Вирус - это элемент системы, чья агрессивность превышает уровень агрессивности остальных элементов системы.
Система может быть:
- Биологической
- Компьютерной
- Психической
- Социальной.
А вирусом соответственно:
- Микроб
- Программа
- Идея, мысль, чувство
- Образ.
Постольку поскольку в первую очередь нас интересуют процессы, происходящие в информационно-энергетической сети психической системы, то соответственно проявим более пристальное внимание к ее вирусам.
Итак, мы убедились, что психический вирус реален, а не метафоричен!Он живет своей самостоятельной жизнью, и его существование обусловлено определенными законами и закономерностями. Каковы же форма и способ его функционирования? Мы их уже определили: вирус – это мем.
Так же мы определили, что мысли, которые мы считаем своими, даются нам во временное пользование, как и все остальное. Они прививаются с воспитанием, обучением, и с их помощью мы организуем свой ментальный быт.
В данном случае опасность заключается в том, что мы слишком привязываемся к собственным убеждениям и начинаем их полагать высшей истиной в инстанции, забывая о том, что ни одна мысль изреченная категорически не может быть не то чтобы истиной, а даже правдой не является. (Только что высказанное суждение на категоричность не посягается).
Значит, если особь подпадает под влияние убежденности в собственной правоте, она регрессирует, а последствия подобного состояния нам уже известны.
Вывод оказывается довольно прост: Любая идея, даже самая благая, корректная и обоснованная, неизбежно становится информационным паразитом в том случае, если она обретает характер категорический, с претензией на звание неоспоримой истины.
Вот почему в истории человечества безупречно высочайшие и благороднейшие устремления обращались в потоки крови. В более локальной истории личности подобная тенденция может вылиться в потоки слез.
Что касается категоричности, то интересно напомнить, что одно из наименований дьявола на древнегреческом языке звучит – «Категорос» (Kategoros).
VI. Кладбище жизни.
Психопатический (протопатический) круг.
Базовые страсти.
Самым явным проводником и выразителем греха, его «материальным», психофизическим носителем является страсть.
Определимся с данным понятием, исследуя его этимологию.
Старославянское страсть означает «страдание», «бедствие», «болезнь», «несчастье», «борьба», «порок».
Индоевропейский корень (s)ter- «становиться жестким, тугим», «коченеть».
По латыни страсть – passio. Отсюда и – «пациент», то есть обремененный страстью - страдающий. На греческом страсть – pathos. Отсюда «патология» - болезненное состояние.
Семантическое (смысловое) поле: Страсть – Мучение – Печаль – Страдание – Болезнь – Окоченение.
Анализируя природу страсти, Кант в своей «Антропологии» высказывался следующим образом: «Эмоция подобна воде, прорывающей плотину, страсть подобна стремительному истоку, который все более и более углубляет все русло. Эмоция подобна опьянению, она клонит тебя в сон, страсть подобна недугу, причиной его является больной организм или яд». Знаменитый французский психолог Рибо с позиций научных писал: «Даже если нельзя все страсти считать недугами, они так близки к этому, что разница между ними почти неуловима и невозможно не считать их взаимосвязанными». Как видим, оба автора рассматривали страсть в аспекте именно клиническом, а не нравственном – этическом.
Подобный подход изначально подразумевался и Духовной Традицией, усматривающей в страстях наличие болезненного состояния души. (Правило 102-е, принятое на VI Вселенском Соборе, гласит: «грех есть болезнь души»).
Не смотря на все изобилие страстей, бытующих в мире, мы, тем не менее, можем обнаружить и выявить их основные перводвигатели, те базовые конфликты, которые и порождают всю остальную цепь извращений жизни, неизбежно приводящую к одному результату – тяжелому страданию и распаду, расщеплению психики.
Перечень базовых страстей, предложенный Духовной Традицией, в данном руководстве определяется понятием «Психопатический круг».
Психопатический – отражает и выражает этимологическое ядро понятия: psyche – «душа», pathos – «страсть», «страдание». В буквальном переводе получается – «душестрадающий».
Круг – значение слова указывает на глубинную взаимосвязанность и взаимообусловленность, «круговую повязанность» наличествующих патосов – страстей.
В виду того, что предлагаемое ниже описание содержит в себе сочетание подходов как теологического, так и клинико-психоаналитического, в конце характеристики каждого патоса прилагается диагностическая матрица, позволяющая высветить его психиатрический аспект, сформулированный в соответствии с МКБ – 10 – Международной классификацией болезней десятого пересмотра (32). Дегенерологический критерий, раскрывающий степень душевного расстройства отражает качество психобытийного состояния индивида и констатирует его «судьбинную» динамику, связанную с тяжестью психического поражения. Причем, под дегенерацией в данном случае будет пониматься не только процесс родового вырождения, но и уровень личностной деградации, определяющей вырождение человеческих – здоровых качеств в отдельном субъекте.
