Аборт как медико-социальная проблема.
44.Экономика здравоохранения. Понятие, задачи, значение для отрасли.
45.Планирование здравоохранения. Основные методы планирования. Определение потребности в кадрах для организаций здравоохранения.
Для оценки эффективности медицинской помощи предложен интегральный коэффициент эффективности, представляющий собой производное коэффициентов медицинской эффективности, социальной эффективности и коэффициента соотношения затрат. При оценке эффективности здравоохранения как отрасли в общественном производстве необходимо различать понятия «эффект» и «эффективность». Эффект в здравоохранении характеризует медицинские, социальные и экономические результаты метода, вмешательства, мероприятия. Эффективность – понятие более широкое, характеризующее эффект и показывающее, как использовались материальные, трудовые и финансовые ресурсы при данном методе, вмешательстве, мероприятии. Различают следующие виды эффективности здравоохранения: медицинская, социальная и экономическая.
· Под медицинской эффективностью понимается степень достижения поставленных задач в области диагностики, лечения и профилактики заболеваний. Медицинская эффективность измеряется результатом непосредственного медицинского вмешательства, показателями здоровья конкретного пациента или группы пациентов от начала заболевания до выздоровления и восстановления трудоспособности. Медицинская эффективность может оцениваться через показатели качества и эффективности деятельности учреждений здравоохранения, снижение средних сроков диагностики, средней длительности заболевания, увеличение процента выздоровлений, снижение числа осложнений и летальных исходов.
· Социальная эффективность характеризуется улучшением показателей общественного здоровья, снижением заболеваемости, инвалидности, улучшением демографических показателей, а также повышением степени удовлетворенности населения медицинской помощью и санитарно-эпидемиологическим обслуживанием.
· Экономическая эффективность характеризует получаемый результат (эффект) в сопоставлении с затратами на его достижение. Она позволяет определить стоимость дополнительно произведенной продукции или суммы сэкономленных финансовых средств в результате снижения заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности. Коэффициент экономической эффективности определяется как отношение эффекта (предотвращенного экономического ущерба) к произведенным затратам.
Оценка медицинской и социальной эффективности в здравоохранении является приоритетной по сравнению с экономической эффективностью. Нередко мероприятия лечебного или профилактического характера экономически невыгодны, однако с точки зрения медицинской и социальной эффективности требуется их проведение. Примером может служить организация медицинской помощи пожилым людям с хроническими и дегенеративными заболеваниями, больным олигофренией и т.д. При явной медицинской и социальной эффективности экономический эффект в этих случаях будет отрицательный. Коэффициент медицинской эффективности представляет собой отношение числа случаев полного соблюдения профессиональных стандартов к общему числу оцениваемых случаев оказания медицинской помощи.
При оценке полученных показателей эффективности можно исходить из:
а) эталонного показателя, к которому должны стремиться все медицинские работники;
б) среднего показателя по территории, учреждению, подразделению;
в) динамики данного показателя у конкретного медицинского работника, подразделения, учреждения.
Перспективное и текущее планирование медицинской деятельности
Планирование является составной частью управления экономикой. Оно применяется на федеральном уровне (государственное планирование), на уровне отраслей (отраслевое планирование) и регионов (региональное планирование), отдельных предприятий, организаций и учреждений.
Плановые показатели отражают также направленность организационных и экономических действий, промежуточные результаты, виды и объемы затрачиваемых ресурсов для достижения плановых целей.
В процессе планирования должны быть решены следующие задачи:
- оценка состояния здоровья населения территории, дан прогноз его развития на плановый период;
- анализ состояния здравоохранения территории, степени его соответствия требованиям федерального уровня и планируемым потребностям населения, выявлены резервы повышения его эффективности;
- установление приоритетов развития здравоохранения на плановый период;
- определение финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных гарантий и объем дополнительно привлекаемых финансовых средств;
- утверждение территориальных норм и нормативов, применяемых при планировании здравоохранения территории;
- определение стратегических показателей состояния здоровья населения и деятельности здравоохранения;
- принятие перспективной Программы государственных гарантий предоставления населению медицинской помощи;
- принятие программы реформирования сети медицинских учреждений территории в условиях рационального использования ресурсов;
- принятие комплекса планов и целевых программ, обеспечивающих реализацию планов здравоохранения субъектов Российской Федерации;
- установление параметров для планирования здравоохранения муниципальных образований;
- реализация процедуры текущего планирования здравоохранения, обеспечивающей реализацию стратегических планов, а при изменении внешних условий – корректировку стратегических планов.
Планирование можно считать одним из принципов организации медицинской помощи. Оно является важнейшей функцией управления здравоохранением. В условиях перехода на новые организационно-экономические принципы в здравоохранении планирование теряет свои обязательные централизованные функции, приобретает рекомендательный характер, сводится к прогнозированию, составлению различного рода программ по охране здоровья населения и окружающей среды.
