Заповедь 10. «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». (Исх. 20, 17).
Если предшествующие заповеди связаны с действиями, то данная – с желанием, как бы подчеркивая закон бессознательного, согласно которому мысль о поступке равна поступку, и желание само по себе есть внутреннее действие, сокрытый, но целенаправленный акт.
«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». (Мф. 5, 27-28).
Таким образом, и прелюбодеяние, как и убийство (см. шестую заповедь), начинается с желания – помысла или стремления, то есть внутреннего акта, проступающего затем во внешнее действие.
Последняя, десятая заповедь, являясь как бы итоговой, терапевтически адресуется к первой страсти, первичному деструктивному аффекту человека, с которого начинается его падение-регресс – к зависти. И в данном случае выражение «не желай» адекватно установке «не завидуй».
Нарушения заповеди: Зависть. Злорадство по поводу неприятностей другого. Досадование от успехов другого. Пожелание обидчикам зла. Роптание. Жалобы на жизнь. Самовозношение. Своекорыстие. Мечтательность.
Эпилог. За пределами клиники?
Со времен наших прародителей история повторяется. Она повторяется вплоть до настоящего момента. … И в данную секунду кто-то родился, и история повторилась. Кто-то очередной «пал» в этот мир. Однако это падение вряд ли следует истолковывать лишь в ключе биологического явления. Ссылаясь на К. Юнга, здесь уместно сказать, что «физическое – не единственный критерий истины. Существуют ведь еще и душевные истины». По всей вероятности, именно о них и идет речь в Писании, где «землей обетованной» предстоит не кусочек суши, определенный долготой и широтой, но заповедное пространство внутри нас самих, где душа встречается с Духом. Потому то Вечное и отвечает своему основному и главному критерию – оно актуально всегда. Будучи независимым ни от территории, ни от времени, оно неизменно востребовано, и потому оно постоянно присутствует в настоящем.
«Ибо как новые небеса и новую землю, которые Я творю, восстают передо мной…». (Исайя, 66. 22).
Сосредоточившись на этих словах, можно испытать поистине потрясающее переживание.
Не сказано: «Я сотворил», но – «Я творю». То есть действие не совершилось, а совершается. Оно не произошло в прошлом, но разворачивается в настоящем, сейчас!
Все написанное происходит здесь и сейчас. В данную секунду…
И в данную секунду каждый из нас может сделать свой выбор – остаться пациентом и бесцельно бродить по мрачным коридорам клиники зла, или же покинуть раз и навсегда ее пределы. Как выяснилось, все зависит от нас. Было бы желание.
Библиография.
1. Антоний Митрополит Сурожский. Человек перед Богом. – М. 2000.
2. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Опыт построения исповеди. – М. 1995.
3. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. – СПб. 2001.
4. Библия. - М. 2000.
5. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – М. 1996.
6. Броди Р. психические вирусы. - М. 2001.
7. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. 1899.
8. Евдокимов П. Женщина и спасение мира. – Минск. 1999.
9. Каннабих Ю. История психиатрии. – М. 2000.
10. Керлот Х.Э. – М. 1994
11. Кляйн М. Зависть и благодарность. – СПб. 1997.
12. Леонгард К. Акцентуированные личности. – М. 2001.
13. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. - М. 1993.
14. Маковский М.М. Язык – Миф – Культура. Символы жизни и жизнь символов. – М. 1996.
15. Меннингер К. Война с самим собой. – М. 2000.
16. Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. – М. 1999.
17. Наранхо К. Энеа-типологические структуры личности. – В. 1995.
18. Огден Т. Мечты и интерпретации. – М. 2001.
19. Палестинский патерик. - М. 1907.
20. Полная симфония на канонические книги Священного Писания. – Спб. 2000.
21. Психоаналитические термины и понятия. Под ред. Барнеса Э.Мура и Бернарда Д.Файна. – М. 2000.
22. Рассел Д.Б. Сатана. – Спб. 2001.
23. Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. – РнД. 1999.
24. Святитель Григорий Богослов. Духовные творения. – М. 2000.
25. Святитель Григорий Нисский. Большое огласительное слово. – М. 1999.
26. Старославянский словарь (по рукописям X – XI веков). Под редакцией Р.М. Цейтлин, Р. Вечерки и Э. Благовой. – М., 1999.
27. Тресиддер Д. –М. 1993
28. Флоренский П. Сочинения. – М. 2000.
29. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М. 1993.
30. Цветков Э.А. психоактивный словарь. – М. 2001.
31. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. – М. 1999.
32. Чуркин А.А., А.М. Мартюшов. Краткое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии. – М. 2000.
33. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. – М. 2001.
34. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. – М. 2000.
35. Эриксон М. Христианское богословие. - Спб. 1997.
36. Юнг К. О природе психе. –М. 2002.
37. Юнг К. Ответ Иову. – М. 1998.