Тема 5. Возвышение Московского княжества. Объединение русских земель (XIV-XV вв.)
Основные вопросы
1. Начало объединения русских земель: Борьба Москвы с Тверью за великокняжеский ярлык.
2.Лидерство Москвы в борьбе с Ордой. Куликовская битва.
3. Развитие Московского княжества в первой половине XV века
4. Правление Ивана III. «Стояние на реке Угре». Судебник 1497 г.
5. Культура Руси в период раздробленности и возвышения Москвы.
Содержание темы
Борьба за власть в Северо-Восточной Руси. Начало объединения русских земель. Возвышение Москвы. Борьба Москвы с Тверью за великокняжеский ярлык. Становление Москвы как религиозного центра Руси. Московские князья и их политика. Значение Куликовской битвы, лидерство Москвы в борьбе с Ордой. Политическая борьба в Московском княжестве в середине XV века. Присоединение Новгорода Великого к Московскому княжеству. Падение Золотоордынского ига. Завершение объединения земель Северо-Восточной Руси в конце XV-начале XVI вв. Судебник Ивана III. Начало закрепощения крестьян. Формы землевладения. Культура, зарождение национального самосознания.
Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы
1. Дмитрий Донской.
2. Политическая борьба в Московском княжестве в XV веке.
3. Династический брак Ивана III и византийские традиции.
4. Художественные школы в XIV-XV вв.
Целевые задачи
Необходимо знать:
Ø причины, определившие возвышение Москвы как нового центра;
Ø факторы, обеспечившие успех в борьбе Московского княжества за независимость от Золотой Орды;
Ø значение политики Ивана III для усиления Московского княжества;
Ø влияние традиций Золотой Орды и Византии на складывание Российской государственности.
Необходимо уметь:
выявить тенденции и этапы складывания единого государства с центром в Москве
Объекты изучения:
Основные понятия
Боярская дума – высший совет знати при великом князе (во времена Киевской Руси и периода раздробленности), а с XVI в. при царе. Боярская дума была постоянным законосовещательным органом и принимала участие в решении вопросов внутренней и внешней политики государства. Боярская дума состояла из думных чинов: думных бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Была упразднена в 1711 г.
Великий князь – государь, верховный монархический правитель великого княжества, состоящего из более мелких княжеств на Руси в X-XV вв. и в российском государстве в XV – середине XVI веков.
Дворяне – в XIV-XVI веках представители знати, занятые на военной и государственной службе, поощрением за которую было владение поместьем; в XVIII – начале XX вв. – привилегированное сословие в России.
Иосифляне – последователи идеологии русского общежитильного монашества, лидером которого был Иосиф Волоцкий, игумен Волоколамский, и его сторонники.
Кормление – в XIII–XVI вв. система вознаграждения бояр, осуществлявших судебно-административные функции путем предоставления им права облагать в свою пользу население управляемой ими местности.
Крепостное право – право помещика распоряжаться личностью, трудом и имуществом принадлежащих ему крестьян.
Местничество – в Московском государстве в ХV–ХVII вв. – порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности должностей, которые занимали предки.
Нестяжатели – последователи идеологии, отрицающей церковное землевладение и союз церкви с государственной властью, в противоположность иосифлянству полагая, что церковь имеет право на критику светских властей; выступали против излишней ритуализации обрядов, считая их формальностью.
Пожилое – установленная законами плата крестьянина владельцу земли за право уйти на другие земли, к другому владельцу.
Поместье – вид землевладения в России. Впервые поместья появляются в XIV в. как земельные владения, предоставляемые за несение военной службы без права передачи земли по наследству (так называемое условное землевладение). На протяжении XVI-XVII вв. наблюдается процесс сближения поместья с вотчиной. В начале XVIII в. этот процесс завершится слиянием поместья и вотчины. Владельцы поместий называются помещиками.
Судебник – свод законов российского централизованного государства ХV-ХVI вв.
Юрьев день – впервые введен Судебником 1497 г. Начиная с этого времени крестьянский переход ограничивался двумя неделями в году: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября).
