Медицинское и фармацевтическое товароведение
Задача № 1
Ответ:
Процедурная сестра права. Она не имеет права пользоваться бракованными перчатками. Ошибку допустили главная и старшая медсестры, не принявшие товар по качеству. Поскольку гарантийный срок хранения перчаток хирургических не истек, необходимо образовать комиссию в составе: зав. больничной аптекой, провизор, представитель незаинтересованной организации, которые составляют Акт об установлении расхождения в количестве и качестве при приемке товара Форма АП-2, в котором отражается недостача, бой, брак и порча товара (3 экз.). На основании Акта АП-2 составляется претензионное письмо поставщику.
Задача №2
Ответ:
Старшая медсестра должна поставить в известность главную медицинскую сестру, а та зав. аптекой.. Необходимо создать комиссию в составе: зав. больничной аптекой, провизор, представитель незаинтересованной организации, которые составляют Акт об установлении расхождения в количестве и качестве при приемке товара Форма АП-2, в котором отражается недостача, бой, брак и порча товара (3 экз.). На основании Акта АП-2 составляется претензионное письмо производителю .
Задача №3
Ответ:
В данном случае имеет место производственный брак, возникший в результате несоблюдения режимов термообработки и появления межкристалитной или транскристалитной коррозии. Поскольку срок годности изделия не истек, то необходимо предъявить претензию производителю - Можайскому инструментальному заводу.
Задача №4
Ответ:
Условия хранения резиновых изделий сводятся к тому, чтобы защитить изделия от окисления кислородом воздуха и озоном, образующимся от действия ультрафиолетовых лучей. Оптимальная температура хранения 8-12°С, влажность 65% (подвальные помещения). Изделия хранят в плотно закрытых шкафах и ящиках, тонкостенные изделия припудривают тальком. Вместе с изделиями хорошо размещать в марлевых мешочках карбонат аммония, который создает как бы защитную атмосферу от углекисло-ты и аммиака. Чтобы уменьшить поступление свежих порций кислорода, помещение лучше не проветривать, а для поддержания влажности держать в помещении открытые сосуды с водой.
Помещение должно быть защищено от действия солнечного света, поэтому окна завешивают или закрашивают. Освещение только искусственное, электрическое.
Ящики и шкафы с изделиями должны быть расположены в стороне от батарей центрального отопления (не менее 1 метра), а также от печей (не менее 5 метров).
Категорически запрещается в тех же помещениях хранить бензин, кислоты, формалин, являющиеся растворителями каучука.
При хранении отдельных видов изделий рекомендуется:
• не деформировать, не перегибать, укладывать в высокие пачки;
• предпочтительнее хранить в заводской упаковке;
• резиновые трубки хранить в бунтах большого диаметра;
• грелки, пузыри для льда при хранении слегка поддуть;
• подкладную клеенку хранить в подвешенном виде на козлах.
Задача №5
Ответ:
При приеме медицинских товаров необходимо проверить:
1) наличие сертификатов соответствия на все медицинские товары (потребовать сертификат на одноразовые шприцы и бинты);
2) сроки годности на все медицинские товары (указывается в сертификате);
3) целостность тары (упаковки) на все медицинские товары (коробка с нарушенной упаковкой принимается в случае отсутствия следов воздействия внешней среды, а 2 полупустые ампулы не используются);
4) маркировку на все медицинские товары;
5) соответствие количества товара документам (установление соответствия количества получаемых товаров акту передачи).
Задача №6
Ответ:
Вскрытые флаконы с растворами для инъекций, изготовленные в аптеке и герметически укупоренные резиновыми пробками под обкатку, должны быть использованы в течение 1 суток. Инъекционные растворы во флаконах, укупоренные "под обвязку", после вскрытия используются немедленно. В данном случае нет нарушений сроков хранения и использования вскрытого флакона с раствором при наличии укупорки флакона под обкатку.
