Ii группа психомоторного развития
Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок:
I степень: задержка 1-2 линий развития
II степень: задержка 3-4 линий развития
III степень: задержка 5-6 линий развития
Кроме того, оценивается гармоничность задержки психомоторного развития:
- дети с гармоничной задержкой (все линии развития отстают на один эпикризный срок )
- нижнегармоничное развитие (отставание по нескольким линиям на разные эпикризные сроки )
- дети с негармоничным (нетипичным ) развитием ( часть показателей выше, часть ниже на 1 эпикризный срок ).
III группа психомоторного развития
Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока:
I степень: задержка 1-2 линий развития
II степень: задержка 3-4 линий развития
III степень: задержка 5-6 линий развития
Выделяют гармоничность задержки психомоторного развития:
- дети с гармоничной задержкой (все линии развития отстают на два эпикризных срока)
- нижнегармоничное развитие (отставание по нескольким линиям на разные эпикризные сроки)
- дети с негармоничным (нетипичным) развитием (часть показателей выше нормального срока, часть ниже на 2 эпикризных срока).
IV группа задержки психомоторного развития
Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока:
I степень: задержка 1-2 линий развития
II степень: задержка 3-4 линий развития
III степень: задержка 5-6 линий развития
Гармоничность определяется аналогично.
V группа задержки психомоторного развития
Дети с задержкой в развитии на 4-5 эпикризных срока:
I степень: задержка 1-2 линий развития
II степень: задержка 3-4 линий развития
III степень: задержка 5-6 линий развития
Гармоничность определяется аналогично.
Признаки нарушения нервно - психического развития
Новорожденные
• Отсутствие реакции на звуковые, болевые, температурные раздражители.
• Слабый крик.
• Низкая масса тела.
• Угнетение спонтанной двигательной активности (гипотония, гипертонус).
• Окружность головы более 75 или менее 25 перцентили.
• Неполноценный акт сосания (поперхивания).
• Тремор конечностей грубый, маятникообразный.
• Нарушения в рефлекторной сфере (отсутствие или слабая выраженность защитного рефлекса, рефлекса опоры, рефлекса Бабкина и др.).
Месяц
• Отсутствие кратковременного зрительного и слухового сосредоточения.
• Диффузная мышечная гипотония либо повышение мышечного тонуса, приводящие к ограничению объема активных движений.
• Окружность головы более 40,5 и менее 33см.
• Синдром Грефе, симптом «заходящего солнца».
• Тремор конечностей грубый, маятникообразный.
• Асимметрия ягодичных складок, кривошея.
• Нарушение разведения бедер.
• Паретические установки кистей рук и стоп («слабые» кисти и стопы).
3 месяца
• Блуждающие движения глазных яблок без фиксации предметов взглядом. Ребенок не поворачивает голову на звук. Нет «комплекса оживления» (улыбки). Гуление редкое, звуки не имеют эмоциональной окраски. Скованность позы за счет повышенного мышечного тонуса или поза «лягушки» вследствие диффузной мышечной гипотонии.
• Нарастание окружности головы более чем на 2см за 1 месяц.
• Окружность головы более 44см или менее 38см.
• Симптом Грефе при перемене положения тела, испуге. Косоглазие.
• Тремор рук и подбородка при возбуждении и испуге (не обязательно грубый).
• Асимметрия ягодичных складок, кривошея. Нарушения разведения бедер.
• Паретические установки кистей и стоп («слабые» кисти и стопы). Плохое удерживание головки.
6 месяцев
• Бедность эмоций (отсутствие смеха, радостных вскрикиваний), игрушки не вызывают интереса.
• Окружность головы более 46см или менее 42см.
• Ограничение активных движений, связанное с повышением мышечного тонуса или его снижением (диффузным или локальным).
• Отсутствие произвольного захвата игрушки, перекладывания ее из руки в руку.
• Ребенок не переворачивается или переворачивается преимущественно в одну сторону. Поза «фехтовальщика» при повороте головы в сторону.
9 месяцев
• Ребенок не пытается активно контактировать со взрослыми.
• Ответные эмоциональные реакции бедны. Окружность головы более 48см или менее 43см.
• Опора на носки, а не на всю стопу.
• Выраженное ограничение действий правой либо левой рукой.
• Ребенок сидит неустойчиво и не садится самостоятельно.
• Отсутствие рефлекса Ландау.
12 месяцев
• Игровая деятельность носит разрушительный, а не конструктивный характер.
• Речь лепетная, мало слогов, нет слов. Ребенок не понимает простейших просьб (например, принести какой-либо предмет), не знает названий предметов.
• Окружность головы более 50см или менее 44см.
• Ребенок ходит с поддержкой, неустойчиво - за счет опоры на носки (при повышении мышечного тонуса) либо из-за разболтанности суставов (при мышечной гипотонии).
• Выраженное ограничение действий правой либо левой рукой.
Года
• Речь лепетная или слоговая, нет слов. Ребенок аутичен («живет в своем мире»).
• Нет навыков самообслуживания (питье из чашки, одевание) и навыков опрятности.
• Частые падения при ходьбе. Плохо координированные повороты.
• Неловкость при быстрых или тонких движениях.