Менеджмент и лидерство в сестринском деле
Задача №1
Ответ:6
Задача №2
Ответ:4
Задача №3
Ответ:3
Задача №4
Ответ:3,6
Задача №5
Ответ: 2,3,4,5
Задача №6
Ответ:3
Задача №7
Ответ:Внутренние мотивы: 3,6.Внешние мотивы: 1,2,4,5.Внутренняя мотивация имеет преимущества.
Задача №8
Ответ: 3
Задача №9
Ответ: 2,3,5
Задача №10
Ответ:
1. Ввести второй уровень управления, сделав структуру управления трехуровневой в соответствии с врачебной структурой управления.
2. Создать функциональную или линейно-функциональную структуру.
Задача №11
Ответ:
Достоинства:
1. Традиционность.
2. Единство распорядительства.
3. Личная ответственность за свое отделение.
4. Простота коммуникаций.
Недостатки:
1. Несоответствие врачебной структуре управления.
2. Перегрузка главной медсестры.
3. Противоречие принципу «7±2».
4. Отсутствие вспомогательных звеньев управления по планированию, контролю и т.д.
Оптимизация за счет:
1. Введения второго уровня управления, создания трехуровневой структуры управления.
2. Создания функциональной или линейно-функциональной структуры.
Преимущества:
1. Освобождение менеджера верхнего уровня от решения многочисленных рутинных оперативных вопросов и освобождение ее для разработки стратегии.
2. Уменьшение требований к многофункциональной подготовке главных сестер.
3. Более глубокая и квалифицированная проработка управленческих решений.
Задача №12
Ответ:
Ошибки фельдшера: не диагностировал гипергликемическое состояние, не оценил тяжесть состояния больной с гнойно-воспалительным процессом (флегмоной) на фоне диабета, дезориентировал медсестру, сказав ей об алкогольном опьянении больной («опьянение» – это кетоацидоз).
Задача №13
Ответ:
Организационные ошибки главной медсестры ЛПУ:
1. Административные взыскания и выговоры сотрудникам нужно отложить на более подходящее время.
2. В результате действий главной медсестры было упущено время и «реанимационная» больная надолго была оставлена без помощи.
3. Этот случай должен быть рассмотрен на ЛКК и совете сестер. Старшие сестры и другие руководители ЛПУ должны сделать для себя выводы.
4. Непрофессионально вела себя в конфликтной ситуации.
5. Не организовано обучение старших медсестер по организации помощи экстренным больным и больным с сахарным диабетом.
Задача №14
Ответ: Тип конфликта: 2,6
Алгоритм действий главной медсестры
1. Организовать экстренную помощь больной
2. Разобрать ситуацию на Совете старших сестер
3. Поставить вопрос перед главным врачом о служебном расследовании и о наложении взыскания на виновных
4. Организовать обучение персонала по вопросам оказания экстренной помощи при ургентных состояниях
Задача №15
Ответ:этап 4 – реализация плана и этап 5 – контроль.
Задача №16
Ответ:
1.Заведующий ГДЦ – 1 уровень.
Врач-подиатр – 2 уровень.
Менеджер сестринской бригады – 3 уровень.
Патронажная медсестра – не относится к управлению, она исполнитель.
2.Линейная централизованная структура. Адекватна.
Задача №17
Ответ: Предпочтение следует отдать Ольге.
Главные качества, которыми должен обладать менеджер по маркетингу:
ü компетентность в избранной сфере, способность эффективно действовать в условиях рынка, уметь обеспечивать при любых ситуациях оптимальные результаты, развитые чувства долга и ответственности;
ü единство слова и дела, оперативность и гибкость в работе, умение самостоятельно и своевременно принимать оптимальные решения, глубокое знание человеческой психологии, умение наиболее рационально распределять функции между собой и сотрудниками, умение стратегически мыслить;
ü постоянное обновление собственных знаний.
Задача №18
Ответ:«Мозговой штурм» – все участники в неформальной обстановке высказывают любые идеи, не боясь критики. Руководитель анализирует альтернативы для выбора оптимальной.
Дельфийский метод – выработка консенсуса посредством анкетирования и обратной связи.
Номинально-групповой – каждый член группы вносит предложения, совместно обсуждают каждое, затем рейтинговое индивидуальное голосование, за основу берется предложение с наивысшим рейтингом.
