Антропомистика. История о человеке.
Человек.«Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание твое»? (Иов 7:17).
Человек. Это слово буквально можно определить как – «мыслеведающий», а также – «сильный мыслью». Фонема ЧИ означает «мысль» - авестийское cisti-s – «мышление», древнеиндийское citti – «мышление», «понимание», cetati – «понимает», «наблюдает». ВЕК происходит от протоязыкового корня ueik- «жизненная сила», «энергичное проявление силы».
Следуя сакральной Традиции, мы исходим из положения, согласно которому изначальное состояние первозданного Человека представляло собой андрогинность, то есть существование в единой целостности мужского и женского аспектов бытия: Быт. 1. 26. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. И да владычествуют они… над всей землею».
Здесь обращает на себя внимание формальная рассогласованность между единственным и множественным числом – «сотворим человека» (единственное число) – «да владычествуют они» (Множественное число).
Принимая во внимание семантическую и семиотическую глубину библейского текста, написанного языком выверенным и обстоятельным, текста, в котором и повествователем и главным героем предстоит именно Слово, язык, было бы абсурдно утверждать, что в нем допущена грамматическая оплошность.
Подобная форма выражения нарочита. Она призвана взорвать обыденное, логическое восприятие линейного сознания с тем, чтобы перевести его в измененное состояние многомерного логосного постижения.
Быт. 1. 27. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».
В данном стихе мы видим подтверждение только что сказанного. Получается, что первый человек сотворен «мужчиной» и «женщиной». Человек – не он, но они. В оригинале так и звучит: <Захар у-нкева> - мужчина и женщина.
Вместе с тем, в том же первоисточнике мы обнаруживаем еще одну вроде бы «неувязку», на сей раз не лингвистическую, но антропологическую: Быт. 2. 7. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни (буквально – жизней), и стал человек душею живою».
Сопоставляя отрывки, мы приходим к выводу, что имеем дело с «двумя Адамами», и оба они пришли в мир совершенно различными путями.
При описании «первого» из них применяется глагол <бара>, означающий «творить впервые», создавать «прежде не бывшее». Для описания же «второго» используется глагол <аса> - «отделывать», «придавать форму» тому, что уже существует.
«Первый» человек сотворен <бара> мужчиной и женщиной. У «второго» история иная – женщина была сотворена позже из его ребра.
Быт. 2. 21. «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию».
В этом месте мы не последуем за буквальным пониманием и не будем интерпретировать ребро, как часть костного скелета, а снова обратимся к подлиннику и поинтересуемся значением данного слова. <Цела> - означает не только ребро, но и – «сторона», «грань», «половина». Следовательно, женщина явилась произведенной от «стороны», «половины» Адама. «Половина» и есть пол. Случайно ли созвучие?
В отношении «первого» Адама сказано: «Да владычествуют они… над всей землею». «Второй» же Адам помещается в сад Едемский (<Эден> значит «наслаждение»), дабы возделывать и хранить его. То есть не над всей землей дано ему господство. «Первому» Адаму сказано, что он может есть от всякой травы полевой и от любого (!) дерева. «Второй» же Адам предостерегается: «от всякого дерева, которое в саду, ты можешь есть, но от древа познания добра и зла, не ешь от него, в тот день, в который вкусишь от него, смертию умрешь».
И еще одно различие: «Первый» Адам сотворен в Шестой День Творения, «второй» – уже по окончании Шести Дней.
Матрица: Два Адама.
Человек | Адам 1. | Адам 2. |
1. Принцип возникновения | Сотворен из «ничего» | Создан из «праха» земного |
2. Гендерное отношение | Мужчина и Женщина - одновременно | Женщина была создана позже |
3. Полномочия | Власть над всей землей | Возделывание и хранение Эдема |
4. Возможности | Может есть от любого дерева | Может есть от всякого дерева, кроме дерева познания добра и зла. |
5. Время возникновения | Сотворен в Шестой День | Создан позже |
6. Жизненность | Бессмертие абсолютное | Бессмертие потенциальное |
Таким образом, мы можем говорить о своеобразном «составе» Адама: Адам 1 есть Дух. Адам 2 состоит из двух начал: 1). – «дыхание жизней» - <нишмат хайим> + 2). «прах земной».
