Генез паттернов коммуникации

Количественное соотношение 6 категорий поведения в зависимости от возраста детей представлено в табл. 2.

Таблица 2

Процентное отношение паттернов определенной категории к общему числу паттернов коммуникации в различном возрасте

(По результатам анализа 30 часов отснятого материала)

Категории поведения____________________

 
Возраст От давание Просьба Угрозе Захват Агрессия Изоляция Всего паттернов
Меньше 9 мес.   27,5% 12% 15,5% 5% 40%
9—12 мес. 9,5% 22% 13% 18% П,5% 26%
12—15 мес. 10,5% 12,5% 21,5% 17% 12,5% 26,5%
15—24 мес. 10% 15,5% 14% 11,5% 25% 24,5%
24—36 мес. 7% 25,5% 17% 9% 18% 23,5%

Развитие поведения отдавания

В качестве полного акта отдавания рассматривается следующий паттерн: «ребенок протягивает руку с объектом в сторону другого, раскрывает кисть и отпускает объект», а также изображение данного действия без объекта. В зависимости от

возраста могут иметь место другие формы отдавания, например: ребенок роняет или кладет объект рядом с другим, подталкива­ет его к другому или же кидает его другому (вне ситуации аг­рессии).

До 9 месяцев поведение отдавания встречается крайне ред­ко. В целом поведение отдавания в паре сверстников появляет­ся от 8 до 12 месяцев, чаще всего к 10 месяцам.

Процент паттернов отдавания в коммуникативном поведении детей мало изменяется от 9 до 24 месяцев и составляет при­мерно 10%. Этот процент несколько снижается после 24 меся­цев, но это компенсируется увеличением числа паттернов просьбы. (Оба типа поведения выполняют функцию установле­ния связей и взаимного успокоения.)

Факторный анализ паттернов отдавания позволяет описать хронологию развития данного типа поведения.

1. От 9 до 12 месяцев ребенок, осуществляющий отдавание, находится чаще всего сбоку или сзади получателя. Часто ребе­нок не разжимает руку и не отпускает объект.

2. От 12 до 15 месяцев в большинстве случаев ребенок на­чинает отдавать объект из позиции лицом к лицу. Возникает и начинает преобладать паттерн отдавания, когда ребенок протя­гивает к другому руку с объектом, разжимает кисть и отпускает объект.

3. Между 15 и 24 месяцами процесс развития полной фор­мы паттерна отдавания достигает своего максимума. Формы от­давания достигают наибольшего разнообразия: развивается об­мен объектами; объекты оставленные, брошенные или отнятые возвращаются своему изначальному «владельцу». Также на вто­ром году жизни появляются и развиваются акты отдавания объек­тов персоналу яслей.

4. Между 2 и 3 годами паттерны отдавания выступают во всей своей отчетливости (ясно, без излишеств). Они реже подкрепля­ются вокализациями и просьбами, выраженными в положении тела. Все говорит о явном улучшении декодирования данного паттерна другими детьми: явления отказа со стороны получате­ля становятся редкими, паттерн отдавания редко возобновляет­ся в случае отказа со стороны получателя.

5. К концу третьего года формируется способность к симво­лическому изображению акта отдавания. Ребенок протягивает руку к другому ребенку, разжимает кисть и отпускает вообра­жаемый объект, как будто он реальный. Другой ребенок, в свою очередь, изображает получение воображаемого объекта.

Генез паттернов коммуникации - student2.ru

Развитие поведения просьбы

В качестве поведения просьбы рассматриваются паттер­ны, включающие активный поиск взгляда другого ребенка и/или ориентация взгляда на объект, принадлежащий другому ребен­ку, вне связи с попытками захвата или агрессией. Были выде­лены основные формы поведения просьбы: ребенок протягива­ет руку в сторону объекта ладонью вниз, вверх или вертикаль­но; ребенок неподвижно указывает пальцем на объект (вплоть до легкого касания объекта); ребенок дотрагивается до облада­теля объекта; ребенок наклоняет голову набок лежа, сидя или стоя, фиксируя взгляд на объекте и/или пытаясь установить глаз­ной контакт с обладателем объекта; ребенок ритмично сгибает ноги (слегка приседает), глядя на других детей; ребенок сидя или лежа беспорядочно колотит ногами и руками, будучи по­вернут в сторону других детей; резкое изменение ритма пере­мещения ребенка.

Эти различные паттерны могут сочетаться с вокализациями, улыбкой и словами в зависимости от возраста ребенка. В данном исследовании не рассматривается лицевая экспрессия обраще­ния у маленьких детей (J. С. Rouchouse, 1978, 1980), а также раз­личные способы указания пальцем (A. Jouanjean-L'antoene, 1982).

До 9 месяцев процент поведения просьбы относительно вы­сок (27,5%) по сравнению с другими видами коммуникативного поведения в этом возрасте и по сравнению с другими возрас­тами. В этом возрасте выделяются два основных паттерна:

* ребенок протягивает руку ладонью вниз в сторону объек­та, обладатель объекта может быть повернут к нему лицом, бо­ком или спиной;

* ребенок лежа наклоняет голову набок и устанавливает с обладателем объекта зрительный контакт.

От 9 до 12 месяцев процент паттернов просьбы остается высоким по отношению к другим видам коммуникативного по­ведения (22%). При том, что ладонь просящего остается повер­нутой вниз, возникает множество различных паттернов просьбы. В этом возрасте наблюдались 20 различных паттернов в отли­чие от 4 паттернов, наблюдавшихся в возрасте до 9 месяцев. Отсутствуют только формы, связанные с поворотом ладони кверху и с речью.

От 12 до 15 месяцев наблюдается значительное снижение процента паттернов просьбы (12,5%). Это связано с началом ходь­бы, которое приходится на период от 12 до 18 месяцев в зави­симости от индивидуальных различий.

Генез паттернов коммуникации - student2.ru

От 15 до 24 месяцев происходят качественные изменения в движении руки и ориентации ладони: все чаще ладонь поворачи­вается горизонтально или кверху при том, что рука, протянутая ладонью вниз, остается преобладающим паттерном. Одновремен­но наблюдается увеличение частоты указания пальцем в направ­лении объекта, находящегося в руках другого ребенка. В этом возрасте ребенок начинает чаще дотрагиваться до обладателя объекта, а не до самого объекта.

Таблица 3

Наши рекомендации