Задача №19
Ответ:
Компоненты связи:
Отправитель, сообщение, канал, передача, получатель, интерпретация, обратная связь.
Отправитель (Сергей Иванович через секретаршу), сообщение (информация о встрече), электронная почта (канал) и автоответчик (который отсутствовал у Светланы), передача сообщения (отсутствие автоответчика у получателя), интерпретация, обратная связь (Светлана пришла на встречу в другое время). В данной ситуации возможны два варианта искажения сообщения: а) ошиблась секретарь; б) Светлана перепутала даты преднамеренно или не преднамеренно, однако не уточнила дату и время накануне.
Коммуникационные преграды в организации: фильтрация, различия в статусе, различия в целях подразделений, специализация труда, дефицит времени, перегрузка информационных потоков. Личностные преграды: эмоции, языковые и культурные различия, различия в восприятии, шаблоны, защитные механизмы, эффект ореола, семантика, недоверие, неправильный выбор канала связи.
Задача №20
Ответ:
1. Подготовка статистики по диабетикам – не первоочередное дело, выбрать из компьютера данные о пациентах Алине может помочь кто-то из медсестер. Однако, следует уточнить, к какому сроку должно быть выполнено это поручение. С беременной женщиной можно побеседовать самой, чтобы определиться в тактике, если присутствует акушерка, отправить к ней. Пациентов с болями в грудной клетке отправить на прием к семейному врачу. Попросить позвонить по поводу вакцинации можно регистратора, однако если телефон под рукой и Семенова окажется дома, быстрее будет сделать это самой, однако если ее не будет дома ответственность придется делегировать регистратору или техническому секретарю. По поводу потерянного направления, оптимальным будет сказать, чтобы пришел за новым, если живет не далеко и свободен, или попросить медсестру по пути занести направление. Подготовить карточки может регистратор в течение дня. С молодым человеком можно побеседовать самой или поручить это дело компетентным в этой области сотрудникам. Первоочередным делом в любом случае должна быть работа с пациентами.
2. Телефонные звонки.
Общение с коллегами.
Совещания.
Недостаток информации.
Неэффективная связь.
Недостаток обратной связи.
Отсутствие в организации четких правил, норм и процедур.
Некомпетентность коллег.
Неадекватное делопроизводство и архивирование.
Обилие документов и чтение.
3.Необходимо противостоять отвлекающим факторам. Старайтесь расставить дела по приоритетам в соответствии с ежедневным распорядком. Учитесь решительно говорить «нет», когда не можете что-то сделать в связи с нехваткой времени.
Совершенствуйте навыки телефонной связи.
Эффективно используйте время, отведенное на совещания. Заранее готовьтесь к нему, вовремя начинайте и заканчивайте совещание, следите за тем, чтобы дискуссия не выходила за рамки повестки.
Сокращайте время на работу с документами. Не накапливайте бумаги. Не возвращайтесь к каждому документу несколько раз.
Выделяйте время для работы над заданиями, требующими особой сосредоточенности.
Освободите рабочий стол от вороха бумаг.
Задача №21
Ответ:
1. Александру. Преимущества: менеджерское медицинское образование и знание языка, недостаток – отсутствие опыта и соответственно, рекомендаций. Наиболее оптимальное решение – принять на работу с испытательным сроком после интервью.
2. Недостаток: проще наработать опыт управления, чем приобрести медицинские познания, которые очень необходимы при такой работе.
3. Недостаток: пребывание иностранных специалистов очень дорого обходится иностранным компаниям. Присутствие иностранных специалистов ведет к конфликтам между ними и российским персоналом по причине разницы в зарплате. Кроме того, при работе с российскими пациентами необходимо учитывать менталитет и особенности Российской системы здравоохранения.
Задача №22
Ответ:
1. Не высказывайте критические замечания при свидетелях.
Сохраняйте ровный тон.
Найдите повод для похвалы.
Не выносите поспешных обвинений, выслушайте объяснения с другой стороны.
Признайте собственные ошибки в ситуации, расскажите об опыте собственных неудач.
Критикуйте поступки, а не способности и свойства другого человека.
Помогите найти правильное решение в сложившейся ситуации. Поддержите престиж критикуемого.
2. «…очередной глупости с Вашей стороны… Ничего серьезного поручить нельзя. … дров наломает, как в прошлый раз».