Задача №7
Ответ:
Представлены две группы инструментов: режущие (скальпели, ножницы) и зажимные (корнцанги, иглодержатели, зажимы кровоостанавливающие). Наличие темных точек на полированной или хромированной поверхности инструментов свидетельствует о коррозии металла и делает инструменты непригодными для использования, т.к. стерилизация и дезинфекция хирургических инструментов усиливает процесс коррозии. Трещины и вмятины на режущих поверхностях также делают инструмент непригодным к эксплуатации. У зажимных инструментов могут быть дефекты в виде тугого сведения или слабой фиксации зажима. Указанные дефекты относятся к числу устраняемых.
Задача №8
Ответ:
Получение медикаментов осуществляется по накладным (требованиям) с указанием полных данных на выписанные медикаменты- полное наименование лекарственного средства, размер, фасовка, лекарственная форма, дозировка, упаковка и количество. Требования выписываются в четырех экземплярах, а на лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету - в пяти экземплярах. Накладные (требования) на этиловый спирт, ядовитые и наркотические лекарственные средства выписываются отдельно на каждое наименование.
Задача №9
Ответ:
При составлении формуляра, в первую очередь, рассматривается ожидаемый результат от применения различных схем лекарственной терапии (скорость излечения, вероятность рецидивов, отсутствие побочных эффектов и т.п.) и сопоставляется со стоимостью медикаментозной терапии. Таким образом, при выборе лекарственных средств для включения в формуляр будут учитываться как доминирующие 2 потребительских свойства: эффективность и выгода (стоимость). Терапия "0+А+М" наиболее экономична, т.к. в оптимальные сроки достигается ожидаемый результат с невысокой частотой возможных рецидивов при относительно низкой стоимости полного курса лечения.
Задача № 10
Ответ:
Старшая медицинская сестра отделения не должна принимать данный товар, поскольку просрочен срок его хранения. Этот вывод она сделала на основании маркировки 74.05.01, которая указывает, что 74 - номер партии, 05 – месяц выпуска и 01 – год выпуска. Поскольку срок годности препарата – 2 года – то он истек.
Задача №11
Ответ:
Ошибка главной медицинской сестры заключается в том, что своим распоряжением о доставке новейшей дорогой установки в детскую поликлинику она, возможно, нанесла ущерб Центру профилактики. Новое оборудование, несмотря на его вес и недостаточное количество грузчиков, необходимо было разгрузить в центре профилактике для того, чтобы главная медицинская сестра совместно с экспертами (представителя фирмы) сверила инструкцию по эксплуатации с фактическим количеством комплектующих, проверила их целостность и оборудование в работе.
В данном случае этого не проводилось. Поэтому главная медицинская сестра может понести материальную ответственность за неправильное исполнение своих трудовых обязанностей, которая, в случае неисправности оборудования, выразится в полном возмещении стоимости установки.
Задача №12
Ответ:
1. Процедурная сестра права. Она не имеет права пользоваться бракованными перчатками.
2. Качество перчаток (помимо общего старения резины) проверяют после пятикратного кипячения в воде (по 15 минут с промежутками в один час) после выворачивания перчатки наизнанку путем надувания ее воздухом, перекручивания ее вокруг края манжетки с венчиком и сдавливания до полного расправления всех пальцев. Герметичность перчаток можно легко проверить при погружении надутой воздухом перчатки в воду (если пузырьки воздуха не выходят, то перчатка герметична).
3. Гарантийный срок хранения хирургических перчаток 12 месяцев.
4. Образуется комиссия в составе зав. аптекой (ст.медсестра аптеки), провизор, представитель незаинтересованной организации, которые составляют Акт об установлении расхождения в количестве и качестве при приемке товара Форма АП-2, в котором отражается недостача, бой, брак и порча товара (3 экз.). На основании Акта АП-2 составляется претензионное письмо поставщику.
