Утверждено ЦКУМС ГОУ ВПО СОГМА Росздрава
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
ГИГИЕНА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕЙ ГИГИЕНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ
ВЛАДИКАВКАЗ 2010
Составители:
· к.м.н., доцент Е.Г. Цилидас;
· ассистент Ф.К. Худалова
Рецензенты:
· Ф.У. Козырева – д.м.н., зав. кафедрой гигиены медико-профилактического факультета с эпидемиологией;
· И.Ф. Боциев – к.ф/м.н., доцент, зав. кафедрой медицинской и биологической физики
Утверждено ЦКУМС ГОУ ВПО СОГМА Росздрава
«____» _________________2010г., протокол №
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучение влияния микроклиматических факторов на организм человека, измерение микроклимата, гигиеническая оценка отдельных показателей и микроклимата в целом.
При работе к занятию студенты должны проработать следующие вопросы теории.
1. Химический состав чистого атмосферного воздуха и физиолого-гигиеническое значение его компонентов.
2. Погода, климат, микроклимат.
3. Комплексное влияние метеорологических факторов окружающей среды на организм, его оценка. Теплообмен организма с окружающей средой.
4. Гигиенические нормативы микроклимата помещений различного назначения.
5. Физические свойства воздуха, их гигиеническое значение.
После освоения темы студент должен
· знать:
- методику определения и оценку микроклимата помещений;
- определение и оценку комплексного влияния метеорологических факторов окружающей среды на организм работающих;
- методику проведения отбора проб воздуха, их анализ, определение степени загрязнения вредными веществами воздуха производственных помещений.
· уметь:
- оценить результаты исследований на соответствие гигиеническим нормативам;
- оценить результаты исследований на соответствие гигиеническим нормативам;
- использовать основные нормативные документы и информационные источники справочного характера для организации контроля за содержанием вредных веществ в воздухе.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература:
Лакшин А.М., Катаева В.А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник. – М.: Медицина, 2004 (Учеб. лит. для студентов мед.вузов)
Кича Д.И., Дрожжина Н.А., Фомина А.В. Общая гигиена: Учебное пособие. – М., 2009 (Руководство к лабораторным занятиям)
Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека, 2001г.
Румянцев Г.И. Гигиена XXI век, М., 2000
«Не каждый врач может быть специалистом по гигиене, но каждый (врач) может и должен усвоить гигиенический способ мышления».
Ф.Ф. Эрисман
Гигиена (от греч. – здоровый) – область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий существования, сохранению здоровья и продлению жизни.
Физические факторы воздушной среды
При гигиенической оценке воздуха необходимо учитывать его физические свойства (температуру, влажность, скорость движения, барометрическое давление, напряжение солнечной радиации, радиоактивность, электрическое состояние), а также химический состав, механические примеси (пыль, дымы), микроорганизмы. Физические свойства атмосферного воздуха связаны с климатическими особенностями региона. В жилых и общественных зданиях физические свойства воздуха более стабильны, т.к. в них поддерживается микроклимат за счет вентиляции и отопления. На промышленных предприятиях на свойства воздушной среды влияет технологический процесс. В некоторых случаях физические свойства воздуха приобретают самостоятельное значение вредного профессионального фактора, связанного с источником тепла.
Контрольно-обучающие тесты
1. Углекислый газ атмосферного воздуха участвует в:
а) возбуждение дыхательного центра;
б) теплообмене;
в) пищеварении;
г) энергетическом обмене;
д) разбавлении кислорода.
2. Погода – это:
а) совокупность метеофакторов;
б) режим климата в данной местности;
в) физическое состояние атмосферы;
г) состояние атмосферы в данном месте в определенный момент;
д) физическое и химическое состояние атмосферного воздуха.
3. Климатообразующими факторами являются:
а) географическая широта и долгота;
б) рельеф местности;
в) ионный состав местности;
г) атмосферная циркуляция;
д) характер земной поверхности в данной местности;
е) электрическое состояние атмосферы;
ж) деятельность человека.
4. Возникновение метеотропных реакций у человека связано с изменениями:
а) погодных условий;
б) климата;
в) микроклимата помещений.
5. Факторами, определяющими микроклимат, являются:
а) освещенность;
б) температура воздуха;
в) влажность воздуха;
г) скорость движения воздуха;
д) барометрическое давление.
6. Высокая температура воздуха переносится легче:
а) при высокой влажности;
б) при низкой влажности.
7. Гипотермии организма способствуют:
а) низкая температура воздуха;
б) низкая подвижность воздуха;
в) высокая подвижность воздуха;
г) низкая влажность воздуха;
д) высокая влажность воздуха.
8. Гипертермии организма способствует:
а) высокая температура;
б) низкая подвижность воздуха;
в) высокая подвижность воздуха;
г) низкая влажность;
д) высокая влажность.
9. Понятие об относительной влажности воздуха:
а) отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженное в %;
б) разность между максимальной и абсолютной влажностью;
в) упругость водяных паров, находящихся в данный момент в воздухе.
10. Биологическое действие инфракрасной части солнечного спектра:
а) вызывает нагревание кожи;
б) повышает температуру тела;
в) расширяет кожные сосуды;
г) обладает бактерицидным действием.
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
ГИГИЕНА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕЙ ГИГИЕНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ
ВЛАДИКАВКАЗ 2010
Составители:
· к.м.н., доцент Е.Г. Цилидас;
· ассистент Ф.К. Худалова
Рецензенты:
· Ф.У. Козырева – д.м.н., зав. кафедрой гигиены медико-профилактического факультета с эпидемиологией;
· И.Ф. Боциев – к.ф/м.н., доцент, зав. кафедрой медицинской и биологической физики
Утверждено ЦКУМС ГОУ ВПО СОГМА Росздрава
«____» _________________2010г., протокол №
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучение влияния микроклиматических факторов на организм человека, измерение микроклимата, гигиеническая оценка отдельных показателей и микроклимата в целом.
При работе к занятию студенты должны проработать следующие вопросы теории.
1. Химический состав чистого атмосферного воздуха и физиолого-гигиеническое значение его компонентов.
2. Погода, климат, микроклимат.
3. Комплексное влияние метеорологических факторов окружающей среды на организм, его оценка. Теплообмен организма с окружающей средой.
4. Гигиенические нормативы микроклимата помещений различного назначения.
5. Физические свойства воздуха, их гигиеническое значение.
После освоения темы студент должен
· знать:
- методику определения и оценку микроклимата помещений;
- определение и оценку комплексного влияния метеорологических факторов окружающей среды на организм работающих;
- методику проведения отбора проб воздуха, их анализ, определение степени загрязнения вредными веществами воздуха производственных помещений.
· уметь:
- оценить результаты исследований на соответствие гигиеническим нормативам;
- оценить результаты исследований на соответствие гигиеническим нормативам;
- использовать основные нормативные документы и информационные источники справочного характера для организации контроля за содержанием вредных веществ в воздухе.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература:
Лакшин А.М., Катаева В.А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник. – М.: Медицина, 2004 (Учеб. лит. для студентов мед.вузов)
Кича Д.И., Дрожжина Н.А., Фомина А.В. Общая гигиена: Учебное пособие. – М., 2009 (Руководство к лабораторным занятиям)
Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека, 2001г.
Румянцев Г.И. Гигиена XXI век, М., 2000
«Не каждый врач может быть специалистом по гигиене, но каждый (врач) может и должен усвоить гигиенический способ мышления».
Ф.Ф. Эрисман
Гигиена (от греч. – здоровый) – область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий существования, сохранению здоровья и продлению жизни.