Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова

Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова,

М.А. Багишева

Основы медицинской статистики

Махачкала 2011

Дагестанская государственная медицинская академия

кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова, М.А. Багишева

Основы медицинской статистики

Учебное пособие

Махачкала 2011 г.

Р.С. Гаджиев, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РД, заслуженный врач РФ.

А.А. Сидалиева, кандидат медицинских наук, доцент, заслуженный работник народного образования РД.

З.Н. Айвазова, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения.

М.А. Багишева, ассистент кафедры общественного здоровья и

здравоохранения.

Учебное пособиепредназначено для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов медицинской академии.

Рекомендовано к изданию центральным координационным методическим советом Дагестанской государственой медицинской академии в качестве учебного пособия (протокол № 9 от 19. 05.2006г.).

Рецензент – Мадиев Н.М., доцент, кандидат медицинских наук.

Введение

Статистика – самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной. Она устанавливает размеры и количественные соотношения явлений общественной жизни в конкретных исторических условиях места и времени, а также проявляющиеся в их изменениях закономерности.

В зависимости от того, какую сторону явлений общественной жизни изучает данная отрасль статистики,она получает специальное название. Так существуют промышленная, сельскохозяйственная, коммунальная, судебная статистика и др.

Статистика, изучающая вопросы, связанные с медициной, гигиеной и общественным здравоохранением, носит название санитарной статистики.

Санитарная статистика рассматривает человека как социальное существо, а все явления человеческой жизни как социально обусловленные.

Нет таких процессов в организме человека, которые не подвергались бы воздействию социальной среды. Это относится не только к заболеваемости и смертности, при изучении размеров и причин которых особенно наглядно выявляется зависимость биологических процессов (болезнь, смерть) от социальной среды, но и ко всем реакциям, которые возникают в человеческом организме под влиянием положительных или отрицательных факторов окружающей среды, ибо нет такой «среды» для человека, которая не была бы социально обусловленной.

Проводимое иногда механическое разделение социальных и природных (воздух, вода, почва и т.п.) факторов, влияющих на здоровье человека, не может считаться правомерным, поскольку все так называемые природные факторы, подвергаясь воздействию общественной человеческой деятельности, перестают быть чисто природными и становятся социально обусловленными.

Учение И.П. Павлова о единстве организма и внешней среды подкрепляет высказанные положения, так как для человека нет иной среды, кроме социальной.

Санитарная статистика делится на два основных раздела: статистика здоровья населения и статистика здравоохранения.

В статистику здоровья включаются:

- изучение здоровья населения в целом и его основных групп путем собирания и исследования статистических данных о численности и составе населения, его воспроизводстве, или иначе, естественном движении (рождаемость, смертность), физическом развитии, распространенности различных заболеваний, продолжительности жизни и прочее;

- выявление и установление связи заболеваемости и смертности населения с различными факторами окружающей среды. Знание этих связей необходимо для разработки соответствующих оздоровительных мероприятий.

В статистику здравоохранения входит:

- собирание и изучение числовых данных о сети лечебно-профилактических и санитарных учреждений, их деятельности и кадрах для планирования профилактических и лечебных мероприятий, для контроля за выполнением планов развития сети и деятельности учреждений здравоохранения и для оценки качества работы отдельных медицинских учреждений и их групп, подытоживание и оценка опыта по предупреждению и лечению заболеваний.

В практической деятельности врач анализирует здоровье населения по основным показателям:

1. показатели заболеваемости;

2. демографические показатели;

3. показатели инвалидности;

4. показатели физического развития.

Факторы, влияющие на здоровье населения:

1.Социально- экономические факторы (условия труда, быта, характер питания, миграция населения, культурный и образовательный уровень и.т.д.);

2.Социально-биологические факторы (пол, возраст, конституция человека, наследственность и.т.д.);

3.Природно - климатические факторы (климат, рельеф, природные ресурсы и др .);

4. Медицинские факторы (качество и доступность медицинской помощи, материально техническая оснащенность медицинских учреждений, уровень внедрения достижений медицинской науки, техники и передового опыта в практику, медицинская активность населения и другие).

