Психический радикал: Эмоционально неустойчивый.
МКБ – 10: Эмоционально неустойчивое расстройство личности и поведения
Диагностические критерии:
A. Ярко выраженная тенденция к импульсивным действиям, без учета последствий в сочетании с неустойчивым настроением.
B. Способность планирования минимальна; легко провоцируемые вспышки интенсивного гневливого аффекта, часто приводящие к актам насилия, «поведенческим взрывам».
C. Выделяются две разновидности этого личностного расстройства: Импульсивный тип – эмоциональная неустойчивость и отсутствие контроля импульсивности, вспышки жестокости и угрожающего поведения – преобладающие характеристики. Пограничный тип – имеются некоторые характеристики эмоциональной неустойчивости, а, кроме того, образ Я, намерения и внутренние предпочтения (включая сексуальные) часто непонятны или нарушены (характерно хроническое чувство опустошенности). Склонность быть включенным в напряженные (неустойчивые) отношения может привести к возобновляющимся эмоциональным кризисам и сопровождаться серией суицидальных угроз или актов самоповреждения (хотя все это может также иметь место без явных провоцирующих фактов)
Дегенерологический диагноз.
Дегенерологический контур 1 степени. Эпилептоидная реакция.
Дегенерологический контур 2 степени. Эпилептоидная психопатия.
Дегенерологический контур 3 степени. Революционная деятельность. Эпилепсия.
Психодинамика.
В плане характерологии обозначенные черты соответствуют психическому складу, который Э.Фромм определил понятием накопительской ориентации. Типичный образчик поведения здесь отличается педантичной упорядоченностью, навязчивой пунктуальностью, упрямством, психологически сопрягающимися с таким проявлением как скупость, почему данная ориентация и названа накопительской. Скупость распространяется равным образом как на чувства и мысли, так на деньги и вещи. И даже любовь рассматривается в качестве присвоения любимого. А чувство безопасности основывается на бережливости и сохранении имущества.
Среди перечисленный признаков гнева мы упомянули и набожность, что на первый взгляд может показаться несколько парадоксальным, особенно для людей, мыслящих себя в контексте религиозного мировоззрения. Дабы указать на то, что психоаналитический подход вовсе не расходится с богословским и ни в коей мере не отрицает последний, сошлюсь на великого «классика» духовного подвижничества, Григория Богослова: «Под словом набожность разумею и почитание демонов». (24).
Св. Иоанн в своей книге «Темная ночь души» подобную страсть описывает так: «Есть и такие набожные люди, которые впадают в ярость другого сорта. Это случается, когда их раздражают грехи других людей, и они наблюдают за ними с чувством тревожного рвения. По временам у них появляется желание сердечно выбранить их, а иногда они заходят так далеко, что потакают своему желанию и провозглашают себя наставниками добродетели. Все это противоречит религиозному смирению». Далее он добавляет: Есть и такие, кто досадует на самого себя, когда замечает собственное несовершенство и проявляет нетерпимость, что противоречит смирению, они настолько нетерпеливы, что хотели бы стать святыми за один день. Эти люди намереваются многое совершить, принимают грандиозные решения и все же, так как нет в них смирения и недоверия к себе, чем больше решений они принимают, тем глубже падение и больше их досада, потому что нет в них терпения ждать того, что Господь дает им, когда захочет». («Темная ночь души». Нью-Йорк. 1959).
Приведенные описания показывают, как легко можно запутаться в сплетениях психопатического круга без учета логики самопознания и подпасть под влияние деструктивной страсти, а внешняя ретивая религиозность никакого отношения к мистическому самопостижению веры не имеет и зачастую преподносится с позиций доказательства своей высокой добродетельности, что свидетельствует о чрезвычайной амбициозности подобных субъектов, которым иногда полезно вспоминать выражение Лао цзы о том, что «добродетель не ищет способа стать добродетелью, именно поэтому это и есть добродетель».
Склеп 6. Скупость.
Основным свойством скупости является стремление удержать. Оно естественным образом порождает другое стремление – не отдавать. То, в свою очередь, формирует отчужденность, для которой характерным свойством является подавление или отрицание потребности в любви, то есть, в конечном счете, жизни и ее суррогатная подмена чувством обладания.
Отсюда берут начало черты, выражающие проявления скупости.
Проявления скупости.
- Патологическая отчужденность – отдаление от других представляет собой способ, посредством которого субъект удерживает то, что у него есть.
- Эмоциональная изолированность – проистекает из недостаточной мотивации общения. С другой стороны, холодную отстраненность скупости можно рассматривать и как эквивалент гнева, который избирает одиночество борьбы за существование во враждебном мире.
- Страх быть эмоционально поглощенным – вырастает из стремления не отдавать – жадности.
- Высокая чувствительность к постороннему вмешательству и помехам.
- Избегание проявления чувств – раскрыться, значит, в какой-то мере, отдать себя, предоставить себя другому, поделиться собой, что в корне противоречит установкам скупого. Таким образом, искреннее общение для жадного субъекта представляется опасным.
- Скрытность.
- Резонерство – склонность к бессодержательному многоречию, то есть мудрствованию – как символическая подмена жизни псевдомыслительной деятельностью.
- Позиция безучастного наблюдения по отношению к жизни.
- Чувство опустошенности, тусклости существования.
- Чувство вины: проявляется в смутном ощущении своей неполноценности и является реакцией на подавление – символическое убийство своих чувств.
- Перфекционизм – невротическое стремление к самосовершенству. Такое «совершенство» как бы подтверждает самоценность и удовлетворяет алчную потребность субъекта в обладании.
- Лень: мы уже выводили ее как признак уныния, что собственно, не отрицает ее принадлежности и к категории скупости, характерной чертой которой является тенденция откладывать действие «на потом». Ведь, действовать – значит, в какой-то мере, отдавать себя, задействовать свою энергию. Но в то же время, нежелание отдавать есть жадность. Вместе с тем, делать что-либо означает также, и открывать себя миру. И, следовательно, нежелание действовать можно интерпретировать как стремление скрыть себя, утаить, удержать, пожалеть себя в качестве имущества.