V. тип и тяжесть эмоционального развития

Тип нарушения эмоционального развития определяет­ся комбинацией явлений искажения (диспропорции), задержки развития и неустойчивости новообразований и стоящих за ними смычек как между определенными уровнями эмоциональной ре­гуляции, так и между элементами внутри уровня, а также мес­том, которое занимает регрессия в формировании общей карти­ны нарушений.

Симптомы искажения (диспропорции) возникают при соче­тании более сложных новообразований с более примитивными.

Например, девочка 3 лет 3 месяцев, речь которой фиксиро­вана на стадии лепета (возрастной норматив — от 3 до 12 меся­цев), не использует этот лепет для общения, одержима аутисти-ческой игрой с куклами (шепчется, разговаривает с ними часа­ми на своем языке), т. е. у нее развита символическая игра, характерная для детей двухлетнего возраста. Базальная аффек­тивная коммуникации бедная (девочка истошно визжит при на­рушении стереотипов или неудовлетворении ее желания, исполь­зует один-два жеста для коммуникации, заражается тревогой

матери, но не может ей сопереживать, не пытается утешить мать). Гиперсензитивность к тактильному контакту с другим че­ловеком очень высокая, аффективная экспансия развита нерав­номерно (стремление к риску в преодолении барьеров, связан­ных с пространством, сочетается с непереносимостью соци­альных барьеров). Таким образом, одним из наиболее ярких симптомов диспропорции является диспропорция между более развитым, но изолированным уровнем символической регуляции и сильно дефицитарным уровнем базальнои аффективной ком­муникации.

Симптомы недоразвития возникают в том случае, если клю­чевое для эмоционального развития новообразование начинает формироваться значительно позже биологически заданного сро­ка и остается не полностью интегрированным в систему эмо­циональной регуляции, а в грубых случаях и изолированным от него. Например, глазной контакт, если он возникает у ребенка старше 3—4 лет, остается недоразвитым из-за его недостаточ­ной ритмической организации, некоординированности с рече­вым высказыванием и др.

Симптомы неустойчивости возникают, если ребенок, овла­дев новым паттерном, не совершенствует его и не включает его в новые связи.. Например, ребенок, осваивая новые слова, «за­бывает» старые, избегая нагрузки, неизбежной в процессе раз­вития.

В зависимости от преобладания симптомов того или иного типа можно говорить об определенном профиле развития.

Дискоординированный профиль — с преобладанием элементов искажения.

Сниженный (некоординированный) профиль — с преобладани­ем элементов недоразвития.

Неустойчивый профиль (следует указать диапазон колеба­ний) — с неустойчивыми координациями между уровнями и от­дельными элементами внутри, уровней.

А. Рестуан, X. Монтанье

ХРОНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

И ЕГО ПРОФИЛИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА1

Социальному поведению были посвящены многие ис­следования этологов и психологов развития. Исследование со­циального поведения детей включает два важных аспекта: взаи­модействие с родителями и взаимодействие со сверстниками.

Задача:исследование интерактивных систем, взаимодействие человека с его социальной средой, динамика систем коммуни­кации ребенка с его средой.

Социальная среда рассматривается как сумма специфичес­ки человеческой стимуляции.

1. Изучение взаимодействия мать — ребенок. Сотрудничество этологии и психоанализа. Этология: изучение сенсомоторного ас­пекта интеракций мать — ребенок. Психоанализ: анализ влияния фантазий и материнских проекций на качество и будущее отно­шений матери и ребенка.

2. Изучение особенностей, функций и генеза систем взаимо­действия ребенка со сверстниками:

влияние семьи и учреждений на интерактивные системы детей

этологические исследования поведения ребенка в среде сверстников (изучение репертуара с анализом функций разных типов поведения)

Исследование:изучение систем коммуникаций со сверстни­ками у детей раннего возраста.

Цель исследования:

1. Выявление структуры (временные и пространственные харак­теристики), функций и динамики коммуникативных систем.

2. Исследование того, когда, как и под влиянием чего диффе­ренцируются и изменяются элементы коммуникативного по­ведения и системы интеракций.

1 «Chronologie des comportements de communication et profils de comportement chez le jeune enfant» A. Restoin, И. Montagner, D. Rodriguez, J. J. Girardot, D.Laurent, F. Kontar, V. Vllmann, С Casagrande, B. Talpain // «Ethologie et developpement de 1'enfant» sous la direction de R. E. Tremblay, M. A. Provost & F. F. Strayer. Paris, 1985.

(Статья из сборника «Этология и развитие ребенка» под ред. Tremblay, Provost, Strayer). Пер. Ю.Михайловой.

3. Хронологическое исследование возникновения и исчезновения элементов коммуникативного поведения от 6 до 36 месяцев.

4. Анализ того, когда и каким образом факторы окружающей среды могут влиять на исследуемые системы поведения в процессе развития.

