачивать хлеб в супе, чае, не выходить из-за стола с полным ртом, говорить «спасибо» и т.д.
Воспитание гигиенических навыков
Умывание рук, лица. Воспитывать у ребенка положительное, спокойное отношение к процессу умывания - проводить умывание осторожно, не доставляя малышу неприятных ощущений. Побуждать ребенка к активности при умывании: в8-9 месяцев - протягивать руки к струе воды, на 2-м году - снимать низко висящее полотенце, мыть руки мылом.
Прививать постепенно элементарные навыки гигиены -с 1года 2-4 месяцев обращать внимание на грязные руки, лицо, мокрый нос, вызывать отрицательное отношение к грязи (словом, тоном), тотчас вымыть запачканные руки ребенку, вытереть нос, добиваться, чтобы ребенок привыкал быть чистым и впоследствии сам просил вымыть его или вытереть.
С 1 года6 месяцев - учить самостоятельно пользоваться носовым платком, обращая внимание ребенка на грязный нос и предлагая вытереть его (к 2 годам по мере надобности он сам пользуется платком).
На третьем году приучать умываться утром и вечером, мыть руки перед едой и после высаживания на горшок или загрязнения, вытираться только своим полотенцем (в 3 года ребенок хорошо и аккуратно моет лицо и руки, вытирает их, вытирает нос и др.).
Высаживание на горшок
С 5-6 месяцев держать ребенка над горшком после сна (если ребенок проснулся сухим), перед сном и периодически во время бодрствования, но не раньше чем через 30 мин. после кормления, стараясь угадать появление у ребенка потребности к мочеиспусканию (не вызывая отрицательной реакции на высаживание).
В 8-9 месяцев ненадолго (на 3 мин.) высаживать на горшок в одно и то же время дня. Приучать проситься на горшок, для чего сопровождать высаживание словами «пи-пи», «а-а», вызывая у ребенка подражание словам (к 1 году ребенок спокойно относится к высаживанию, к 1 году 6 мес. днем просится, а к 2 годам должен проситься и ночью).
Ночью детей до 1 года не высаживать, а менять мокрое белье по мере необходимости. Ребенка 2-3-го года жизни можно высаживать не более одного раза, если он в этом нуждается, предварительно выяснив, в какое время у него возникает такая потребность.
Одевание и раздевание
Побуждать ребенка к активности при одевании и раздевании.
С 11-12 месяцев просить протянуть ногу для надевания чулка, сапожка, поднять руки при снятии платьица и др.
С 1 года -приучать снимать чулочки, сапожки, кофточку (в 1 год 2-3 месяца ребенок охотно сам пытается раздеваться и одеваться).
С 1 года 6 месяцев ребенок должен сам стараться снимать и надевать чулки, штанишки, расшнуровывать ботинки.
С 2 лет - снимать и надевать с помощью взрослого часть туалета в определенной последовательности - платьице, штанишки, рубашку. При раздевании аккуратно складывать одежду на стул.
С 2 лет 6 месяцев - расстегивать и застегивать пуговицы, развязывать и завязывать шнурки (к 2 годам ребенок снимает некоторые предметы туалета - чулки, ботинки, штанишки, а в 2 года 6 месяцев одевается и раздевается сам, но без застегивания и расстегивания пуговиц, развязывания шнурков).
К 3 годам ребенок одевается и раздевается почти самостоятельно, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Назначения по НПР детям первых 3 лет жизни врач делает, исходя из их уровня по каждому показателю и задач, обозначенных в показателях развития следующего возрастного периода.
Например:
1) Ребенку 5 месяцев, его развитие по всем показателям соответствует данному возрасту. Назначения следует делать в расчете на возраст 6 месяцев.
2) Ребенку 1 год, его развитие следующее:
а) До - 10 мес;
б) Пр- 11 мес;
в) Ар - 11 мес,
г) Др - 11 мес;
д) Н - 8 мес.
Назначения:
а) До - на 11 мес. - учить стоять без опоры и делать первые шаги;
б) Пр - на 12 мес. - учить понимать слово «нельзя», знать имена близких, названия окружающих предметов, выполнять поручения (принеси, найди, дай мне и пр.);
в) Ар - соответственно на 12 мес;
г) Др - соответственно на 12 мес;
д) Н - на 9 мес - учить пить из чашки, придерживая ее руками, приучать к высаживанию на горшок и пр.