В. В. Лебединский, М. К. Бардышевская
АФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ1
В психическом развитии ребенка есть период наибольшей нагрузки на аффективную систему. Это период с рождения до трех лет. В последующие возрастные периодьт роль афрективной регуляции также велика, однако именно в ранЕем возрасте неблагополучие в аффективной сфере является наиболее злокачественным для психического и психосоматического развития ребенка.
Как известно, у человека морфологическим субстратом эмоциональной регуляции являются древние (подкорковые) и наиболее поздно возникшие (лобные) образования головного мозга. В эволюционном плане систему эмоциональной регуляции можно сравнить с геологическими напластованиями, каждое из которых имеет свою структуру и .функцию. Эти образования находятся в тесном взаимодействии друг с другом, образуя иерархически усложняющуюся систему уровней.
В своих базальных основах.эмоции связаны с инстинктами и влечениями, а в наиболее примитивных формах функционируют даже по механизму безусловных рефлексов.
Этот примитивный характер эмоционального реагирования в нормальном развитии не всегда выступает достаточно отчетливо. Патологические же случаи дают много примеров влияния элементарных эмоций на поведение. В ходе нормального онтогенеза ранние формы аффективного реагирования включаются в более сложные.
Особая роль в этом процессе принадлежит памяти, и речи. Память создает условия для сохранения сле/ов эмоциональные переживаний. В результате не только актуальные события, но и прошлое (а на основании их — и будущее) начинают вызывать эмоциональный резонанс. Речь, в свою очередь, обозначает, дифференцирует и обобщает эмоциональные переживания2, в результате чего эмоции теряют в своей яркости, непосредственности, зато выигрывают в возможности их игнтеллекпуализации, осознанности.
1 Печатается по рукописи.
2 Не все пласты эмоциональных переживаний могут быть осознаны и вербализованы, например элементарные тактильные, вкусовые, кожные и другие слабо опредмеченные ощущения с выраженным аффективным компонентом, в высокой степени индивидуализированные, выполняют роль аффективного фона. Однако в некоторых случаях йез определенного аффективного фона не могут реализоваться сложные виды деятельности,
Эмоциональная система является одной из основных регу--ляторшх систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма (Фрейд, 1989; Лоренц, 1997; Анохин, 1975; Еилюгас, 1976,1986; Мзард, 1980, 1999; Рейковский, 1979; Симонов, .1970, 1985, и др.).
Клк любая система регуляции, система эмоциональной регуляции вшчает в себя воспринимающее и исполнительное звенья.
Из внутренней среды она получает информацию об общем состоянии организма (которое расценивается тлобально как ком-срортжое или дискомфортное), о физиологических потребностях. Наряде этой постоянной информацией в экстремальных, часто патологических, случаях возникают эмоциональные реакции наситналы, обычно не доходящие до уровня эмоциональной оценки, Эти сигналы, часто связанные с неблагополучием отдельных органов, вызывают состояния страха, тревоги.
Что касается информации, поступающей из внешней среды, то афферентное звено эмоциональной системы чувствительно к тем ее параметрам, которые непосредственно сигнализируют о возможности: в настоящем или будущем удовлетворения актуальных потреб-костей, а также реагирует на любые изменения внешней среды, несущие угрозу или, ее возможность в будущем. В круге явлений, чреватых опасностью, учитывается также информация, синтезируемая когнитивными системами: возможности сдвига среды в сторону неустойчивости, неопределенности, информационного дефицита.
Таим образом, эмоциональная и когнитивная системы совместно обеспечивают ориентировку в окружающем.
При этом каждая из них вносит свой особый вклад в решение этой задачи,
По сравнению с когнитивной эмоциональная информация менее структурирована. Эмоции являются своеобразным стиму-.ляторэом ассоциаций из разных, порой не связанных друг с другом областей опыта, что способствует быстроту обогащению исходной информации. Это система «быстрого реагирования» на .любьле важные с точки зрения потребностной сферы изменения внешней среды.
Параметры, на кюторые опираются когнитивная и эмоциональная системы при построении образа окружающего, не со-ъпадают. Так, например, интонация, недружелюбное выражение тлаз < точки зрения аффективного кода имеют большее значение, "чем противоречащие этому недружелюбию высказывания. Интонация, выражение лица, жесты и другие паралингвисти-^ескр^е факторы могут выступать как более значимая информация .адо принятия решения.
Несовпадения когнитивных и эмоциональных оценок окружающего, большая субъективность последних создают условия для различных трансформаций, приписывания ожрркающему новых значений, сдвигов в область ирреального, Благодаря этому в случае чрезмерного давления окружающего эмоциональная система осуществляет защитные функция.