3. Критикует в присутствии других лиц и не дает высказаться критикуемой.
Критикует самого человека, а не его поступки. Не помогает найти правильное решение в ситуации.
Задача №23
Ответ:
1.Нужно. Совещание можно не созывать, если вопрос можно успешно обсудить по телефону, либо с помощью письменного сообщения; вопрос является конфиденциальным; нет достаточной информации для принятия достаточно продуманных решений; нет достаточно веской причины.
2. Наталья Петровна столкнулась с проблемой, имеющей несколько вариантов решения и необходимо, чтобы в выработке решения принял участие ряд сотрудников. Ей необходимо показать важность этого вопроса. Она хочет провести учебу и поделиться информацией. Она хочет, чтобы старшие сестры поделились своими наработками с другими. Ей необходимо скоординировать работу по разработке этих стандартов.
3. Координация. Распределение заданий. Формирование команды. Информирование команды. Изучение проблемы. Принятие решений. Утверждение рекомендаций. Мониторинг.
4. Перед проведением совещания Н.П. уместно задать себе ряд вопросов: чего она хочет добиться в результате совещания? Кто будет его участником и какова роль каждого в нем? Какова будет его повестка, и сколько времени будет обсуждаться каждый вопрос? Кто будет принимать решения во время совещания? Какие конкретные задания получат его участники? Какие материалы необходимо подготовить перед совещанием?
5. Формулирование цели совещания. Подготовка повестки дня. Определение регламента. Распределение заданий. Разрешение конфликтов. Подведение итогов дискуссии и подытоживание принятых решений.
Задача №24
Ответ:В данном случае мы рассматриваем конфликт, происходящий между личностью и группой и имеющий горизонтальную направленность. Причины данного конфликта имеют производственную основу. В данной ситуации мы видим, что полного разрешения не произошло, а произошло лишь сглаживание конфликта.
Задача №25
Ответ: 4
Задача №26
Ответ: 2
Задача №27
Ответ: 5
Задача №28
Ответ: 3
Задача №29
Ответ: 4
Задача №30
Ответ:1
Задача №31
Ответ:
Старшая медицинская сестра не смогла ответить на замечания и вопросы комиссии СЭС либо в связи с недостаточным опытом работы, либо по причине незнания санитарно-противоэпидемического режима. Главная медицинская сестра должна иметь дублера, которая заменяла бы ее в период отсутствия. Так как дублера в ЛПУ нет, то главной медицинской сестре следовало бы, уезжая в командировку, ознакомить старшую медицинскую сестру со своими обязанностями. Главный врач должен был поручить встречать комиссию опытной старшей медицинской сестре со стажем работы хотя бы 10-15 лет или медицинской сестре инфекционного кабинета.
Приехав из командировки, главной медицинской сестре следует провести семинарское занятие со старшими медицинскими сестрами и медицинскими сестрами поликлиники по теме «Соблюдение санитарно-противоэпидемического режима». Примерный перечень вопросов, которые надо обсудить: «Проблемы профилактики ВБИ»; «Общие требования к обеспечению качества больничной среды»; «Требования к отдельным видам специализированных подразделений ЛПУ (в частности, стоматология)»; «Новые средства и методы дезинфекции и стерилизации»; «Дератизация и дезинсекция в ЛПУ».
Задача №32
Ответ: В данной ситуации прослеживается конфликт между личностью (главная медицинская сестра) и группой (коллектив медицинских сестер). Причиной противоречий является вхождение в коллектив и назначение нового человека на руководящую должность.
Для того, чтобы наладить отношения и разрядить напряженную обстановку, главной медицинской сестре необходимо познакомиться со всеми медицинскими сестрами ЛПУ путем проведения собрания трудового коллектива. Она должна выяснить, чем «живут» медицинские сестры, какие проблемы их беспокоят, каковы пути выхода из них, какова атмосфера в поликлинике. Главная медицинская сестра должна проявить лучшие индивидуальные качества, обладание ответственностью, целеустремленностью, трудолюбием, инициативностью, работоспособностью, дисциплинированностью.
Так как коллектив уже слаженный и сплоченный, главной медицинской сестре не следует быстро внедрять в деятельность знания, навыки и умения, полученные на факультете ВСО. Лучше на первом этапе становления в должности спрашивать совета у сестер-лидеров, стимулируя их отношение к инновациям.
