Ii группа психомоторного развития

Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок:

I степень: задержка 1-2 линий развития

II степень: задержка 3-4 линий развития

III степень: задержка 5-6 линий развития

Кроме того, оценивается гармоничность задержки психомоторного развития:

- дети с гармоничной задержкой (все линии развития отстают на один эпикризный срок )

- нижнегармоничное развитие (отставание по нескольким линиям на разные эпикризные сроки )

- дети с негармоничным (нетипичным ) развитием ( часть показателей выше, часть ниже на 1 эпикризный срок ).

III группа психомоторного развития

Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока:

I степень: задержка 1-2 линий развития

II степень: задержка 3-4 линий развития

III степень: задержка 5-6 линий развития

Выделяют гармоничность задержки психомоторного развития:

- дети с гармоничной задержкой (все линии развития отстают на два эпикризных срока)

- нижнегармоничное развитие (отставание по нескольким линиям на разные эпикризные сроки)

- дети с негармоничным (нетипичным) развитием (часть показателей выше нормального срока, часть ниже на 2 эпикризных срока).

IV группа задержки психомоторного развития

Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока:

I степень: задержка 1-2 линий развития

II степень: задержка 3-4 линий развития

III степень: задержка 5-6 линий развития

Гармоничность определяется аналогично.

V группа задержки психомоторного развития

Дети с задержкой в развитии на 4-5 эпикризных срока:

I степень: задержка 1-2 линий развития

II степень: задержка 3-4 линий развития

III степень: задержка 5-6 линий развития

Гармоничность определяется аналогично.

Признаки нарушения нервно - психического развития

Новорожденные

• Отсутствие реакции на звуковые, болевые, температурные раздражители.

• Слабый крик.

• Низкая масса тела.

• Угнетение спонтанной двигательной активности (гипотония, гипертонус).

• Окружность головы более 75 или менее 25 перцентили.

• Неполноценный акт сосания (поперхивания).

• Тремор конечностей грубый, маятникообразный.

• Нарушения в рефлекторной сфере (отсутствие или слабая выраженность защитного рефлекса, рефлекса опоры, рефлекса Бабкина и др.).

Месяц

• Отсутствие кратковременного зрительного и слухового сосредоточения.

• Диффузная мышечная гипотония либо повышение мышечного тонуса, приводящие к ограничению объема активных движений.

• Окружность головы более 40,5 и менее 33см.

• Синдром Грефе, симптом «заходящего солнца».

• Тремор конечностей грубый, маятникообразный.

• Асимметрия ягодичных складок, кривошея.

• Нарушение разведения бедер.

• Паретические установки кистей рук и стоп («слабые» кисти и стопы).

3 месяца

• Блуждающие движения глазных яблок без фиксации предметов взглядом. Ребенок не поворачивает голову на звук. Нет «комплекса оживления» (улыбки). Гуление редкое, звуки не имеют эмоциональной окраски. Скованность позы за счет по­вышенного мышечного тонуса или поза «лягушки» вследствие диффузной мышечной гипотонии.

• Нарастание окружности головы более чем на 2см за 1 месяц.

• Окружность головы более 44см или менее 38см.

• Симптом Грефе при перемене положения тела, испуге. Косоглазие.

• Тремор рук и подбородка при возбуждении и испуге (не обязательно грубый).

• Асимметрия ягодичных складок, кривошея. Нарушения разведения бедер.

• Паретические установки кистей и стоп («слабые» кисти и стопы). Плохое удерживание головки.

6 месяцев

• Бедность эмоций (отсутствие смеха, радостных вскрикиваний), игрушки не вызывают интереса.

• Окружность головы более 46см или менее 42см.

• Ограничение активных движений, связанное с повышением мышечного тонуса или его снижением (диффузным или локальным).

• Отсутствие произвольного захвата игрушки, перекладывания ее из руки в руку.

• Ребенок не переворачивается или переворачивается преимущественно в одну сторону. Поза «фехтовальщика» при повороте головы в сторону.

9 месяцев

• Ребенок не пытается активно контактировать со взрослыми.

• Ответные эмоциональные реакции бедны. Окружность головы более 48см или менее 43см.

• Опора на носки, а не на всю стопу.

• Выраженное ограничение действий правой либо левой рукой.

• Ребенок сидит неустойчиво и не садится самостоятельно.

• Отсутствие рефлекса Ландау.

12 месяцев

• Игровая деятельность носит разрушительный, а не конструктивный характер.

• Речь лепетная, мало слогов, нет слов. Ребенок не понимает простейших просьб (например, принести какой-либо предмет), не знает названий предметов.

• Окружность головы более 50см или менее 44см.

• Ребенок ходит с поддержкой, неустойчиво - за счет опоры на носки (при повышении мышечного тонуса) либо из-за разболтанности суставов (при мышечной гипотонии).

• Выраженное ограничение действий правой либо левой рукой.

Года

• Речь лепетная или слоговая, нет слов. Ребенок аутичен («живет в своем мире»).

• Нет навыков самообслуживания (питье из чашки, одевание) и навыков опрятности.

• Частые падения при ходьбе. Плохо координированные повороты.

• Неловкость при быстрых или тонких движениях.

Наши рекомендации