Результаты лабораторно-инструментальных методов исследования
Лабораторные исследования
В прошлом наблюдения пациентов с СС были ограничены преимущественно посмертными исследованиями у индивидуумов, умерших в результате несчастного случая. К тому же существует относительно мало пациентов, которые перенесли острый эпизод и попали в поле зрения обученного медицинского персонала, что могло хотя бы немного прояснить ситуацию, исходя из результатов лабораторных, инструментальных и других исследований. В целом пациенты, которые пережили эпизод СС, за исключением электрокардиограммы, имеют поразительно нормальные лабораторные показатели, данные визуализации или гистологические результаты.
Анализы/токсикология крови
Результаты посмертного скрининга анализов крови и мочи универсально отрицательны. Результаты токсикологических исследований сыворотки у пациентов, которые выжили после СС, также отрицательные. Содержание сердечных ферментов обычно находится в пределах нормы и не демонстрирует доказательств некроза миокарда (то есть инфаркта). Один из оставшихся в живых, как сообщалось в Миннеаполисском реестре, имел слегка повышенный уровень креатинкиназы, но СК-МБ фракция находилась в пределах допустимых значений.
Методы визуализации
Эхокардиография
Эхокардиография у пациентов, выживших после СС, почти всегда показывает анатомически и функционально нормальное сердце. Не найдено доказательств предрасполагающих состояний (например, дилатационной или гипертрофической кардиомиопатии, врожденных пороков сердца), которые иногда связаны с ВСС у спортсменов. Сердечные клапаны интактны, хотя у выживших иногда обнаруживался пролапс митрального клапана. У ряда пострадавших имелись умеренная диффузная систолическая дисфункция или ограниченные области гипокинеза. Эти отклонения от нормы кратковременны и существуют в течение нескольких дней.
Ангиография
Ряд пациентов, переживших эпизод СС и попавших в госпиталь, были подвергнуты катетеризации сердца и телеангиографии. В целом анатомия сердца и коронарных артерий была нормальной. У пациентов не было коронарного ангиоспазма или тромбоза. Зарегистрированы редкие случаи гипо- и акинеза участков миокарда левого желудочка, идентичных тем, о которых сообщалось при эхокардиографии.
Другие исследования
Электрокардиография
Наиболее частой находкой на исходной ЭКГ у выживших и умерших была фибрилляция желудочков и асистолия. Эпизод снятия ЭКГ после воздействия, кажется, является единственным, где присутствует ритм. Пациенты, реанимируемые во время транспортировки в реанимационное отделение, также имеют фибрилляцию желудочков, если им не проводилась электрическая дефибрилляция.
Если ЭКГ записана относительно поздно, часто регистрируется асистолия. По всей вероятности, фибрилляция желудочков является начальным нарушением ритма после воздействия.
У пациентов, выживших после СС, часто наблюдается отчетливая элевация сегмента ST, которая частично регистрируется в прекардиальных отведениях VI-V3. Значение этого феномена остается неясным, так как ишемия миокарда как наиболее частая причина элевации сегмента ST, как было показано, не приводит к СС у человека и в эксперименте у животных.
У выживших после СС может наблюдаться полная АВ-блокада, блокада ветвей левой ножки пучка Гиса и иногда - выскальзывающий идиовентрикулярный ритм. Эти изменения ЭКГ отмечаются только 2-3 дня и являются практически идентичными отмеченным в экспериментах при СС у свиней, когда воздействия на стенку грудной клетки были рассчитаны так, чтобы не попасть в период наибольшей уязвимости.
Постоянных изменений ЭКГ описано не было. У пациентов, выживших после СС, на ЭКГ не было отмечено доказательств врожденного удлинения интервала QTc, синдрома Бругада или аритмогенной дисплазии правого желудочка.
Гистологические находки: данные большинства аутопсий пациентов, умерших в результате СС, показывают практически в каждом случае нормальную морфологию сердца. В большинстве случаев пациенты имели небольшую потертость или ушиб круглой либо овальной формы в прекардиальной области.
Лечение