V. тип и тяжесть эмоционального развития
Тип нарушения эмоционального развития определяется комбинацией явлений искажения (диспропорции), задержки развития и неустойчивости новообразований и стоящих за ними смычек как между определенными уровнями эмоциональной регуляции, так и между элементами внутри уровня, а также местом, которое занимает регрессия в формировании общей картины нарушений.
Симптомы искажения (диспропорции) возникают при сочетании более сложных новообразований с более примитивными.
Например, девочка 3 лет 3 месяцев, речь которой фиксирована на стадии лепета (возрастной норматив — от 3 до 12 месяцев), не использует этот лепет для общения, одержима аутисти-ческой игрой с куклами (шепчется, разговаривает с ними часами на своем языке), т. е. у нее развита символическая игра, характерная для детей двухлетнего возраста. Базальная аффективная коммуникации бедная (девочка истошно визжит при нарушении стереотипов или неудовлетворении ее желания, использует один-два жеста для коммуникации, заражается тревогой
матери, но не может ей сопереживать, не пытается утешить мать). Гиперсензитивность к тактильному контакту с другим человеком очень высокая, аффективная экспансия развита неравномерно (стремление к риску в преодолении барьеров, связанных с пространством, сочетается с непереносимостью социальных барьеров). Таким образом, одним из наиболее ярких симптомов диспропорции является диспропорция между более развитым, но изолированным уровнем символической регуляции и сильно дефицитарным уровнем базальнои аффективной коммуникации.
Симптомы недоразвития возникают в том случае, если ключевое для эмоционального развития новообразование начинает формироваться значительно позже биологически заданного срока и остается не полностью интегрированным в систему эмоциональной регуляции, а в грубых случаях и изолированным от него. Например, глазной контакт, если он возникает у ребенка старше 3—4 лет, остается недоразвитым из-за его недостаточной ритмической организации, некоординированности с речевым высказыванием и др.
Симптомы неустойчивости возникают, если ребенок, овладев новым паттерном, не совершенствует его и не включает его в новые связи.. Например, ребенок, осваивая новые слова, «забывает» старые, избегая нагрузки, неизбежной в процессе развития.
В зависимости от преобладания симптомов того или иного типа можно говорить об определенном профиле развития.
Дискоординированный профиль — с преобладанием элементов искажения.
Сниженный (некоординированный) профиль — с преобладанием элементов недоразвития.
Неустойчивый профиль (следует указать диапазон колебаний) — с неустойчивыми координациями между уровнями и отдельными элементами внутри, уровней.
А. Рестуан, X. Монтанье
ХРОНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
И ЕГО ПРОФИЛИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА1
Социальному поведению были посвящены многие исследования этологов и психологов развития. Исследование социального поведения детей включает два важных аспекта: взаимодействие с родителями и взаимодействие со сверстниками.
Задача:исследование интерактивных систем, взаимодействие человека с его социальной средой, динамика систем коммуникации ребенка с его средой.
Социальная среда рассматривается как сумма специфически человеческой стимуляции.
1. Изучение взаимодействия мать — ребенок. Сотрудничество этологии и психоанализа. Этология: изучение сенсомоторного аспекта интеракций мать — ребенок. Психоанализ: анализ влияния фантазий и материнских проекций на качество и будущее отношений матери и ребенка.
2. Изучение особенностей, функций и генеза систем взаимодействия ребенка со сверстниками:
влияние семьи и учреждений на интерактивные системы детей
этологические исследования поведения ребенка в среде сверстников (изучение репертуара с анализом функций разных типов поведения)
Исследование:изучение систем коммуникаций со сверстниками у детей раннего возраста.
Цель исследования:
1. Выявление структуры (временные и пространственные характеристики), функций и динамики коммуникативных систем.
2. Исследование того, когда, как и под влиянием чего дифференцируются и изменяются элементы коммуникативного поведения и системы интеракций.
1 «Chronologie des comportements de communication et profils de comportement chez le jeune enfant» A. Restoin, И. Montagner, D. Rodriguez, J. J. Girardot, D.Laurent, F. Kontar, V. Vllmann, С Casagrande, B. Talpain // «Ethologie et developpement de 1'enfant» sous la direction de R. E. Tremblay, M. A. Provost & F. F. Strayer. Paris, 1985.
(Статья из сборника «Этология и развитие ребенка» под ред. Tremblay, Provost, Strayer). Пер. Ю.Михайловой.
3. Хронологическое исследование возникновения и исчезновения элементов коммуникативного поведения от 6 до 36 месяцев.
4. Анализ того, когда и каким образом факторы окружающей среды могут влиять на исследуемые системы поведения в процессе развития.
5. Анализ профилей коммуникативного поведения детей в конце второго и в течение третьего года жизни.
Результаты исследования могут быть интегрированы различными концепциями развития ребенка и могут способствовать пониманию некоторых вопросов в рамках крупных теоретических концепций. Результаты должны анализироваться с точки зрения целостного процесса развития.