5. Анализ профилей коммуникативного поведения детей в кон­це второго и в течение третьего года жизни.

Результаты исследования могут быть интегрированы различ­ными концепциями развития ребенка и могут способствовать пониманию некоторых вопросов в рамках крупных теоретичес­ких концепций. Результаты должны анализироваться с точки зре­ния целостного процесса развития.

МЕТОДЫ И ИСПЫТУЕМЫЕ

С 1970 г. были проведены исследования систем ком­муникаций с ровесниками у детей до 3 лет в двух яслях в Бе-зансоне. Наблюдение в яслях позволяло отслеживать ребенка на протяжении целого дня, а также обеспечивало возможность лонгитюдного исследования.

Дети наблюдались в течение 30—90 минут во время их свобод­ной активности двумя или тремя наблюдателями (от 2 до 5 де­тей на каждого наблюдателя). Наиболее часто использовались бланки с кодами, которые позволяют вычленять единицы пове­дения, идентифицированные и категоризованные в предваритель­ных исследованиях. Часто для дополнения и валидизации наблю­дения использовалась видеозапись с последующим покадровым анализом. (На камеру снимался общий вид группы.) В целом с 1970 года было обследовано около 500 детей.

Отдельное исследование было проведено с 1975 по 1978 год. Оно было посвящено хронологии появления и изменений во вре­мени элементов коммуникативного поведения. Исследование про­водилось на 100 детях, причем 80 из них обследовались дли­тельно и систематически. 30 часов из отснятого материала были подвергнуты анализу (из расчета от 5,5 до 6,5 часов на одну возрастную группу). Были выделены пять возрастных групп: ме­нее 9 месяцев; от 9 до 12 месяцев; от 12 до 15 месяцев; от 15 до 24 месяцев; от 24 до 36 месяцев.

С 1978 по 1981 год было проведено исследование еще 42 детей для уточнения генеза голосового поведения. Для этого было проанализировано 15 часов видеозаписи (6 часов для возраста от 6 до 15 месяцев и 9 часов для возраста от 15 до 20 месяцев).

В качестве исходных единиц анализа поведения использо­вались единицы, выделенные H.Montagner и др. (табл. 1).

Таблица 1

Паттерны поведения, выделенные и проанализированные у детей от 18 до 36 месяцев (ясли) и от 3 до 6 лет (детский сад) в суще­ствующих публикациях и в исследованиях безансонской группы.

В таблицу не входят: 1. Редко встречающиеся паттерны. 2. Паттер­ны, которые с равной частотой могут быть отнесены к различным руб­рикам в зависимости от контекста (ребенок обнимает и роняет друго­го; езда верхом; толчок, не приводящий к падению). 3. Перемещения, не связанные с взаимодействием. 4. Единицы имитативной игры и ма­нипуляции с объектом.

Агонистические проявления
Привязанность и стремление успокоить Угроза Агрессия Испуг и уход Изоляция
Ребенок:        
— улыбается — открывает — бьет — прикрыва — сосет
-— наклоняет рот со стис- другого ет глаза палец
голову набок нутыми руками, — закрывает — теребит
— наклоняет зубами ногами, лицо волосы
туловище — пронзительно объектом руками или ухо
набок вокализирует — царапает — отворачи- — сосет
—'■ кивает головой или кричит — щипает вает ткань или
— идет вразвалку «а-а» — кусает голову игрушку
— раскачивание — хмурит брови — таскает за — откидыва- — уходит в
корпуса — сжимает волосы или ет назад сторону и
— держит руку кулаки за одежду туловище, остается
ладонью кверху — замахивается, — тащит и убирает стоять
— отдает что-либо вытягивает роняет руки и — садится в
— слегка касается руку кистью другого ноги стороне
— ласки вниз — трясет — отодвига- — растяги-
— берет за руку — тыкает указа- — толкает ется назад вается на
— целует тельным другого дс всем животе
— сидит на пальцем падения телом — ложится
корточках — расставляет — отнимает — бегство набок
— хлопает в ладоши руки объект без — плач — лежит,
— вращает — вытягивает просьбы после свернув-
туловище голову (туло- — кидает взаимо- шись «ка-
— прыгает на месте вище) вперед в другого действия лачиком»
— голосовой обмен — резкое дви- объект   — плачет
без угрозы жение вперед     вне
— полуоборот или — удар в воздух     всякого
оборот вокруг       взаимо-
себя       действия

В результате покадрового анализа отснятого материала было выделено 90 паттернов поведения коммуникации со сверстни­ками, которые были разделены на 6 категорий:

* отдавание (дар, приношение)

* просьба, обращение

* угроза

* агрессия

* захват объекта

* изоляция и плач

Изучение голосового поведения включало анализ числа во­кализаций, их частоты, соотношения и общей формы.

Полученные данные были подвергнуты факторному анализу и классической статистической обработке.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Наши рекомендации