Краткий конспект лекции
XIV-XV вв. вошли в историю как время, когда начинается процесс становления единого российского государства. Предпосылок для этого было несколько. Во-первых, основополагающим условием стали экономические предпосылки. Экономические интересы заставляли устанавливать между различными регионами торговые связи, в результате чего происходит формирование единого рынка. Раздробленность государства являлась препятствием на пути развития экономики. Под воздействием экономических обстоятельств начинается формирование единого государства, собирания земель. Для Западной Европы подобная схема объединения была типичной. На Руси процесс объединения происходил по-иному. Между отдельными землями экономические связи развивались, но единый всероссийский рынок возник позднее – примерно в XVII веке, а последние следы экономической раздробленности – внутренние таможни –ликвидировались только во время царствования императрицы Елизаветы в середине XVIII века.
Уникальностью России было то, что становление централизованного государства было вызвано необходимостью борьбы с внешней угрозой. Политический ход объединения Руси опережал экономический, а серьезным стимулом к объединению русских земель была задача сохранения русского государства, выживание народа с его верованиями и культурой. Русское государство в XIV-XVI веках подвергалась сильному давлению со стороны Запада и Востока. На Западе на нее оказывала давление агрессивное Литовское княжество, а на востоке – Золотая Орда. В борьбе с этими двумя врагами и происходило становление единого российского государства. Понадобились усилия нескольких поколений выдающихся деятелей, чтобы сложилось данное государство.
К концу XIV века Московское княжество становится центром объединения Руси. Москва, первоначально являясь маленьким городом во Владимиро-Суздальском княжестве, со временем становится его столицей. Своим возвышением Москва обязана нескольким факторам: поддержка церкви, удобное географическое местоположение, дальновидная политика московских правителей.
В формировании Московского княжества можно выделить следующие этапы:
первый этап – княжение Даниила Александровича (последняя треть XIII – начало XIV века);
второй этап – борьба с Тверью за первенство, начавшаяся в период правления сыновей Даниила Александровича Юрия (1304-1325 гг.) и Ивана Калиты (1325-1340 гг.) и закончившаяся при Дмитрии Донском (внуком Калиты) победой на Куликовом поле. Значительно расширившим границы Московского княжества был московский князь Иван Калита (денежный мешок).
На процесс усиления Москвы большое значение имела Куликовская битва, произошедшая на Куликовом поле 8 сентября 1380 года между реками Дон и Непрядва. Впервые русским удалось одержать победу над монголо-татарами. И хотя это была по сути лишь моральная победа, не позволившая сбросить иго, но она вселила уверенность в русских людей – объединившись, врагов можно победить. После Куликовской битвы Дмитрия Ивановича наделили прозвищем Донской.
В объединительном процессе ключевую роль сыграл представитель русской православной церкви Сергий Радонежский, рьяно поддерживающий национально-освободительную политику Дмитрия Донского.
Третий этап – время Василия I (1389-1425 гг.) и Василия II Темного (1425-1462 гг.), когда процесс объединения русских земель вокруг Москвы стал уже необратимым;
Четвертый этап – образование государства Московии при Иване III (1462-1505 гг.) и его сыне Василии III (1505-1533 гг.).
Продолжая борьбу с монголо-татарами, Иван III объединял земли вокруг Москвы. Были присоединены территории Тверского, Ярославского княжеств, Новгородской и Вятской земель. Особенно тяжелым стало присоединение Новгорода. Российское государство к концу XV века было больше Московского княжества примерно в шесть раз.
Нельзя не отметить связь объединения русских земель и борьбы за независимость от Золотой Орды, постепенно слабевшей и распадавшейся из-за внутренних распрей. Когда князь Иван III прекратил выплаты дани Орде, хан Ахмат в 1480 году направился к Москве с большим войском, но был остановлен русской армией у реки Угры. Не имея подкрепления, хан Ахмат на битву не решился и вернулся назад в Орду. Данные события вошли в историю, как «стояние на реке Угре». Так завершилось золотоордынское иго.
Уже во времена правления Ивана III в русском государстве формируется авторитарная система власти. Иван III получает титул «великого князя всея Руси». Являясь советом при князе, Боярская Дума, наделённая совещательными функциями, становится высшим органом власти. Политическим строем России стало самодержавие.
В 1497 году был утвержден Судебник – свод законов, действовавших на территории всей Российского государства. Судебник ограничивал право перехода крестьян к другому хозяину, позволяя делать это 26 ноября (Юрьев день), всего один раз в год. Таким образом на Руси зарождается система крепостного права.