Задача №13
Ответ:
Условия хранения резиновых изделий сводятся к тому, чтобы защитить изделия от окисления кислородом воздуха и озоном, образующимся от действия ультрафиолетовых лучей. Оптимальная температура хранения 8-12°С, влажность 65% (подвальные помещения). Изделия хранят в плотно закрытых шкафах и ящиках, тонкостенные изделия припудривают тальком. Вместе с изделиями хорошо размещать в марлевых мешочках карбонат аммония, который создает как бы защитную атмосферу от углекислоты и аммиака. Чтобы уменьшить поступление свежих порций кислорода, помещение лучше не проветривать, а для поддержания влажности держать в помещении открытые сосуды с водой.
Помещение должно быть защищено от действия солнечного света, поэтому окна завешивают или закрашивают. Освещение только искусственное, электрическое.
Ящики и шкафы с изделиями должны быть расположены в стороне от батарей центрального отопления (не менее 1 метра), а также от печей (не менее 5 метров).
Категорически запрещается в тех же помещениях хранить бензин, кислоты, формалин, являющиеся растворителями каучука.
При хранении отдельных видов изделий рекомендуется:
· не деформировать, не перегибать, укладывать в высокие пачки; предпочтительнее хранить в заводской упаковке;
· резиновые трубки хранить в бунтах большого диаметра;
· грелки, пузыри для льда при хранении слегка поддуть;
· подкладную клеенку хранить в подвешенном виде на козлах.
Задача №14
Ответ:
При приеме медицинских товаров необходимо проверить:
1) наличие сертификатов соответствия на все медицинские товары (потребовать сертификат на одноразовые шприцы и бинты);
2) сроки годности на все медицинские товары (указывается в сертификате);
3) целостность тары (упаковки) на все медицинские товары (коробка с нарушенной упаковкой принимается в случае отсутствия следов воздействия внешней среды, а 2 полупустые ампулы не используются);
4) маркировку на все медицинские товары;
5) соответствие количества товара документам (установление соответствия количества получаемых товаров акту передачи).
Задача №15
Ответ:
Вскрытые флаконы с растворами для инъекций, изготовленные в аптеке и герметически укупоренные резиновыми пробками под обкатку, должны быть использованы в течение 1 суток. Инъекционные растворы во флаконах, укупоренные “под обвязку”, после вскрытия используются немедленно. В данном случае нет нарушений сроков хранения и использования вскрытого флакона с раствором при наличии укупорки флакона под обкатку.
Задача №16
Ответ:
Представлены две группы инструментов: режущие (скальпели, ножницы) и зажимные (корнцанги, иглодержатели, зажимы кровоостанавливающие). Наличие темных точек на полированной или хромированной поверхности инструментов свидетельствует о коррозии металла и делает инструменты непригодными для использования, т.к. стерилизация и дезинфекция хирургических инструментов усиливает процесс коррозии. Трещины и вмятины на режущих поверхностях также делают инструмент непригодным к эксплуатации. У зажимных инструментов могут быть дефекты в виде тугого сведения или слабой фиксации зажима. Указанные дефекты относятся к числу устраняемых.
Задача №17
Ответ:
Получение медикаментов осуществляется по накладным (требованиям) с указанием полных данных на выписанные медикаменты- полное наименование лекарственного средства, размер, фасовка, лекарственная форма, дозировка, упаковка и количество. Требования выписываются в четырех экземплярах, а на лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету – в пяти экземплярах. Накладные (требования) на этиловый спирт, ядовитые и наркотические лекарственные средства выписываются отдельно на каждое наименование.
Задача №18
Ответ:
При составлении формуляра, в первую очередь, рассматривается ожидаемый результат от применения различных схем лекарственной терапии (скорость излечения, вероятность рецидивов, отсутствие побочных эффектов и т.п.) и сопоставляется со стоимостью медикаментозной терапии. Таким образом, при выборе лекарственных средств для включения в формуляр будут учитываться как доминирующие 2 потребительских свойства: эффективность и выгода (стоимость). Терапия “О+А+М” наиболее экономична, т.к. в оптимальные сроки достигается ожидаемый результат с невысокой частотой возможных рецидивов при относительно низкой стоимости полного курса лечения.
