Второй критерий здоровья – оценка физического развития
Под физическим развитиемпонимается процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма, совершающихся под влиянием внешних и внутренних условий. Рост и развитие:
обычно употребляются как понятия тождественные, неразрывно связанные между собой. Между тем, биологическая природа этих процессов различна, различны их механизмы и последствия. Рост- это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения геометрических размеров и массы отдельных его клеток или увеличения числа клеток благодаря их делению. Развитие- это качественные преобразования в многоклеточном организме, которые протекают за счет дифференцировочных процессов (увеличение разнообразия клеточных структур) и приводят к качественным и количественным изменениям функций организма.
Взаимосвязь роста и развития проявляется, в частности, в том, что определенные стадии развития могут наступать только по достижении соответствующих размеров тела. Так, половое созревание у девочек может наступить только тогда, когда масса тела достигнет определенной величины (для представителей европейской расы это около 48 кг). Активные ростовые процессы также не могут продолжаться на одной и той же стадии развития бесконечно.
2.2.1. Методы оценки физического развития:
1. Соматометрические (измерение антропометрических показателей).
2. Физиометрические (измерение мышечной силы, определение физической работоспособности, определение жизненной ёмкости лёгких, артериального давления и др. функциональных показателей).
3. Соматоскопические (оценка костного, мышечного и жирового компонента организма, оценка осанки, формы грудной клетки и живота, тип телосложения).
4. Метод индексной оценки (определение антропометрических индексов).
5. Метод сигмальных отклонений (непараметрический).
6. Центильный метод (параметрический).
Общий порядок определения физического развития:
● Провести измерение и взвешивание по общепринятым методикам.
● При осмотре оценить наличие или отсутствие резко выраженных конституциональных особенностей телосложения и полового созревания.
● Определить возрастную группу.
● Выбрать необходимые таблицы возрастно-половых показателей и в случае необходимости основную и дополнительную таблицы массы тела по росту.
● Найти и записать положение полученных измерений в центильных интервалах, а также динамику, по сравнению с предыдущими измерениями.
● Дать оценку каждому конкретному показателю и их совокупности.
● Определить врачебную тактику наблюдения за ребёнком.
Соматометрические показатели
Для оценки физического развития детей применяются унифицированные методики антропометрических измерений, учитывающие определённые количественные характеристики. Необходимым условием антропометрии является такое соблюдение правил и техники, к которым относится проведение измерений в строго определённых точках и использование стандартных инструментов. Оценивают показатели длины тела, массы тела, окружности груди и головы.
Проведение антропометрии
● Все антропометрические измерения проводят на обнажённых детях, после сна, до еды или 2-3 часа спустя после приёма пищи, желательно в утренние часы или в первой половине дня.
● Измерение длины тела у детей до 2-х -3-х лет производится в положении лёжа с помощью горизонтального ростомера (если ребёнок не умещается на стандартном ростомере, можно использовать любую горизонтальную поверхность с прибитой к ней сантиметровой лентой).
● Длина тела у детей старше 2-х -3-х лет измеряется станковым ростомером.
● Масса тела у детей до 2-х лет измеряется на специальных чашечных (горизонтальных) весах с максимально допустимой нагрузкой до 25 кг. Если ребенок умеет сидеть, его можно посадить на широкую часть весов, поместив ноги на их узкой части.
● С двухлетнего возраста измерение массы тела производится на обычных медицинских весах.
● Перед взвешиванием весы следует точно отрегулировать.
● Взвешивать детей рекомендуется максимально раздетыми.
● При измерении окружности груди сантиметровую ленту накладывают спереди на уровне сосков, сзади на уровне нижних углов лопаток. При этом руки ребенка должны быть опущены, дыхание спокойное. Окружность грудной клетки у маленьких детей измеряется только в состоянии покоя, у старших детей измеряют в трёх положениях: в состоянии покоя, на высоте вдоха, на высоте выдоха. У девочек с развитыми грудными железами ленту накладывают над грудной железой в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.
● Для измерения окружности головы сантиметровую ленту накладывают сзади через затылочный бугор, а спереди по надбровным дугам.
Физиометрические показатели
О физических качествах детского организма судят по уровню физической работоспособности и данным спирометрии. ФРаб определяют с использованием степ – теста: на одноступенчатую лестницу обследуемые поднимаются на 4 счёта (под метроном):
раз - одной ногой на ступеньку,
два - другой,
три - одной ногой на пол,
четыре - другой.
Величину работы, выполняемой при подъёме на ступеньку, рассчитывают по формуле: W = 1,3 x p x h x n, где
W - мощность работы в Вт (кгм/мин.)
1,3 - коэффициент, учитывающий величину работы при спуске со ступеньки
p - масса обследуемого в кг
h - высота ступеньки в м
n - число подъёмов в мин.