Из дворян-помещиков и их крестьян было сформировано единое московское войско. Со временем количество помещиков-дворян неуклонно растет за счет привлечения незнатных, но верных людей, которых Иваном III наделял землей.
Во время правления Ивана III был перестроен Московский Кремль, введен герб с двуглавым орлом. Москва стала позиционировать себя как наследница Византии. Русское государство, превратившись в сильную, независимую страну, стало именоваться Россией.
Культура. Нашествие кочевников причинило страшный урон культуре. Однако уже XIV век отмечен подъемом русской культуры. Идет интенсивное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стратнпата, Петра и Павла на Славне). Пишется Лаврентьевская летопись. В живописи заслуживают упоминанию работы Феофана Грека и Андрея Рублёва, автора иконы «Троица».
В XV в. происходит своеобразное возрождение культуры: господство старых обычаев и церковных представлений постепенно разбавляется светскими элементами. При участии итальянских мастеров (Антон Фрязин, Фиорованти и др.) в XV веке строится Успенский собор, новый кремль в Москве, Грановитая палата. Появляются шедевры литературы – «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина» Софония Рязанского, «Хожение за три моря» А. Никитина. Освобождение русских земель от ордынского ига активизирует процесс складывания общерусской культуры.
В тот период характерными чертами культурного развития являлись: необходимость самоидентификации русской нации и, следовательно, исчезновение между отдельными княжествами различий и складывание общерусской культуры; возвышение православной церкви, прекращение двоеверия, самоизоляция Руси от мусульманских и католических стран.
Решающим фактором в формировании независимого русского государства стало становление Русской православной церкви. В процессе становления национальной церкви отмечают две стороны – содержательно-духовную и формально-организационную.
В содержательно-духовном плане для образования единого русского государства и укрепления позиций православной церкви большое значение имело появление общерусских святынь. Московские князья, объединяя земли, важнейшие святыни перевозили в новую столицу с целью создать единую сокровищницу национальной церкви, способную потягаться с любой древней христианской церковью.
Формально-организационная сторона заключается в обретении самостоятельности Русской православной церковью по отношению к Византийской, получение статуса независимой (автокефальной) церкви.
Собор русских епископов в 1448 году впервые утвердил без участия Константинополя митрополитом русского человека Иону.
Ситуационная задача
Работа с источниками
«Сказание о Мамаевом побоище»
Сказание о мамаевом побоище // Воинские повести Древней Руси / пер. В. В. Колесова. Л. 1985. С. 255-268.
Князь же великий стал совещаться с братом своим и со вновь обретенною братьею, с литовскими князьями: «Здесь ли и дальше останемся или Дон перейдем?» Сказали ему Ольгердовичи: «Если хочешь твердого войска, то прикажи за Дон перейти, чтобы не было ни у одного мысли об отступлении; о великой же силе врага не раздумывай, ибо не в силе бог, но в правде: Ярослав, перейдя реку, Святополка победил, прадед твой, князь великий Александр, Неву-реку перейдя, короля победил, и тебе, призывая бога, следует то же сделать. И если разобьем врага, то все спасемся, если же погибнем, то все общую смерть примем — от князей и до простых людей. Тебе же, государю великому князю, ныне нужно забыть о смерти, смелыми словами речь говорить, чтобы от тех речей укрепилось войско твое: мы ведь видим, какое великое множество избранных витязей в войске твоем».
И князь великий приказал войску всему через Дон переправляться.
А в это время разведчики поторапливают, ибо приближаются поганые татары. И многие силы русские возрадовались радостию великою, чая желанного своего подвига, о котором еще на Руси мечтали.
…
Когда же князь великий пересел на лучшего коня, поехал по полкам и говорил в великой печали сердца своего, то слезы потоками текли из очей его: «Отцы и братья мои, господа ради сражайтесь, и святых ради церквей и веры ради христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная; и ни о чем, братья, земном не помышляйте, не отступим ведь, и тогда венцами победными увенчает нас Христос-бог и спаситель душ наших».