Основным методом изучения здоровья населения является статистический метод, который позволяет объективно оценивать изменения в состоянии здоровья населения, и определить эфективность деятельности медицинских учреждений.

Относительные величины

Для характеристики изучаемой совокупности по качественным признакам используются относительные величины.

Относительные величины весьма распространены и постоянно применяются в медицине и здравоохранении.Они необходимы для сравнения и сопоставления одной совокупности с другой. Однако, это не значит, что абсолютные величины вообще не применяются при анализе. Абсолютные величины сами по себе несут важную информацию о размере того или иного явления: количестве больных, родившихся, умерших, числе коек в стационаре.

Однако, в значительной части случаев, абсолютные величины оказываются мало пригодными для сравнения их с другими величинами, характеризующими исследуемое либо аналогичное ему явление. Они нужны только как промежуточная стадия для получения относительных показателей.

Необходимость этого делается ясной из следующего примера:

В городе А. умерло 3880 человек, а в городе Б. – 2187. Допустимо ли из этого сделать вывод о том, что в городе А смертность была больше , чем в городе Б? Оказывается нельзя. Абсолютное количество умерших определяется не только интенсивностью смертности, но и численностью населения.В городе А. было 354000 жителей, а в городе Б. – 182000. При прочих равных условиях можно ожидать, что в городе А. будет больше умерших. Чтобы определить, в каком из этих городов смертность действительно была больше, надо вычислить соотношение числа смертей в городах А и Б к численности населения в них. Сопоставляя полученные относительные величины, можно сравнить размеры смертности в этих городах. Сосчитав количество умерших, приходящихся на 1000 человек населения каждого города, устанавливаем, что в городе А. на 1000 человек умирало в среднем 10,9 человека, а в городе Б. – 12,0.

Смертность в городе Б. оказалась выше, чем в городе А., вывод – обратный тому, который напрашивался при сравнении абсолютных чисел умерших.

Чтобы сделать правильный вывод необходимо учесть различия в численности населения в двух городах, что достигается путем преобразования абсолютных величин в относительные величины.

Относительные величины рассчитываются путем отношения одной абсолютной величины к другой и полученную дробь умножают на 100 (или 1000, 10000, 100000 и т.д.). Соответственно этому относительные величины могут быть выражены в процентах (%), промилле (%о ), продецимилле (%оо.) и т.д. При этом подбор того или иного множителя связан с тем, что относительные величины целесообразно представлять в целых числах, легко воспринимающихся при анализе.

Различают следующие виды относительных величин: интенсивные, экстенсивные показатели, показатели соотношения и наглядности.

Интенсивный показатель -используется в практическом здравоохранении для определения частоты и распространенности явления в среде, определяется отношением абсолютного числа явления к абсолютному числу среды, умноженное на 100, 1000, 100000 и выражается в %, %о, %ооо.

Пример:

На начало года в республике проживало 1791500 человек, на конец года 1800000. Родилось за год 51200 человек, умерло 12800.

Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова - student2.ru Показатель рождаемости на

1000 среднегодового населения

Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова - student2.ru Показатель смертности на 1000 населения

(среднегодового)

Экстенсивный показатель - показывает, как распределяется изучаемое явление на свои составные части, как велика отдельная доля данного явления по отношению ко всей его величине (отношение части к целому), характеризует структуру, состав, удельный вес изучаемой совокупности и выражается в процентах.Примеры :

а) В Бабаюртовском районе проживало 38070 жителей. Из них в райцентре -11700, в других селах – 26370.

Удельный вес жителей, проживающих в райцентре = Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова - student2.ru

Удельный вес жителей, проживающих в других селах = Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова - student2.ru

б) В городской больнице развернуто 290 коек, из них терапевтических – 40, хирургических – 58.