Планирование должно быть сосредоточено на рациональном и эффективном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Это означает, что следует учитывать объем, характер и потребности населения в медицинской помощи, возможности их удовлетворения, использовать рациональные экономические формы медицинской помощи. Планирование включает: составление плана, организацию его исполнения и контроль, проверку исполнения. Любой план должен показывать не только то, что должно быть достигнуто, но и способы достижения. План – это документ, определяющий сущность, последовательность, направленность и тактику деятельности конкретных исполнителей, в конкретные сроки и на конкретных участках деятельности. В здравоохранении планируются: потребность в кадрах, развитие материально-технической деятельности, перспективы финансирования.
Планы бывают перспективные, стратегические(на длительный период) и текущие(оперативные, месячные и годовые). Кроме того, составляются планы деятельности учреждений и планы развития (строительство, ремонт, реконструкция). Наиболее действенными являются комплексныепланы, планы-задания на объект и др. Рациональное планирование отвечает таким требованиям, как четкое определение целей и задач, реальность и конкретность планируемых мероприятий, выделение ведущих задач, сравнимость и сопоставимость показателей, конкретизация сроков исполнения и исполнителей.
Стратегическое планирование здравоохранения на уровне субъектов Российской Федерации осуществляется в несколько этапов органом управления здравоохранением территории. Выявляются наиболее угрожающие тенденции в состоянии здоровья населения, определяются муниципальные образования с наиболее неблагоприятной динамикой показателей состояния здоровья. Разрабатываются подходы системы здравоохранения в предупреждении развития неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья населения (например, усиление профилактической деятельности, улучшение взаимодействия с органами образования, социального обеспечения и т.д.), вносятся предложения о соответствующей корректировке политики в области здравоохранения, включая изменения в структуре помощи, составе перспективных территориальных программ государственных гарантий и программ ОМС, нормативов нагрузки и т.д. Оцениваются возможные затраты и ожидаемый эффект.
Важнейшим этапом планирования является анализ системы оказания медицинской помощи населению. Проводится оценка соответствия существующей системы оказания медицинской помощи потребности населения, оценка эффективности деятельности существующей сети медицинских организаций здравоохранения, выработка предварительных предложений по совершенствованию деятельности сети. Типичным примером стратегического планирования является «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации», одобренная Постановлением Правительства РФ №1387.
Концепция представлена двенадцатью разделами, посвященными основным направлениям реформы здравоохранения: совершенствованию организации медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения, системы финансирования отрасли, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, обеспечению государственных гарантий по предоставлению бесплатной медицинской помощи и защите прав пациентов, развитию медицинской науки, совершенствованию медицинского образования и кадровой политики, расширению социальной базы здравоохранения.
Другим примером стратегического планирования является принятый план мероприятий Итоговой Коллегией Минздрава РФ, обсуждавшей ход реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки и задачи отрасли на период до 2010 года.
В плане мероприятий определены следующие приоритетные задачи на долгосрочный период:
– снижение уровня преждевременной смертности от заболеваний системы кровообращения, от несчастных случаев, травм, суицидных попыток, от злокачественных новообразований;
– борьба с заболеваниями, имеющими особую значимость в связи с демографической ситуацией в стране:
– заболевания, угрожающие репродуктивному здоровью матери и новорожденных;
– болезни старческого возраста и пожилых людей;
– борьба с заболеваниями, представляющими особую угрозу для здоровья нации в целом (туберкулез, СПИД/ВИЧ, наркомания, алкоголизм, заболевания, передаваемые половым путем);
– формирование реального механизма ресурсного обеспечения приоритетных направлений развития здравоохранения;
– развитие профилактики заболеваний, системы активного сохранения и восстановления здоровья здорового человека;
– содействие расширению понимания населением ценности здоровья и воплощение этого в соответствующее поведение населения страны;
– всемерное развитие медицинской науки и передовых медицинских технологий, развитие информационных технологий;
– обеспечение потребности населения в лекарственных средствах и медицинских изделиях;
– формирование системы медико-социального страхования;
– определение ценовой политики в области рынка медицинских услуг;
– введение системы страхования профессиональной ответственности и повышение социальной защищенности медицинских работников;
– формирование системы медицинской реабилитации и развитие санаторно-курортных видов лечения;
– расширение организационно-правовых форм организаций здравоохранения и оптимизация номенклатуры медицинских специальностей.
Текущее планирование определяет порядок и условия для реализации стратегических планов здравоохранения на очередной год. В ходе реализации текущих программ осуществляется мониторинг и контроль за реализацией стратегических программ, при необходимости осуществляется их корректировка, таким образом, реализуется принцип непрерывности процесса планирования в здравоохранении.