Укрепив полки, снова вернулся под свое знамя черное, и сошел с коня, и на другого коня сел, и сбросил с себя одежду царскую, и в другую оделся. Прежнего же коня своего отдал Михаилу Андреевичу Бренку и ту одежду на него воздел, ибо любил он его сверх меры, и знамя свое черное повелел оруженосцу своему над Бренком держать. Под тем знаменем и убит был вместо великого князя.
Князь же великий стал на месте своем, и, сняв с груди своей живоносный крест, на котором были изображены страдания Христовы и в котором находился кусочек живоносного древа, восплакал горько, и сказал: «Итак, на тебя надеемся, живоносный господень крест, в том же виде явившийся греческому царю Константину, когда он вышел на бой с нечестивыми, и чудесным твоим видом победил их. Ибо не могут поганые нечестивые половцы твоему образу противостоять; так, господи, и покажи милость свою на рабе твоем!»
…
Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота (его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем архангельского чина, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли бога за меня! Чаду моему Якову — мир и благословение!» — бросился на печенега и добавил: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою!» Печенег же устремился навстречу ему, и христиане! все воскликнули: «Боже, помоги рабу своему!» И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались.
…
И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, не только от оружия, но и от ужасной тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться всем на том поле Куликове: было поле то тесное между Доном и Мечею. На том ведь поле сильные войска сошлись, из них выступали кровавые зори, а в них трепетали сверкающие молнии от блеска мечей. И был треск и гром великий от преломленных копий и от ударов мечей, так что нельзя было в этот горестный час никак обозреть то свирепое побоище. Ибо в один только час, в мановение ока, сколько тысяч погибло душ человеческих, созданий божьих! Воля господня свершается: час, и третий, и четвертый, и пятый, и шестой крепко бьются, не слабея, христиане с погаными половцами.
Когда же настал седьмой час дня, по божьему попущению и за наши грехи начали поганые одолевать. Вот уже из знатных мужей многие перебиты, богатыри же русские, и воеводы, и удалые люди, будто деревья дубравные, клонятся к земле под конские копыта: многие сыны русские сокрушены. И самого великого князя ранили сильно, и с коня его сбросили, он с трудом выбрался с поля, ибо не мог уже биться, и укрылся в чаще и божьего силою сохранен был. Много раз стяги великого князя подсекали, но не истребили их божьею милостью, они еще больше утвердились.
И вот наступил восьмой час дня, когда ветер южный потянул из-за спины нам, и воскликнул Волынец голосом громким: «Княже Владимир, наше время настало и час удобный пришел!» И прибавил: «Братья мои, друзья, смелее: сила святого духа помогает нам!»
Соратники же, друзья выскочили из дубравы зеленой, словно соколы испытанные сорвались с Золотых колодок, бросились на бескрайние стада откормленные, на ту великую силу татарскую; а стяги их направлены твердым воеводою Дмитрием Волынцем; и были они, словно Давидовы отроки, у которых сердца будто львиные, точно лютые волки на овечьи стада напали и стали поганых татар сечь немилосердно.
Поганые же половцы увидели свою погибель, закричали на своем языке, говоря: «Увы нам, Русь снова перехитрила: младшие с нами бились, а лучшие все сохранились!» И повернули поганые, и показали спины, и побежали. Сыны же русские, силою святого духа и помощью святых мучеников Бориса и Глеба, разгоняя, посекали их, точно лес вырубали — будто трава под косой ложится за русскими сынами под конские копыта. Поганые же на бегу кричали, говоря: «Увы нам, чтимый нами царь Мамай! Вознесся ты высоко — и в ад сошел ты!» И многие раненые наши, и те помогали, посекая поганых без милости: один русский сто поганых гонит.
…
Стоял князь великий за Доном на поле боя восемь дней, пока не отделили христиан от нечестивых. Тела христиан в землю погребли, нечестивых тела брошены были зверям и птицам на растерзание.
1. Найдите в сказании образные черты. С какой целью автор использовал этот прием для описания исторического события?
2. С какой целью князь Дмитрий Иванович обменялся доспехами с Бренком?
3. На основании фрагмента «Сказания» определите причины победы русских воинов на Куликовом поле. В чем значение этой победы?
«Софийская вторая летопись»
Софийская вторая летопись // Полное собрание русских летописей. Т. 6. Вып. 2. М., 2001. С. 291-295.
