Психический радикал: Истерический.
МКБ – 10: Истерическое расстройство личности и поведения
Диагностические критерии:
A. Драматизация, театральное, преувеличенное выражение эмоций.
B. Внушаемость, подверженность влиянию окружающих или обстоятельств.
C. Поверхностность эмоций.
D. Постоянная взбудораженность, стремление быть в центре внимания, к признанию со стороны окружающих.
E. Чрезмерная озабоченность своей внешностью, неуместное стремление к привлекательности во внешнем виде и поведении.
F. В качестве дополнительных черт – эгоцентричность, потворство по отношению к себе, постоянное желание быть признанным, легкость обиды и постоянное стремление манипулировать окружающими для удовлетворения своих потребностей.
Дегенерологический диагноз:
Дегенеративный контур легкой (1) степени: Истерическая реакция.
Дегенеративный контур средней (2) степени: Истерический невроз.
Дегенеративный контур выраженной (3) степени: Истерическая психопатия. Эпилепсия. Шизофрения.
Психодинамика.
Тайное осознание пустоты и недостаточности собственной значимости.
Зависть – Ненависть – Обида – Импульс убийства.
Склеп 2. Тщеславие.
По своим некоторым проявлениям данная страсть похожа на гордыню, и в каких-то случаях их можно спутать. Вместе с тем, не смотря на то, что обе взаимокасаемы и относятся к одному радикалу – истерическому, их объединение вряд ли имеет под собой безоговорочное психологическое основание, ибо их побудительные мотивы разнятся.
Если гордыня в большей степени удовлетворяется самонапыщенностью и теоманической тенденцией разместить себя в статусе безусловной исключительности, то тщеславие представляет собой склонность доказывать свою значимость через оценку других людей и проявляется в повышенной потребности во внимании, непременном желании быть замеченным. Подобная личность стремится к удовлетворению данной потребности через культивирование внешнего впечатления. И такое желание базируется на доминирующей актуализации своего ложного «Я», ставящего вопрос следующим образом: «Любили бы меня ради меня самого, если бы не мои успехи, деньги, достижения, умение хорошо одеваться и т.д.»? Наличествующая постановка вопроса раскрывает в личности подспудный страх раскрыть себя, быть отвергнутым, показаться миру без своей маски.
Этот страх и порождает тщеславие – страсть производить впечатление и замену внутренних ценностей на внешние.
Вместе с тем, не следует путать тщеславие с честолюбием. Последнее не рассматривается Преданием как порок, хотя и не считается добродетелью. Как правило, честолюбие имеет под собой реальную основу, проявляющуюся в таланте, одаренности, наличии каких-либо выдающихся качеств, и представляет собой стремление к их реализации, утверждению в мире, в то время как тщеславие присуще людям заурядным, но при том амбициозным.
В психиатрии хорошо известен «синдром Герострата». Последний, не обладая никакими примечательными способностями, тем не менее, был настолько обуреваем жаждой стать известным, что поджег храм, чем печально и прославился.
Тщеславие – настолько изощренная ловушка для души, что не всегда на первый взгляд может быть уловима сама. Так, например, субъект тщеславится своим богатством, знатностью, но с такой же легкостью может тщеславиться и бедностью или, что еще более опасно – собственными добродетелями, кои, впрочем, тут же и перечеркиваются.
Признаки тщеславия.
- Самоукрашательство.
- Культивирование сексуальной привлекательности (Что идет рука об руку с фригидностью).
- Чрезмерное стремление оказать впечатление.
- Настойчивая потребность во внимании и оценке.
- Желание эпатировать.
- Фиксированность на внешнем виде.
- Желание во что бы то ни стало «преподнести себя» (казаться, а не быть).
- «Хамелеонство».
- Ориентация на мнение окружающих.
- Манипуляторство.
- Нарочитость.
Диагностическая матрица. (См. Гордыня).
Психодинамика.
