Утверждено ЦКУМС ГОУ ВПО СОГМА Росздрава

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ

ГИГИЕНА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕЙ ГИГИЕНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

ВЛАДИКАВКАЗ 2010

Составители:

· к.м.н., доцент Е.Г. Цилидас;

· ассистент Ф.К. Худалова

Рецензенты:

· Ф.У. Козырева – д.м.н., зав. кафедрой гигиены медико-профилактического факультета с эпидемиологией;

· И.Ф. Боциев – к.ф/м.н., доцент, зав. кафедрой медицинской и биологической физики

Утверждено ЦКУМС ГОУ ВПО СОГМА Росздрава

«____» _________________2010г., протокол №

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучение влияния микроклиматических факторов на организм человека, измерение микроклимата, гигиеническая оценка отдельных показателей и микроклимата в целом.

При работе к занятию студенты должны проработать следующие вопросы теории.

1. Химический состав чистого атмосферного воздуха и физиолого-гигиеническое значение его компонентов.

2. Погода, климат, микроклимат.

3. Комплексное влияние метеорологических факторов окружающей среды на организм, его оценка. Теплообмен организма с окружающей средой.

4. Гигиенические нормативы микроклимата помещений различного назначения.

5. Физические свойства воздуха, их гигиеническое значение.

После освоения темы студент должен

· знать:

- методику определения и оценку микроклимата помещений;

- определение и оценку комплексного влияния метеорологических факторов окружающей среды на организм работающих;

- методику проведения отбора проб воздуха, их анализ, определение степени загрязнения вредными веществами воздуха производственных помещений.

· уметь:

- оценить результаты исследований на соответствие гигиеническим нормативам;

- оценить результаты исследований на соответствие гигиеническим нормативам;

- использовать основные нормативные документы и информационные источники справочного характера для организации контроля за содержанием вредных веществ в воздухе.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

Лакшин А.М., Катаева В.А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник. – М.: Медицина, 2004 (Учеб. лит. для студентов мед.вузов)

Кича Д.И., Дрожжина Н.А., Фомина А.В. Общая гигиена: Учебное пособие. – М., 2009 (Руководство к лабораторным занятиям)

Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека, 2001г.

Румянцев Г.И. Гигиена XXI век, М., 2000

«Не каждый врач может быть специалистом по гигиене, но каждый (врач) может и должен усвоить гигиенический способ мышления».

Ф.Ф. Эрисман

Гигиена (от греч. – здоровый) – область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий существования, сохранению здоровья и продлению жизни.

Физические факторы воздушной среды

При гигиенической оценке воздуха необходимо учитывать его физические свойства (температуру, влажность, скорость движения, барометрическое давление, напряжение солнечной радиации, радиоактивность, электрическое состояние), а также химический состав, механические примеси (пыль, дымы), микроорганизмы. Физические свойства атмосферного воздуха связаны с климатическими особенностями региона. В жилых и общественных зданиях физические свойства воздуха более стабильны, т.к. в них поддерживается микроклимат за счет вентиляции и отопления. На промышленных предприятиях на свойства воздушной среды влияет технологический процесс. В некоторых случаях физические свойства воздуха приобретают самостоятельное значение вредного профессионального фактора, связанного с источником тепла.

Контрольно-обучающие тесты

1. Углекислый газ атмосферного воздуха участвует в:

а) возбуждение дыхательного центра;

б) теплообмене;

в) пищеварении;

г) энергетическом обмене;

д) разбавлении кислорода.

2. Погода – это:

а) совокупность метеофакторов;

б) режим климата в данной местности;

в) физическое состояние атмосферы;

г) состояние атмосферы в данном месте в определенный момент;

д) физическое и химическое состояние атмосферного воздуха.

3. Климатообразующими факторами являются:

а) географическая широта и долгота;

б) рельеф местности;

в) ионный состав местности;

г) атмосферная циркуляция;

д) характер земной поверхности в данной местности;

е) электрическое состояние атмосферы;

ж) деятельность человека.

4. Возникновение метеотропных реакций у человека связано с изменениями:

а) погодных условий;

б) климата;

в) микроклимата помещений.

5. Факторами, определяющими микроклимат, являются:

а) освещенность;

б) температура воздуха;

в) влажность воздуха;

г) скорость движения воздуха;

д) барометрическое давление.

6. Высокая температура воздуха переносится легче:

а) при высокой влажности;

б) при низкой влажности.

7. Гипотермии организма способствуют:

а) низкая температура воздуха;

б) низкая подвижность воздуха;

в) высокая подвижность воздуха;

г) низкая влажность воздуха;

д) высокая влажность воздуха.

8. Гипертермии организма способствует:

а) высокая температура;

б) низкая подвижность воздуха;

в) высокая подвижность воздуха;

г) низкая влажность;

д) высокая влажность.

9. Понятие об относительной влажности воздуха:

а) отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженное в %;

б) разность между максимальной и абсолютной влажностью;

в) упругость водяных паров, находящихся в данный момент в воздухе.

10. Биологическое действие инфракрасной части солнечного спектра:

а) вызывает нагревание кожи;

б) повышает температуру тела;

в) расширяет кожные сосуды;

г) обладает бактерицидным действием.

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ

ГИГИЕНА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕЙ ГИГИЕНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

ВЛАДИКАВКАЗ 2010

Составители:

· к.м.н., доцент Е.Г. Цилидас;

· ассистент Ф.К. Худалова

Рецензенты:

· Ф.У. Козырева – д.м.н., зав. кафедрой гигиены медико-профилактического факультета с эпидемиологией;

· И.Ф. Боциев – к.ф/м.н., доцент, зав. кафедрой медицинской и биологической физики

Утверждено ЦКУМС ГОУ ВПО СОГМА Росздрава

«____» _________________2010г., протокол №

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучение влияния микроклиматических факторов на организм человека, измерение микроклимата, гигиеническая оценка отдельных показателей и микроклимата в целом.

При работе к занятию студенты должны проработать следующие вопросы теории.

1. Химический состав чистого атмосферного воздуха и физиолого-гигиеническое значение его компонентов.

2. Погода, климат, микроклимат.

3. Комплексное влияние метеорологических факторов окружающей среды на организм, его оценка. Теплообмен организма с окружающей средой.

4. Гигиенические нормативы микроклимата помещений различного назначения.

5. Физические свойства воздуха, их гигиеническое значение.

После освоения темы студент должен

· знать:

- методику определения и оценку микроклимата помещений;

- определение и оценку комплексного влияния метеорологических факторов окружающей среды на организм работающих;

- методику проведения отбора проб воздуха, их анализ, определение степени загрязнения вредными веществами воздуха производственных помещений.

· уметь:

- оценить результаты исследований на соответствие гигиеническим нормативам;

- оценить результаты исследований на соответствие гигиеническим нормативам;

- использовать основные нормативные документы и информационные источники справочного характера для организации контроля за содержанием вредных веществ в воздухе.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

Лакшин А.М., Катаева В.А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник. – М.: Медицина, 2004 (Учеб. лит. для студентов мед.вузов)

Кича Д.И., Дрожжина Н.А., Фомина А.В. Общая гигиена: Учебное пособие. – М., 2009 (Руководство к лабораторным занятиям)

Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека, 2001г.

Румянцев Г.И. Гигиена XXI век, М., 2000

«Не каждый врач может быть специалистом по гигиене, но каждый (врач) может и должен усвоить гигиенический способ мышления».

Ф.Ф. Эрисман

Гигиена (от греч. – здоровый) – область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий существования, сохранению здоровья и продлению жизни.

Наши рекомендации