Высоту ступеньки определяют индивидуально в зависимости от длины ноги испытуемого с помощью номограммы Хеттингера. Зная величину нагрузки (6 кгм/мин на 1кг массы) и массу обследуемого и определив высоту ступеньки, можно легко рассчитать необходимое число подъёмов. Определив частоту сердечных сокращений в покое и после нагрузки, рассчитывают ФРаб по формуле:
, где W -мощность нагрузки,
f1 - ЧСС в покое,
f2 - ЧСС в конце нагрузки.
Для того, чтобы тест с однократной нагрузкой объективно отражал величину ФРаб, необходимо дать такую интенсивность работы, которая увеличивала бы ЧСС до 145-150 в минуту, а значение пульса покоя приближалось к базальному уровню.
Работоспособность оценивают как высокую, когда ФРаб более М + 1,1 б; как среднюю - при величине ФРаб равной М ± б и низкую - при уровне ФРаб менее М - 1,1 б.
При выполнении степ-теста можно оценивать реакцию сердечно-сосудистой системы с учётом следующих типов: нормотонический: повышение САД на 15-30% и снижение ДАД на 10-30% или его неизменность по сравнению с исходным давлением; гипертонический: повышение САД, ДАД (выше границы 3 центиля), увеличение ЧСС; гипотонический: увеличение ЧСС на 120-150%, что сопровождается небольшим увеличением (на 12-25%) или уменьшением пульсового давления; дистонический - характеризовался большими сдвигами САД и ДАД (появлением «бесконечного» тона) при резком увеличении ЧСС.
При определении типа реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку проводятся измерения ЧСС и АД в покое, после физической нагрузки и спустя 4 минуты после отдыха (восстановительный период).
Каждый из типов реакций, не входящих в норму, является неблагоприятным.
Для измерения ЖЕЛ используют сухой портативный спирометр. При определении ЖЕЛ испытуемый, находясь в положении стоя или сидя делает максимально глубокий вдох и медленно выдыхает воздух в мундштук спирометра. Измерение с некоторыми промежутками времени в 2-3 минуты повторяют 2-3 раза и отмечают максимальный результат.
Оценку показателей АД осуществляют по центильным таблицам. Снижение САД или ДАД ниже границы 3-го центиля или повышение САД и ДАД выше 97 центиля является критерием для направления ребёнка в консультационные кабинеты кардиоревматологической службы.
Мышечная силахарактеризует степень развития мускулатуры. Для измерения силы сжатия мышц кистей используют ручной динамометр. Ребёнок максимально сжимает динамометр правой, затем левой рукой. Рука должна быть вытянута в сторону и поднята до уровня плеч, а шкала и стрелка динамометра обращены к поверхности ладони. Измерение повторяют 2-3 раза и записывают наибольшую цифру. Точность измерения ± 2 кг.
Соматоскопические показатели
Соматоскопические показатели – это описательные признаки, которые оценивают по данным наружного осмотра. Оценка проводится в баллах от 1 до 3, иногда применяются и промежуточные оценки (1,5 и 2,5).
Костный компонент
О развитии костяка судят по общему впечатлению массивности костяка и суставов, ширине плеч. Выделяют три типа костяка:
1) тонкий (узкий) – характеризуется узкими плечами и грудной клеткой, тонкими эпифизами, малыми размерами кистей рук и ступней (1 балл);
2) крепкий (широкий) – широкие плечи, большие размеры кистей и ступней (3 балла);
3) средний, занимает промежуточное положение (2 балла).
Мышечный компонент
Оценивается по объёму мышц и тонусу. Выделяют три типа развития мышечной системы:
1) слабое развитие и слабый тонус (1 балл);
2) умеренное – виден рельеф мышц, хороший мышечный тонус (2 балла);
3) выраженное – чёткий рельеф, сильный мышечный тонус (3 балла).
Жировой компонент
Определяется по сглаженности костного рельефа скелета и величине жировых складок:
♦чётко виденкостный рельеф плечевого пояса, особенно ключицы и лопатки, видны рёбра в месте их прикрепления к грудине. Практически отсутствует подкожно-жировой слой, величина подкожно-жировой складки колеблется от 3 до 6 мм (1 балл);
♦костный рельеф виден только в области ключиц, умеренное развитие подкожно-жирового слоя на животе и спине, величина подкожно-жировой складки колеблется от 7 до 19мм (2 балла);
♦обильное жироотложение на всех участках тела, костный рельеф полностью сглажен. Сильное жироотложение в области спины, живота и конечностей. Толщина складок от 20 мм и выше (3 балла).
