Методика анализа показателей физического развития
Физическое развитие является одним из важнейших признаков, определяющих уровень здоровья населения. Однако показатели физического развития не являются обязательными для официального статистического анализа и не отражаются в отчетности, что не позволяет повсеместно и постоянно следить за уровнем и динамикой физического развития отдельных групп населения по всей республике.
Наблюдение за физическим развитием начинается с момента рождения ребенка - в родильном доме, в дальнейшем оно осуществляется в детской поликлинике, в яслях, в детских садах, школах.
Под физическим развитием следует понимать комплекс морфологических и функциональных свойств организма, определяющих массу, плотность, форму тела, структурно-механические качества, выражающихся запасом его физических сил.
На уровень физического развития влияет комплекс социально-биологических, медико-социальных, организационных, природно-климатических факторов. Имеют место различия в физическом развитии населения, проживавшего в различных экономико-географических зонах, лиц разных национальностей.
Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается и, наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствует повышению уровня физического развития.
Основными признаками физического развития являются:
1. Антропометрические, т.е. основанные на измерении размеров тела и скелета человека и включающие:
а) соматометрические – размеры тела и его частей;
б) остеометрические – размеры скелета и его частей;
в) краниометрические – размеры черепа.
2. Антропоскопические, основанные на описании тела в целом и отдельных его частей. К антропоскопическим признакам относятся: развитие жирового слоя, мускулатуры, форма грудной клетки, спины, живота, ног, пигментация, волосяной покров, вторичные половые признаки и т.д.
3. Физиометрические признаки, т.е. признаки, определяющиеся с помощью специальных физических приборов. В частности, к ним относятся: жизненная емкость легких (измеряется с помощью спирометра), мышечная сила кистей рук (измеряется с помощью динамометра) и т. д.
Оценка физического развития имеет важное значение для многих областей медицины. Клинико-диагностическое значение оценки физического развития нашло свое место в так называемой конституциональной диагностике, т.е. определение конституциональной предрасположенности и конституциональных особенностей течения заболевания. Показатели физического развития используются для выявления антропометрических маркеров (признаков) риска ряда заболеваний и патологических состояний. В акушерстве измерение таза женщины позволяет определить тактику ведения родов.
Антропометрические показатели используются для контроля за физическим развитием детей и оценки эффективности производимых оздоровительных мероприятий. Они необходимы для определения режима жизни и физической нагрузки ребенка.
Оценка биологического возраста важна для определения школьной зрелости, спортивных возможностей ребенка, используется в судебно-медицинской практике.
В гигиене показатели физического развития необходимы для стандартизации одежды, обуви, мебели, рационального устройства рабочих мест и т.д.
В военной медицине показатели физического развития помогают определить годность к военной службе и роду войск.
Физическое развитие имеет важное медико-социальное значение. Уровень физического развития населения во многом говорит о социальном благополучии в обществе.
Нарушения физического развития могут свидетельствовать о неблагоприятных условиях и образе жизни ребенка и должны являться одним из критериев для определения уровня социального риска семьи, выделения социально неблагополучных семей, требующих мер медико-социального воздействия.
Изучение физического развития включают в себя:
1) изучение физического развития и его закономерность в различных возрастно-половых группах населения и сдвигов за определенные промежутки времени;
2) динамическое наблюдение за физическим развитием и здоровьем в одних и тех же коллективах;
3) разработку региональных возрастно-половых стандартов для индивидуальной и групповой оценки физического развития детей;
4) оценку эффективности оздоровительных мероприятий.
В зависимости от цели исследования, программы оценки физического развития варьируют в широких пределах – от оценки массы, длины тела и окружности груди до анализа 60 измерительных и описательных признаков. Однако независимо от объема признаков для получения точных результатов необходимо соблюдать ряд стандартных условий, а именно: оценка должна проводиться в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, использовании унифицированной методики и техники измерения.
Антропометрия проводится с помощью специальных инструментов: антропометра, ростомера, сантиметровой ленты, толстотных и скользящих циркулей, циркулей - капилляров и т.д. Для антропоскопии используются шкалы, муляжи, схемы.
Для изучения анализа, и оценки физического развития применяются генерализирующий и индивидуализирующий методы наблюдения.
