Нестор – монах Киево-Печерского монастыря начала XII века.
«Повесть временных лет»
Повесть временных лет. Ч.1. / пер. Д.С. Лихачева 2-е изд., испр. и доп. СПб, 1996. С. 186-190.
И созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними», — и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?». Они же сказали: «Где тебе любо».
И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались его. Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили ее себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, и Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: «Если сбудется это, — сам крещусь!». И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: «Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя»…
И повелел [Владимир] крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились… После крещения привели царицу для совершения брака.
…
Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей… Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы.
[Владимир] приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное.
1. Какие можно выделить причины принятия христианства?
2. Как происходило крещение киевлян, какие методы были избраны для обращения населения в новую веру?
3. Объясните, чем было вызвано такое внимание князя к церковным делам.
4. Какая обязанность населения по отношению к церкви была введена после принятия христианства? Как это нововведение повлияло на положение различных слоев общества Киевской Руси и сказалось на процессе принятия христианства крестьянами, горожанами?
«Русская Правда»
Пространная редакция русской правды (По Троицкому списку второй половины XV в.) // Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953. С. 88-112.
Если кто убьет княжеского мужа как разбойник, а [члены верви] убийцу не ищут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина платить 40 гривен.
Если вервь начнет платить дикую виру, то ей предоставляется отсрочка на несколько лет, потому что им приходится расплачиваться без убийцы. Но если убийца находится в верви, то она должна платить только 40 гривен, а самому убийце, внося свою часть в уплачиваемые вервью 40 гривен.
За убийство княжеских отрока, конюха или повара платить 40 гривен.
За убийство тиуна огнищного или конюшего платить 80 гривен.
А за сельского или пахотного тиуна платить 12 гривен. А за рядовича – 5 гривен. Также и за боярских.
За ремесленника или ремесленницу платить 12 гривен. А за смердьего холопа платить 5 гривен, а за робу 6 гривен.
Если кого-либо обвинят в убийстве, то для своего оправдания он должен выставить семь свидетелей; если подозреваемый в убийстве будет варягом [или другим иноземцем], то ему достаточно двух свидетелей.
Если ответчика обвиняют в убийстве, а свидетелей тяжущиеся не найдут, то подвергнуть их испытанию железом.
Если же сумма иска меньше двух гривен, то подвергнуть его испытанию водой; если же иск еще меньше, то пусть он для получения своих денег принесет клятву.
За украденного коня платить 3 гривны.
Если кто испортит бортную, или перепашет пахотную, или перегородит тыном дворную межу, должен платить 12 гривен.
Если сожгут гумно, то дом виновного отдать на поток и на грабеж, взыскав сначала убытки, а за остаток князю заточить его; так поступить и с тем, кто двор подожжет.
Если закуп убежит от господина [не расплатившись с ним за ссуду], то становится полным холопом;
А [за убийство] холопа или робы виры нет;
Холопство обельное троякого вида: если кто купит [поступающего в холопы] в присутствии свидетелей;
А второе холопство: кто женится на рабе без договора [с ее владельцем], а если с договором, то как договорились, так и будет. А вот третье холопство: кто поступит в тиуны или в ключники [господина] без договора с ним.
1. Какие процессы в восточнославянском обществе обусловили появление «Русской правды», для чего она была необходима?
2. Заполните таблицу.
факты укрепления княжеской власти | свидетельства общинных порядков |
3. Почему за один вид преступления полагались различные размеры штрафов?
4. Чей труд использовался в хозяйства князя и боярина?
5. Опишите, как вы представляете процедуру суда в XI–XII вв. О чем свидетельствуют испытания железом и водой, принесение клятвы?
6. Какие виды рабства указаны в «Русской Правде»? Могли ли быть другие виды рабства?
Контрольные вопросы и проблемные задания
1. Когда и каким образом сформировалось Древнерусское государство? Какую роль в этом сыграли варяги?
2. Выделите этапы образования древнерусского государства.
3. По каким направлениям шло расширение земель Киевской Руси?
4. Почему в качестве государственной религии было выбрано восточное христианство?
5. Какое значение имело создание первого свода законов?
Литература
Обязательная литература
Деревянко А.П. История России: учеб. пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. 3-е изд. М.: Проспект, 2012. 567 [1] с.
Деревянко А.Н., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие 2-е изд. перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С.35-56.
История Отечества. Учебное пособие для студентов вузов. Отв. ред. проф. В.Н. Шевелев. Изд-е 3 перераб. и доп. Ростов-н/Д. Феникс, 2006. С.12-65.
Дополнительная
История России / П.С. Самыгин, К.С. Беликов, С.Е. Бережной, под ред. П.С. Самыгина. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
Правящая элита Русского государства IX-начала XVIII вв. / Е. В. Анисимов [и др.]. – СПб., 2006.
Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков: энцикл. словарь / [отв. ред. В. Л. Янин]. СПб., 2009.
Лаушкин А.В. Массовые бедствия и мотив коллективной ответственности за грехи в древнерусском летописании XI-XIII вв. // Особенности российского исторического процесса: Сборник статей памяти академика Л.В. Милова. М.: (РОССПЭН), 2009. С. 62-68.