Исполнительное звено эмоциональной регуляции обладает небольшим набором внешних форм активности: это различные виды изобразительных движений (мимика, экспрессивные движения конечностей и тела), тембр и громкость голоса.
Основной же вклад исполнительного звена— уистие в Ре~ гуляции тонической стороны психической деятельности3. Положительные эмоции повышают психическую активность, обеспечивают «настроенность» на решение той или жов задачи. Отрицательные эмоции, чаще всего снижая психический тонус, обусловливают в основном пассивные способы: защиты. Но ряд отрицательных эмоций, такие, как гнев, ярость, усиливают защитные возможности организма, в том" числе ка срдаиологическом уровне (повышение мышечного тонуса, артериального давления, увеличение вязкости крови).
Очень важно, что одновременно с регуляпией тонуса других психических процессов происходит тонизация и отдельных звеньев самой эмоциональной системы. Благо/аря этому обеспечивается стабильная активность тех эмоций, которые в данный момент доминируют в аффективном состоянии:.
Активизация одних эмоций может облегчить паи затормозить протекание других. Например, радость повышает интерес. В свою очередь, интерес подавляет страх.
В случае болезненных воздействий боль, гнев яшются наиболее адаптивными реакциями, поскольку wo6heah3"jtot силы для защиты. Вследствие полярности некоторых пар эмоций (радость— печаль, гнев—страх) между ними могут возникнуть р>шые по своему характеру отношения: в одних случаях— нзаинюго исключения, в других — взаимодействия (слезы радости) (Изард, 1999).
При сталкивании разных по з'наку эмоций («эмоциональный контраст») увеличивается яркость положительных эмоциональных переживаний. Так, сочетание легкого страха с ощсзчением без-
опасности используется во многих детских иг-jax [подбрасывание ребенка взрослым кверху, катание с гор, прюкти с высоты).
3 В известной теории Линдслея (I960) эмоциям отводите*! роль регулятора возбуждения неспецифических структур мозга, *сотор:ые, в свою очередь, посылают импульсы в таламус и кору.
Такие «качели», по-видимому, не только активизируют эмоциональную сферу, но и являются своеобразный приемом ее «закаливания ».
Потребность организма в поддержании активных (стеничес-ких) состояний обеспечивается постоянным эмоциональным тонизированием. Поэтому в процессе психического развития создаются и совершенствуются различные психотехнические средства, направленные на превалирование стеннческих эмоций над астеническими.
В норме существует баланс тонизирования внешней средой л аутостимуляцией. В условиях, когда внешняяг среда бедна, однообразна, возрастает роль аутостимуляции и, наоборот, доля ее уменьшается в условиях разнообразных внешних эмоциональных стимулов. Одним из наиболее сложных вопросов психотерапии является выбор оптимального уровня тонизирования, при котором эмоциональные реакции протекали бы в заданном русле. Слабая стимуляция может оказаться малоэффективной, а сверхсильная может негативно изменить весь ход эмоционального процесса.
Особенно важен этот момент в= патологии, где наблюдаются первичные нарушения нейродинамики. Явления гипо- и гипердинамики дезорганизуют эмоциональную регуляцию, лишают ее устойчивости и избирательности. Нарушения нейродинамики отражаются прежде всего на настроении, являющемся фоном для протекания отдельных эмоций. Для пониженного настроения характерны астенические эмоции, патологически повышенного — стенические.
Важен знак нарушения, определяющий качество патологического процесса.
Так, при явлениях рипердинамии патологические эмоции имеют стеыический характер (проявления бурной радости или т-Бева., ярости, агрессии).
В крайних вариантах гипердинамии мояда предположить «отнигаание» энерг-ии у других психических систем. Это явление имеет место при кратковременных сверхсильных эмоциях, сопровождающихся сужением сознания, нарушением ориентировки в окружающем. В патологии такие нарушения могут носить ж длительный характер,
Слабость (гиподинамия) будет проявляться прежде всего на корковом (наиболее энергоемком) уровне в виде эмоциональной лабильности, быстрой пресыщаемости, оживления более примитивных форм аффективного реагирования.
В более тяжелых случаях центр тяжести нарушений пере-тиещается с высших на базальные центры, которые уже не в
состоянии поддерживать собственную энергетику на нужном уровне. В этом случае на угрозу витальнытм константам организма эмоциональная система отвечает тревогой, страхом.
Подробнее типы аффективного реагирования на условиях сверхнагрузки рассматриваются в главе «Общая схема оценки эмоциональных нарушений».