Маркетинг медицинских услуг
Задача №1
Ответ:
Юридически такой вариант получения товара невозможен. Убедить фирму привести товар до проплаты его стоимости можно следующим образом:
-заключить договор между поликлиникой и фирмой на проведение профилактических медицинских осмотров сотрудникам;
-пообещать, что работники фирмы могут пользоваться услугами врачей-специалистов с 10% скидкой стоимости медицинских услуг;
-поликлиника на своей базе может провести конференцию «Реформы сестринского' дела» для главных и старших медицинских сестер крупных ЛПУ. На эту конференцию следует пригласить сотрудников фирмы и дать им время выступить с рекламой своей продукции.
Задача №2
Ответ:
1. Факторы :
- социальные;
- технологические
- экономические
- политические
-
Задача №3
Ответ: 4
Задача №4
Ответ: 1
Задача №5
Ответ: 4
Задача №6
Ответ:
Первое медицинское учреждение использует концепцию маркетинга, второе - концепцию социально-этичного (социального) маркетинга. Отличие концепций состоит в том, что первая подразумевает взаимодействие (взаимоудовлетворение) двух субъектов - потребителя и производителя и ориентирована на получение прибыли, а во втором - трех: потребителя, производителя и общества и ориентирована на изучение нужд и удовлетворение потребностей общества в медицинских услугах.
Задача №7
Ответ:
1. Медицинское учреждение использовало механизм целевого маркетинга.
2. Целевой маркетинг - направление усилий учреждения на обслуживание одной или нескольких групп потребителей, отличающихся общностью потребностей или характеристик.
3. Основные этапы целевого маркетинга:
• Сегментирование рынка (определение принципов, которые будут положены в основу сегментирования рынка, составление профиля каждого из полученных сегментов)
• Выбор целевых сегментов рынка (оценка степени привлекательности полученных сегментов, выбор одного или нескольких целевых сегментов)
• Позиционирование товара на рынке (разработка подхода к позиционированию в каждом из целевых сегментов, разработка маркетингового комплекса для каждого'целевого сегмента).
Задача №8
Ответ:
1. Для полного анализа не хватает:
• Емкости и потенциала целевого рынка.
• Информации об основных мотивациях (цена, качество) при обращении за стоматологической помощью к конкурентам.
• Информации о реальной платежеспособности целевых потребителей.
2. Цена - денежная сумма, запрашиваемая за товар или услугу, или сумма тех ценностей, которые потребитель отдает в обмен на право обладать или использовать товар или услугу.
3. Основные методы ценообразования:
• Средние издержки + прибыль.
• Обеспечение целевой прибыли.
• Установление цены на основе ощущаемой ценности.
• На основе цен конкурентов.
Задача №9
Ответ:
1. Данная медицинская услуга находится в «упадке» (жизненный цикл товара).
2. Существуют следующие циклы товара: введение на рынок, рост, зрелость, упадок.
3. Маркетинговая цель в сложившейся ситуации: сократить расходы и получить максимально возможную прибыль из торговой марки данной услуги.
4. Следует сократить рекламу до уровня, необходимого для сохране-ния консервативных приверженцев.
Задача №10
Ответ:
1. Медицинская услуга - любое мероприятие или выгода (деятельность или благо), которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.
2. Основные отличия услуг от физических товаров:
• Неосязаемость. Ведет к увеличению степени неопределенности приобретения. Задача - увеличение степени осязаемости.
• Неотделимость от источника. Обязательное присутствие покупателя, взаимодействие поставщика и покупателя, присутствие других потребителей. Задача - управление спросом.
• Непостоянство качества. Услуга оказывается человеком (машиной) - человеку. Задача - дополнительная мотивация персонала.
• Несохраняемость. Ведет к невозможности реагирования на повышение спроса. Задача - дифференцированное ценообразование, введение дополнительной услуги (продажа дополнительного товара), введение системы резервирования, привлечение служащих, перекладывание части работы на покупателей, планирование расширения.