Почему используется выражение «дыхание жизней», а не «жизни»? Скорее всего, чтобы указать на вечную жизнь, которой наделена высшая душа, или разум - <нешама>. Но, с другой стороны, мы имеем дело с единственным числом – «душа живая» - <нефеш>. Такая расстановка может указывать на то, что «животная душа» умирает вместе с телом и в духовный мир не переходит.
Итак, согласно Первоисточнику, мы можем выделить 3 уровня психобытийной организации человека: 1. <Нефеш> – животная душа, оживляющая тело через кровь. 2. <Руах> – дух, само «дыхание», связующее звено между душой животной и высшим Духом человека. 3. <Нешама> – сам высший Дух, берущий исток в сущности Божества. (Бог вдунул «нешама», после чего человек стал «нефеш»).
О «сне» Адама.Быт. 2. 21. «И навел Господь Бог на человека крепкий сон». В подлиннике выражению «крепкий сон» соответствует слово <Тардема>. Однако, само его значение раскрывается в более разветвленной системе смыслов.
Тардема – это особое и таинственное состояние. Греческий перевод интерпретирует понятие «тардема» как «экстасис». Экстасис же есть исступление. Еще Сократ говорил, что эрос по своей природе есть исступление. Изъясняясь языком современной психологии, мы определяем его как измененное состояние сознания, опыт экстремального, трансперсонального переживания, когда осуществляется выход за пределы собственной личности.
Таким образом, Тардема – это глубина души, ее неизбывное сакральное измерение неизмеримой безмерности, источник вечной вдохновленности.
Все наши творческие импульсы и побуждения иррациональны, они рождаются из тардемы и выражаются через экстасис, прорываясь в мир.
Тардема, безусловно, предопределяет и глубинное таинство наших отношений, которое Юнг обозначил как Participation mystique – «мистическая сопричастность».
Теперь становится ясным, что любовь как таковая, в ее исконном, изначальном проявлении, не страсть сексуального импульса, но именно Эрос адамической любви, исходит из тардемы. Вне тардемы любви нет, а есть лишь похоть. В этом смысле мы символически трактуем ребро как часть, наиболее близкую сердцу. Таким образом, можно сказать, что женщина – это любовь, исшедшая из сердца мужчины. Не об этом ли говорил и Ап. Павел: «Любящий свою жену, любит самого себя»? (Еф. 5, 28).
Об этом же и первая любовная песнь Адама: «она будет называться женою, ибо взята от мужа» . В оригинале <иш> – муж, <иша> – жена.
Нагота Первочеловека.Быт. 2. 25. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». Слово <арум> - «нагой», восходит к глаголу <арам>, означающему – «проницать», «быть проницательным», но в то же время и – «быть видным насквозь», «быть проницаемым». В этом смысле быть обнаженным, нагим перед Богом – значит, быть перед ним откровенным и открытым. Недаром же, на метафорическом уровне нашего языка мы говорим об «обнаженности» чувств, синонимично подразумевая под ней откровенность и искренность.
Грехопадение.Змей – по древнееврейски <нахаш>. Слово это происходит от одноименного глагола <нахаш> - «шептать», «ворожить», «гадать». В тексте указывается, что «змей» невидим, он лишь только слышим, и воспринимается как голос.
Здесь впервые рассказывается о внедрении зла. Зло просачивается таинственным нашептыванием, заклинанием шипящей ворожбы, вкрадчивым внушением. (Примечательно, что само слово «внушение» буквально означает «вдувать в уши»).
Отчего же Бог позволил злу войти в человека?
По содержанию теста Писания Адам есть выражение абсолютной и бескорыстной любви, не только акт, но и акция Священного Творения. Но ведь любовь предполагает такое самораскрытие, в котором проявляется наивысший из даров – свобода. И в этом смысле человек был отличен не только от остальных существ, но даже от ангелов.
Наиболее точно и конкретно свободу можно определить как возможность и способность выбора. То есть, свобода – это наличие выбора.
Примечательна и этимология данного слова, явно созвучного с уже известным нам <бара> в значении «творить впервые», «создавать прежде не бывшее». Вместе с тем, оно имеет еще ряд значений, а именно – «брать», «избирать». Кстати, отсюда нам достаточно сделать короткий шажок к мистическому пониманию понятия «Брак» – в его ядерном, профетическом значении. Очевидно, что неслучайное созвучие проступает и здесь.