Основные показатели планирования здравоохранения устанавливаются на федеральном уровне.
К данным показателям относятся:
1. Стратегические цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения.
2. Социальные стандарты, нормы и нормативы, адаптированные к условиям субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и медицинских учреждений.
3. Подушевые нормативы финансирования здравоохранения и порядок выравнивания финансовых условий развития здравоохранения в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
4. Эффективность инвестиций и параметры инвестиционных проектов здравоохранения.
На основе данных показателей субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, медицинские организации формируют собственные стратегические программы.
Методы планирования разделяются на программно-целевые и директивные. При формировании программы составляются мероприятия, обязательно направленные на достижение программной цели. Планирование ресурсного обеспечения отдельных организаций и системы здравоохранения в целом основывается на использовании экономических норм и нормативов.
По своей сути экономические нормы и нормативы – это количественные меры затрат финансовых, материальных, трудовых, временных и других видов ресурсов, необходимых для оказания соответствующих медицинских или сервисных услуг.
Среди методов планирования наиболее часто применяются: аналитический (анализ исходных планов), нормативный (для определения потребности в нормативных показателях), экспериментальный (расчет показателей на основе предыдущего эксперимента) и другие специальные методы (балансовый, соотношений, пропорций и др.).
При планировании необходимо руководствоваться программно-целевым методом, который обеспечивает системный подход к составлению плана, позволяет выделить цели и задачи и направить каждое планируемое мероприятие на выполнение определенной цели. Это требует изменения технологии планирования (определение целей и задач, поэтапное выполнение мероприятий, согласование с исполнителями, комплексирование, расчет ожидаемой эффективности и др.).
Планирование деятельности специалистов медицинских учреждений предусматривает определение функции врачебной должности (в соответствии с конкретными показателями и измерителями). При планировании амбулаторнойпомощисначала формируют кадры врачей, а затем – сеть амбулаторных учреждений. Нормативом при определении потребности населения в амбулаторной помощи является число посещений поликлиники на одного жителя в год (в городе до 10 посещений). Зная число жителей, можно определить общее число предстоящих посещений пациентами терапевта. Для определения функции врачебной должности (нагрузка на врача в течение года) учитывают нагрузку на терапевта за час приема (в поликлинике – 5, на дому – 2), число часов приема в день, число рабочих дней в году.
План работы поликлиники должен содержать следующие данные: мощность поликлиники; объем деятельности поликлиники; кадровый состав и показатели деятельности врачебной должности; объем необходимых для содержания поликлиники финансовых средств.
При планировании стационарнойпомощисначала формируется сеть больничных учреждений, а затем определяется потребность в кадрах. При определении потребности населения в койках принято считать число коек, необходимое на 10000 жителей. Обеспеченность населения больничными койками составляет примерно 100–120 на 10000 человек. Исходя из нормативных показателей, можно рассчитать потребность в специализированных койках (терапевтических – 28, неврологических – 5, инфекционных – 10, хирургических – 16, акушерских – 9 на 10000 человек).
Категория учреждений службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и потребность в специалистах определяется числом обслуживаемого населения. Потребность в лаборантах зависит от числа лабораторных анализов.
Перспективную потребность в койках можно рассчитать по специальным формулам с учетом уровня обращаемости (заболеваемости), процента госпитализации, средней продолжительности пребывания больного в стационаре, среднегодовой занятости койки. Перспективные направления развития здравоохранения, оздоровления окружающей среды, производственных условий, оптимизации образа жизни и укрепления здоровья населения предусматриваются в целевых региональных и местных программах "Здоровье", в планах экономического и социального развития административных территорий. При их составлении используются методы программно-целевого планирования, моделирования и прогнозирования.
Методы планирования индивидуальной работы врачей
Простейшей формой текущего планирования является индивидуальное планирование. С этой целью каждый сотрудник составляет план-график работы на определенный период. Составляется план-график деятельности, командировок, научно-практической работы и т. п. При этом необходимо учитывать задачи годового плана учреждения (отдела); эффективность выполненных мероприятий за предыдущий год; изменение плановых нормативов, режима работы; реконструкцию, ремонт и т. п.
Индивидуальный план позволяет повысить ответственность и заинтересованность врача в результате своей работы, улучшить дисциплину, контроль. При его составлении необходимо руководствоваться положением о враче-специалисте, должностной инструкцией, годовым планом и показателями работы учреждения и другими исходными данными, характеризующими конечные результаты. В плане указываются мероприятия, рабочие дни месяца, выполнение мероприятий (плановых, внеплановых), сроки их исполнения и исполнители. Мероприятия и сроки их исполнения должны быть конкретными. Утверждает и контролирует план руководитель учреждения. В индивидуальных планах и графиках работы должны соблюдаться принципы приоритетности и выделения ведущих задач.