МЕТОДЫ И ИСПЫТУЕМЫЕ
С 1970 г. были проведены исследования систем коммуникаций с ровесниками у детей до 3 лет в двух яслях в Бе-зансоне. Наблюдение в яслях позволяло отслеживать ребенка на протяжении целого дня, а также обеспечивало возможность лонгитюдного исследования.
Дети наблюдались в течение 30—90 минут во время их свободной активности двумя или тремя наблюдателями (от 2 до 5 детей на каждого наблюдателя). Наиболее часто использовались бланки с кодами, которые позволяют вычленять единицы поведения, идентифицированные и категоризованные в предварительных исследованиях. Часто для дополнения и валидизации наблюдения использовалась видеозапись с последующим покадровым анализом. (На камеру снимался общий вид группы.) В целом с 1970 года было обследовано около 500 детей.
Отдельное исследование было проведено с 1975 по 1978 год. Оно было посвящено хронологии появления и изменений во времени элементов коммуникативного поведения. Исследование проводилось на 100 детях, причем 80 из них обследовались длительно и систематически. 30 часов из отснятого материала были подвергнуты анализу (из расчета от 5,5 до 6,5 часов на одну возрастную группу). Были выделены пять возрастных групп: менее 9 месяцев; от 9 до 12 месяцев; от 12 до 15 месяцев; от 15 до 24 месяцев; от 24 до 36 месяцев.
С 1978 по 1981 год было проведено исследование еще 42 детей для уточнения генеза голосового поведения. Для этого было проанализировано 15 часов видеозаписи (6 часов для возраста от 6 до 15 месяцев и 9 часов для возраста от 15 до 20 месяцев).
В качестве исходных единиц анализа поведения использовались единицы, выделенные H.Montagner и др. (табл. 1).
Таблица 1
Паттерны поведения, выделенные и проанализированные у детей от 18 до 36 месяцев (ясли) и от 3 до 6 лет (детский сад) в существующих публикациях и в исследованиях безансонской группы.
В таблицу не входят: 1. Редко встречающиеся паттерны. 2. Паттерны, которые с равной частотой могут быть отнесены к различным рубрикам в зависимости от контекста (ребенок обнимает и роняет другого; езда верхом; толчок, не приводящий к падению). 3. Перемещения, не связанные с взаимодействием. 4. Единицы имитативной игры и манипуляции с объектом.
Агонистические проявления | ||||
Привязанность и стремление успокоить | Угроза | Агрессия | Испуг и уход | Изоляция |
Ребенок: | ||||
— улыбается | — открывает | — бьет | — прикрыва | — сосет |
-— наклоняет | рот со стис- | другого | ет глаза | палец |
голову набок | нутыми | руками, | — закрывает | — теребит |
— наклоняет | зубами | ногами, | лицо | волосы |
туловище | — пронзительно | объектом | руками | или ухо |
набок | вокализирует | — царапает | — отворачи- | — сосет |
—'■ кивает головой | или кричит | — щипает | вает | ткань или |
— идет вразвалку | «а-а» | — кусает | голову | игрушку |
— раскачивание | — хмурит брови | — таскает за | — откидыва- | — уходит в |
корпуса | — сжимает | волосы или | ет назад | сторону и |
— держит руку | кулаки | за одежду | туловище, | остается |
ладонью кверху | — замахивается, | — тащит и | убирает | стоять |
— отдает что-либо | вытягивает | роняет | руки и | — садится в |
— слегка касается | руку кистью | другого | ноги | стороне |
— ласки | вниз | — трясет | — отодвига- | — растяги- |
— берет за руку | — тыкает указа- | — толкает | ется назад | вается на |
— целует | тельным | другого дс | всем | животе |
— сидит на | пальцем | падения | телом | — ложится |
корточках | — расставляет | — отнимает | — бегство | набок |
— хлопает в ладоши | руки | объект без | — плач | — лежит, |
— вращает | — вытягивает | просьбы | после | свернув- |
туловище | голову (туло- | — кидает | взаимо- | шись «ка- |
— прыгает на месте | вище) вперед | в другого | действия | лачиком» |
— голосовой обмен | — резкое дви- | объект | — плачет | |
без угрозы | жение вперед | вне | ||
— полуоборот или | — удар в воздух | всякого | ||
оборот вокруг | взаимо- | |||
себя | действия |
В результате покадрового анализа отснятого материала было выделено 90 паттернов поведения коммуникации со сверстниками, которые были разделены на 6 категорий:
* отдавание (дар, приношение)
* просьба, обращение
* угроза
* агрессия
* захват объекта
* изоляция и плач
Изучение голосового поведения включало анализ числа вокализаций, их частоты, соотношения и общей формы.
Полученные данные были подвергнуты факторному анализу и классической статистической обработке.
РЕЗУЛЬТАТЫ