Четвертый критерий здоровья — уровень резистентности организма.

Резистентность — совокупность генетически детер­минированных неспецифических защитных механиз­мов, обусловливающих невосприимчивость к инфек­циям.Степень резистентности определяется по кратности острых заболеваний, перенесенных ребенком в тече­ние года. В том случае, если наблюдение было менее продолжительным, оценка резистентности проводит­ся по индексу частоты острых заболеваний (Иоз), ко­торый определяется отношением количества перене­сенных ребенком острых заболеваний к числу меся­цев наблюдений.

Оценка резистентности:

■ хорошая — кратность острых заболеваний не бо­лее 3 раз в год (Иоз 0-0,32);

■ сниженная — кратность ОРЗ 4—5 раз в год (Иоз 0,33-0,49);

■ низкая — кратность ОРЗ 6-7 раз в год (Иоз 0,5-0,6);

■ очень низкая — кратность ОРЗ 8 и более раз в год (Иоз — 0,67 и выше).

Ребенок считается часто болеющим, если он пере­носит в течение года 4 и более острых заболеваний или имеет индекс частоты ОРЗ = 0,33 и выше.

Синдром частой заболеваемости (СЧЗ) может быть транзиторным и «истинным». Для последнего харак­терны:

■выраженная отягощенность генеалогического и биологического анамнеза, определенная каче­ственная ее направленность;

■высокая кратность ОРЗ (6—7 и более раз в тече­ние года), более тяжелое и продолжительное те­чение острых заболеваний, сохраняющиеся в те­чение 2-3-х и более лет;

■наличие сопутствующих функциональных откло­нений со стороны различных органов и систем;

■быстрое формирование хронических заболеваний, в том числе и очагов инфекции.

■уровень функционального состояния организма.

Пятый критерий здоровья— уровень функциональ­ного состояния, он оценивается по данным клини­ческого осмотра, лабораторных и инструментальных исследований (ЧСС, дыханий, уровень АД, гемогло­бина крови и др.), на основании анализа поведения, а также адаптационных возможностей ребенка. Быс­трая и легкая адаптация к новым условиям социаль­ной среды свидетельствует о нормальном функцио­нальном состоянии, тяжелая, длительная — об изме­ненном.

Шестой критерий здоровья— наличие или отсут­ствие врожденных пороков развития и хронических заболеваний.

Пороки развития чаще диагностируются при рож­дении ребенка, или в первые годы его жизни. Хрони­ческие заболевания могут возникнуть сразу или фор­мироваться после перенесенных острых заболеваний. Такие дети находятся на диспансерном учете у врача-педиатра и специалистов, в зависимости от характера заболевания.

Группы здоровья детей

Группы здоровья детей.Оценив факторы риска но­ворожденного ребенка, признаки его зрелости в тече­нии адаптационного периода с учетом пограничных состояний, характер вскармливания, необходимо от­нести новорожденного к соответствующей группе здо­ровья.

Iгруппа здоровья — новорожденные, родившиеся от практически здоровых матерей, не имевших ослож­нений во время беременности и родов, с оценкой по шкале Апгар 8-10 баллов, массой тела от 3 до 4,5 кг, массо-ростовым коэффициентом 60-80, нормально про­текающим периодом адаптации, с МУПМТ не более 6-8%, находящихся на естественном вскармливании, выписанные из роддома на 5-6 сутки. Обычно таких детей 5-8%.

IIгруппа здоровья — новорожденные из групп риска по срыву адаптации и развитию заболеваний (все 5 групп риска). Таких детей 40-60%.

IIIиIV группы здоровья — новорожденные с глу­бокой незрелостью, врожденными пороками развития в стадии компенсации и субкомпенсации (около 20%):

■ недоношенные сI, II и IIIстепенью;

■ с пренатальной гипотрофией П-Ш степени;

■ с задержкой внутриутробного развития;

■ переношенные с IIIстепенью; » с асфиксией тяжелой степени; и с тяжелой родовой травмой;

■ с ГБН тяжелой формы;

■ с внутриутробными инфекциями;

■ с врожденными пороками развития;

■ с врожденной патологией обмена веществ;

■ с хромосомными болезнями и др.

Дети из III—IV групп здоровья поступают из роддо­ма под наблюдение участкового педиатра, специалис­тов узкого профиля и заведующего отделением ДП. Участковый педиатр наблюдает такого ребенка не ме­нее четырех раз в течение первого месяца жизни. В ме­сячном возрасте ребенок осматривается участковым педиатром, заведующим отделением и соответствую­щим специалистом узкого профиля с оценкой крите­риев здоровья, которыми в этом возрасте являются:

■ отсутствие заболеваний в периоде новорожденности;

■ прибавка в массе 600 г и более за месяц;

■ активный акт сосания;

■ положительные реакции на осмотр, пеленание;

■ формирование условных рефлексов на пищевой раздражитель;

■ постепенное угасание рефлексов новорожденного. Оценив критерии здоровья, участковый педиатрможет пересмотреть группу здоровья, установленную при первичном патронаже.