Показатели качества и эффективности работы необходимы для оценки деятельности специалиста; они должны быть заранее оговорены и утверждены в соответствующих официальных документах, должны носить обязательный характер (в должностных инструкциях, в стандартах качества и др.). Их можно разделить на следующие 2 группы:
1. Общие показатели эффективности, которые зависят от работы не только специалиста, но и всего медицинского учреждения, а также от санитарно-эпидемических условий, экологических факторов внешней среды и др. В первую очередь к ним можно отнести показатели заболеваемости населения и санитарно-демографические данные.
2. Специальные (или частные) показатели качества специфичны и конкретны для каждой специальности.
Однако есть и общие для всех врачей показатели, которые должны отражать качество диагностики, лечения и профилактики заболеваний, частоту осложнений и рецидивов заболеваний, средние сроки лечения и др. Для оценки конечных результатов деятельности врача служат также данные о частоте жалоб или благодарностей пациентов за оказанную медицинскую помощь, об интенсивности и плотности нагрузки, использовании медицинского оборудования и аппаратуры, исходах лечения и эффективности оздоровительных мероприятий.
Бизнес-планирование. Комплексное планирование лечебно-профилактической помощи на административной территории
В условиях проведения рыночных реформ существенно изменяются взаимоотношения между основными субъектами здравоохранения – пациентом и медицинским учреждением.
В этих условиях возрастает значение таких направлений деятельности самостоятельного хозяйственного субъекта, как бизнес-планирование и экономический анализ.
Организация платной медицинской помощи в лечебном учреждении, независимо от формы собственности, должна начинаться с бизнес-планирования. Период времени, на который разрабатывается бизнес-план, составляет 3–5 лет. Обычно для первого года основные экономические показатели рекомендуется рассчитывать более детально, а на последующие годы достаточен укрупненный прогноз. Под небольшой проект план может быть составлен и на один год.
Последовательность составления бизнес-плана:
- принимается решение о внедрении мероприятий по совершенствованию действующего медицинского учреждения или создании новой организационно-правовой формы – например, медицинской автономной некоммерческой организации, как параллельно функционирующей структуры.
- оцениваются собственные возможности медицинской организации в реализации проекта (организционно-правовой статус, перечень видов деятельности).
- выбираются медицинские услуги, оказание которых будет целью задуманного проекта (перспективы развития).
- исследуются возможности рынка данных медицинских услуг, осуществляется оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии.
- выбирается место для осуществления коммерческой деятельности.
- разрабатывается план производства медицинских услуг.
- разрабатывается план маркетинга (анализ сегментов рынка, ценообразование, реклама).
- разрабатывается организационный план и определяются права собственности.
- разрабатывается финансовый план (стратегия доходов и расходов).
- анализируются возможные страховые риски от данного проекта.
- составляется резюме к бизнес-плану и оценка эффективности реализации.
Таким образом, бизнес-план является определенной моделью деятельности медицинского учреждения, которая базируется на принципах рыночной экономики: конкурентной борьбе, коммерческом риске, маркетинге, достижении безубыточности и рентабельности, качественном обслуживании потребителей медицинских услуг.
Действенными формами оздоровительной работы являются единые комплексные планы. Они (для отдельных объектов или для административной территории) направлены на проведение комплексных мероприятий силами не только медицинских работников (лечебного и гигиенического профиля), но и специалистов технических, административных, профсоюзных, финансовых, юридических и других подразделений и ведомств.
На основе анализа медико-демографической, эпидемической и экологической ситуации, оценки санитарного состояния и здоровья различных групп населения и уровня технического обеспечения планируются мероприятия с указанием сроков исполнения и ответственных.
Составление комплексных планов осуществляется врачами-специалистами (руководителем комитета по здравоохранению и главным государственным санитарным врачом территории), утверждают их руководители администрации территории. После утверждения план приобретает форму документа, обязательного для всех исполнителей.
На отдельных производственных объектах комплексные планы составляют главные врачи медико-санитарных частей, цеховые терапевты, санитарные врачи по гигиене труда. Утверждает их директор объекта.
Комплексный план включает такие мероприятия, как организационные, санитарно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, материально-финансового обеспечения.
Составляются комплексные планы по охране окружающей среды, по благоустройству и оздоровлению территории (объекта), по профилактике отдельных заболеваний (травматизма), по профилактике специфических для данного региона или объекта заболеваний, по оздоровлению труда женщин, подростков и др.
46.Финансирование здравоохранения, источники. Бюджет и смета лечебного учреждения.