Кафедра общей гигиены и физической культуры

Министерства здравоохранения Российской Федерации

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА

СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающих

по специальности «Педиатрия 060103»

Владикавказ, 2014 г.

Авторы:

Зав.каф., проф., д.м.н. Кусова А.Р.

АссистентХудалова Ф.К.

Рецензенты:

Бораева Т.Т. – зав.кафедрой детских болезней №1, д.м.н., доцент

Аликова З.Р. – зав.кафедрой гуманитарных, социальных и экономических наук, д.м.н., профессор

Утверждено на заседании ЦКУМС ГБОУ ВПО СОГМА

Минздрава России

___________________________

Цель занятия: изучить критерии здоровья детей,научиться оценивать биологический анамнез, нервно-психическое развитие, уровень резистентности организма и на их основе определять группу здоровья ребенка.

Студент должен знать:

1) определение понятия «здоровье», основные показатели, характеризующие здоровье детского населения;

2) критерии оценки состояния здоровья детей: особенности онтогенеза, уровень физического развития, показатели нервно-психического развития, оценка резистентности, уровень функционального состояния, наличие или отсутствие врожденных пороков развития и хронических заболеваний.

Студент должен уметь:

1) оценить биологический анамнез, нервно-психическое развитие, уровень резистентности организма;

2) определить группу здоровья ребенка периода новорожденности;

3) определить группу здоровья ребенка после периода новорожденности.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

1.Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник/В.Р. Кучма. Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2010. – 480 с.

2. Медико-биологические основы обучения и воспитания детей. Руководство для медицинских работников/ В.Р. Кучма/ Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2005. – 523 с.

Дополнительная литература:

Ø Педиатрия/ учебник/ ред. Н.П. Шабалов, СПб.: СпецЛит, 2005. – 893 с.

Ø Здоровый ребенок от рождения до 7 лет / ред. А.С. Калмыкова, Н.В.Ткачева, Л.И.Марочкина, Л.Я.Климов, Н.В.Зарытовская,О.К. Кулешова,В.Н. Шайтанова, О.С. Феодосиади– Изд. «Феникс». – Ростов-на-Дону, 2008. – 335 с.

Здоровье — один из показателей, наиболее полно определяющий специфику и структуру современного общества. Современные данные эпидемиологии здоро­вья все больше подтверждают то положение, что имен­но в детском возрасте закладываются многие пожиз­ненные свойства здоровья и состояния риска, и даже субклинические дебюты многих хронических заболе­ваний людей взрослого и пожилого возраста.

По определению ВОЗ (1986) «Здоровье — это состо­яние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физи­ческих дефектов». Здоровье человека может также рассматриваться в различных аспектах: социально-биоло­гическом, социально-политическом, экономическом, морально-этическом, психофизиологическом.

Принято выделять следующие компоненты здоровья.

Соматическое— текущее состояние органов и сис­тем организма, основу которого составляет биологи­ческая программа индивидуального развития, опосре­дованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого состав­ляют морфофункциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Это физическая активность и физическая готовность ребенка, параметры, отража­ющие физическую работоспособность и толерантность к физическим нагрузкам, общая выносливость и дви­гательная активность человека.

Психическое здоровье — состояние психической сферы, полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов. В ос­нове психического здоровья лежит полноценное разви­тие и психическое равновесие на всех этапах онтогене­за, наличие общего душевного комфорта, обеспечиваю­щее адекватную поведенческую реакцию. Психическое здоровье определяется через успешность социальной адаптации и отсутствие признаков психических забо­леваний.

Психологическое здоровье — комплекс интересов человека в жизни, свобода мысли, инициатива, увле­ченность своим делом, активность, самостоятельность, ответственность.

Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативнойсферыжизнедеятельности, основу которого определяет сис­тема ценностей, установок мотивов поведения инди­вида в обществе.

Репродуктивное здоровье— отсутствие органичес­ких расстройств, заболеваний и недостаточностей, ме­шающих осуществлению сексуальных и детородных функций.

Уровень здоровья— обобщенный (интегративный) количественный показатель, представляющий собой координату на универсальной шкале (еще окончатель­но не разработанной) всевозможных оценок здоровья от 100% (идеальное здоровье) до 0 (смертельный исход).

В донозологической диагностике такая шкала со­здавалась для оценки промежуточных состояний, пе­реходов от «здоровья» к болезни.МНИИ им. Н.А. Семашко определяет уровень здо­ровья как «естественное состояние организма, харак­теризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо заболеваний; это воз­можность оптимально выполнять адекватно возрасту биологические и социальные функции». Применительно к ребенку «уравновешенность с окружающей сре­дой» — это его рост и развитие в соответствие с возра­стом, уровень здоровья и социализации.

