Что делать тем, кому запрещено и дозволено не поститься в месяц Рамадан?
Ответ:Больной, путник, женщина у которой месячные или послеродовое кровотечение, обязаны поститься другие дни.
Что касается больного и путника, то доводом этому являются слова Всевышнего Аллаха:
«А кто болен или в пути, то (на нем обязанность поститься) (определенное) число других дней».(Сура аль-Бакара, аят 185)
Что же касается женщины у которой месячные (хъайд) и послеродовое кровотечение (нифас), то доводом этому является:
Сообщается от Муъазы аль-А'дауйа, которая сказала: "Я спросила А'йшу и сказала: " Почему (женщина у которой) месячные возмещает пост и не возмещает молитву? Она сказала: "Ты что харурийа (т.е хариджитка)?", я сказала: "Я не харурийа, однако я спрашиваю." (На что она) сказала: " Таково было наше положение (во времена пророка). Нам было приказано восполнить пост, и не было приказано восполнить молитву." (Муслим)
Нужно ли восстанавливать пропущенные дни поста Рамадана сразу по окончании или же можно отложить?
Ответ:Как угодно, но при условии, что бы они были восполнены до прихода следующего Рамадана, исходя из правила, которое ученые вывели путем "Аль-Истикъро уа-т-Тасбир"-глубокого изучения и исследования, сказали, что: "Любая обязанность, которой обязал нас Аллах, не определив срок её выполнения, должно быть выполнено сразу же, как только появится возможность". И это (правило у нас основа, т.е общее (уъмум). Поэтому имам Ибну Хазм и другие ученые исходя из этого правила, сказали, что человек как только закончится Рамадан, обязан сразу же восполнить их. Однако у нас есть исключение (тахъсыс) из этой основы, а это асар со слов А'йшы (да будет доволен ею Аллах), которая сказала:
"На мне были дни Рамадана, и я не могла начать их (восполнения), (до тех пор) пока не пришел Шаъбан". (Бухарий, Муслим)
Как мы видим пророк (мир ему и благословение Аллаха) видя это (действия А'йшы) не порицал её.
Исходя из этого довода, и других подобных доводов, мы говорим, что разрешается отложить возмещение этих дней, однако как мы сказали, что бы они были восполнены до наступления следующего Рамадана.
Является ли обязательным восстанавливать пропущенные дни поста Рамадана подряд или нет?
Ответ:Нет, не является обязательным. Довод на это - отсутствие довода.
Если желает (человек), может восстановить их подряд, если желает, может отложить. Как на это указывается в словах А'йшы (да будет доволен ею Аллах):
"На мне были дни Рамадана, и я не могла начать их (восполнения), (до тех пор) пока не пришел Шаъбан". (Бухарий, Муслим)
Каково положение того, кто не успел восполнить пропущенные дни, до прихода следующего Рамадана?
Ответ:Относительно этого есть два положения:
1. Тот кто не восполнил эти дни по причине (например болезни)
2. Тот кто не восполнил их по причине халатности.
Что касается первого, как сказали ученые, тот обязан лишь восполнением. Что касается второго, то он должен покаяться перед Всевышним Аллахом за свою халатность, и восполнить эти дни. И он не обязан ни каким искуплением (каффарой). Как на это указали Хасан аль-Басрий, Ибрахим ан-Нахаий, имам Абу Ханифа (да помилует их Всевышний Аллах), приведя в довод слова Аллаха Пречист Он и Возвышен:
«А кто болен или в пути, то (на нем обязанность поститься) (определенное) число других дней».(Сура аль-Бакара, аят 185)
69. В какие дни нельзя восстанавливать "Саум"?
Ответ:Во все дни можно восстанавливать, кроме "И'д аль-Фитр"- праздника разговения, "И'д аль-Адхъа"- праздника жертвоприношения и "Яум ат-Ташрикъ"- три дня следующие за днем жертвоприношений десятого зу-ль хиджа.
Какого положение старого человека, если он не может поститься?
Ответ:Единогласным мнением всех ученых является то, что этому человеку разрешено не поститься.
Что касается того должен ли он за один пропущенный день кормить одного бедняка, то более правильным мнением в этом вопросе является мнение Ибну Аббаса, Абу Хурайры, Анаса ибну Малика и др. сподвижников. Их доводом является аят:
«А на тех, которые могут это (но не постятся, например, из-за старости или смертельной болезни, или по причине беременности, или по причине того, что она кормит грудью), (то им надлежит отдавать) выкуп (в виде) кормления (одного) бедняка (за каждый пропущенный день)»(Сура аль-Бакара, аят 184)