Генерализирующий метод представляет собой наблюдение за определенной, достаточно большой группой детей, в которой индивидуальные антропометрические данные суммируются и при обработке получают средние данные физического развития на определенный момент, характеризующие данную группу.
Индивидуализирующий метод представляет собой тип «продольного» длительного наблюдения за развитием каждого отдельного ребенка.
Для получения средних показателей физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых людей различного возраста и пола. Полученные средние показатели являются стандартами физического развития соответствующих групп населения.
Чтобы полученные средние данные физического развития были приняты за стандарт, они должны отвечать следующим требованиям:
- быть региональными;
- разрабатываться на достаточно большой группе (не менее 100 детей);
- из группы наблюдения должны быть исключены все случаи неоднородности (больные дети из разных совокупностей с «выскакивающими» данными, страдающие рахитом, эндокринными заболеваниями, с отклонениями в осанке);
- должна применяться общепринятая единая методика обследования, измерения, обработки и анализа данных.
Общепринятых стандартов физического развития не существует. Различные условия жизни в разных климато-географических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия обуславливают разный уровень физического развития населения. В соответствии с этим определяются местные или региональные стандарты физического развития. Местные стандарты должны уточняться примерно через 5 лет в связи с постоянно меняющимися условиями и образом жизни.
Оценка физического развития индивидуума осуществляется путем сравнения его показателей со стандартами и определения степени отклонения от средних величин.
Материалы антропометрических исследований подвергаются статистической обработке методом вариационной статистики с составлением вариационных рядов, корреляционных решеток для результативных признаков (длина, масса тела и т.д.).
Оценка антропометрических показателей производится путем сигмальных отклонений, центильным методом, по оценочным таблицам регрессии массы тела на длину внутри узкой возрастно-половой группы, по приросту показателей у различных возрастных периодов.
Результаты антропометрических измерений оцениваются по методу сигмальных отклонений следующим образом:
Среднее развитие | - М ± 1s | |
Выше среднего | - от М+1s | до М+2s |
Высокое | - от М+2s | до М + 3s |
Ниже среднего | - от М – 1s | до М – 2s |
Низкое | - от М – 2s | до М – 3s |
В таблице 1 для примера приведены показатели физического развития детей – школьников в Дагестане.
Таблица 1
Таблица для оценки физического развития детей школьного возраста равнинной зоны Дагестана ( 1971 г.)*
Границы сигмальных отклонений | Мальчики 7 лет | Девочки 7 лет | ||||
Рост в см. | По росту | Рост в см | По росту | |||
Вес в кг | Окружность грудной клетки | Вес в кг | Окружность грудной клетки | |||
Низкие от М -2s и ниже | 18,2 18,5 | 56.3 56.6 | 17.0 17.4 | 55.9 56.0 | ||
Ниже среднего ст. М- 1s до М- 2s | 18,9 19,2 19,6 19,9 30,3 | 56.9 57.1 57.4 57.7 58,0 | 17.8 18.1 18.5 18.9 19,3 | 56.2 56.3 56.5 56.6 56,8 | ||
Средние М – 1s М – 1s | 20,6 21,0 21,8 21,6 22,0 22,5 22,7 23,0 23,4 23,8 24,1 | 58,3 58,5 58,8 59,1 59,4 59,7 59,9 60,2 60,5 60,8 61,1 | 19,6 20,0 20,4 20,6 21,2 21,5 21,9 22,3 22,7 23,1 23,4 | 56,9 57,1 57,2 57,1 57,5 57,7 57,8 58,0 58,1 58,3 58,4 | ||
Выше среднего От М + 1s До М + 2s | 24,3 24,8 25,2 25,5 | 61,3 61,6 61,9 62,2 | 23,3 24,2 24,6 25,0 25,3 | 58,6 58,7 58,9 59,0 59,2 | ||
Высокие От М + 2s И выше | 25,9 26,2 26,6 | 62,5 62,7 63,0 | 25,7 26,1 26,5 | 59,3 59,5 59,6 | ||
М=118,84 | М=22,62 | М=59,62 | М=188,38 | М=21,70 | М=57,74 | |
s =4,2 | sR =1,50 | sR =1,98 | s=4,94 | sR =1,54 | sR =1,92 | |
Ry/x = 0,35 | Ry/x = 0,28 | Ry/x = 0,38 | Ry/x = 0,15 |
Таблица 2