Существует точка зрения, что уровень здоровья в целом является мерой адаптации: чем больше адапта­ционные возможности, тем выше уровень здоровья че­ловека (В.В. Шевцов, 1995).

Другая точка зрения: уровень здоровья индивида может быть количественно охарактеризован резерва­ми энергетического, пластического и регуляторного обеспечения функций (Г.Л. Апанасенко, 1992).

Качество здоровья — это наличие некой совокуп­ности свойств организма, характеризуемой такими показателями, как благоприятная наследственность, хорошее самочувствие, трудоспособность без ограни­чений, высокая работоспособность, высокая адаптив­ность, психическая уравновешенность, коммуникабель­ность и др.

Чем выше качество здоровья, тем полнее перечень этих показателей и выше уровень каждого из показа­телей.

Оценка качества здоровья — процедура в значитель­ной мере субъективная. Преодоление этого субъекти­визма возможно только при использовании количе­ственных критериев.

Критерии здоровья

В условиях детских амбулаторно-поликлинических учреждений для организации диспансерного наблю­дения и проведения индивидуальных оздоровительных мероприятий используют комплексную оценку состо­яния здоровья детей с определением следующих кри­териев:

Первыйкритерий, обусловливающий здоровье — особенности онтогенеза (генеалогический, биологичес­кий, социальный анамнез).

Второйкритерий, определяющий здоровье — уро­вень физического развития и степень его гармонично­сти.

Третийкритерий — уровень нервно-психического развития.

Четвертыйкритерий — уровень резистентности организма.

Пятыйкритерий — уровень функционального со­стояния органов, систем и поведенческие реакции.

Шестойкритерий — наличие или отсутствие хро­нических заболеваний или врожденных пороков раз­вития.

Особенности онтогенеза (первый критерий здоро­вья)— оцениваются на основании полученных дан­ных генеалогического (семейного), биологического и социального анамнеза.

Сбор генеалогического анамнеза (ГА) проводится путем составления родословной семьи ребенка (пробанда), учитывая сведения о заболеваниях трех (луч­ше четырех) поколений, включая пробанда.Родословная должна содержать информацию о род­ственных отношениях в семье (не являются ли роди­тели родственниками), национальности, числе кров­ных родственников в каждом поколении, их возрасте, состоянии здоровья, причинах смерти.

При составлении схемы родословной необходимо придерживаться следующих правил:

■ расстояние между поколениями должно быть оди­наковым;

■ каждый член родословной должен располагаться в своем поколении;

■ линии пересечения должны обозначаться четко;

■ поколения обозначаются римскими цифрами, на­чиная с верхнего (I);

■ в каждом поколении слева направо арабскими цифрами нумеруются все члены поколения.

При употреблении символов для обозначения опре­деленных признаков к родословной обязательно при­лагается описание обозначений (легенда).

Оценка ГА проводится для:

■ выявления моногенных и хромосомных наслед­ственных заболеваний (болезнь Дауна, ФКУ, муковисцидоз, целиакия, лактазная недостаточ­ность и др.);

■ количественной оценки отягощенности ГА;

■ качественной оценки отягощенности с выявле­нием предрасположенности к тем или иным за­болеваниям.

Для количественной оценки отягощенности ГА ис­пользуют индекс отягощенности (1о), определяемый отношением общего количества хронических заболе­ваний или ВПР у кровных родственников пробанда, о которых есть сведения (А), к общему числу всех род­ственников (Б), исключая пробанда (1о = А : Б).Генеалогический анамнез считается «благополуч­ным» при числовом выражении 1о до 0,3, «условно благополучным» при 1о от 0,3 до 0,6 и «неблагополуч­ным» при 1о 0,7 и более.

При качественной оценке отягощенности ГА отме­чают однонаправленность, если в поколениях родо­словной выявлены хронические заболевания одних и тех же органов и систем и мультифакторнуюотягощенность,если в поколениях родословной выявлены хроничес­кие заболевания разных органов и систем.

Сбор биологического анамнеза

Биологический анамнез (БА) включает сведения о развитии ребенка в различные периоды онтогенеза: антенатальный период (АНП), интранатальный (ИНП), ранний неонатальный (РНП), поздний неонатальный (ПНП) и постнатальный период (ПП).

В АНП выясняют особенности течения первой и вто­рой половины беременности: гестозы, угроза выкиды­ша, многоводие, экстрагенитальные заболевания у мате­ри, профессиональные вредности у родителей, отрица­тельная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител, хирургические вмешательства, вирус­ные заболевания во время беременности, посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.