Процент хирургических коек = Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова - student2.ru = 20,0%

Процент терапевтических коек = Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова - student2.ru = 13,7%

в) На 5 курсе лечебного факультета обучается 346 студентов, из них мужчин – 181, женщин – 165.

Удельный вес мужчин = Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова - student2.ru = 52,3%

Удельный вес женщин = Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова - student2.ru = 47,7%

Показатель соотношения характеризует отношение между двумя самостоятельными совокупностями, причем независимыми совокупностями не только не связанными друг с другом, но и не продуцирующими одна другую. Показателями соотношения являются показатели обеспеченности населения врачами, койками, медсестрами и рассчитываются на 1000, 10000 населения и широко используются в планировании здравоохранения.

Пример:

В Тляратинском районе численность населения составляла 13800 человек, число коек в больницах -125.

Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова - student2.ru

Показатель обеспеченности койками

на 10000 населения района

Пример:

В Новолакском районе численность населения составляла 11500 человек, число врачей -16

Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова - student2.ru

Показатель обеспеченности врачами

на 10000 населения района

Показатель наглядности – указывает на сколько процентов или во сколько раз произошло увеличение или уменьшение сравниваемых однородных величин, одна из которых принимается за 100, остальные рассчитываются относительно этой величины.

Смертность на 1000 населения в Республике Дагестан по городам составляла:

Махачкала - 5,4

Дербент - 5,5

Буйнакск - 6,4

Хасавюрт - 5,0

Каспийск - 5,4

Кизляр - 8,9

Кизилюрт - 3,8

Избербаш - 5,7

Показатель смертности в г. Махачкале принимаем за 100%, то в г. Дербенте показатель наглядности равен:

Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова - student2.ru = 101,9%.

Буйнакске = Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова - student2.ru = 118,5 % ;

Хасавюрте = Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова - student2.ru = 92,6 % ;

Каспийске = Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова - student2.ru = 100 % ;

Кизляре = Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова - student2.ru = 164,8 % ;

Кизилюрте = Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова - student2.ru = 70,4 % ;

Избербаше = Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова - student2.ru = 105,5 %.

Перечень задач для самостоятельной работы

Задача 1.

В сельском районе :

Численность населения - 8900 чел.

Число родившихся - 236 чел.

Число умерших - 74 чел.

Число врачей - 17 чел.

Число коек всего - 95, в том числе:

терапевтических - 30

хирургических - 25

акуш.гинекологических - 20

Рассчитать показатели : интенсивные, экстенсивные, соотношения и наглядности.

Задача 2.

В сельском районе :

Численность населения - 31700 чел.

Число родившихся - 828 чел.

Число умерших - 197 чел.

Число врачей - 52 чел.

Число коек всего - 310, в том числе:

терапевтических - 80

хирургических - 60

акуш.гинекологических - 50

другие - 120

Рассчитать показатели : интенсивные, экстенсивные, соотношения и наглядности.

Задача 3.Численность населения Дагестана составляла 1767900, в том числе сельских жителей – 990.200, городских – 762800. Число родившихся – 50408 чел., число умерших – 12472 чел. Число коек – 20875, число врачей – 6465.

В 1993г. численность населения составляла – 1704,2 тыс.

В 1994г. численность населения составляла – 1719,1 тыс.

В 1995г. численность населения составляла – 1736,3тыс.

В 2004г. численность населения составляла – 2062,7 тыс.

Рассчитать показатели : интенсивные, экстенсивные, соотношения и наглядности.

Задача 4.Численность населения Дагестана составляла – 1767900, число умерших – 12472 чел., в том числе:

от болезней системы кровообращения - 5388 чел.

от болезней органов дыхания - 1792 чел.

новообразований - 1358 чел.

несчастных случаев - 1005 чел.

инфекционных и параз. болезней - 961 чел.

прочих заболеваний - 1962 чел.

число врачей – 6465, средних медработников – 15739.

Рассчитать показатели : интенсивные, экстенсивные, соотношения и наглядности.

Задача 5.В г. Махачкале численность населения составляла 339700 чел., из них детей до 14 лет – 101900. Родилось за год – 7479, умерло – 1816. Число врачей – 3153.

