Тонический лабиринтный рефлекс в положении на спине.
Положите ребенка на спину так, чтобы голова его была в срединном положении. Обратите внимание на повышение тонуса разгибателей спины и ног. Руки могут быть отведены или полусогнуты и приведены к туловищу. После этого подведите свою ладонь под его голову и, приподнимая ее, попытайтесь пригнуть к груди. При активном рефлексе сгибание затруднено. Одновременно со сгибанием шеи глаза ребенка непроизвольно поднимаются вверх. Рефлекс выявляется в течение первого месяца жизни.
2. Тонический лабиринтный рефлекс в положении на живот.Положите ребенка на живот. При этом его голова и руки сгибаются к груди, а ноги - к животу. Для определения степени напряжения сгибателей туловища и конечностей подведите свою ладонь под лоб ребенка и разогните его голову, отведите руки в плечевых суставах и разогните влоктях. Затем разогните ноги в тазобедренных и коленных суставах. Рефлекс определяется до 2 месяцев и в последующем формирует сгибательную установку нижних конечностей.
3. Тонический шейный симметричный рефлекс. Положите новорожденного на спину, подложите руку под голову и, наклоняя ее вперед, попытайтесь присадить его. При этом руки ребенка сгибаются и приводятся к туловищу, ноги разгибаются повышается тонус вприводящих мышцах бедра. Рефлекс выявляется в первые 2 месяца. Он формирует разгибательную установку для нижних конечностей.
4. Асимметричный шейный тонический рефлекс Магнуса-Клейна. При повороте головы в сторону происходит разгибание конечностей, к которым обращено лицо, и сгибание противоположных (поза фехтовальщика). В норме встречается непостоянно, при патологии центральной нервной системы ярко выражен.
Менингеальный синдром
Проявляется в ригидности затылочных мышц и положительных симптомах Брудзинского и Кернига.
1. Ригидность затылочных мышц - при сгибании головы кпереди ребенок испытывает боль в области затылка. Рефлекторное напряжение мышц шеи делает сгибание невозможным.
2. Симптом Кернига - невозможность полного разгибания ноги в коленном суставе в то время, когда она согнута под прямым углом в тазобедренном суставе.
3. Рефлексы Брудзинского:
а) верхний - при пассивном сгибании головы ребенка, лежащего на спине с вытянутыми ногами, наблюдается рефлекторное сгибание нижних конечностей в тазобедренном и коленном суставах. Часто одновременно сгибаются и верхние конечности;
б) нижний - при сильном пассивном сгибании втазобедренном и коленном суставах одной ноги наступает сгибание другой ноги;
в) лобковый - при надавливании в области лобка рефлекторно сгибаются нижние конечности в тазобедренных и коленных суставах.
2.3.2. Алгоритм определения групп нервно-психического развития
Психомоторное развитие детей и степень его гармоничности определяется методом диагностики по основным линиям развития (по методу Печоры К.Л. ).
На первом году жизни оцениваются следующие линии развития:
Аз – анализатор зрительный
Э – эмоции
Др – движения руки
Рп – речь понимания (сенсорная речь)
Ас – анализатор слуховой
До – движения общие
Ра – речь активная
Н – навыки
На втором и третьем году жизни оцениваются:
С – сенсорное развитие
И – игра и действия с предметами
П – понимание речи
Д – движения
А – активная речь
Н – навыки
Данные психометрии (формула нервно-психического развития по основным линиям) фиксируются врачом в индивидуальной карте развития ребёнка (форма № 112 ) в соответствующие декретированные сроки:
- для детей 1-го года жизни ежемесячно
- на 2-м году жизни раз в квартал
- на 3-м году раз в полгода.
По совокупности показателей (линий развития) определяется группа нервно-психического развития ребёнка.
I группа психомоторного развития
1. Дети с нормальным развитием.
2. Дети с опережением в развитии:
- на 2 эпикризных срока ( высокое развитие )
- на 1 эпикризный срок ( ускоренное развитие )
Кроме того, оценивается гармоничность опережения психомоторного развития:
- верхнегармоничное опережение развития ( опережение на одинаковый эпикризный срок по нескольким линиям )
- дисгармоничное развитие ( часть линий опережает на 1 эпикризный срок, а часть линий опережает на 2 и более эпикризных срока )
- негармоничное опережающее психомоторное развитие ( часть линий опережает, а часть линий отстаёт в развитии ).