Поиск бытия в сфере внешних представлений. Нарушение механизма идентичности. Незнание, «кто Я». «Все, что я знаю, это роль, которую я играю». Самонеприятие, самоосуждение и как следствие – механическая самостандартизация. В плане характерологическом данную страсть можно соотнести с рецептивной и рыночной ориентациями, выделенными Э. Фроммом. Субъект с рецептивной ориентацией считает, что все, в чем он нуждается, должно быть доставлено извне. Люди интересуют его только в плане поддержки, а любовь, прежде всего означает, быть любимым. Потому подобный субъект крайне чувствителен к любому недостатку любви или внимания. Его внешние отзывчивость и дружелюбие по отношению к другим скрывают под собой потребность заручиться их благосклонностью. Рыночная ориентация предполагает рассматривать себя в качестве товара, который можно купить и продать. Такие люди, в конце концов, обречены на крах собственной индивидуальности, ибо их зависимость от социальной роли, маски столь высока, что они полностью растворяются в ней. Вследствие их озабоченности аспектами спроса и предложения на себя самого, они легко идут на предательство, при этом даже совсем не задумываясь об участи Иуды, которая представляется не только личной, но и архетипической.
Склеп 3. Уныние.
Святые отцы такое состояние называли еще «скукою», «тоскою сердечною», «слабостью души», «душевным изнеможением». По определению Св. Фомы – это «грусть, заставляющая нас медлить в духовных поступках» (17).
Вводя рассматриваемое понятие в измерение психологических категорий, можно его обозначить и как леность – которая сама по себе представляет позицию, подкрепляемую тревожно-депрессивным контекстом.
Собственно говоря, уныние (в отличие от печали) и проявляется картиной скрытой тревоги, то есть такой, которая, не будучи явно выражаемой резко пониженным эмоциональным фоном, проявляется характерными признаками, указывающими на актуальное существование подобного душевного состояния, изнутри изматывающего весь организм в целом.
Поэтому, хотя уныние и не демонстрируется как ярко очерченный меланхолический аффект, его черты все же четко свидетельствуют о наличии такового.
Явные признаки уныния.
- Утомление.
- Отвращение.
- Сожаление о потерянном времени.
- Ощущение тщетности жизни и собственных деяний.
- Чувство беспокойства (сопровождаемое тревожным компонентом).
- Чувство смятения, волнения.
- Малодушие.
- Острое переживание чувства собственной уязвимости.
- Лень к духовной деятельности.
Скрытые признаки уныния.
- Ожесточение.
- Праздность.
- Излишняя изнеженность.
- Празднословие.
- Лень.
- Психологическая инерция.
- Эмоциональное соглашательство.
- Притупление или омертвение чувств.
- Утрата открытости к новому, к познанию.
- Самопренебрежение.
- Склонность к алкоголизации.
- Страсть к еде.
- Чрезмерная сконструированность поведения. - Утрированная ответственность, «работоголическая» наклонность – как проявление механизма компенсации чувства собственной несостоятельности.
- Ложное смирение. – Поведенческая пассивность, рационализируемая фаталистическими установками, такими как «на все воля Божья», «карма», «судьба» и т.п., которые, в сущности, являются ничем иным, как психологической инерцией.
- Фальшивое великодушие. – Желание казаться «хорошим», «всепрощающим», «готовым помочь», этаким «душкой», хотя реальная способность к проявлению названных качеств выявляет свою полную несостоятельность, когда речь заходит о действительной, конкретной их востребованности.
- Непритязательность.
- Заниженная самооценка.
- Утрата собственной индивидуальной идентичности – может компенсироваться через симбиотическое слияние с семьей, нацией, партией, идеологией, обществом, компанией и т.д.
- Роботизированная привязанность к привычкам. - Склонность к монотонии, приверженности стереотипам, социоморальным установкам и предписаниям, чрезмерная привязанность к семье, к нормам, сформированным по типу «так положено».
- Страсть к комфорту.
- Рассеянность внимания.
- Страсть к телевидению, газетам, кроссвордам, головоломкам и прочей подобной деятельности.
- Скука.
Диагностическая матрица.