Диагностическая сетка включает в свой состав три контура, каждый из которых фиксирует степень тяжести соответствующего расстройства.
Дегенаративный контур I. В психиатрической парадигме данный контур соответствует невротическому уровню, при котором расстройства психической деятельности характеризуются симптомами, более близкими к нормальным ощущениям и состояниям. Они проявляются как ответные эпизодические реакции на те или иные ситуации, не срастаются с личностью субъекта и последним воспринимаются критически. Например, по большей части многие из нас хоть раз в жизни испытывали чувство немотивированной тревоги или эмоциональной усталости, раздражительности или обиды, желание отгородиться от окружающих или, напротив, оказаться в центре их внимания. Все это реакции невротические, ибо человеческие. Если они редки и не являются доминирующим стилем поведения субъекта, то о неврозе и не приходится говорить. О последнем заходит речь в том случае, когда подобное поведение становится образом жизни субъекта, его «психологическим почерком». Невротический уровень расстройств успешно поддается психокоррекции и психотерапии.
К данному же контуру можно отнести и акцентуации. Термин принадлежит немецкому психиатру К. Леонгарду (12). По определению автора, «акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. Ананкастические, паранойяльные и истерические черты могут быть присущи в какой-то мере, собственно, любому человеку, но проявления их так ничтожны, что они ускользают от наблюдения. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности». Собственно, переход в патологическое состояние может быть верифицирован как переход к следующему дегенеративному контуру.
Дегенеративный контур II. Соответствует психопатическому уровню расстройств в терминах классической психиатрии. Для него характерна знаменитая триада П. Ганнушкина: 1. Тотальность. 2. Стабильность. 3. Социальная дезадаптация. Под тотальностью понимается срастание симптомов с личностью одержимого ими субъекта, при котором клинически значимые поведенческие состояния выражают характеристики индивидуального стиля и способа отношения к себе и другим. Если невропат смотрит на свои симптомы как на чуждые, отчужденные от него, то психопат воспринимает их как нечто свое, личностное, характерное. Стабильность проявляется в устойчивости выраженных черт, независимо от наличия стрессовых факторов, как это характерно для невротического уровня. К нарушению социальной адаптации психопата приводит его крайне низкая способность, или вообще, отсутствие таковой, контролировать свои чувства и управлять собственным поведением. Психотерапии и психокоррекции психопаты поддаются с большим трудом, чем представители первого уровня.
Дегенерологический контур III. Это уже болезнь. Соотносится с психотическим уровнем, при котором наблюдаются выраженные расстройства мышления, измененное восприятие, бред, галлюцинации. При этом больной не может отличить свои болезненные переживания от реальности. Психотические расстройства сами по себе ни психотерапии, ни психокоррекции не поддаются, и более того, лишь усугубляются от применения последних, но в светлые промежутки квалифицированная психологическая помощь для таких больных может оказаться весьма востребованной.
Не следует думать, что все три уровня последовательно сменяют друг друга в биографии одного субъекта и психоз есть «осложнение невроза». Но на протяжении нескольких поколений одного рода такая динамика вполне закономерна, на что, собственно говоря, и указывал основоположник дегенерологии Бенедикт Морель.
Больничный некрополь.
Склеп 1. Гордыня.
Гордыня по определению есть непомерно развитое чувство собственной важности.
Индоевропейская (и.-е.) база данного понятия представлена протоязыковыми корнями ghreu : ghrod- «растирать», «изнурять» – от корня gher- «тереть». К данной же базе восходят общеславянские gruda, grustь. Среднехорватское грдити се – «уродовать себя», «безобразить себя», грдити – «обезображивать, бранить». Словенское grd – «уродливый». Grustь – древнерусское и старославянское грущение – печаль, грустость – «горе», «бедствие», грузскый – «грустный», «Тяжелый» - образовано от «грызть». «Грызть» – и.-е. основа gru-g’h – «скрежетать зубами». Древнерусское грызати – «жалить», грызтися – «впиваться», «скорбеть», «печалиться». «Тяжелый» соотносится с понятием «Груз», а понятие «груз» по происхождению связано с понятием «грязь».
«Грязь» – древнерусское грязь, греза – «грязь», «тина», «топь», «топкое место», «болото». Общеславянский корень grezь. Это выводит к еще одному понятию – «Греза».
«Груз» – данное значение развилось из значения «тело, погружающееся в воду». Общеславянский корень grez: groz.
Рассмотрим некоторые соответствия.
Литовское gramzdeti – «утопать», «погружаться». Сходно по смыслу и русское «погрязнуть».