В ИНП и РНП выясняют: характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды, затяжные и др.), пособие в родах, оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.), оценку по шка­ле Апгар, крик ребенка, диагноз при рождении и вы­писке из родильного дома, срок прикладывания к гру­ди и характер лактации у матери, срок вакцинации БЦЖ, против гепатита В, время отпадения пуповины, состояние ребенка и матери при выписке из родиль­ного дома.

В ПНП продолжают оказывать влияние на ребенка перенесенные родовая травма, асфиксия, недоношен­ность, гемолитическая болезнь новорожденного, ост­рые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание, по­граничные состояния и их длительность.

В ПП имеют значение: повторные острые инфекци­онные заболевания, рахит; анемия, расстройства тро­фики тканей в виде дистрофии (гипотрофия, паратро-фия), диатезы.Сведения о БА участковый педиатр получает из выписок родильного дома, дородовых патронажей, бе­сед с родителями. Неблагоприятные факторы, влияю­щие на плод в антенатальном периоде, могут оказы­вать свое влияние на ребенка и после рождения. Кро­ме явных врожденных пороков развития, у ребенка могут отмечаться функциональные изменения со сто­роны нервной системы, желудочно-кишечного тракта и других систем, нарушение адаптации, тяжелое те­чение заболевания. Оценка этих факторов обеспечива­ет более объективную характеристику уровня здоро­вья новорожденного, ребенка грудного возраста, а так­же позволяет прогнозировать здоровье в раннем детстве.

Группы здоровья детей

Группы здоровья детей.Оценив факторы риска но­ворожденного ребенка, признаки его зрелости в тече­нии адаптационного периода с учетом пограничных состояний, характер вскармливания, необходимо от­нести новорожденного к соответствующей группе здо­ровья.

Iгруппа здоровья — новорожденные, родившиеся от практически здоровых матерей, не имевших ослож­нений во время беременности и родов, с оценкой по шкале Апгар 8-10 баллов, массой тела от 3 до 4,5 кг, массо-ростовым коэффициентом 60-80, нормально про­текающим периодом адаптации, с МУПМТ не более 6-8%, находящихся на естественном вскармливании, выписанные из роддома на 5-6 сутки. Обычно таких детей 5-8%.

IIгруппа здоровья — новорожденные из групп риска по срыву адаптации и развитию заболеваний (все 5 групп риска). Таких детей 40-60%.

IIIиIV группы здоровья — новорожденные с глу­бокой незрелостью, врожденными пороками развития в стадии компенсации и субкомпенсации (около 20%):

■ недоношенные сI, II и IIIстепенью;

■ с пренатальной гипотрофией П-Ш степени;

■ с задержкой внутриутробного развития;

■ переношенные с IIIстепенью; » с асфиксией тяжелой степени; и с тяжелой родовой травмой;

■ с ГБН тяжелой формы;

■ с внутриутробными инфекциями;

■ с врожденными пороками развития;

■ с врожденной патологией обмена веществ;

■ с хромосомными болезнями и др.

Дети из III—IV групп здоровья поступают из роддо­ма под наблюдение участкового педиатра, специалис­тов узкого профиля и заведующего отделением ДП. Участковый педиатр наблюдает такого ребенка не ме­нее четырех раз в течение первого месяца жизни. В ме­сячном возрасте ребенок осматривается участковым педиатром, заведующим отделением и соответствую­щим специалистом узкого профиля с оценкой крите­риев здоровья, которыми в этом возрасте являются:

■ отсутствие заболеваний в периоде новорожденности;

■ прибавка в массе 600 г и более за месяц;

■ активный акт сосания;

■ положительные реакции на осмотр, пеленание;

■ формирование условных рефлексов на пищевой раздражитель;

■ постепенное угасание рефлексов новорожденного. Оценив критерии здоровья, участковый педиатрможет пересмотреть группу здоровья, установленную при первичном патронаже.

Vгруппа здоровья — дети с хронической патоло­гией в стадии декомпенсации (10%). Обычно эти дети из роддома поступают в стационар, где им проводится соответствующая терапия.

Выделение групп риска новорожденных и групп здоровья позволяет участковому педиатру определить круг заболеваний и состояний, которые могут ослож­нить развитие ребенка в ближайшие месяцы и наме­тить пути их профилактики.Для детей после периода новорожденности опреде­ление группы здоровья несколько отличается. Иссле­довав и оценив все критерии здоровья, педиатр даетзаключение о принадлежности ребенка к соответству­ющей группе здоровья: I, II (А, Б), III, IV, V. Для детей старше периода новорожденности группы здо­ровья имеют следующие характеристики.