Vгруппа здоровья — дети с хронической патоло­гией в стадии декомпенсации (10%). Обычно эти дети из роддома поступают в стационар, где им проводится соответствующая терапия.

Выделение групп риска новорожденных и групп здоровья позволяет участковому педиатру определить круг заболеваний и состояний, которые могут ослож­нить развитие ребенка в ближайшие месяцы и наме­тить пути их профилактики.Для детей после периода новорожденности опреде­ление группы здоровья несколько отличается. Иссле­довав и оценив все критерии здоровья, педиатр даетзаключение о принадлежности ребенка к соответству­ющей группе здоровья: I, II (А, Б), III, IV, V. Для детей старше периода новорожденности группы здо­ровья имеют следующие характеристики.

Первая группа— здоровые дети, не имеющие от­клонений по всем признакам здоровья, не болеющие за период наблюдения, или имеющие незначительные единичные отклонения, которые не влияют на состоя­ние здоровья и не требуют коррекции.

Вторая группа— дети с факторами риска возник­новения патологии различных органов и систем, а так­же имеющие некоторые функциональные и морфоло­гические отклонения, измененную резистентность, у которых отсутствуют хронические заболевания; у де­тей раннего возраста выделяют II а и II б группы здо­ровья.

Группа II А(группа «риска») — здоровые дети с минимальной степенью риска формирования хрони­ческих заболеваний, т.е. с факторами риска только одного вида в онтогенезе (биологический или генеало­гический анамнез), к которым относятся:

а) в пренатальном периоде — экстрагенитальные заболевания матери, профессиональные вреднос­ти и алкоголизм родителей, острые заболевания и операционные вмешательства во время беремен­ности, возраст матери к моменту рождения ре­бенка моложе 18 и старше 30 лет, токсикозы II и I половины беременности, угроза выкидыша, кро­вотечения, повышение или понижение АД во вре­мя беременности;

б) в интранатальном периоде — быстрые, затяжные роды, длительный безводный период, инструмен­тальное ведение родов, патология плаценты ипуповины, неправильное положение плода, кро­вотечение в родах;

в) отягощенный генеалогический анамнез — в ро­дословной ребенка имеются моногенные болезни или мультифакториальные заболевания с опреде­ленной метаболической направленностью, а так­же на одного кровного родственника приходится 0,7 заболеваний.

Группа II Б (группа «высокого риска») — здоро­вые дети с факторами риска 2-го вида или одновре­менной отягощенностью факторами риска всех трех видов. К ним относят детей, родившихся от много­плодной беременности, недоношенных, переношен­ных, родившихся с большой массой тела (>4 кг), не­зрелых, с внутриутробным инфицированием; перенес­ших асфиксию, родовую травму, гемолитическую болезнь, острые тяжелые заболевания в ранний нео-натальный период, а также с рахитом I степени (на­чальный период), выраженными остаточными явле­ниями рахита; гипотрофией I степени, дефицитом или избытком массы тела I и II степени; аллергической предрасположенностью к пищевым продуктам, лекар­ственным и другим веществам; пилороспазмом без явлений гипотрофии; некоторыми врожденными ано­малиями, не требующими оперативного вмешатель­ства; расширением пупочного кольца, расхождением прямых мышц живота, недоопущением яичек в мо­шонку на 1-2-м году жизни и др.; с малым размером большого родничка при рождении; дефектами осан­ки; уплощенной стопой; функциональными измене­ниями сердечно-сосудистой системы (шумы функци­онального характера, тенденция к понижению илиповышению артериального давления, изменение рит­ма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой); с ги­пертрофией аденоидов, гипертрофией миндалин I сте­пени, искривлением носовой перегородки при отсут­ствии нарушения носового дыхания, повторными за­болеваниями бронхитами или пневмониями; частыми острыми респираторными заболеваниями; понижением содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы; тимомегалией; субкомпенсированным карие­сом (6-8 кариозных зубов), аномалией прикуса, не требующей немедленной коррекции; с отдельными невротическими реакциями, патологическими при­вычками, задержкой психического развития, косно­язычием; дисфункцией желудочно-кишечного трак­та, с миопией слабой степени; дальнозоркостью сред­ней степени, аккомодационным косоглазием без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зре­ния; с виражом туберкулиновой пробы; состоянием реконвалесценции после перенесенных острых забо­леваний с длительным нарушением общего самочув­ствия и состояния (в том числе после острой пневмо­нии, эпидемического гепатита, острых нейроинфек-ций и др.

Обычно II А или Б группа выставляется детям пер­вого года жизни.

