Параметры поведения детей первого года жизни
1. Преобладающее эмоциональное состояние:
• положительное;
• отрицательное;
• неустойчивое;
• малоэмоциональное.
2. Сон:
засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями); длительность сна (укороченный сон, чрезмерно длительный сон, соответствующий возрасту).
3. Аппетит:
• хороший;
• неустойчивый;
• плохой;
• повышенный;
• избирательное отношение к пище;
• отказ от пищи.
4. Бодрствование:
• характер бодрствования (активное бодрствование, пассивное, малоактивное);
• характер взаимоотношений с взрослыми и детьми (положительные взаимоотношения, отрицательные, отсутствие взаимоотношений, инициативные).
5. Отрицательные привычки(раскачивание, сосание пальца, пустышки и др.)
6. Индивидуальные особенности:
• застенчив, обидчив, контактен, навязчив, инициативен, ласков, легко обучаем, подвижен, уравновешен, возбудим, вял, утомляем;
• другие особенности (вписать).
Параметры поведения детей 2-3 лет
1. Настроение:
• бодрое;
• спокойное;
• раздражительное;
• подавленное;
• неустойчивое.
2. Сон:
• засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное);
• характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный);
• длительность сна (укороченный сон, длительный, соответствующий возрасту).
3. Аппетит:
• хороший;
• неустойчивый;
• плохой;
• повышенный;
• избирательное отношение к пище;
• отказ от пищи.
4. Характер бодрствования:
• активное бодрствование;
• пассивное.
5. Индивидуальные особенности:
• социальные связи (контактен, доброжелателен, агрессивен);
• познавательные потребности (любознателен и пр.);
• индивидуальные проявления (застенчив, обидчив, ласков).
Показатели психического здоровья детей дошкольного возраста
Эмоциональный статус
Преобладающее эмоциональное состояние:
• положительное;
• отрицательное;
• неустойчивое;
• малоэмоциональное.
Настроение:
• бодрое, живое, жизнерадостное (положительно относится к окружающим, с интересом, активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими, нет страхов);
• спокойное (положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее эмоциональные, чем при бодром состоянии, реже контактирует с окружающими по своей инициативе);
• раздражительное, возбужденное (плаксивость, раздражительность, неадекватно относится к окружающим, может быть бездеятелен или деятельность неустойчива, может вступать в конфликты, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты); подавленное (вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, замкнут, грустен, может тихо долго плакать);
• неустойчивое (может быть весел, засмеяться и быстро заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, быстро переходить от одного настроения к другому);
• страхи (боится темноты, животных, неизвестности и пр.).
Вегетативный статус
Сон:
• засыпание - медленное, быстрое, спокойное, неспокойное;
• характер сна - глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный;
• длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).
Аппетит:хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательный, отказ от пищи, много нелюбимых блюд, продуктов, отказ от еды в дошкольном учреждении, не умеет жевать, ест очень медленно, сосет пищу.
Характер бодрствования:активный, пассивный.
Боли, не связанные с определенными заболеваниями:в сердце, животе и др.
Потливость (повышенная):
• общая;
• рук, ног;
• постоянная;
• в минуты волнения.
Психомоторная стабильность
Энурез, энкопрез (есть, нет):
• ночной;
• дневной (постоянно или в связи с ситуацией).
Особенности личности, индивидуальные особенности
Взаимоотношения со взрослыми, детьми(положительные, отрицательные, отсутствие отношений, инициативные, ответные):
• контактен, доброжелателен;
• агрессивен, груб, не понимает дистанции в общении со взрослыми, жесток в обращении с другими детьми, животными;
• неэмоционален, некритичен к своим поступкам;
• ласков, навязчив, любознателен, интересуется окружающим, инициативен в деятельности, стремится к получению результата, легко обучаем;
• нелюбознателен, безынициативен, деятельность неустойчивая.
Моторика, эмоции:
• подвижен, уравновешен, вынослив;
• неуравновешен, вял, легко утомляется, возбудим;
• двигательная расторможенность (прыгает на месте без цели, если волнуется, не может усидеть на месте, много лишних движений), шумный, очень много говорит, возбужденный;
• медлителен, заторможен, долго убирает игрушки, одевается и пр.
Отрицательные привычки:раскачивается, сосет пустышку, теребит одежду, волосы, выдергивает их, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, наморщивает нос или лоб, имеет нервные тики, мигает часто, онанирует.
Оценка поведения
Если все параметры поведения имеют положительную характеристику, ставится оценка «поведение без отклонений».
«Поведение с отклонениями» - при наличии отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного и социально-поведенческого характера.
«Начальные или незначительные отклонения в поведении» - один, несколько или все параметры имеют отрицательную характеристику под влиянием неизвестной или постоянно действующей причины (хроническое заболевание или тяжелое функциональное расстройство, постоянная стрессовая ситуация). При длительности отклонений более 3 месяцев предполагается затруднение медико-педагогической коррекции. Требуются дополнительное обследование и специальное медикаментозное лечение.