3. Необходимые мероприятия:
• Проведение маркетингового исследования с целью выявления потребности населения в тех или иных услугах.
• Изменение существующих услуг или создание новых с целью удовлетворения потребности.
• Обучение персонала технологиям продажи услуг.
• Мотивация персонала.
Продвижение услуг (реклама, почтовая рассылка).
Другие маркетинговые мероприятия.
Задача №11
Ответ:
Расширение рынка путем привлечения пациентов за счет снижения цены на медицинские услуги и расширение ассортимента медицинских услуг.
Задача №12
Ответ:
- Ситуационный анализ:
А) макросреды
Б) микросреды своего лечебного учреждения и конкурентов
- Маркетинговый синтез
- Стратегическое планирование
- Тактическое планирование
- Разработка концепции маркетинга предприятия
- Составление Бизнес-плана.
Задача №13
Ответ:
Многофакторное сегментирование по следующим признакам – семейное положение, возраст, уровень дохода.
Задача №14
Ответ:
1. Определить способ проведения опроса (заочный опрос методом анкетирования, интервью или дискуссия и др.).
2. Выбрать тип шкалы (номинальная - числа, символы; порядковая (ранговая ); шкала отношений; шкала интервалов.
3. Определить пути оценки экспертами изучаемых факторов (разбиение на множества, балльная оценка, вероятностная оценка, последовательный выбор, последовательное упорядочение, метод деления пополам, метод парных сравнений и др.).
4. Задаться показателями оценки (среднеарифметическая оценка, медиана индивидуальных оценок, средневзвешенная по компетентности экспертов, правило большинства, правило большинства с последующим применением метода расстановки приоритетов, метод ранга и др.).
5. Выбрать метод обработки результатов (графическая интерпретация, метод последовательного сопоставления, корректировка ранжированного ряда, нормирование, составление матриц, метод расстановки приоритетов и др.).
6. В случае анкетирования разработать анкеты для экспертов.
7. Отобрать кандидатов в эксперты из числа высококвалифицированных специалистов.
8. Определить уровень компетентности каждого из кандидатов в эксперты.
Качественный состав экспертной группы считается хорошим, если уровень компетентности находится в пределах 0,25 – 0,5.
Задача №15
Ответ: Юридически такой вариант получения товара невозможен. Убедить фирму привести товар до проплаты его стоимости можно следующим образом:
· заключить договор между поликлиникой и фирмой на проведение профилактических медицинских осмотров сотрудникам;
· пообещать, что работники фирмы могут пользоваться услугами врачей-специалистов с 10% скидкой стоимости медицинских услуг;
· поликлиника на своей базе может провести конференцию «Реформы сестринского дела» для главных и старших медицинских сестер крупных ЛПУ. На эту конференцию следует пригласить сотрудников фирмы и дать им время выступить с рекламой своей продукции.
Задача №16
Ответ: Ошибка главной медицинской сестры заключается в том, что своим распоряжением о доставке новейшей дорогой установки в детскую поликлинику она, возможно, нанесла ущерб Центру профилактики. Новое оборудование, несмотря на его вес и недостаточное количество грузчиков, необходимо было разгрузить в центре профилактике для того, чтобы главная медицинская сестра совместно с экспертами (представителя фирмы) сверила инструкцию по эксплуатации с фактическим количеством комплектующих, проверила их целостность и оборудование в работе.
В данном случае этого не проводилось. Поэтому главная медицинская сестра может понести материальную ответственность за неправильное исполнение своих трудовых обязанностей, которая в случае неисправности оборудования выразится в полном возмещении стоимости установки.
Задача №17
Ответ:
1. Факторы отдаленного влияния:
- экологическое;
- экономическое;
- политико-правовое;
- социально-культурное;
- демографические;
- технологические.
2. Факторы производственного воздействия:
- производственная структура;
- соперничество между конкурентами;
- входные и выходные барьеры;
- угроза появления товаров-заменителей;
- влияние поставщиков;
- влияние потребителей.
