Подведем итоги раздела о дыхании
В начале зададимся вопросом, почему так живучи представления о пользе глубокого дыхания и главной роли голосовых связок в фонации?
Здесь надо с грустью констатировать, что человечество пребывало, и долго еще будет пребывать в таком состоянии, когда слово непререкаемого авторитета будет восприниматься на веру, без какой либо критики. Такая вера и вера вообще являются важнейшим свойством психики не только человеческой, но и всего животного мира. У животных это стадный инстинкт, при котором члены стада подчиняются закону стада. Не подчиняющиеся особи наказываются вожаком или другими доминантными членами стада. Такая форма поведения целесообразна, так как выполняет функцию сохранения вида. Такая же форма поведения, но в более сложной форме, существует и в человеческом обществе. Существуют законы, система наказания за несоблюдение их. В человеческом обществе важнейшую роль в воздействии на человека взяло печатное слово. Недаром так живуча поговорка: « Что написано пером, того не вырубишь топором». Вот 150 лет назад было написано, что глубокое дыхание необходимое условие для пения, и никакие аргументы не могут поколебать эту позицию.
Первым опроверг теорию Гарсиа наш выдающийся ученый Работнов. Ведь, если сравнивать научные уровни обоих авторов, то это несравнимые величины. Первый вообще без образования, а второй доктор медицинских наук. Но, Работнов совершил не научную, а чисто человеческую ошибку, введя термин «парадоксальное дыхание» и при этом не раскрыл механизма действия гладкой мускулатуры, главного фактора получения феноменального звука голоса. Если бы он сообщил о механизме гладкой мускулатуры, то все бы поняли, что гладкая мускулатура это даровой механизм извлечения звука феноменальных возможностей без применения физических усилий. Гладкая мускулатура все делает сама, а наша задачане мешать ей. Для этого надо только поддерживать повышенное оптимальное воздушное давление в бронхах путем поджатия живота, которое автоматически вызывает малое дыхание. Таким образом, единственно, о чем надо заботиться певцу – это чтобы был поджат живот во время пения. Остальное все вторично.
Не сказав этого, он сделал свою гипотезу непонятной для вокального мира, и научной общественности. Поэтому авторитет Гарсиа в вопросе певческого дыхания до сих пор продолжает делать свое черное дело.
Итак, мы обосновали, что в технологическом плане для речи и пения надо
Поджать живот,
Расслабить гортань (открыть «второй рот»),
Легко вдохнуть широкими ноздрями воздух, как будто вынюхаете цветок.
В результате получается малое дыхание. При оперном пении по окончанию фразы делается сброс дыхания и автоматический короткий вдох носом. При быстрых темпах вдох идет автоматически носом и ртом. Эти действия просты и невероятно эффективны. В этом и состоит главный секрет бельканто.
По моим ощущения пение на этом принципе вызывает такие благодатные ощущения, что ничего и близко нельзя с этим сопоставить. Причем можно петь так часами.
Если у вас есть музыкальные и артистические способности, то ваши результаты в пении будут феноменальными и сравнимыми с пением Ф.И.Шаляпина.
ТРЕТИЙ СЕКРЕТ НАСТРОЙКИ ГОЛОСА: ИНТОНАЦИЯ (ПСИХИКА) УПРАВЛЯЕТ ГОЛОСОМ
Третий секрет настройки голоса является главным, так как он определяет природу голоса. Глубокое понимание природы голоса чрезвычайно важно для практики. Поэтому желательно вначале прибегнуть к косвенным методам доказательств (аналогиям, сравнениям), а уже затем к прямым методам доказательств, основанных на фундаментальных законах природы.
Интонационный подход в музыке
Об интонации в музыке и пении, в частности много материалов в трудах академика Б.В. Асафьева, о которых целесообразнее говорить в научной монографии. Интонационный подход, при котором исполнитель идет не от звука, а от образа является основой подготовки любого музыканта. На этом постулате основана скрипичная школа Ауэра, пианистическая школа Николаева и многие другие музыкальные школы и направления в музыке.
Суть интонации в пении
О сути интонации в пении точно написал К.Н.Кржижановский в своей книгеВокальное искусство» 1909.