Младенческая смертность ( на 1000 родившихся) составляла:

в 1985 г. - 28,1

1990 г. - 23,1

1995 г. - 21,8

2001 г. - 22,1

2004 г. - 18,8

Рассчитать показатели : интенсивные, экстенсивные, соотношения и наглядности.

Задача 6.Численность населения Дагестана составляла 1767900, из них детей до 14 лет 530370. Родилось за год – 50408, умерло – 12472 чел. Число умерших от травм – 1005, в том числе в возрасте от 0 до 14 лет – 342

от 15 до 49 лет – 412

от 50 лет и старше - 251

Число врачей в Дагестане – 6465, число коек – 20875.

Рассчитать показатели: интенсивные, экстенсивные, соотношения и наглядности.

Задача 7.Численность населения Дагестана составляла 1767900, родилось за год – 50408, умерло – 12472 чел., из них в возрасте до 1 года – 1520, в том числе от:

врожденных аномалий - 138

болезней новорожденных - 259

болезней органов дыхания - 441

инфекционных болезней - 493

несчастных случаев - 79

спазмофилии - 11

прочие - 99

Число врачей в Дагестане – 6465, число коек – 20875.

Рассчитать показатели: интенсивные, экстенсивные, соотношения и наглядности.

Задача 8.Численность населения Дагестана составляла 2062700, родилось за год – 42302, умерло – 14554 чел. Впервые вышли на инвалидность – 9821 чел. по следующим причинам:

болезней системы кровообращения - 1881

болезней костно-мышечной системы - 1040

туберкулез - 1010

психические расстройства - 1045

болезни органов чувств - 1707

травмы - 838

злокачественные новообразования - 608

прочие болезни - 1696

Число врачей в Дагестане – 6651, число коек – 17370.

Рассчитать показатели: интенсивные, экстенсивные, соотношения и наглядности.

Задача 9.В г. А численность населения составляла 53100 чел., из них детей до 14 лет – 19000. Родилось за год – 1440, умерло – 315.

Младенческая смертность ( на 1000 родившихся) составляла:

в 1985 г. - 53,3

1990 г. - 27,9

1995 г. - 21,8

2001 г. - 27,1

2004 г. - 20,3

Рассчитать показатели : интенсивные, экстенсивные, соотношения и наглядности.

Задача 10.В г. В численность населения составляла 96700 чел., из них детей до 14 лет – 29000. Родилось за год – 1839, умерло – 526 чел.,число врачей – 421..

Младенческая смертность ( на 1000 родившихся) составляла:

в 1985 г. - 75,0

1990 г. - 28,4

1995 г. - 27,9

2001 г. - 34,8

2004 г. - 19,7

Рассчитать показатели : интенсивные, экстенсивные, соотношения и наглядности.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие, что такое относительная величина? Перечислите виды статистических показателей.

2. Что такое интенсивный показатель, методика расчета. Привести пример из практической деятельности врача.

3. На что указывает экстенсивный показатель, методика вычисления, где можно применить этот показатель в практическом здравоохранении?

4. Дайте определение показателю соотношения, как вычисляется и приведите примеры.

5.Для чего используется показатель наглядности?

Приведите пример и методику расчета этого показателя.

6.Укажите какие различия в показателях интенсивности и соотношения?

Динамические ряды

В практической и научной деятельности врачу любой специальности приходится выяснять изменения, которые происходят с течением времени в состоянии здоровья человека или коллектива, в деятельности медицинских учреждений и т.д.

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо иметь ряд данных за соответствующие периоды, которые следует проанализировать. Ряд, состоящий из однородных величин, показывающих изменение явления во времени, называется динамическим (хронологическим рядом). При построении динамических рядов необходимо соблюдать обязательное требование: ряд должен состоять из однородных, сопоставимых величин.

Числа, составляющие динамический ряд, принято называть уровнями ряда. Уровни ряда могут быть представлены абсолютными числами, относительными и средними величинами.

