Характеристики созревания поведения
Почему дети начинают говорить в период с 18-го по 28-й месяц своей жизни? Конечно же, не потому, что все мамы обучают их языку именно в это время. Нельзя с очевидностью сказать, что вообще имеет место хотя бы какое-либо сознательное систематическое обучение языку, так же как этого нельзя сказать и об обучении ходьбе и stance2.
На первый взгл_яд соблазнительна идея о том, что ребенок начинает говорить в то время, когда речь становится ему необходима. Однако из-за того, что понятие «необходимости» крайне субъективно, у нас нет метода, чтобы проверить это предположение. Здесь мы сталкиваемся с такими же логическими трудностями, как при определении универсального принципа удовольствия, который рассматривается в качестве ведущей мотивации. Чтобы уйти от неизбежной дискуссии, мы должны поставить вопрос, является ли из мнение потребностей ребенка в возрасте полутора лет следствием того, что усложняется среда, с которой он взаимодействует*, кли же следствием важных и закономерных изменений, происходящих в нем самом. Общество и родители ведут себя по-ушному с младенцем и уже подросшим ребенком, и поэтому ребенок попадает под все новые и новые влияния окружения пер>едтем, как начинает говорить, следовательно, изменения социального окружения в большей степени ответственны за изменения в способностях ребенка и его поведении. Вполне понятно, что наибольшее различие между «доразговор-ной» и «послеразговорной» стадиями проявляется в росте индивидуальности ребенка, а не во внешнем мире или в связи с изменением стимулов, имеющихся в распоряжении ребенка. Тем не менее гипотезы, которые строятся на предположении о «необходимости», могучбыть пересмотрены: появление определенных потребностей к 18-му месяцу жизни, которые и ведут к развитию речи, — это вс «цело заслуга общих процессов созревания, происходящих в индивиде. Так как потребности могут быть определены только субъективно и в логически замкнутой манере, то тщетно начинать исследование фактов, относящихся к развитию
«The genesis of language». The M.l.T. Press, Cambridge, Massachusetts and London, England, 1966, pp. 219—252. Перевод О. Букиной. Stance (англ.)— поза, положение тела.
речи с точки зрения гипотезы потребностей. Вместо этого следует попытаться понять природу процессов созревания. Центральная и наиболее интересная проблема здесь — является .ли появление речи заслугой общих способностей, которые сформировываются до критического минимума к 18 месяцам, чтобы сделать речь и другие способности доступными, или существуют факторы, специфические для речи и языка, которые формируются и являются чем-то независимым от других, более общих: процессов.
К сожалению, важность и роль созревания в развитии: «языковой готовности» не может быть исследована прямим экспериментом, и поэтому у нас нет возможности делить некоторые предположения и выводы из наблюдений. Поведение — это далеко не устойчивый, однозначный, самоочевидный феномен, как утверждали психологи прошлого века. Разные аспекты поведения проявляются в совершенно различные периоды жизненно-, го пути человека и в разнообразных случаях.
Критериев появления поведения, которое контролируется общими процессами развития, четыре:
1) регулярность и согласованность появления основных вех, коррелирующих с возрастом и другими сопутствующими факторами развития;
2) очевидность того факта, что возможности стимуляции извне всегда одни и те же в период роста ребенка, но младенец испбльзует разные аспекты этой внешней стимуляции на разных ступенях развития; .'.
3) появление поведения частичного либо полного до того, как оно начинает использоваться индивидом;
4) очевидность того, что неуклюжие проявления поведения не являются признаками целенаправленной практики.
Первое и второе утверждения очевидны и не ну^кдаются в пояснениях. Третье положение имеет место и в эмбриологии поведения. Обширная область двигательных паттернов наблюдается при спонтанной активности или при стимуляции эмбрионов задолго до того, как животное смогло бы использовать подобное поведение. Так называемая Leerlaufreaktion, или вакуумная деятельность, наблюдаемая этологами, является Ajyrmi примером появления поведения на определенной стадии развития при отсутствии какого-либо использования или необходимости его (см.: Hess, 1964; Lorenz, 1958).
Четвертое утверждение о малой роли практик и в становлении поведения было хорошо продемонстрировано на ^животных (Carmichael, 1927; Grohmann, 1938; Ttjomas и Schallor, 1954).
Подобный эффект можно наблюдать и у детей, чьи ноги вследствие коррекции врожденных дефектов были обездвижены гипсом. После выздоровления эти дети были способны хорошо держать равновесие и, в сущности, знали, как ходить, несмотря на то, что их ноги были еще слишком слабы, чтобы выдерживать даже собственный вес.
В целом есть основания считать, что видоспецифичные паттерны моторной координации появляются согласно общему порядку созревания в индивидуальном темпе и при наличии адекватной среды. Появление таких паттернов не связано с тренировкой или с нес войственной формой ответа. Когда животное «созрело» до уровня, на котором эти паттерны уже присутствуют в действительности, мы можем говорить о том, что они зависят либо от внешних или от внутренних стимулов (например, от определенного ур°вня гормонов в крови), либо от того и другого (Lehrman, 1956).
Цель этих комментариев — направить ваше внимание к потенциальным возможностям поведения и подчеркнуть форму/матрицу поведения вместо рассмотрения его как специфического акта. Если мы найдем, что появление определенного поведения может быть частично или полностью атрибутом изменений, происходящих в организме, а не в окружающей среде, то тогда мы должны попытаться раскрыть, что это за органические изменения. До тех пор, пока мы не покажем соматический базис, все наши размышления бесполезны.
Четыре характеристики развития поведения, идущего под контролем общего созревания организма, будут использованы нами в качестве основных пунктов при обсуждении того, является ли процесс появления языка следствием общих процессов развития организма.