«Насколько пение присуще человеку, это видно на народе. Народные песни не все одинаковы, а всегда каждая из них отвечает известному внутреннему состоянию поющего. Я не встречал человека, не напевающего или не мурлыкающего какого-нибудь мотива.
Потребность пения в человеке, или потребность излить в песне свое внутреннее настроение и создала искусство пения.
И в народе, вне всякой школы, есть хорошие и плоxиe певцы. Часто в народе мы слышим, что такой-то хорошо поет. Понятие о хорошем пении основано не на хорошем, красивом голосе, нет! Говорятъ:—Степан искусник петь! Значить, искусство и народ отличает от неискусства.
Мы же часто считаем певца искусным только потому, что у него хороший голос.
Я нашел определение значения слова «певец виртуоз» у Ж. Ж- Руссо. Привожу его целиком. (Музык. словарь). «Выражение есть качество, посредством которого музыкант передает все нужные для него идеи и чувства. Певец, видящий в своей партии только одни ноты, ни в состоянии схватить выражения композитора, ни придать выражения своему пению, если он не хорошо усвоил смысл музыкальной фразы. Нужно понимать самому, чтобы заставить понимать других. Не достаточно иметь тонкое чувство, надо чувствовать и силу языка, которым выражаешься. Начните, стало быть, с выяснения себе характера того, что вам надо петь, разберите отношение музыки к словам, различие музыкальных фраз, музыкальное выражение, которое музыка может дать исполнителю, энергию приданную композитором тексту и ту, что в свою очередь вы можете придать композитору.
Тогда пустите ваши органы с жаром, внушенным вами этими соображениями; сделайте все, что сделали бы, если бы вы были одновременно поэтом, композитором, актером и певцом: у вас будет тогда необходимое отыскиваемое вами выражение. Этим путем совершенно естественно вы придадите деликатность и красоту музыке в сущности только изящной и милой, пикантность и огонь— музыке оживленной и веселой, плач и стон—музыке нежной и патетической; вы проявите все волнения человека, сильно взволнованного, находящегося под сильным впечатлением.
Везде, где тесно свяжут музыкальные выражения с выражениями текста, где текст слышится ясно, где он руководит музыкой, где аккомпанемент и голос так сливаются в своем действии, что является как бы только однамелодия, когда обманутый слушатель приписывает голосу пассажи, которыми оркестр украшает мелодию певца, наконец, везде, где со вкусом употребленныя украшения свидетельствуют об умении артиста, не искажая и не затемняя пения—там везде выражение будет нежно, приятно и сильно, слух очарован, сердце взволновано, физическое и нравственное ощущение зараз будет способствовать удовольствию слушателей; при таком согласии между словом и музыкой общее будет казаться одним восхитительным языком, умеющим все сказать и всегда нравящимся.
Певец, понимающий и чувствующий, передающий как следует свои фразы и их выражение, одарен вкусом; тот же, кто только видит и передает ноты, лады, такт и интервалы, не доискиваясь смысла фраз, может петь уверенно и безошибочно, и все таки останется горлодером— не больше».
Певцов, могущих на требование Ж- Ж- Руссо ответить, у нас один —два—три обчелся, но за то «горлодеров» хоть пруд пруди.
Вина здесь не самих певцов, а школы, которая их воспитывает. Между певцами есть масса людей не глупых и образованных, во всяком случае способных к анализу, но школа не дала им возможности применить свой анализ, свою интеллигентность для лучшего проявления своего таланта…
Голосом, как даровым инструментом, обладает почти каждый, за немногими исключениями. Если кто сам не поет, то увлекается пением в той или иной мере, как понятным искусством, действующим прямо на душу».
Согласитесь со мной читатель, что сказанное почти 100 лет назад сейчас звучит намного более актуально, чем в те времена.
Самое простое определение интонации: интонация – это осмысленный звук. Интонация – суть голоса. Шаляпин так и работал. При таком подходе голос автоматически развивается, как по мановению волшебной палочки. Вы спите – а голос развивается! Не плохо ли! Но, для того чтобы это происходило с вашим голосом, необходимо глубоко понять природу интонации.
Всюду говорят об интонации, как уже о свершившемся факте. А для того, чтобы это знание было не просто интеллектуальным, а вошло «в плоть и кровь», необходим несколько иной подход.