Третья, четвертая и пятая группы — больные дети с хронической патологией, пороками развития в со­стоянии компенсации, субкомпенсации и декомпен­сации. Все дети с III, IV и V группой здоровья берутся на «Д» учет по форме № 030/у.У детей II-V групп не обязательно должны быть отклонения по всем критериям здоровья — достаточно иметь отклонения по одному или нескольким крите­риям. Группа здоровья определяется по самому тяже­лому отклонению или диагнозу. В процессе наблюде­ния за ребенком группа здоровья у него может менять­ся, в зависимости от динамики состояния здоровья.

Часто болеющие дети, а также дети, перенесшие острую пневмонию, вирусный гепатит, хотя и отно­сятся ко II группе здоровья, в период реконвалесцен-ции берутся на диспансерный учет по форме № 030/у.При наличии нескольких заболеваний оценка груп­пы здоровья производится по наиболее тяжелому из них. Разделение на группы здоровья позволяет прово­дить оценку состояния ребенка как на момент обсле­дования, так и при динамическом его контроле.

Распределение детей по группам здоровья широко исполь­зуется в педиатрии, но оно более приемлемо для одномомен­тной оценки состояния здоровья детей в коллективе. Распре­деление детей по группам здоровья очень важно для:

• характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья и численности групп;

• сравнительных сопоставлений в пространстве и времени, на разных территориях;

• оценки эффективности лечебно-профилактической рабо­ты детских медицинских учреждений и отдельных врачей;

• выявления и сравнения эффекта факторов риска, влия­ющих на коллективное здоровье детей;

• определения потребности в специализированных службах и кадрах.

Распределение детей на группы здоровья позволяет дать общую характеристику состояния здоровья детских контингентов. Принципиально важным в гигиеническом отношении яв­ляется выделение II группы, т.е. лиц, числящихся здоровыми, но имеющих те или иные функциональные отклонения, пре­пятствующие им в той или иной мере осуществлять свои со­циальные функции.

Здоровье детского населения складывается из здоровья ин­дивидуумов, но оно как совокупность обладает новыми при­знаками и качествами, которые являются предметом изу­чения как специалистов в области социальной гигиены, так и врачей по гигиене детей и подростков.

При характеристике индивидуального здоровья необходимо учитывать и определяемые им возможности удовлетворения (гармоничного) многосторонних, изменяющихся с возрастом потребностей человека. При этом физические и биологические потребности должны быть аскетически ограниченными и тре­нирующими, заставляющими максимального работать все фун­кциональные системы организма, материальные — большими и растущими, но также социально и исторически ограничен­ными, а духовные и интеллектуальные — беспредельными (Д.Д.Венедиктов).

Общественное здоровье является качественной интегративной характеристикой сбалансирован­ности роста и развития человеческой популяции с природнойсредой и ее процессами. Оно характеризует степень вероятно­сти для каждого индивида прожить максимально долгую и свободную от болезней и страданий жизнь, а также и общую популяционную жизнестойкость и возможности выживания, обороны, социально-экономического и духовного развития.

Наиболее часто в практической деятельности динамика со­стояния здоровья детского населения оценивается по заболевае­мости как объективному массовому явлению возникновения бо­лезней и распространения патологии среди различных групп населения, результату взаимодействия настоящих и предшеству­ющих поколений людей с окружающей средой, проявляюще­гося в различных формах и конкретных условиях существова­ния общества. По медико-статистическим показателям может быть выделена заболеваемость общая, инфекционная и неин­фекционная по отдельным нозологическим формам, времен­ной утрате трудоспособности, обращаемости, частоте госпи­тализации.

Детское население подлежит обязательным профилактичес­ким углубленным медицинским осмотрам, которые также по­зволяют получить данные о заболеваемости детей и подрост­ков. Для характеристики состояния здоровья детских контингентов дополнительно применяют следующие показатели.

Индекс здоровья — удельный вес детей, не болевших в те­чение года, среди всех обследованных (в процентах).

Патологическая пораженность — частота хронических забо­леваний, функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

(определение группы здоровья):

1. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов диагностировано: сутуловатая осанка.Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

2. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок.При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистовхронических заболеваний и морфо-функциональных отклоненийне выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес ОРВИ, ветряную оспу, коревую краснуху

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

3. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок.При врачебном осмотре Волкова И. с участием специалистовдиагностировано: хронический гастрит в стадии обострения. Физическое развитие соответствует возрасту, дисгармоничное за счет дефицита массы тела.Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное.За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп

а) 1-я группа

б) 2-ягруппа
в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

4. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок.При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистовхронических заболеваний и морфо-функциональных отклоненийне выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп,острую катаральную ангину

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

5. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок.При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистовхронических заболеваний не выявлено.Физическое развитие отстает от паспортного возраста, гармоничное.Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное.За год, предшествовавший обследованию, перенес пневмонию,коревую краснуху, острый катаральный отит

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

Наши рекомендации