Психический радикал: Диссоциальный.

МКБ 10: Диссоциальное расстройство личности и поведения

Диагностические критерии:

A. Грубое несоответствие между поведением и социальными нормами.

B. Наличие, по крайне мере, трех перечисленных характерологических признаков или особенностей поведения: 1. Бессердечное равнодушие к чувствам других. 2. Грубая и стойкая позиция безответственности и пренебрежения социальными правилами. 3. Неспособность поддерживать взаимоотношения при отсутствии затруднений в их становлении. 4. Крайне низкая толерантность к фрустрациям, а также низкий порог разряда агрессии, включая насилие. 5. Неспособность испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно наказания. 6. Выраженная склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, приводящему субъекта к конфликту с обществом.

C. В качестве дополнительного признака может иметь место постоянная раздражительность.

Дегенерологический диагноз.

Дегенеративный контур 1 степени. Беспорядочные половые связи – промискуитет.

Дегенеративный контур 2 степени. Гомосексуализм. Революционная деятельность. Кровосмесительство. Все перверсии (половые извращения).

Дегенеративный контур 3 степени. Сифилис мозга. Прогрессивный паралич. Органическая патология головного мозга.

Психодинамика.

Чрезмерная сексуализация, как и любая чрезмерность, развивается по механизму реактивного образования и внешне проявляет собой тенденцию прямо противоположную, выраженную с точностью до наоборот. Таким образом, можно сказать, что вожделение есть результат подавления и отрицания естественного процесса любви, изначально субъекту заданного. Скорее всего, такое отрицание развивается вследствие дефицита. Будучи чем-то обделенным, субъект может прибегнуть к защите по типу «лиса и виноград». Лиса после неоднократных и безуспешных попыток допрыгнуть до виноградной лозы, в сердцах воскликнула: «На что он мне, этот виноград?! Все равно он зеленый!» и ушла восвояси. Вместе с тем, подобная защитная стратегия вовсе не охраняет нас от тревожных переживаний, ибо при отсутствии любви со стороны нашего близкого окружения чувство нашей значимости в значительной степени ущемляется. Уязвленные, мы хоть как-то стремимся компенсировать собственную несостоятельность. Однако, не изыскав способа оптимальной, продуктивной компенсации, наш ум может выбрать ее извращенную форму. Для блуда характерно то, что он никогда не приносит ни облегчения, ни удовлетворения и, не смотря на все мнимое разнообразие своих ухищрений, по сути, остается монотонным воспроизведением стереотипных образчиков. Как это ни покажется парадоксальным на первый взгляд, но его эротическая составляющая практически равна нулю. Обратимся к этимологии.

Секс (Sexus). С латыни переводится как “пол”. Нетрудно заметить, что и там и там прослеживается мотив расщепленной цельности. “Секс” звучит как “секция”, то есть часть, отсеченность. “Пол” – также явно созвучно слову “половина” (не целое).

Стало быть, сексуальность как таковая, в чистом своем, “голом” виде лишь усугубляет нашу расщепленность.

Любовь.Индоевропейский праязыковый корень leubh- Прославление.

Из данного же корня произрастает латинское liber - Свобода.

«Прославление» неизменно соотносится с темой Сакрального. Таким образом, явление того, что мы называем любовью, относится к области Священного. В этом положении заключается ее отличие от влечения, влюбленности, сексуальной страсти.

Стало быть, можно сказать, что любовь как таковая есть религиозное переживание, получающее свое развитие в отношении к отдельному объекту.

Достаточно показательным является латинское amor «любовь» – двухосновное слово, композиционно объединяющее значения: А- частица отрицания, mor – «смерть». И.-е. корень mor- “смерть”, “мрак”. Буквально получается - “не смерть”. Если следовать строгим соответствиям, то в конце концов, получится, что любовь есть бессмертие.

Склеп 8. Чревоугодие.

Данная страсть близка к блуду в плане «ненасытности», и последняя черта неизменно объединяет их с жадностью. Собственно говоря, как вожделение, так и влечение к пище характеризуется именно «желанием большего», то есть ненасытностью, которая суть ничто иное, как жадность.