«Греза». С оттенком психопатологического значения встречается уже в «Рукописном лексиконе» XVIII в.: «грезити или бредити». С XI в. Слово «греза» известно как означающее «волнение», «смущение». Съгреза – «ошибка», съгрезъ – «смешение», съгрезитися – «смешаться», «рушиться». Греческое gruzo – «соб. о свиньях: хрюкать; вооб. бормотать, издавать какие-то звуки» (7). Группа древнерусских слов – греза, съгреза, грезити – соотносится с литовскими grezti «вертеть», «выкручивать», «сверлить», grozyti – «вращать», «выкручивать», graizus – «скрученный», «согнутый», «искривленный».
Примечателен тот факт, что в старославянских рукописях X – XI вв. слово грждение – «гордыня» соответствовало греческому epilepsia, что придает обоснованность смещению акцента в понятии «гордыня» с аспекта нравственного на аспект психопатологический. Исходя из сказанного, мы логически можем определить излишне гордую и надменную натуру как натуру бредовую и эпилептическую. Возможные же последствия такого стиля поведения четко отражаются в представляемом семантическом ряду.
Семантическое поле:Гордыня – Растирать – Изнурять – Уродовать себя – Обезображивать – Горе – Бедствие – Грызть – Скрежетать зубами – Жалить – Скорбь – Печаль – Груз – Грязь – Погрязнуть – Грех - Греза – Бред – Рушиться – Эпилепсия.
По сути своей гордыня представляет скрытую или явную маниакальную идею собственного величия. Вспомним, что первым персонажем, обуреваемым этой страстью был один из самых могущественных ангелов, который позавидовал величию и власти Бога, вследствие чего и потерпел крушение, обратившись в дьявола.
Следовательно, основой гордыни мы можем полагать чувство зависти, проистекающее от болезненного осознания собственной неполноценности. Неспособность переработать этот актуальный конфликт и сублимировать его в здоровое и творческое самовыражение приводит к усугублению рассогласованности внутрипсихических структур и запускает каскад дегенеративных реакций.
В качестве извращенного компенсаторного механизма возникает стремление к самовозвеличению, в чем мы легко можем усмотреть «теоманическую» тенденцию. Теомания, по определению Норберто Кеппе, представляет желание присвоить себе все полномочия Бога и заместить Бога собою.
Совсем не сложно в данной тенденции усмотреть и притязание на обладание абсолютной властью, само по себе выраженно агрессивное.
Клаудио Наранхо (17) предлагает «рассматривать гордыню как страсть к самонапыщенности или… возвеличиванию собственного имиджа». Оскар Ичазо (17) определяет ее как «эго-лесть».
С позиций психоаналитического рассмотрения среди ядерных психических радикалов гордыни с особенной четкостью выявляются истеричность (нацеленная на поглощенность собственным имиджем) и нарциссизм (как чрезмерное восхищение собой).
Явные проявления гордыни.
- Уверенность в своей полной непогрешимости.
- Высокомерие.
- Заносчивость.
- Обидчивость.
- Злопамятность.
Скрытые проявления гордыни.
- Воображаемое преувеличение самоценности и привлекательности.
- Игра роли принцессы или принца.
- Требование привелегий.
- Желание быть центром внимания.
- Акцентированная или преувеличенная независимость (как следствие разочарований и унижений, опыта утраты уверенности в собственной значимости).
- Необходимость подтверждения чувства собственного достоинства.
- Иждивенческая потребность в любви.
- Тенденция быть собственником в отношениях.
- Страсть к обольщению (роль «роковой женщины или рокового мужчины»).
- Чрезмерное желание удовольствия (как подтверждение собственной значимости).
- Роль избалованного ребенка.
- Инфантильность.
- Театральность, демонстративность, наигранность в поведении.
- Непременное желание понравиться другим (как прпоявление страсти к обольщению – эротическому или социальному).
- Фальшивая роль любящего и преданного друга: поддержка гордецов тут же улетучивается, как только они начинают испытывать снижение восхищенного внимания по отношению к себе.
- Ложное великодушие и заботливость – «отдавать, чтобы получать», то есть неспособность бескорыстного отдавания.
- Льстивость.
- Доминирование.
- Склонность к приключениям, «испытанию судьбы», авантюрам (проверка собственной исключительности).
- Комбинация нежности и неуживчивости.
- Своенравие.
- Эмоциональная разрядка по типу «битья тарелок».
- Хвастливость.
- Акцентированная демонстрация своего благополучия.
- «О’кей» – реакция.
- Привязанность к детям, исходящая из потребности доминировать, проявлять власть, казаться защитником и покровителем.
- В интеллектуальной сфере преобладает аффективная, «женская» логика, характерная для истеричного характера.
Диагностическая матрица.