Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению.
Этот вид помощи, как наиболее массовый и социально значимый, занимает ведущее место в медицинском обеспечении населения. Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается чаще всего в амбулаториях и поликлиниках.
К амбулаторно-поликлиническим учреждениям относятся: ФАПы, врачебные амбулатории, поликлиники, диспансеры, женские консультации, здравпункты, общие врачебные практики.
Амбулатория – учреждение, которое оказывает помощь больным по одной или нескольким основным врачебным специальностям.
В амбулаторно-поликлинических условиях медицинская помощь предоставляется в тех случаях, когда не требуется круглосуточное наблюдение за пациентами, их изоляция или применение методов интенсивной терапии. Как в амбулаториях, так и в поликлиниках осуществляется лечение больных при обращении в эти учреждения, а также проводится профилактическая работа. Кроме того, они оказывают медицинскую помощь на дому.
Поликлиника отличается от амбулатории объемом и уровнем лечебно-профилактической помощи, впоследней ее обеспечивают врачи основных 4х – 5ти специальностей. В амбулатории могут также оказывать помощь только семейные врачи (врачи общей практики).
Организация деятельности АПУ базируется на 4-х основных принципах:
Ø Участковость
Ø Преемственность и этапность
Ø Профилактическая направленность
Ø Доступность
Эти учреждения занимают ведущее место в профилактической работе системы здравоохранения, их работники определяют факторы риска среди соответствующих контингентов, инфекционные и социально значимые заболевания.
Работа амбулаторий и поликлиник сильно влияет на деятельность других учреждений здравоохранения – больниц, службы скорой помощи. Кроме того, от эффективной работы этого звена медицинской помощи существенно зависит уровень и длительность временной утраты трудоспособности, частота осложнений заболеваний и последствие их течения, уровень госпитализации, продолжительность пребывания больных в стационарах и вообще рациональное использование коек, а также в значительной мере оценка населением деятельности всей системы здравоохранения.
28.Организация стационарной медицинской помощи. Структура городской больницы, штаты, организация работы. Показатели работы стационара.
В больничных условиях оказывается преимущественно специализированная, в том числе высокотехнологическая медицинская помощь при заболеваниях и состояниях, требующих круглосуточного наблюдения, применения интенсивных методов терапии или изоляции пациента.
Классификация.
По профилю: многопрофильной или специализированной.
По территории: ЦРБ, городская, областная, республиканская
По организации: объединенная или не объединенная с поликлиникой.
По объему деятельности: зависит от коечного мощности.
Задачи больниц:
- оказание высококвалифицированной и специализированной лечебной помощи на основе новейших достижений медицинской науки и практики
- применение для обследования больного и установления диагноза методов и средств, недоступных в условиях поликлиники
- повышение качества лечебно-профилактического обслуживания населения
- проведение санитарно-просветительной работы среди пациентов с целью повышения их санитарной культуры
- внедрение в практику обслуживания современных методов профилактики, диагностики и лечения.
Структура:
1)специализрованные лечебные отделения,
2)приемное отделение,
3)административно-хоз-ая часть,
4)вспомагательные лечебно-диаг-ие отделения,
5)архив.
Минимальная мощность отделения - 25-30 коек.
Показания к направлению на стационарное лечение: неотложные или экстремальные состояния, неэфективность амбулаторного лечения, необходимость проведения сложных исследований, социально-бытовые условия пациента.
В приемном отделении - устанавливают диагноз, регистрируют поступающих, сан.обработка, неотложная помощь, распределениек по отделениям, взятие материала для лабораторных исследований.
В стационаре: история болезни, статистическая карта больного, выписанного из стационара, журнал отчета приема, отказов в приеме, справка про временную нетрудоспособность (травма или аборт), лист нетрудоспособности, + врач выдает ссвидетельство про смерть.