Типы динамических рядов. В зависимости от характера уровней динамического ряда ряды могут быть простыми и сложными (производными). В простых рядах уровни ряда представлены абсолютными величинами. Простой динамический ряд может быть двух типов: интервальным и моментным. Моментный ряд состоит из величин, характеризующих размеры явления на определенные даты – моменты. Уровни моментного ряда не подлежат дроблению. Например:

Динамика коечного фонда в районе А за пять лет ( на конец каждого года).

  Годы              
  Число коек            

Интервальный ряд – ряд чисел, характеризующих какие-либо итоги за определенный интервал времени (сутки, неделя, декада, месяц, год). Например:

Динамика числа родившихся в городе Б. за 5 лет

  Годы            
Число родившихся            

Интервальный ряд в отличие от моментного можно разделить на более дробные периоды, а также можно укрупнить интервалы. Так в 1998 году число родившихся было 1120, а за квартал в городе число родившихся составило примерно в 4 раза меньше – 1120: 4= 280 детей.

Интервальные ряды представляют данные, которые накапливаются за те или иные промежутки времени.

Выбор величины периода для интервального ряда (год, месяц, неделя, день, час и т.д.) в известной мере определяется степенью изменчивости явления (смертность, заболеваемость, рождаемость и т.д.). Чем медленнее изменяется явление во времени, тем крупнее могут быть периоды наблюдения.

Сложные ряды состоят из средних величин или относительных величин.

Для анализа динамических рядов используют следующие показатели: абсолютный прирост (или убыль), темп прироста (убыли), темп роста (убыли).

Пример расчета показателей

Временная нетрудоспособность рабочих завода за 1979-1982г.г. /число дней на 100 работающих/.

  Показатели Годы Итого за 4 года
1979 1980 1981 1982
Дней нетрудоспособности 1.Абсолютный прирост 2. Темп прироста 3.Темп роста   39,8   ----- ----- -----     44,6   + 4,8 + 12,1 + 112,1   55,5   + 10,9 + 24,4 + 124,4   59,7   + 4,2 + 7,5 + 107,5   -----   + 19,9 + 50,0 + 150,0

Методика расчета:

1.Абсолютный прирост (убыль): - разность уровней данного года и предыдущего. Например,

за 1980 г. = 44,6 – 39,8 = + 4,8

за 1981 г. = 55,5 – 44,6 = + 10,9 и т.д.

2. Темп прироста (убыли): – процентное отношение абсолютного прироста к предыдущему уровню. Например:

за 1980 г. = + 4,8/39,8 х 100% = 12,1%

за 1981 г. = + 10,9/44,6 х 100% = 24,4% и т.д.

3.Темп роста (убыли): – процентное отношение последующего уровня к предыдущему уровню. Например:

за 1980 г. = 44,6/39,8 х 100% = 112,1%

за 1981 г. = 55,5/44,6 х 100% = 124,4%.

Перечень задач для самостоятельной работы

Задача 1.Рождаемость в Республике Дагестан /на 1000 населения/

1989 г. – 23,1 1992 г. – 23,6

1990 - 26,4 1993 - 20,4

1991 - 25,3

На основе приведенных данных вычислить показатели динамического ряда: 1/ абсолютная убыль; 2 /темп убыли; 3/ темп снижения и дайте оценку.

Задача 2.Смертность населения Республики Дагестан /на 1000 населения/

1989 г. – 6,9

1990 - 6,2

1991 - 6,4

1992 - 6,8

1993 - 6,8

На основе приведенных данных вычислить показатели динамического ряда: абсолютная убыль, темп убыли, темп снижения и дайте оценку.

Задача 3.Младенческая смертность а Республике Дагестан /на 1000 родившихся/

1989 г. – 21,9

1990 - 20,3

1991 - 22,1

1992 - 21,3

1993 - 21,5

На основе приведенных данных вычислить показатели динамического ряда: абсолютная убыль, темп убыли, темп снижения и дайте оценку.