Форму позвоночника оценивают по общепринятой методике в трёх положениях: спереди, сбоку, сзади. При этом выделяют следующие типы осанки: 1 – нормальный, 2 – круглая спина (сутулая), 3 – плоская, 4 – плосковогнутая спина, 5 – кифоз.
Выделяют следующие формы грудной клетки:
1) цилиндрическая – равномерно развита в верхнем и нижнем сегментах, надчревный угол прямой или близок к прямому, линия, ограничивающая грудную клетку, овальная, рёбра имеют средний наклон;
2) плоская – имеет уплощённую и удлинённую форму, надчревный угол острый, линия, ограничивающая грудную клетку, почти прямая, рёбра имеют значительный наклон;
3) коническая – более широкая нижняя часть, надчревный угол тупой, линия, ограничивающая грудную клетку, почти прямая, рёбра имеют значительный наклон.
Форма живота: 1) нормальный, 2) впалый, 3) выпуклый, 4) отвислый.
Форма ног: 1) нормальная (ноги соприкасаются в области коленных суставов), 2) о - образная (коленные суставы не касаются); 3) х – образная (один коленный сустав заходит за другой).
Форма стопы (оценивается визуально и с помощью плантографии): 1) нормальная, 2) уплощённая, 3) плоская.
Телосложение и конституция
Телосложение - одно из наиболее фундаментальных понятий антропологии тесно связанный с понятием конституции. Под термином конституции человека понимают комплекс анатомических, физиологических и психологических особенностей индивида, закрепленных генетически и определяющих формы и способы адаптации к самым разным внешнесредовым воздействиям, а также заболеваемость и характер протекания болезней.
Телосложение — один из важнейших признаков конституции, в котором она манифестирует и по которому можно с большой долей вероятности прогнозировать многие индивидуальные особенности человека, включая некоторые черты характера. Выделяют 4 основных типа телосложения, или типа конституции:
1) Астеоидный тип характеризуется тонким, нежным костяком, пониженным развитием мышечной и жировой ткани, острым эпигастральным углом, впалым или прямым животом, уплощённой формой грудной клетки и сутулой спиной.
2) Торакальный тип определяется слабо развитым костяком при нормально развитой мускулатуре и жироотложении. Форма спины прямая, грудная клетка цилиндрическая, живот прямой, форма ног нормальная.
3) Мышечный тип отличается высоким уровнем развития мышечной ткани и костяка при нормальном или умеренно повышенном жироотложении, грудная клетка цилиндрическая, прямая спина и прямой эпигастральный угол.
4) Дигестивный тип отличается повышенным уровнем развития костяка, мышечной и жировой ткани. Грудная клетка конической формы с тупым эпигастральным углом. Выпуклый живот, уплощённая спина, х – образные ноги.
У ряда детей тип телосложения может нести черты 2-х смежных типов и тогда телосложение может быть определено как астеоидно-торакальное, торакально-мышечное и др. При интенсивном вытягивании в периоде второго ростового сдвига тип телосложения может быть неопределённым или смениться. Тип телосложения, или конституции лучше определять в периоды относительной стабилизации роста. Изменение телосложения зависит от многих факторов: возраста и пола ребёнка, типа конституции, изменений скелета, подкожно-жирового слоя и мышц, возникающих вследствие различных патологических процессов, режима двигательной активности.
Типология физического развития
Конституциональная принадлежность ребенка во многом определяет скорость ростовых и дифференцировочных процессов на разных этапах индивидуального развития. Так, например, представители дигестивного типа конституции раньше входят в период полового созревания и, по некоторым данным, в более раннем возрасте достигают половой зрелости. По другим данным, первыми достигают половой зрелости представители мышечного типа. Однако во всех исследованиях было показано, что представители астено-торакального типа достигают половой зрелости позднее других, хотя пубертатный скачок роста они проходят в те же сроки, что и мышечники. Известно также, что ростовые процессы у представителей мышечного телосложения заканчиваются обычно раньше, чем у людей астенического и торакального типов.
Индексная оценка
На основании данных, полученных при измерении ребёнка, определяют антропометрические индексы. Индексами называют различные численные соотношения между отдельными парами или даже несколькими антропометрическими признаками. Индексы являются дополнительными критериями оценки физического развития детей. Наибольшее распространение получили следующие индексы:
1.Массо-ростовой (Кетле 1) является частным от деления массы тела в г на длину тела в см и используется почти исключительно для здоровых новорожденных. Величина этого индекса для здоровых новорожденных колеблется от 50 до 60.
2.У детей старше 12 лет наиболее информативным является индекс массы тела (ИМТ) или индекс Кетле 2. Он рассчитывается путём деления фактической массы тела пациента (в кг) на рост (в метрах), возведённый в квадрат. При ИМТ свидетельствующем о дефиците ил избытке массы тела детей требуется более углублённая диагностика нарушений питания.
Таблица 11