Если понятие пищи толковать расширительно, то к ней можно отнести любое проявление, способное удовлетворить плотское побуждение. Что касается чрева, то слово «живот» весьма явственно соотносится с однокоренным значением «животный».

Стало быть, чревоугодие, или «животноугодие» можно квалифицировать как стремление придавать чрезмерное значение собственной телесности.

Первой пищей для человеческого существа является материнское молоко, и всякая дальнейшая еда потому сопрягается с фигурой матери. С другой стороны, для ребенка пища представляется более, чем питательным биологическим продуктом, она для него ассоциируется с матерью как таковой и становится категорией знаковой - символом принадлежности к источнику кормления и обладания им.

По мере своего развития нормальный субъект постепенно отдаляется от матери, психологически дистанцируясь от нее, осуществляя индивидуальный путь эволюции. «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» (Быт. 2,24). Для него более значимыми становятся отношения супружеские, предполагающие не только изначально заданную симбиотическую сцепленность, но и связь духовную, осуществляющую поступательное развитие и реализацию всех предзаданных человеку потенций.

Акцентированная, гипертрофированная ориентация на потребности животные, прежде всего связанные с пищей и сексом, безусловно, являют собой резкую регрессию, поворот к инфантильной стадии того примитивного состояния, когда существование младенца целиком и полностью определялось его переживаниями, обусловленными кормлением и наслаждением собственным телом.

Исходя из модели, унифицирующей смысловые аспекты чревоугодия, явно выражающегося в обжорстве и неумеренной алкоголизации, мы можем определить и его эквиваленты с присущими для всех них двумя осевыми симптомами – ненасытностью и инфантилизмом.

Эквиваленты чревоугодия.

- Мечтательность и прожектерство. – Фантазирование воспроизводит акт сосания материнской груди, ассоциирующейся с прекрасным, совершенным миром, где нет забот и разочарований.

- Стремление к экстраординарности. – Отражает неудовлетворенность, «ненасыщенность» «хлебом насущным» жизненной реальности и представляет собой все тот же голод, перенесенный в сферу душевных побуждений.

- Интерес к магии и эзотерике. – Магической мышление противоположно мышлению мистическому и является наиболее ранней, примитивной формой стремления воздействовать на реальность как в онтогенезе (биопсихическом развитии человечества), так и в филогенезе (биопсихическом развитии отдельного субъекта). По сути своей невротическое, оно представляет ограниченную ментальную систему, замкнутую на себе и фиксированную лишь на животных потребностях эго, а потому не способную на трансцендентные постижения. Если для младенца магическое мышление является определенной и естественной, но в то же время, преходящей стадией психического развития, то, наблюдаясь у субъекта взрослого, оно может свидетельствовать о наличии у него той или иной степени психопатологии. Данные клинических наблюдений с прямой очевидностью показывают, что у всех психотических больных наблюдается регрессия на стадию магического мышления. Что касается соотнесения с чревоугодием, то магизм вполне сочетается с такими проявлениями как мечтательность, прожектерство и склонность к экстремальным ощущениям.

- Самооправдания. – Любые самооправдания представляют стратегию, направленную на обеспечение себя чувством права получать удовольствия любой ценой. Психоаналитически они могут интерпретироваться в качестве непродуктивной защиты от боли и разочарования.

- Отсутствие дисциплинированности. – Символически соотносится с отсутствием дисциплины в принятии пищи и является отражением внутренней психической дезорганизации, характерной для ранних, младенческих форм развития субъекта.

- Формальное дружелюбие. – Оно сразу же заканчивается, как только возможность хорошего отношения (ассоциирующегося с материнским кормлением) к субъекту иссякает.

- Поиск убежища в удовольствии.

- Манипулятивность. – Установка на использование любых методов ради получения удовольствия.

- Шарлатанство.

- Мошенничество.

- Ложная щедрость. – Скрытая эксплуататорская ориентация.

Наши рекомендации