Задача 4.Смертность населения России /на 1000 населения/

1990 г. – 11,2

1991 - 11,4

1992 - 12,2

1993 - 14,6

1994 - 18,3

На основе приведенных данных вычислить показатели динамического ряда: абсолютный прирост, темп прироста, темп роста и дайте оценку.

Задача 5.Рождаемость в России /на 1000 населения/

1991 г. – 12,1

1992 - 9,6

1993 - 10,7

1994 - 7,7

На основе приведенных данных вычислить показатели динамического ряда: абсолютная убыль, темп убыли, темп снижения и дайте оценку.

Задача 6.Младенческая смертность в России /на 1000 родившихся/

1990 г. – 17,3

1991 - 17,2

1993 - 18,0

1994 - 24,0

На основе приведенных данных вычислить показатели динамического ряда: абсолютный прирост, темп прироста, темп роста и дайте ему анализ.

Задача 7.Перинатальная детская смертность в Республике Дагестан

/на 1000 родившихся живыми и мертвыми/

1991 г. – 17,8

1992 - 16,7

1993 - 15,4

1994 - 14,8

На основе приведенных данных вычислить показатели динамического ряда: абсолютная убыль, темп убыли, темп снижения и дайте оценку.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие динамическому ряду.

2. Приведите примеры применения динамических рядов в практическом здравоохранении.

3. Назовите типы динамических рядов и дайте им характеристику.

4. Назовите показатели динамических рядов.

5. Дайте определение темпа роста /снижения/.

6. Дайте определение темпа прироста /убыли/.

7. Что такое абсолютный прирост /убыль\?

Рис.1 Динамика временной нетрудоспособности врачей в днях нетрудоспособности (на 100 врачей)

2. Линейная диаграмма применяется для иллюстрации частоты явления, изменяющегося во времени. Основой для построения линейной диаграммы является прямоугольная система координат, где на оси абсцисс откладывают равные по масштабу промежутки времени, а по оси ординат показатели (Рис.2). Типичными примерами линейной диаграммы являются температурная кривая, изменение уровней рождаемости, смертности и др., представленные в динамике.

Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова - student2.ru

Рис. 2. Уровни инфекционной заболеваемости в Н-ской области за 5 лет

( на 100 000 населения)

3. Радиальная диаграмма. Ею пользуются при необходимости изобразить графически динамику явления за замкнутый цикл времени (сутки, неделю, год и др.). При построении радиальной диаграммы в качестве оси абсцисс используется окружность, разделенная на одинаковое число частей, соответственно отрезком времени того или иного цикла. Осью ординат служит радиус окружности или его продолжение. За радиус принято брать среднюю величину явления, анализируемого цикла времени.

Количество радиусов соответствует интервалам времени, изучаемого цикла. На каждом радиусе делается пометка, соответствующая интервалу времени. Начало маркировки радиуса принято начинать с радиуса, соответствующего 12 час. и продолжить по часовой стрелке. Полученные точки соединить и получим замкнутую ломаную линию (Рис.3).

Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова - student2.ru

Рис.3. Сезонные (по месяцам года) колебания уровней транспортного травматизма в городе К. (римские цифры означают месяцы).

Известно, что экстенсивные показатели характеризуют структуру явления, т.е. дают представление об удельном весе части в целом. Графически они могут быть изображены секторной или внутристолбиковой диаграммой.

4. Внутристолбиковая диаграмма.Строится столбик, высота которого соответствует 100%, а составляющие части изображаются различными красками или штрихами (Рис.4).

Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова - student2.ru

Рис. 4 Структура заболеваний нервной системы и органов чувств у врачей, проживающих в городах и сельской местности Дагестана.

5. Секторная диаграмма. В секторной диаграмме окружность принимается за 100% (если экстенсивный показатель выражен в процентах) при этом один процент соответствует 3,6 градусов окружности. При помощи транспортира на окружности откладывают отрезки, соответствующие величине показателя, найденные точки на окружности соединяют с центром, отдельные секторы круга заштриховывают или закрашивают разными цветами (Рис.5).

Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова - student2.ru Рис.5. Структура первичной заболеваемости подростков (в %) в

Врачей

16-20 врачей

св. 20 врачей

Избербаш

Дербент

Рис. 6. Обеспеченность врачами населения Республики Дагестан ( на 10000 населения).

7. Картодиаграмма. Картодиаграмма представляет собой сочетание географической карты с диаграммой, чаще всего столбиковой, причем столбики различной величины (соответственно показателю) наносятся на карту и ставятся на той территории, которую они представляют.

Примерный перечень задач для самостоятельной работы

Задача 1.Структура причин смертности в России

Причины смерти Процент к итогу
Внематочная беременность Искусственный медицинский аборт Аборты, начатые вне лечебного учреждения Кровотечения Токсикоз беременности Сепсис во время родов и после родового периода Другие осложнения беременности, родов и послеродового периода 8,3 2,1   22,6 13,5 14,8   3,0   35,7  
ИТОГО: 100,0

На основании приведенных данных построить соответствующий вид диаграммы.

Задача 2.Младенческая смертность в России в 1990-1994 г.г. /на 1000 родившихся/ составила:

1990 г. – 17,4

1991 - 17,8

1992 - 18,0

1993 - 24,0

1994 - 18,6

На основании приведенных данных построить соответствующий вид диаграммы.

Задача 3.Изобразите графически распределение числа заболеваний дизентерией по месяцам года в абсолютных цифрах в Хивском районе:

Месяцы Количество заболеваний Месяцы Количество заболеваний
Январь Июль
Февраль Август
Март Сентябрь
Апрель Октябрь
Май Ноябрь
Июнь Декабрь
ИТОГО: 220

Задача 4.Частота болезней органов дыхания по РФ на 1000 населения составляла:

Среди взрослого населения - 214,5

подростков - 376,7

детей - 709,3.

На основании приведенных данных построить соответствующий вид диаграммы.

Задача 5.Распределение женщин-врачей Дагестана по специальностям

Специальность Процент к итогу
Педиатры Терапевты Акушеры-гинекологи Врачи сан.-эпиднадзора Прочие 23,6 21,4 12,3 12,1 30,6  
ИТОГО: 100,0

На основании приведенных данных построить соответствующий вид диаграммы.

Задача 6.Общая заболеваемость врачей-мужчин Дагестана /на 1000 врачей/ составила: 1157,1; врачей-женщин – 3012,4. Изобразить эти данные графически, выбрав соответствующий вид диаграммы.

Задача 7.Структура причин детской смертности в Дагестане

Причины смерти Процент к итогу
Болезни перинатального периода Врожденные пороки развития Болезни органов дыхания Инфекционные и паразитарные болезни Травмы и отравления Прочие 44,5 21,4 14,5   6,6 4,7 8,3
ИТОГО: 100,0

На основании приведенных данных построить соответствующий вид диаграммы.

Задача 8.Изобразите графически локализацию повреждений кожи у рабочих предприятий.

Локализация повреждений Процент к итогу
Ладонные и боковые поверхности пальцев Ладонь Тыл кисти и пальцев Предплечье Лицо, шея   49,2 11,7 30,2 7,0 1,9
ИТОГО: 100,0

Задача 9.Показатели рождаемости в России /на 1000 человек/ по годам составляла:

1990 - 13,4

1991 - 12,1

1992 - 10,7

1993 - 9,4

1994 - 7,7

Построить соответствующий вид диаграммы.

Контрольные вопросы

1. Для чего применяют графическое изображение?

2. Какие виды диаграмм применяются в санитарной статистике?

3. Когда применяют линейные диаграммы и какие правила построения линейных диаграмм?

4. Какие диаграммы применяются для изображения интенсивных и экстенсивных показателей?

5. Как строится радиальная диаграмма?

6. Как строится секторная диаграмма?

Средние величины

Для обобщения численных выражений, которыми характеризуется какое – либо явление и свойственные им закономерности, применяются средние величины.