3. Операционное окружение:
- конкурирующая позиция;
- образ потребителя;
- рынок рабочей силы;
- интересы посредников;
- отношение поставщиков и потребителей.
Задача №18
Ответ:4
Задача №19
Ответ: 1
Задача №20
Ответ:4
Задача №21
Ответ: 1
Задача №22
Ответ:3
Задача №23
Ответ:
1. Маркетинг – социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и взаимообмена ими.
2. Первое медицинское учреждение использует концепцию маркетинга, второе – концепцию социально-этичного (социального) маркетинга. Отличие концепций состоит в том, что первая подразумевает взаимодействие (взаимоудовлетворение) двух субъектов – потребителя и производителя, а во втором – трех: потребителя, производителя и общества.
Задача №24
Ответ:
1. Медицинское учреждение использовало механизм целевого маркетинга.
2. Целевой маркетинг – направление усилий учреждения на обслуживание одной или нескольких групп потребителей, отличающихся общностью потребностей или характеристик.
3. Основные этапы целевого маркетинга:
§ Сегментирование рынка (определение принципов, которые будут положены в основу сегментирования рынка, составление профиля каждого из полученных сегментов)
§ Выбор целевых сегментов рынка (оценка степени привлекательности полученных сегментов, выбор одного или нескольких целевых сегментов)
§ Позиционирование товара на рынке (разработка подхода к позиционированию в каждом из целевых сегментов, разработка маркетингового комплекса для каждого целевого сегмента).
Задача №25
Ответ:
1. Для полного анализа не хватает:
§ Емкости и потенциала целевого рынка.
§ Информации об основных мотивациях (цена, качество) при обращении за стоматологической помощью к конкурентам.
§ Информации о реальной платежеспособности целевых потребителей.
2. Цена – денежная сумма, запрашиваемая за товар или услугу, или сумма тех ценностей, которые потребитель отдает в обмен на право обладать или использовать товар или услугу.
3. Основные методы ценообразования:
§ Средние издержки + прибыль.
§ Обеспечение целевой прибыли.
§ Установление цены на основе ощущаемой ценности.
§ На основе цен конкурентов.
Задача №26
Ответ:
1. Данная медицинская услуга находится в «упадке» (жизненный цикл товара).
2. Существуют следующие циклы товара: введение на рынок, рост, зрелость, упадок.
3. Маркетинговая цель в сложившейся ситуации: сократить расходы и получить максимально возможную прибыль из торговой марки данной услуги.
4. Следует сократить рекламу до уровня, необходимого для сохранения консервативных приверженцев.
Задача №27
Ответ:
1. Медицинская услуга – любое мероприятие или выгода (деятельность или благо), которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.
2. Основные отличия услуг от физических товаров:
§ Неосязаемость. Ведет к увеличению степени неопределенности приобретения. Задача – увеличение степени осязаемости.
§ Неотделимость от источника. Обязательное присутствие покупателя, взаимодействие поставщика и покупателя, присутствие других потребителей . Задача – управление спросом.
§ Непостоянство качества. Услуга оказывается человеком (машиной) – человеку. Задача – дополнительная мотивация персонала.
§ Несохраняемость. Ведет к невозможности реагирования на повышение спроса. Задача – дифференцированное ценообразование, введение дополнительной услуги (продажа дополнительного товара), введение системы резервирования, привлечение служащих, перекладывание части работы на покупателей, планирование расширения.
3. Необходимые мероприятия:
§ Проведение маркетингового исследования, с целью выявления потребности населения в тех или иных услугах.
§ Изменение существующих услуг или создание новых, с целью удовлетворения потребности.
§ Обучение персонала технологиям продажи услуг.
§ Мотивация персонала.
§ Продвижение услуг (реклама, почтовая рассылка).
§ Другие маркетинговые мероприятия.
Задача №28
Ответ:
Расширение рынка путем привлечения пациентов за счет снижения цены на медицинские услуги и расширение ассортимента медицинских услуг.