Роль мембраны (мембранозной части трахеи) в порождении звука голоса
Центральная нервная система возбуждает вегетативную нервную систему, та приводит в колебательное состояние гладкую мускулатуру, та заставляет вибрировать мембрану (перепонки по Грузинову). Как звучит мембрана, видел и слышал И. Грузинов, и свидетели, под присягой подписавшие результаты опытов русского врача.
Этот механизм от рождения до смерти есть у каждого человека в готовом виде. Остается только понять, как пользоваться этим божественным даром. Этот механизм подобен джину, который возвращает каждому феноменальный голос.
Непонимание роли гладкой мускулатуры в образования звука заставляет вокальных педагогов кидаться из стороны в сторону в поисках “золотого ключика”, который видится в изобретении всё новых и новых приёмов и школ.
Еще один аргумент против старой теории голосообразования. Почему-то никто из исследователей не принимает во внимание факт наличия в человеческом организме не только двух принципиально разных мышечных систем, но и двух принципиально разных механизмов их функционирования, о чем мы вскользь заметили ранее. Те мышцы, которыми мы управляем, обладают быстродействием в сотни, в тысячи раз большим, чем те мышцы, в работу которых мы не должны вмешиваться (отчего природа, и запрятала их подальше от нас - во внутренние органы).
Необходимо понять, что дыхание построено на тех же принципах, что и работа всех внутренних органов, и что сознательное, механическое управление дыханием убийственно для организма и для голоса. Опять призовем на помощь эволюционные принципы, на чем настаивал выдающийся отечественный физиолог Л.О.Орбели.
Дыхание - главная функция организма, обеспечивающая выживание индивида, т. е. одного представителя вида. Пять минут без дыхания - и человека нет. Голос - это, прежде всего, видовая функция выживания всего вида. В самом деле, каким образом вид или популяция строят стратегию выживания? В первую очередь, с помощью звуковых сигналов. Прежде всего, это оповещение об опасности: сигнал одного индивида спасает остальных представителей популяции. Итак, голос и дыхание природа соединила вместе в одном органе, в очередной раз доказав свою мудрость. Она, по сути, дала главную подсказку: голос той же природы, что и дыхание. Повторим, что природа совместила две самые свои сокровенные функции в одном органе, тем самым как бы свидетельствуя об огромной важности голосовой функции, её надёжности, долговечности и зависимости от законов дыхания.
Поэтому природный звук носит протяжный, не дискретный характер и голос не должен иметь регистровой пестроты. И когда педагоги обучают ученика искусственным приемам звукоизвлечения, то, на самом деле, происходит навязывание механической модели голосообразования.
1.2.5.Суть проблемы
В чем вред глубокого дыхания
Вспомним, что проводником звука является воздух. То есть, звучит в нас воздух. Если мы его взяли очень много (глубокое дыхание), то, как доказал Работнов, происходит блокировка почти всего воздуха на подступах к бронхам - он туда не попадает.
Следовательно,при глубоком дыхании в груди воздуха мало, грудь и спина не резонируют, и звук идет обедненный.
При глубоком дыхании воздух не может истекать ничтожными порциями из организма. В этом случае, работает не гладкая мышечная система, усилия второй составляют тысячные доли грамма, а произвольная мышечная система, усилия которой в тысячи и десятки тысяч большие, чем у древней гладкой мышечной системы. Вот это надо крепко усвоить, так как наша психика, наше личное начало не может допустить, что без всяких усилий, напряжений, «ста потов», как это имеет место при занятиях на музыкальных инструментах, можно получить звук божественной красоты.
Нам надо твердо усвоить, что над этим звуком природа уже работала 500 миллионов лет (гладкая мускулатура) и не надо пытаться применять волю там, где этого делать не следует. Не надо быть умнее природы. Ничего хорошего не будет.
Повторимся: при опускании диафрагмы возникает глубокое дыхание, весь воздух остается в нижних отделах дыхательной системы, в бронхах и трахее гладкая мускулатура не работает, и хорошего звука быть не может. Поэтому о глубоком дыхании надо забыть навсегда.
В чем польза малого дыхания
На языке физиологии
Поджимаем живот и делаем короткий вдох носом (малое дыхание) (как будто принюхиваемся). Это простое действие вызывает следующие последствия: диафрагма стремится вверх и становится в вертикальное положение. Этим самым уменьшается воздушное пространство в бронхах, и вызывается повышенное оптимальное давление в них. Этот воздух мельчайшими порциями выталкивается с усилиями в тысячные доли грамма гладкой мускулатурой бронхов и за счет медленного продвижения струи воздуха по бронхам и трахее в них возникают вихревые, турбулентные процессы. Этот озвученный воздух попадает в гортань, а оттуда сквозь голосовые связки наружу. Таков механизм порождения феноменальных акустических свойств голоса. Главное приучить себя к мысли, что малое дыхание все само делает (гладкая мускулатура бронхов – это невидимые, неслышимые, неощущаемые работники – самое большое чудо в природе) и вмешиваться в этот процесс не надо.
Любопытно, что сама трахея по форме и объему напоминает бутылку. Теперь понятен скрытый смысл притчи о джине в бутылке. Это наш голос, обладающий феноменальными свойствами.
На языке психологии
Мы родились с феноменальным голосом, так как голос на прямую, без посредников (физических усилий) связан с психикой от рождения. Напомню, что при рождении произвольная мускулатура еще созрела и работает гладкая мускулатура. По мере созревания произвольной мускулатуры она все более и более берет на себя несвойственную ей функцию подключаться к голосообразованию и вытесняет из этого процесса гладкую мускулатуру. В психике постепенно устанавливается механическая модель голосообразования (больше силы –
больше звука). В результате голос теряет все свои феноменальные свойства.
Образно выражаясь, произвольная мускулатура становится посредником, отбирающим у нас 98% богатства нашего голоса. Чтобы вернуть феноменальные свойства нашего голоса, надо убрать все напряжения дыхательной системы. Это достигается в первую очередь поджатием живота и малым дыханием. Затем с помощью простых упражнений вырабатывается стойкий навык (выработка новой модели в психике) поджатия живота, открытие «второго рта» с расслаблением мышц артикуляционной системы. Эти навыки, установленные на разных уровнях голосообразования (от простых звуков до речи и пения) и приводят к феноменальным результатам.
Образно выражаясь, произвольная мускулатура становится посредником, отбирающим у нас 98% богатства нашего голоса. Чтобы вернуть феноменальные свойства нашего голоса, надо убрать все напряжения дыхательной системы. Это достигается в первую очередь поджатием живота и малым дыханием. Затем с помощью простых упражнений вырабатывается стойкий навык (выработка новой модели в психике) поджатия живота, открытие «второго рта» с расслаблением мышц артикуляционной системы. Эти навыки, установленные на разных уровнях голосообразования (от простых звуков до речи и пения) и приводят к феноменальным результатам.на разных уровнях ух главных приемов + открытие "войства.
цию подключаться к голосообразованию.