Первая группа— здоровые дети, не имеющие от­клонений по всем признакам здоровья, не болеющие за период наблюдения, или имеющие незначительные единичные отклонения, которые не влияют на состоя­ние здоровья и не требуют коррекции.

Вторая группа— дети с факторами риска возник­новения патологии различных органов и систем, а так­же имеющие некоторые функциональные и морфоло­гические отклонения, измененную резистентность, у которых отсутствуют хронические заболевания; у де­тей раннего возраста выделяют II а и II б группы здо­ровья.

Группа II А(группа «риска») — здоровые дети с минимальной степенью риска формирования хрони­ческих заболеваний, т.е. с факторами риска только одного вида в онтогенезе (биологический или генеало­гический анамнез), к которым относятся:

а) в пренатальном периоде — экстрагенитальные заболевания матери, профессиональные вреднос­ти и алкоголизм родителей, острые заболевания и операционные вмешательства во время беремен­ности, возраст матери к моменту рождения ре­бенка моложе 18 и старше 30 лет, токсикозы II и I половины беременности, угроза выкидыша, кро­вотечения, повышение или понижение АД во вре­мя беременности;

б) в интранатальном периоде — быстрые, затяжные роды, длительный безводный период, инструмен­тальное ведение родов, патология плаценты ипуповины, неправильное положение плода, кро­вотечение в родах;

в) отягощенный генеалогический анамнез — в ро­дословной ребенка имеются моногенные болезни или мультифакториальные заболевания с опреде­ленной метаболической направленностью, а так­же на одного кровного родственника приходится 0,7 заболеваний.

Группа II Б (группа «высокого риска») — здоро­вые дети с факторами риска 2-го вида или одновре­менной отягощенностью факторами риска всех трех видов. К ним относят детей, родившихся от много­плодной беременности, недоношенных, переношен­ных, родившихся с большой массой тела (>4 кг), не­зрелых, с внутриутробным инфицированием; перенес­ших асфиксию, родовую травму, гемолитическую болезнь, острые тяжелые заболевания в ранний нео-натальный период, а также с рахитом I степени (на­чальный период), выраженными остаточными явле­ниями рахита; гипотрофией I степени, дефицитом или избытком массы тела I и II степени; аллергической предрасположенностью к пищевым продуктам, лекар­ственным и другим веществам; пилороспазмом без явлений гипотрофии; некоторыми врожденными ано­малиями, не требующими оперативного вмешатель­ства; расширением пупочного кольца, расхождением прямых мышц живота, недоопущением яичек в мо­шонку на 1-2-м году жизни и др.; с малым размером большого родничка при рождении; дефектами осан­ки; уплощенной стопой; функциональными измене­ниями сердечно-сосудистой системы (шумы функци­онального характера, тенденция к понижению илиповышению артериального давления, изменение рит­ма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой); с ги­пертрофией аденоидов, гипертрофией миндалин I сте­пени, искривлением носовой перегородки при отсут­ствии нарушения носового дыхания, повторными за­болеваниями бронхитами или пневмониями; частыми острыми респираторными заболеваниями; понижением содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы; тимомегалией; субкомпенсированным карие­сом (6-8 кариозных зубов), аномалией прикуса, не требующей немедленной коррекции; с отдельными невротическими реакциями, патологическими при­вычками, задержкой психического развития, косно­язычием; дисфункцией желудочно-кишечного трак­та, с миопией слабой степени; дальнозоркостью сред­ней степени, аккомодационным косоглазием без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зре­ния; с виражом туберкулиновой пробы; состоянием реконвалесценции после перенесенных острых забо­леваний с длительным нарушением общего самочув­ствия и состояния (в том числе после острой пневмо­нии, эпидемического гепатита, острых нейроинфек-ций и др.

Обычно II А или Б группа выставляется детям пер­вого года жизни.

Третья, четвертая и пятая группы — больные дети с хронической патологией, пороками развития в со­стоянии компенсации, субкомпенсации и декомпен­сации. Все дети с III, IV и V группой здоровья берутся на «Д» учет по форме № 030/у.У детей II-V групп не обязательно должны быть отклонения по всем критериям здоровья — достаточно иметь отклонения по одному или нескольким крите­риям. Группа здоровья определяется по самому тяже­лому отклонению или диагнозу. В процессе наблюде­ния за ребенком группа здоровья у него может менять­ся, в зависимости от динамики состояния здоровья.