Для сохранения микроклимата, необходимого для эффективной деятельности сестринского персонала, главная медицинская сестра может провести конференцию, посвященную актуальным вопросам сестринского дела; смотры-конкурсы «Лучший по профессии», «Лучший медицинский пост», «Лучшая санитарно-просветительная стенгазета», и т.д..
Задача №33
Ответ: Главный врач должен показать личным примером важность данного мероприятия (сам выйти на субботник). У сотрудников следует повысить мотивацию к физическому труду путем морального поощрения: по окончании уборки территории провести конкурс «Лучший на субботнике» с вручением почетных грамот и объявлением благодарностей.
Так же администрации необходимо продумать вопрос об улучшении организации проведения субботника (например, музыкальное сопровождение, горячий чай, бутерброды и т.д.).
Задача №34
Ответ: Медицинской сестре стоматологического кабинета следует извиниться перед коллегами и пациентами за опоздание, быстро подготовить кабинет к приему больных. После работы медицинская сестра должна написать объяснительную записку старшей медицинской сестре.
Сестре-руководителю необходимо поступить так:
- в дальнейшем предусмотреть возникновение таких ситуаций (должен быть дублер медицинской сестры, самой встать на рабочее место);
- выяснить причину опоздания и обговорить выходы из ситуации на будущее;
- провести собрание трудового коллектива и обсудить возникшую ситуацию;
- составить план освоения медицинскими сестрами смежных профессий.
Задача №35
Ответ: Сестре-руководителю следует поступить следующим образом:
- определить тип конфликта;
- самолично выявить причины возникновения конфликта;
- выявить неформальных лидеров, чтобы воздействовать на психологический климат в целом;
- составить гибкий график работы;
- провести беседы с трудовым коллективом;
- устранить недостатки организационного характера.
Задача №36
Ответ: В решении данной ситуации тактика должна сводиться к следующему:
- успокоить и поддержать санитарку, чтобы можно было вести разговор;
- создать условия для нормальной работы санитарки в дальнейшем: упорядочить условия посещения больных, на посту обязательно должен быть кто-то из дежурных медицинских сестер;
- на вахте не пропускать посетителей в подразделение в несоответствующем виде (без второй обуви и в верхней одежде).
Задача №37
Ответ: Для решения проблемы с кадрами старшей медицинской сестре следует:
- разобраться, если 2 медицинские сестры выполняют обязанности в объеме 5 медицинских сестер, то должна быть соответствующая доплата;
- предложить работать медицинским сестрам на контрактных условиях;
- брать совместителей со стороны;
- пообещать медицинским сестрам повышение квалификации за счет ЛПУ;
- привлекать для работы в отделение студентов-практикантов из медицинских колледжей и училищ.
Задача №38
Ответ: Процедурная сестра права в данной ситуации. Сестра-руководитель должна вежливо попросить врача отложить блокаду, пока процедурный кабинет не будет стерильным, и предложить другие условия проведения блокады (например, перевязочная, малая операционная). Предложить заведующему отделением провести производственное собрание с врачами и медсестрами по соблюдению требований санэпидрежима, напомнить врачам и медсестрам свои функциональные обязанности и права, а также деонтологические требования.
Задача №39
Ответ: Сестре-руководителю для разрешения возникшего конфликта следует:
- предложить платной медицинской сестре и пациентке извиниться друг перед другом;
- успокоить пациентку, чтобы можно было вести с ней разговор;
- убедиться, что в листе назначений действительно нет назначений;
- подойти к врачу и удостовериться в отсутствии назначений;
- провести «работу» с медицинским персоналом, чтобы в дальнейшем предупредить возникновение таких ситуаций;
- обсудить с зав.отделением систему документального оформления назначений, выявить возможные недостатки и пути оптимизации взаимодействия врачебного и медсестринского персонала.
Задача №40
Ответ:
1. Средства убеждения. Этот способ предпочтителен в случае, если конфликтующая сторона готова действовать иначе в результате осознания, что изменение ситуации полезно для нее самой. Основным преимуществом этого способа является гибкость и доверительность.
2. Навязывание норм. Это институциональный подход, опирающийся на традиции, ценности и интересы общества. Главное преимущество метода заключается в возможности предсказания поведения соперников, недостаток – в отсутствии достаточной гибкости.