Человек сделал свой выбор, вернее, та часть его, которая зовется душой. (Вспомним, что к Адаму «первому» предостережение не относилось).
Что такое познание «добра и зла»? Скорее всего, это желание самому устанавливать и оценивать, что есть добро, а что есть зло, то есть быть самому вершителем и судией. Нам известно, что слово «познать» несет в себе интимный оттенок соединения, совокупления. Именно данным глаголом обозначаются близкие, интимные отношения между мужчиной и женщиной. То же самое было сказано и в отношении Адама, который «познал» жену свою. Стало быть, познание добра и зла означает сопричастность к ним, соединенность с ними.
Если Дерево Жизни – это Стасис – основа, покой, блаженство и Экстасис – восторг, пребывание в любви, богообщении и наслаждении безграничном, то есть без границ и ограничений, то Дерево Познания Добра и Зла в самом имени своем содержит уже некий диссоциативный, разделительный смысл, выражаемый союзом и (для наглядности сравним: Война и Мир, Преступление и Наказание), предполагающий раскол, расщепление. Хорошо известно греческое слово, обозначающее расщепление – Схизис. Расщепление души – Схизофрения. Отсюда и – шизофрения.
Быт. 3. 7. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги…».
Узнали они, что открыты и проницаемы перед Духом. И оттого смутились, что совершили поступок, который впоследствии захотели утаить. Утаивание – верный признак страха. Ибо, какой резон утаивать и лгать кому-то, если перед ним не испытывается страха?
И таким образом, в душе человека наметился первый схизис – первый раскол, первое расщепление. Когда «открылись глаза у них обоих», они при соприкосновении со злом почувствовали, что уязвимы.
Каковы же их дальнейшие действия – Адама и жены его?
Быт. 3. 8. «И услышали голос Господа Бога, проходящий по саду; и скрылся Адам и жена его от лица господа Бога между деревьями рая».
Данный отрывок показывает, что, не смотря на формальное пребывание в раю, Адам и его жена по своему внутреннему состоянию уже оказались в преисподней, куда они сами себя и погрузили.
Быт. 3. 9. «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты»?.
«Где ты»? – можно воспринимать как фигуру психоактивную, призванную вывести из трансового оцепенения того, кто в него провалился – пал, и призывающую к ответственности, покаянию. По древнееврейски <шуву> - «покайтесь» - означает еще «возвратитесь», «вернитесь».
Вероятно, Бог дает человеку шанс подняться, приняв ответственность за содеянное. Однако Адам не принял предложения исцелиться. Люди не захотели принять ответственности. Адам высказывает претензию к Богу и обвиняет жену. Жена сваливает вину на змея. Виноватыми оказываются «все, кроме меня».
Быт. 2. 17. «А от древа познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».
Отягощенный злом, человек стал смертным. Вероятно, зло как раз и есть смерть. Выражение «смертью умрешь» указывает не на мгновенную гибель, а на переход в разряд смертных.
Итак, Адам пал. Вместе с ним пал и мир, так как все мироздание таинственным образом связано с Адамом. Не является ли очевидным, что воспринимаемый мир и тот, кто его воспринимает суть одно?
Нам остается выяснить, насколько современное состояние человека генетически сопряжено с его первозданной ситуацией.
III. Страсти по роддому.
Генетика грехопадения.
Быт. 3:16. «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей, в болезни будешь рождать детей».
Никто из людей еще не пришел в этот мир с улыбкой на устах. Более того, наше появление на свет сопровождается плачем, болью, муками, страданиями и всепоглощающим ужасом. Что вполне естественно, если вспомнить заявление, согласно которому рождение ребенка – это смерть плода.
Стало быть, каждый из нас несет в себе опыт смерти и уже при жизни.
К данной теме проявили интерес и представители психоанализа, полагая, что здесь можно отыскать один из ответов на те вопросы человечества о себе самом, которые принято называть «проклятыми».
Согласно психоаналитическим исследованиям, ситуацию, в которой оказывается очередное вновь прибывшее сюда существо, можно представить в следующем виде.