В 1480 году к великому князю пришла весть, что царь Ахмат доподлинно идет [на него] со всею своею ордою, а также и с королем Казимиром в общей думе. Великий князь пошел к Коломне и сам стал в Коломне, а своего сына, великого князя Ивана, поставил в Серпухове, князя Андрея Васильевича Меньшого в Тарусе, а других князей и воевод по иным местам по берегу Оки. Услышав, что великий князь стоит на берегу со всеми силами, царь Ахмат пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и поджидая к себе на помощь короля или его войска; проводники вели царя к реке Угре, на броды. Тогда великий князь послал на Уфу сына, брата и своих воевод со всеми силами. Придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам великий князь поехал из Коломны в Москву на совет и думу к своему отцу митрополиту Геронтаю ко всем своим боярам; все они тогда сидели в Москве в осаде.
Царь же со всеми своими татарами пошел по Литовской земле, ожидая помощи от короля. Король же ни сам не пошел к нему, ни помощи не прислал, потому что у него были свои дела: в это время Менгли-Гирей, царь Перекопский, воевал Волынскую землю, служа великому князю. Пришли татары и начали стрелять в наших, а наши по ним. Наши побили многих стрелами и пищалями, а их стрелы падали между нашими людьми и никого не ранили. И отбили татар от берега. И много дней татары начинали наступать с боем и ничего не могли. Ждали, когда станет река: тогда были большие морозы, и река начала становиться. Были в страхе и те и другие; одни других боялись. Пришли тогда из Великих Лук к великому князю на помощь в Кременец и братья его, князь Андрей и князь Борис, великий же князь принял их с любовью.
Когда наши отступили от берега, тогда и татары побежали, одержимые страхом, думая, что Русь уступила им берег, чтобы с ними биться. И ужас напал на великого князя, и он решил бежать от берега, а свою великую княгиню, римлянку, и с нею казну послал на Белоозеро. А его мать, великая княгиня, не захотела бежать, но пожелала сидеть в осаде... Да сидел [в осаде] здесь же владыка Ростовский Вассиан. Услышав, что великий князь хочет бежать от берега, он написал к великому князю на берег грамоту.
А татары искали дороги, где бы им тайно перейти [реку] и идти спешно к Москве. И пришли они к реке Угре, близ Калуги, и хотели перейти ее вброд. Великий же князь, сын великого князя не дал татарам перейти на эту сторону. С Дмитриева дня наступила зима, и все реки стали: и наступили большие морозы, каких и не видывали. Тогда царь убоялся и побежал с татарами прочь, 11 ноября; потому что татары были наги и босы, ободрались. Когда же царь приехал в Орду, то был там убит ногайцами.
1. Выделите основные исторические факты, представленные в тексте.
2. Определите причины победы русских воинов.
3. Как можно оценить действия Великого князя?
4. Какое значение имела эта победа для России?
5. В историю описанное событие вошло как «Стояние на реке Угре». Сделайте вывод о соответствии событий названию.
6. Как вы думаете, каково отношение летописца к Великому князю?
Контрольные вопросы и проблемные задания
1. Проследите особенности экономического и политического развития русских земель в XIV в. Определите в чем состояла трудность объединения русских земель.
2. Возвышение Москвы и ее победа в соперничестве с другими городами, претендовавшими на центр единого государства, объясняется целым рядом факторов. Определите ключевые из них
3. Определите историческое значение Куликовской битвы
4. Определите предпосылки свержения ига и значение «Стояния на реке Угре»
5.Какое значение имело принятие Судебника Ивана III? Какое влияние он оказал на положение крестьян?
6. Как развивалась культура в период объединения русских земель?
Литература
Обязательная литература
Деревянко А.П. История России: учеб. пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. 3-е изд. М.: Проспект, 2012. 567 [1] с.
Деревянко А.Н., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие 2-е изд. перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
История Отечества. Учебное пособие для студентов вузов. Отв. ред. проф. В.Н. Шевелев. Изд-е 3 перераб. и доп. Ростов-н/Д. Феникс, 2006.
Дополнительная
Правящая элита Русского государства IX-начала XVIII вв. / Е. В. Анисимов [и др.]. – СПб., 2006.