Распространенность флюороза среда населения, употребляющих воду с различным уровнем концентрации фтора
Среднегодовой уровень концентрации фтора в питьевой воде | Число пораженных флюорозом, (%) | Порядковый номер | Разность рангов | Квадрат разности рангов | |
x | y | x1 | y1 | d | d2 |
Малый | 3,4 | -1 | |||
Оптимальный | 3,0 | +1 | |||
Повышенный | 6,5 | ||||
Условно-допустимый | 18,0 | 4,5 | -0,5 | 0,25 | |
Недопустимый | 18,0 | 4,5 | +0,5 | 0,25 | |
(связь сильная и прямая);
Последовательность расчета коэффициента ранговой корреляции:
1. Составить ряды из парных признаков (х и у).
2. Каждую величину признака заменить ранговым (порядковым) номером – х1 и у1. (В тех случаях, когда имеется несколько одинаковых по величине чисел, порядковый номер обозначают средним числом из суммы очередных порядковых их номеров).
3. Определить разность рангов d=x1-y1.
4. Возвести в квадрат разность рангов – d2.
5. Получить сумму квадратов разности
6. Определить ρ по формуле.
7. Определить направление и силу связи по схеме.
8. Сделать вывод.
Между уровнем концентрации фтора в питьевой воде и числом лиц, пораженных флюорозом, наблюдается прямая и сильная связь.
Вывод: С увеличением концентрации фтора в питьевой воде увеличивается число пораженных флюорозом.
Рассмотренный нами коэффициент корреляции указывает лишь на направление и силу связи двух переменных величин, но не дает возможности судить о том, как количественно меняется величина признака по мере изменения другой величины. Ответ на этот вопрос позволяет получать применение метода регрессии.
Регрессия - функция, позволяющая по величине одного корреляционно связанного признака определить средние величины другого признака.
С помощью регрессии ставится задача выяснить, как количественно меняется одна величина при изменении другой величины на единицу. Для определения размера этого изменения применяется специальный коэффициент - коэффициент регрессии.
Коэффициент регрессии Rу/х - абсолютная величина, на которую в среднем изменяется признак при изменении другого признака на единицу.
Формула коэффициента регрессии:
где Ry/x – коэффициент регрессии, rху – коэффициент корреляции, sх и sх – средние квадратические отклонения ряда х и ряда y.
Проследим вычисление коэффициента регрессии на примере. Необходимоопределить массу по росту у 9-летнихдевочек.Обозначим через у их массу и через х – их рост. Известно, что сигма роста девочек этого возраста , сигма массы , коэффициент корреляции роста и массы равен rху =+0,6. Коэффициент регрессии по росту равен:
Вывод: при увеличении среднего роста 9-летних девочек на 1 см, средняя масса их увеличивается на 0,43 кг.
Перечень задач для самостоятельной работы
Задача 1.Определить направление и силу связи между уровнем полученного дохода и заболеваемостью с временной утратой трудоспособности на 100 работающих.
Уровень дохода на 1 члена семьи (в руб.) | Число случаев нетрудоспособности |
Более 100000 | 64,9 |
71000 - 100000 | 88,7 |
51000 - 70000 | 90,7 |
50000 и меньше | 90,6 |
Задача 2. Определить направление и силу связи между временем, которое затрачивают студенты на сон, и днем недели.
Дни недели | Время на сон |
Понедельник | 6 час. 54 мин. |
Вторник | 6 55 |
Среда | 7 4 |
Четверг | 7 15 |
Пятница | 7 09 |
Суббота | 7 20 |
Воскресенье | 8 19 |
Задача 3. Определить направление и силу связи между показателями младенческой смертности и рождаемостью.
Рождаемость и младенческая смертность в Дагестане за 2001-2004 гг.
Годы | Рождаемость (на 1000 населения) | Младенческая смертность (на 1000 родившихся) |
25,3 | 22,1 | |
23,6 | 21,3 | |
20,4 | 21,5 | |
20,5 | 18,8 |
Задача 4. Определить направление и силу связи между показателями младенческой смертности и рождаемостью в России 2001-2004 гг.
Годы | Рождаемость (на 1000 населения) | Младенческая смертность (на 1000 родившихся) |
12,1 | 17,8 | |
10,7 | 13,0 | |
9,4 | 24,0 | |
7,7 | 18,6 |
Задача 5. Определить направление и силу связи между заболеваемостью сыпным тифом и перенаселенностью квартир.
Районы | Среднее число детей, проживающих в 1 комнате | Заболеваемость сыпным тифом (на 100000 населения) |
1,5 | 44,1 | |
1,7 | 69,8 | |
3,4 | 84,5 | |
2,8 | 118,9 | |
3,9 | 139,4 |
Задача 6. Определить коэффициент регрессии – Ry/x веса 7-летних девочек по их росту, если сигма роста девочек этого возраста равна ± 3,4, сигма веса равна ± 2,6; коэффициент корреляции роста и веса равна ± 0,6.
Контрольные вопросы
1. Что такое корреляционная связь, типы связей, привести примеры.
2. Дайте определение, что такое прямая и обратная связь? Приведите примеры.
3. Степень сопряженности между признаками, привести примеры.
4. Методика расчета коэффициентов корреляции по методу рангов и квадратов.
5. В каких пределах колеблется коэффициент корреляции?
6. В каких случаях в практике врача применяется метод корреляции?
7. Что такое регрессия? Методика расчета, привести пример.