Штаты медицинского персонала отделения устанавливаются в зависимости от числа коек, типа и профиля учреждения. Основными в штатной структуре отделения стационара являются должности заведующего отделением, врача-ординатора, старшей медицинской сестры, сестры-хозяйки
Заведующий отделением осуществляет непосредственное руководство деятельностью медицинского персонала отделения, несет полную ответственность за качество лечения – организует и обеспечивает своевременное обследование и лечение больных, систематически контролирует работу ординаторов. Он проводит обход больных совместно с ординатором, проверяет правильность диагностики, обоснованность назначенных исследований и методов лечения, выписывает больных из отделения, визирует документы, эпикризы, составляет медицинские отчеты и анализирует эффективность работы отделения.
Врачи-ординаторы осуществляют лечение больных в стационаре, на одну должность в среднем приходится 25 коек.
Больной поступает в стационар:
- по направлению врача поликлиники. В направлении указывается наименование лечебного учреждения, Ф. И.О., дата рождения пациента, краткий анамнез, основной и сопутствующий диагноз; результаты лабораторного обследования, основные симптомы заболевания, вносится информация об аллергических проявлениях у пациента. Штамп учреждения, подпись врача разборчиво, дата.
- по направлению врача скорой помощи – сопроводительный лист скорой помощи ф.114/у
- самотеком
- переводом из другой больницы
) обеспеченность населения больничными койками
Рассчитывается на уровне конкретной территории (район, город, область, республика). Вычисляется по всем профилям коек (терапевтические, хирургические, педиатрические, инфекционные и т. д.)
3) уровень госпитализированного населения (число госпитализированных на тысячу жителей) - показатель территориального уровня, характеризующий доступность стационарной помощи; вычисляется по профилям коек, отдельно для взрослых и детей
Б) показатели использования коечного фонда
1) среднегодовая занятость койки в году (среднее число дней работы койки в году)
Вычисляется в целом по стационару и по отделениям. Средняя занятость койки в году для городских больниц 340 дней (без инфекционных и родильных), для сельских больниц - 310 дней. Меньший показатель свидетельствует о недогруженности коечного фонда (простое коек), более высокие значения показателя говорят о перегрузке стационара.
2) средняя длительность пребывания больного на койке (средняя длительность одной госпитализации)
Число пользованных больных = сумма поступивших в стационар, выбывших и умерших, деленная на 2.
Вычисляется по стационару и по отделениям, зависит от состава отделений в стационаре и профиля коек. При оценке деятельности стационара по этому показателю следует сравнивать одноименные показатели. Значение средней длительности пребывания больного на койке связаны с тяжестью заболевания, качества доклинической подготовки больного, своевременности госпитализации, качества диагностики и лечения в стационаре.
3) оборот койки (функция больничной койки) - среднее число больных, лечившихся в течение года на одной койке.
Рассчитывается по стационару и по отделениям, зависит от средней длительности пребывания больного на койке, времени простоя койки, загруженности стационара.
4) больничная летальность
Зависит от качества медицинского обслуживания в стационаре, состава больных по заболеваниям, полу, возрасту, тяжести заболевания, своевременности госпитализации.
В) качество медицинского обслуживания в стационаре
1) состав больных, лечившихся в стационаре
2) средняя длительность лечения больного в стационаре:
На его величину оказывает влияние факторы, не зависящие (пол, возраст, тяжесть заболевания, сроки поступления в стационар) и зависящие от работы стационара (сроки обследования больного в стационаре, своевременность постановки диагноза, эффективность применяемого лечения, возникновение осложнений)
3) летальность при отдельных заболеваниях
На величину данного заболевания влияет возраст больного, тяжесть заболевания, наличие сопутствующих заболеваний и осложнений, своевременность госпитализации, качество лечения, эффективность лечения.
4) досуточная летальность - летальность госпитализированных в течение первых суток с момента поступления больного в стационар
Зависит как от качества оказания догоспитальной помощи населению, так и от состояния интенсивной терапии в стационаре.
5) структура умерших в стационаре
6) показатель совпадения клинических и патологоанатомических диагнозов (вычисляется по данным патологоанатомического отделения)
Г) хирургическая работа стационара
1) хирургическая активность
Число выбывших больных - сумма выписанных и умерших. Показатель зависит от профиля отделений в составе стационара, а также от удельного веса коек хирургического профиля.
2) летальность оперированных больных (послеоперационная летальность)