3. Материальное стимулирование. Обычно применяется в случае далеко зашедшего конфликта. Стимулирование позволяет создать тот минимум доверия, на основе которого вырабатывается приемлемое решение конфликта. Преимущество способа в его гибкости. Недостатком является малое практическое применение, относительная безрезультативность и слабая нормативность.
4. Использование власти. Применяется только ситуативно и только посредством негативных санкций (запугивание или фактическое применение силы). На практике применяется в сочетании с предыдущими способами.
Задача №41
Ответ:
- четкое определение требований к выполнению данной работы и функциональных обязанностей специалиста путем тщательного анализа задач и предполагаемой ответственности;
- детальное описание требуемых качеств специалиста;
- принятие решения о внутреннем или внешнем наборе кадров;
- ознакомление с полученными заявками и проведение собеседования;
- выбор кандидата на основе результатов собеседований, тестов и рекомендаций.
Задача №42
Ответ:
1. Пересмотр целей, ценностей и миссии организации. Основой является анализ нынешней задачи (миссии) учреждения и выяснение соответствия осуществляемой деятельности данной миссии.
2. Анализ окружающей (внешней) среды. Оценка информации о внешнем окружении фирмы направлена на обнаружение, как стратегических возможностей, так и угроз, проблем и других возможных препятствий для ее дальнейшего развития.
3. Определение и разработка профиля компании. Профиль компании отражает количество и качество ресурсов компании (материальные, трудовые, финансовые). На базе имеющихся в наличии и доступных ресурсов позволяет определить стратегические возможности фирмы.
4. Анализ альтернатив и выбор стратегии.
Задача №43
Ответ:
1. Создание стандартов.
2. Наблюдение изменений, прогресса или результатов.
3. Сравнение исполнения со стандартами.
4. Оценка результатов и внесение необходимых корректив.
Задача №44
Ответ:
- анализ рынка труда и управление деятельностью по отбору кадров;
- отбор, прием и адаптация работников;
- планирование служебной карьеры кадров организации, их профессионального и административного роста;
- анализ затрат и результатов труда;
- обеспечение рациональных условий труда, создание оптимального социально-психологического климата;
- разработка системы мотивации работников;
- разработка социальной политики организации, пенсионной политики;
- разрешение конфликтов.
Задача №45
Ответ:
В отчете должны содержаться:
1. Результаты проведения медсестринских манипуляций и ухода за пациентами на предмет отсутствия каких-либо осложнений.
2. Степень удовлетворения пациентов состоянием медсестринского ухода в отделении (опрашиваются выписываемые пациенты).
3. Статистические показатели деятельности персонала и отделения.
4. Учет поступления и расходования наркотических лекарств, спирта, перевязочных материалов.
5. Исходы лечения пациентов и зависимость исходов от качества медсестринского ухода.
6. Сроки лечения пациентов и причины удлинения сроков по вине медицинских сестер.
7. Сведения об инвентаризации имущества и анализ причин его порчи и утери.
Задача №46
Ответ:
Необходимо:
– направить на повышение квалификации 2 медсестер;
– коэф. обеспеченности = 3/5=0,6; (имеет место совмещение должностей);
– коэф. занятости = 5/5 = 1 (нет вакантных мест);
– провести обновление мед. оборудования, поскольку процент его износа > 100%.
Задача №47
Ответ:
1. Коэф. обеспеченности = 70/73=0,96; (имеет место совмещение должностей).
2. Коэф. занятости = 73/75 = 0,97 (имеются вакантные места).
Задача №48
Ответ:
Стиль руководства – демократический, невозможность его применения связана с отсутствием инициативы, трудовой дисциплины и общей незрелости коллектива. В данном коллективе необходимо применить авторитарный стиль. Вы должны усилить требовательность, четко ставить задачи перед подчиненными, ужесточить контроль за их деятельностью с введением жесткой системы объективных требований, необходимо также выявить неформальных лидеров.
Задача №49
Ответ:
Авторитарный стиль руководства, потому что налицо минимальный контакт с коллективом, использование своего должностного положения при навязывании своих решений коллективу без предварительного обсуждения. Руководителю необходимо прибегнуть к демократическому стилю; быть более выдержанным, стимулировать и поощрять инициативу подчиненных, вырабатывать и принимать решения при участии коллектива.