Часто болеющие дети, а также дети, перенесшие острую пневмонию, вирусный гепатит, хотя и отно­сятся ко II группе здоровья, в период реконвалесцен-ции берутся на диспансерный учет по форме № 030/у.При наличии нескольких заболеваний оценка груп­пы здоровья производится по наиболее тяжелому из них. Разделение на группы здоровья позволяет прово­дить оценку состояния ребенка как на момент обсле­дования, так и при динамическом его контроле.

Распределение детей по группам здоровья широко исполь­зуется в педиатрии, но оно более приемлемо для одномомен­тной оценки состояния здоровья детей в коллективе. Распре­деление детей по группам здоровья очень важно для:

• характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья и численности групп;

• сравнительных сопоставлений в пространстве и времени, на разных территориях;

• оценки эффективности лечебно-профилактической рабо­ты детских медицинских учреждений и отдельных врачей;

• выявления и сравнения эффекта факторов риска, влия­ющих на коллективное здоровье детей;

• определения потребности в специализированных службах и кадрах.

Распределение детей на группы здоровья позволяет дать общую характеристику состояния здоровья детских контингентов. Принципиально важным в гигиеническом отношении яв­ляется выделение II группы, т.е. лиц, числящихся здоровыми, но имеющих те или иные функциональные отклонения, пре­пятствующие им в той или иной мере осуществлять свои со­циальные функции.

Здоровье детского населения складывается из здоровья ин­дивидуумов, но оно как совокупность обладает новыми при­знаками и качествами, которые являются предметом изу­чения как специалистов в области социальной гигиены, так и врачей по гигиене детей и подростков.

При характеристике индивидуального здоровья необходимо учитывать и определяемые им возможности удовлетворения (гармоничного) многосторонних, изменяющихся с возрастом потребностей человека. При этом физические и биологические потребности должны быть аскетически ограниченными и тре­нирующими, заставляющими максимального работать все фун­кциональные системы организма, материальные — большими и растущими, но также социально и исторически ограничен­ными, а духовные и интеллектуальные — беспредельными (Д.Д.Венедиктов).

Общественное здоровье является качественной интегративной характеристикой сбалансирован­ности роста и развития человеческой популяции с природнойсредой и ее процессами. Оно характеризует степень вероятно­сти для каждого индивида прожить максимально долгую и свободную от болезней и страданий жизнь, а также и общую популяционную жизнестойкость и возможности выживания, обороны, социально-экономического и духовного развития.

Наиболее часто в практической деятельности динамика со­стояния здоровья детского населения оценивается по заболевае­мости как объективному массовому явлению возникновения бо­лезней и распространения патологии среди различных групп населения, результату взаимодействия настоящих и предшеству­ющих поколений людей с окружающей средой, проявляюще­гося в различных формах и конкретных условиях существова­ния общества. По медико-статистическим показателям может быть выделена заболеваемость общая, инфекционная и неин­фекционная по отдельным нозологическим формам, времен­ной утрате трудоспособности, обращаемости, частоте госпи­тализации.

Детское население подлежит обязательным профилактичес­ким углубленным медицинским осмотрам, которые также по­зволяют получить данные о заболеваемости детей и подрост­ков. Для характеристики состояния здоровья детских контингентов дополнительно применяют следующие показатели.

Индекс здоровья — удельный вес детей, не болевших в те­чение года, среди всех обследованных (в процентах).

Патологическая пораженность — частота хронических забо­леваний, функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

(определение группы здоровья):

1. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов диагностировано: сутуловатая осанка.Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

2. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок.При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистовхронических заболеваний и морфо-функциональных отклоненийне выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес ОРВИ, ветряную оспу, коревую краснуху

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

3. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок.При врачебном осмотре Волкова И. с участием специалистовдиагностировано: хронический гастрит в стадии обострения. Физическое развитие соответствует возрасту, дисгармоничное за счет дефицита массы тела.Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное.За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп

а) 1-я группа

б) 2-ягруппа
в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

4. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок.При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистовхронических заболеваний и морфо-функциональных отклоненийне выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп,острую катаральную ангину

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

5. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок.При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистовхронических заболеваний не выявлено.Физическое развитие отстает от паспортного возраста, гармоничное.Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное.За год, предшествовавший обследованию, перенес пневмонию,коревую краснуху, острый катаральный отит

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

Министерства здравоохранения Российской Федерации

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА

СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающих

по специальности «Педиатрия 060103»

Владикавказ, 2014 г.

Авторы:

Зав.каф., проф., д.м.н. Кусова А.Р.

АссистентХудалова Ф.К.

Рецензенты:

Бораева Т.Т. – зав.кафедрой детских болезней №1, д.м.н., доцент

Аликова З.Р. – зав.кафедрой гуманитарных, социальных и экономических наук, д.м.н., профессор

Наши рекомендации