Средние величины применяются:

1. Для характеристики физического развития населения (основные антропометрические измерения, динамометрия, спирометрия и др.)

2. Для характеристики качественных показателей деятельности служб здравоохранения (средняя занятость койки в году, среднее пребывание больного на койке, число посещений на одного жителя, средние сроки лечения и др.).

3. Для характеристики сан. – эпид. работы, санитарных условий местности, заселенности, среднее число жильцов в квартире, среднее количество квадратных метров на 1 человека и др.

4. В экспериментально - лабораторных исследованиях для характеристики физиологических сдвигов (температуры, числа дыхательных движений,числа сердечных сокращений, уровня артериального давления и др.).

Средняя величина определенного признака (рост, вес, окружность грудной клетки, возраст и т.д.) вычисляется из вариационного ряда, т.е. из ряда чисел, характеризующих этот признак, и отличающихся друг от друга своей величиной. Каждое числовое выражение варьирующего признака называется вариантной (V). Каждой варианте соответствует та или иная частота (р), т.е. число, указывающее как часто данный признак повторяется.

Данные исследования представляются в виде ряда вариант последовательно возрастающих или убывающих с соответствующими им частотами, которые нарастают к середине ряда.

Пример:

Вес в кг. (V) Частота признака (Р)
n = 51

Общее число случаев наблюдений из которых вариационный ряд состоит, обозначают буквой «n».

Из вариационного ряда определяется средний уровень изучаемого количественного признака, например: среднее время задержки дыхания, средний рост или вес групп и. т. д..

Средний уровень измеряют с помощью критериев, которые называются средними величинами. Под средней величиной понимают число, выражающее общую меру исследуемого признака в совокупности.

В здравоохранении чаще всего применяются три вида средних величин: мода (Мо), медиана (Ме) и средняя арефметическая (М).

Мода (Мо) – это величина признака, которая чаще других встречается в данной совокупности. В приведенном примере Мо = 22 кг.

Медиана (Ме) - это величина признака, занимающая среднее положение в вариационном ряду, она делит ряд на две равные части. В примере Ме=22 кг (совпадение с Мо).

Для вариационного ряда может быть дана сводная характеристика в виде одной величины, называемой средней арифметической, которая при достаточном числе наблюдений отражает основную закономерность изучаемого явления.

Основными способами расчета средних величин являются: средне-арифметический способ и способ моментов. Среднеарифметический способ применяется для вычисления среднеарифметической простой и средне-арифметической взвешеной.

Среднеарифметическая простая(Мпр) вычисляется из вариационного ряда, в котором число наблюдений небольшое (n < 30), частота всех вариант р=1 и выражается формулой: М=∑V/n , т.е. сумма всех вариант, деленная на число наблюдений.

Пример:

Вес в кг. (V) Частота (Р)
n= 6

Мпр = Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова - student2.ru = Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова - student2.ru = Р.С. Гаджиев, А.А. Сидалиева, З.Н. Айвазова - student2.ru = 61,5 (кг).

Среднеарифметическая взвешенная вычисляется из вариационного ряда, в котором число наблюдений небольшое (n < 30) и частота вариант р > 1.

М взв. = ∑VР/n, т.е. сумма произведений вариант на их частоту и деленная на число наблюдений.

Пример:

Масса тела 25 юношей в возрасте 18 лет.

Вес в кг. (V) Частота (Р) VP  
N= 25 ∑VР =1540

М взв = 1540/25 = 61,6 кг.

Среднеарифметическая по способу моментов –это способ применяется тогда, когда вариационный ряд состоит из большого количества наблюдений (n > 30) , а варианты – из многочисленных чисел.

Методика вычисления средней арифметической по способу моментов заключается в следующем: варианта вариационного ряда, имеющая наибольшую частоту (Мо) принимается за условную среднюю, обозначаемую М1. Затем определяется отклонение каждой из вариант от этой условной средней по формуле: d= V – M1.

Среднее отклонение членов данного в

Наши рекомендации