МКБ – 10: Параноидное расстройство личности и поведения

Диагностические критерии:

A. Наличие, по крайне мере, трех перечисленных характерологических признаков или особенностей поведения: 1. Чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам, постоянное недовольство кем-то, отказ прощать оскорбления, причинение ущерба и отношение свысока. 2. Подозрительность и общая тенденция к искажению фактов (неадекватное истолкование нейтральных или дружеских действий других людей как враждебных или подозрительных). 3. Воинственно-щепетильное отношение к вопросам, связанным с правами личности, часто – не соответствующее фактической ситуации. 4. Возобновляющиеся неоправданные подозрения относительно сексуальной верности супруга или полового партнера. 5. Мнение о своей повышенной значимости, что проявляется постоянным отнесением происходящего на свой счет. 6. Охваченность несущественными, «законспирированными» толкованиями окружающих событий.

Дегенерологический диагноз.

Дегенеративный контур 1 степени. Жадность. Педантичность. Подозрительность.

Дегенеративный контур 2 степени. Паранойя.

Дегенеративный контур 3 степени. Эпилептоидная психопатия. Шизофрения. Бред преследования и собственного величия.

Психодинамика.

Описывая предыдущую страсть, мы определили, что одним из ее ядерных элементов является накопительская ориентация. В данном же случае подобная ориентация является основополагающей.

Накопительской ориентации, выделенной Э. Фроммом, соответствует анальный («заднепроходной») тип, впервые обозначенный З. Фрейдом. Среди основных черт анального типа выделяются скупость, упрямство, утрированная аккуратность.

Скупость исходит от привычки ребенка задерживать фекалии, напрягая анальный сфинктер, мотивированной либо страхом утраты, либо эротическим наслаждением.

Упрямство является пассивным выражением агрессии, которая берет начало в отказе ребенка осуществлять свои отправления в соответствии с намерениями родителей. В какое-то время между планами родителей и желаниями ребенка существует острый конфликт. Таким образом, анальные функции можно вполне связать с влечением к превосходству. Как крик изначально был могущественным инструментом для младенца, так запоры становятся своеобразным орудием манипуляции для маленького ребенка, ибо отказ от дефекации непосредственно влияет на поведение взрослых и побуждает их проявлять немалое внимание к детской особе.

Аккуратность, зачастую при анальных чертах проявляющаяся как гипертрофированная чистоплотность, развивается по механизму реактивного образования.

Последнее представляет собой подмену поведения или чувства прямо противоположным действительному желанию. Субъект может проявлять излишнюю чистоплотность в качестве защиты от желания быть все время грязным. Главная черта реактивного образования – преувеличение. Реактивные образования можно увидеть в любом преувеличенном поведении.

За излишней учтивостью может скрываться раздражение. Избыточная вежливость маскирует агрессию.

В повседневной жизни можно встретить людей с «извиняющимся поведением». Они по каждому поводу и даже без такового постоянно просят прощения. Не психоаналитически мыслящий наблюдатель может принять это качество за некую щепетильность в характере, утонченную совестливость, хотя в действительности мы имеем дело с реактивным образованием. Ход логических построений здесь довольно четок. Субъект испытывает агрессивные мысли или побуждения. Те, в свою очередь, порождают чувство вины. Виноватый, чтобы не понести наказания, просит прощения.

В определенные периоды собранного и дисциплинированного субъекта можно обнаружить крайне неряшливым и дезорганизованным.

Динамика развития анального типа показывает, что в нем неизменно присутствует садистический элемент. Садистический аспект анальной фазы первоначально формируется при самом акте выделения – «изгнания», где фекалии предстают объектом, подлежащим разрушению. В фазе «удержания» ребенок в большей степени наслаждается задерживанием фекалий, чем их выделением. Подобное удовольствие может обусловливаться двумя факторами. Первый – задерживание обеспечивает интенсивную стимуляцию слизистой оболочки, что может сопровождаться выраженным эротическим ощущением в виду сопряженной иннервации анальной и генитальной зон. Второй – вызван тем, что взрослые, исходя из культурного позиционирования, придают важное значение и высокую оценку обучению правилам туалета, а, таким образом, и отправлениям кишечника. тогда у ребенка может сформироваться логика, согласно которой «если отходы ценятся другими, то можно их задерживать и не отдавать», что, в свою очередь. позволит обрести символическую власть над родителями либо утилизировать фекалии в качестве подарка и тем самым продемонстрировать свои любовь и благорасположение, или же удержать их в себе, дабы проявить жестокое выражение неодобрения, что, в сущности, опять же проявится как садистический элемент.

Склеп 7. Блуд.

Вожделение, или повышенная жажда плотских удовольствий, представляет собой страсть, стремящуюся к повышенной напряженности. Чрезмерная стимуляция своих ощущений, как своеобразное и извращенное доказательство своей жизненности является попыткой компенсировать как раз скрытую недостаточность последней. Отсюда берут начало ненасытность, которая непосредственно и стимулирует вожделение. Причем, обе эти черты характеризуются выраженной импульсивностью.

Поскольку основной драйв вожделения определен, мы можем с достаточной уверенностью говорить, что данная страсть проявляет себя не только в разврате, но и в других формах поведения, которые вроде бы к распутству отношения не имеют, но в то же время, принадлежа к одной с ним психодинамике, являются его эквивалентами. Иными словами, эти поведенческие признаки могут интерпретироваться как потенциальный разврат, и потому способны легко претвориться в блуд вполне явный. Можно сказать, что носители определенных качеств, имеют готовность к развратному поведению.

Эквиваленты разврата.

- Садизм – как наслаждение от разочарования и унижения других.

- Склонность эксплуатировать.

- Враждебность.

- Грубость.

- Сарказм, ирония.

- Мстительность.

- Цинизм.

- Бунтарство против авторитетов – как символическое выражение бунтарства против отцовской власти в семье, исходящее из не проработанного Эдипова комплекса).

- Высокомерие.

- Соревновательность.

- Проявление превосходства.

- Жажда триумфа.

- Склонность к конфронтации.

- Жестокость.

- Склонность к обману.

- Самолюбование.

- Стремление к риску.

- Скука.

Скуку легко представить как эквивалент уныния. Вместе с тем, по своим параметрам она вполне логично вписывается в смысловой контекст вожделения. Это только доказывает свободную взаимообращаемость страстей психопатического круга. Скука представляет собой болезненно воспринимаемое аффективное состояние, характеризующееся нетерпением и чувством неудовлетворенности. Психоаналитически скука интерпретируется как процесс возрастания защитной борьбы с недопустимыми фантазиями и импульсами, когда содержание последних вытесняется из сознания, но напряженность достигает аффективного уровня.

Наши рекомендации